Философия как наука

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 17:23, реферат

Описание работы

Философия - одна из самых увлекательнейших областей человеческого знания, духовной культуры. Зародившись в VII—VI веках до и. в Индии. Китае, Древней Греции, она стала устойчивой формой общественного сознания на все последующие века. Однако, как ни странно, до сих пор окончательного согласия в отношении того, является ли философия наукой ли нет, а также о ее связи с естественнонаучными дисциплинами, среди ученых нет. Начиная примерно с середины двадцатого столетия наблюдается повышенный интерес к философии в среде физиков, - интерес, обусловленный развитием квантовой теории и необходимостью интерпретации полученных результатов, для чего формальный физический аппарат оказался бесполезен.

Работа содержит 1 файл

тэк фил.doc

— 116.50 Кб (Скачать)

 

Термин  “идеология” древнегреческого происхождения  и буквально означает “учение  об идеях”, поскольку состоит из двух слов: “идея” и “ логос”. В научный оборот он был введён Антуаном Дестютом де Траси, одним из представителей позднего поколения французских просветителей. В своём труде “Этюд о способности мыслить” он использовал термин “идеология”, чтобы охарактеризовать науку об идеях. Позднее в многотомном сочинении “Элементы идеологии” (т. 1-4, 1805-1815 гг. ) он более подробно развил это понятие. Дестют де Траси характеризовал идеологию как “науку об идеях”, о том, как они возникают, и о законах человеческого мышления”. По его мнению, эта наука должна быть такой же точной, как и все естественные науки.

 

В самом  общем плане под идеологией следует  понимать относительно систематизированную  совокупность взглядов, существенной чертой которых является функциональная связь с интересами и стремлениями общественной группы. В состав идеологии входят идеи, возникшие на основе исторического опыта и условий жизни определенной социальной общности, которые особым образом отображают и оценивают действительность. В нее нередко включают и директивы к действиям, основанным на этих идеях. Последнее обстоятельство особенно характерно для политической идеологии, как комплекса идей о политической власти и о сфере политики в целом. Очевидно, что становление политической идеологии происходило вместе с появлением государства, и с этого времени формируются особые отношения между идеологией и политикой. Они характеризуют пример отношения теории и практики, сознания и действия.

 

При характеристике пути формирования политической идеологии отмечают четыре основные модели этого процесса. Во-первых, это модель конденсации. Она работает в том случае, когда происходит трансформация идеологических представлений, присущих обыденному политическому сознанию, в теоретические идеологические структуры. Во-вторых, это интегративная модель. Для нее характерны синтез, интеграция, конвергенция различных идей и представлений существующих идейно-политических течений или новое пересечение идеологических установок (неоконсерватизм, неолиберализм и т. п. ). В-третьих, это дивергентная модель. В данном случае формирование новой политической идеологии происходит в результате редукции, дзинтеграции, дивергенции, то есть “расщепления” идеологии уже существующей. В-четвертых, модель ревитализации идеологии, когда происходят возврат к старым идеям, их возрождение в более или менее модифицированной форме (попытки возврата к истокам консерватизма, марксизма и т. п. ). Выделение этих моделей носит условный и вспомогательный характер, поскольку в реальном процессе генезиса и изменения идеологий они нередко сочетаются, пересекаются и не встречаются в чистом виде. Вместе с тем их знание может помочь при анализе механизма возникновения некоторых идейных течений.

 

 

 

 

 

  Либерализм

 

В европейской общественно-политической литературе понятие “либерализм” появилось в начале XIX века. Термин “либерализм” происходит от латинского “liberalis”- свободный, имеющий отношение к свободе. Все определения либерализма включают в себя идеи личной свободы индивида, нескованной рамками традиций. Либерализм, как сложное структурное явление, принадлежащее одновременно философской, идеологической и политической сферам, предстает как историко-философская доктрина и политическая идеология, обосновывающая программные установки объединившихся под его знаменем социальных слоев, и как более или менее массовое организованное движение.

 

В мировозренчиский комплекс классического либерализма вошли представления о свободе групповых, классовых, националистических и иных предрассудков; идеи космополитизма, терпимости, гуманизма, прогресса, демократизма и индивидуализма с подчеркиванием самоценности личности. В экономической области основатели либерализма требовали отмены регламентаций и ограничений со стороны государственной власти, простора для частной инициативы, максимально свободных условий для развертывания частного предпринимательства. В сфере политики он основывается на признании прав человека, на разделении законодательной и исполнительной властей, на свободе выбора занятий, свободе конкуренции, что реализуется в требовании правового государства.

