Философия как наука и тип мировоззрения

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 16:31, реферат

Описание работы

Древней Греции, она стала устойчивой формой общественного сознания на все последующие века. Однако, как ни странно, до сих пор окончательного согласия в отношении того, является ли философия наукой ли нет, а также о ее связи с естественнонаучными дисциплинами, среди ученых нет.

Содержание

1. Введение


2. Философия как тип мировоззрения


3. Философия как наука


4. Заключение

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 23.48 Кб (Скачать)

Попробуем ответить на эти вопросы обратившись к  истории. 

Первую попытку  обрисовать круг задач философии, перед  лицом существующих и только начинающих формироваться конкретных наук, в  свое время предпринял Аристотель. В отличии от частных наук, каждая из которых занята исследованием  своей области явлений, он определил  философию как учение о первопричинах, первопринципах, самых общих началах  бытия. Ее теоретическая мощь представилась  Аристотелю несоизмеримой с возможностями  частных наук и вызывала его восхищение. Он назвал эту область знания

«госпожой наук», считая что другие науки, как рабыни, не могут сказать ей и слова против. В размышлениях Аристотеля отражено характерное для его эпохи  резкое расхождение философской  мысли и специальных дисциплин  по уровню их теоретической зрелости. Такая ситуация сохранялась в  течении многих веков.

Подход Аристотеля надежно утвердился в сознании философов  титулами

«королева наук»  и «наука наук». 

В Древней Греции философия зародилась в качестве всеобъемлющей науки - само слово  «философия» означает «наука». Эта  наука была направлена на все, что  вообще было способно или казалось способным стать объектом познания.

Будучи сначала  единой и нераздельной наукой, философия, при дифференцированном состоянии  отдельных наук, становилась отчасти  органом, соединяющим результаты деятельности всех остальных наук и одно общее  познание, отчасти проводником нравственной и религиозной жизни. Идеи, первоначально  выдвинутые еще в античной философии, лишь в 17-18 веках превратились в естественнонаучный факт - можно говорить об определенных прогнозирующих функциях по отношению  к естествознанию. 

В 19-20 веках, на новом  этапе развития знаний, зазвучали  противоположные суждения о величии  науки и неполноценности философии. В это время возникло и приобрело  влияние философское течение  позитивизма, поставившего под сомнение познавательные возможности философии, ее научность, одним словом развенчивающее «королеву наук» в «служанки». В позитивизме был сформирован  вывод о том, что философия - это  суррогат науки, имеющий право на существование в те периоды, когда  еще не сложилось зрелое научное  познание. На стадиях же развитой науки  познавательные притязания философии  объявляются несостоятельными. Провозглашается, что зрелая наука - сама себе философия, что именно ей посильно брать на себя и успешно решать запутанные философские вопросы, будоражившие умы в течении столетий. 

Ко всему прочему  отличием философского знания от других является то, что философия - единственная из наук объясняет что такое бытие, какова его природа, соотношение  материального и духовного в  бытие. 

Посмотрим, как наука  и философия взаимодействуют  между собой. 

Научно-философское  мировоззрение выполняет познавательных функций, родственных функциям науки. Наряду с такими важными функциями  как обобщение, интеграция, синтез всевозможных знаний, открытие наиболее общих закономерностей, связей, взаимодействий основных подсистем  бытия, о которых уже шла речь, теоретическая масштабность, логичность философского разума позволяют ему  осуществлять также функции прогноза, формирования гипотез об общих принципах, тенденциях развития, а также первичных  гипотез о природе конкретных явлений, еще не проработанных специально-научными методами. 

На основе общих  принципов рационального понимания  философская мысль группирует житейские, практические наблюдения различных  явлений, формирует общие предположения  о их природе и возможных способах познания. Используя опыт понимания, накопленный в иных областях познания, практики, она создает философские  «эскизы» тех или иных природных  или общественных реалий, подготавливая  их последующую конкретно-научную  проработку. При этом осуществляется умозрительное продумывание принципиально  допустимого, логически и теоретически возможного. Т.о. философия выполняет  функцию интеллектуальной разведки, которая также служит и для  заполнения познавательных пробелов, постоянно возникающих в связи  с неполной, разной степенью изученности  тех или иных явлений, наличием «белых пятен» познавательной картины мира. Конечно, пробелы в конкретном научном  плане предстоит заполнить специалистам-ученым, иной общей системе миропонимания.

Философия же заполняет  их силой логического мышления. 

Специалисты, изучающие  всевозможные конкретные явления, нуждаются  в общих, целостных представлениях о мире, о принципах его устройства, общих закономерностях и т.д. Однако сами она таких представлений  не вырабатывают - в конкретных науках используется универсальный мыслительный инструментарий (категории, принципы, различные методы познания), но ученые специально не занимаются разработкой, систематизацией, осмыслением познавательных приемов, средств. Общемировоззренческие  и теоретико-познавательные основания