 

Концептуальное кредо классического  либерализма включает в себя утверждение абсолютной ценности человеческой личности и равенство от рождения всех людей; провозглашение автономии индивидуальной воли; требование создания государства на основе общего консенсуса и с единственной целью сохранить и защитить естественные права человека, что определяет договорный характер отношений между государством и обществом; убеждение в необходимости верховенства закона как инструмента социального контроля и вразумности ограничения объема и сфер деятельности государства; утверждение важности защищенности государства частной жизни человека и свободы его действий в рамках закона и т. п. В классическом либерализме свобода еще не вступает в конфликтующие отношения взаимопологания и взаимоотрицания с равенством. Свобода рассматривается как равная свобода для всех. Равенство же толкуется как равенство в свободе того же круга граждан. В последней трети XIX века начал складываться новый тип либерализма, нередко обозначаемый в литературе разными терминами: “неолиберплизм”, “социальный либерализм”, “либерал-реформизм”. Для политической идеологии либерал-реформизма характерны ориентации на социальное реформирование, стремление примерить равенство и свободу, отстаивание идеи согласия всех и подчеркивания нейтральности либеральной политики.

 

Своеобразно сложилась судьба либерализма  в современной России. Русская  либеральная мысль зародилась и  оформилась в рамках западничества. Но на русской почве он обрел свои специфические черты. Первые теоретические  разработки либерального образа мыслей представлены в произведениях К. Д. Ковелина, Б. Н. Чичерина, С. м. Соловьева.

 

Одной из центральных тем в русском  либерализме является рассмотрение проблемы личности, ее статуса в  общественном и государственном  устройстве. Для русской либеральной  мысли в период, когда она только заявила о себе на общественной арене, характерна сильная антидемократическая тенденция. Она проявляется, например, в склонности опираться на принцип монархизма. На грани XIX-XX веков наметилась иная тенденция: постепенное сближение либеральных лозунгов с демократическими программами. В русском либерализме на раннем этапе присутствовало сильное консервативное начало, что можно считать закономерным. Другая особенность русского либерализма связанна с тем, что ко времени его зарождения Россия еще оставалась крепостной страной.

 

В XIX и XX веках либерализм пережил  три тяжелых кризиса. Первый кризис политической идеологии либерализма  возник, когда “партия движения” XIX век превратилась в “партию  статус кво”, отодвинув на задний план интересы самого значительного политического движения того времени–рабочего движения. Истоки кризиса лежали в обострении антагонизма между равенством и свободой. Ответом на этот кризис стало возникновение либерал-реформизма. Второй кризис либеральной доктрины разродился после второй мировой войны. В тот период достижения и идеалы правового и конституционного государства, за которые в течение столетия выступал либерализм, перестали находить отклик во многих странах Европы. Третий и продолжающийся ныне кризис либерализма связан с нарастающим влиянием НТР, системой обострившихся глобальных проблем, цивилизационых противоречий.

 

    Консерватизм.

 

Идеология консерватизма рассматривается  как один из важнейших структурных  компонентов современных политических идеологий. Носителями идеологии консерватизма являются социальные группы, слои и классы, заинтересованные в сохранении традиционных общественных порядков или в их восстановлении. Сам термин “консерватизм” произошел от латинского “conservo”–сохраняю, охраняю. В структуре консерватизма выделяются два идейных пласта. Один ориентируется на поддержание устойчивости общественной структуры в ее неизменной формы; другой–на устранение противодействующих политических сил и тенденций и восстановление, воспроизводства прежней. Различные направления и формы консерватизма обнаруживают общие характерные черты. К ним относятся: признание существования морально-религиозного порядка и несовершенство человеческой природы; убеждение в прирожденном неравенстве людей и в ограниченных возможностях человеческого разума; утверждения о необходимости жесткой социальной и классовой иерархии и предпочтения устоявшихся общественных структур и институтов. Политическая идеология консерватизма в некотором смысле носит вторичный характер, поскольку производна от иных идеологических форм.

 

В России консервативный тип мышления наглядно выявляется в мировоззрении  славянофилов. Консерватизм как тип  мышления предполагает отказ от любых  форм экстремизма. В этом смысле консервативная мысль противостоит и крайне правой, ультра реакционной идеологии и лево радикальной, которая в середине и конце XIX века обретает популярность в интеллектуальной среде (народники, эсеры, анархисты). Судьба консерватизма в России была трагической. Консервативный тип мышления в русской общественной мысли оказался зажатым между двумя формами экстремизма–левым и правым. Чаша весов склонялась то в одну, то в другую сторону, не останавливаясь посередине.

 

В современном консерватизме в  мире обычно выделяют три течения: традиционалистское, либертаристское и неоконсервативное. Они тесно переплетаются, взаимодействуют между собой, сохраняя особенности эволюции, собственные истоки и создавая неоднородное, сложноструктурное целое, которое обозначают понятием “современный консерватизм”.

 

    Социализм

 

Социализм (от латинского “socialis”  –общественный) как политическая идеология  исторически связан с многовековыми  чаяниями масс об обществе социальной справедливости, солидарности, социальной защиты личности. Следы подобных мечтаний встречаются уже на ранних ступенях классово организованного человеческого общества, играют заметную роль в средние века, в Новое время, бросают мощный вызов либерализму и консерватизму в последней трети XIX–первой половине XX века. От многочисленных социальных утопий и теорий прошлого социализм отличают акценты на связь социальных бедствий с отношениями собственности на средства производства, на необходимость соотнесения политических изменений с преобразованиями в социальной сфере. Свою классическую форму социалистические идеи начали приобретать вместе с утверждением капитализма. Противоречия, свойственные незрелым ступеням нового общества, делали его объектом острой социальной критики.

 

Социалистическая идея в нашей  стране имеет давние корни. Она прослеживается уже в средневековых представлениях о социальной справедливости и равенстве людей перед богом. Принципом характеристики социализма в России является то, что социалистическая мысль очень активно подкреплялась практической организацией социалистического дела

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Философия-искусство.

 

Искусство –творческая деятельность, в процессе которой создаются  художественные образы, отражающие действительность и воплощающие эстетическое отношение  к ней человека. Существуют различные  виды искусства, отличающиеся особой структурой художественного образа. Одни из них прямо изображают явления жизни (живопись, скульптура, графика, художественная литература, театр, кино). Другие же выражают порождаемое этими явлениями идейно-эмоциональное состояние художника (музыка, хореография, архитектура).

 

Искусство –первоначальное обозначение  всякого мастерства более высокого и особого сорта (искусство мышления, искусство ведения войны). В общепринятом специальном смысле–обозначение мастерства в эстетическом плане и созданных благодаря ему произведений–произведений искусства, которые отличаются, с одной стороны, от творений природы, с другой–от произведений науки, ремесла, техники, причем границы между этими областями человеческой деятельности очень нечетки, так как в величайших достижениях в этих областях участвуют также и силы искусства.

 

Искусство –это форма отражения  действительности в сознании человека в художественных образах. Отражая  окружающий мир, искусство помогает людям познавать его, служит могучим  средством политического, нравственного и художественного воспитания. Разнообразие явлений и событий действительности, а также различие способов их отражения в художественных произведениях вызвали к жизни различные виды и жанры искусства: художественную литературу, театр, музыку, кино, архитектуру, живопись, скульптуру.

 

Важнейшая особенность искусства  состоит в том, что оно в  отличие от науки отражает действительность не в понятиях, а в конкретной, чувственно воспринимаемой форме–в  форме типических художественных образов. Создавая художественный образ, выявляя общие существенные черты действительности, художник передает эти черты через индивидуальные, зачастую неповторимые характеры, через конкретные явления природы и общественной жизни. При этом, чем ярче, ощутимее выступают индивидуальные черты художественного образа, тем притягательнее этот образ, тем значительнее сила его воздействия.

 

Искусство появилось еще на заре человеческого общества. Оно возникло в процессе труда, практической деятельности людей. На первых порах искусство непосредственно переплеталось с их трудовой деятельностью. Свою связь с материальной, производственной деятельностью, хотя и более опосредствованную, оно сохранило и по сей день.

 

В процессе труда у людей развивались  эстетические чувства и потребности, понимание ими прекрасного в действительности и в искусстве. Отыскать прекрасное в действительности, обобщить, типизировать его, отразить в художественных образах и донести до человека, удовлетворяя тем самым его эстетические потребности и воспитывая в нем эстетические чувства, - такова одна из важных особенностей и задач искусства.

 

    Функции искусства.

 

1) Общественно-преобразующая функция  (искусство как деятельность). Все  планы искусства как деятельности  в совокупности обеспечивают  общественно преобразующее воздействие искусства на деятельность. Искусство - действие, преображения творения в соответствие с идеалами художника.

Информация о работе Философия как наука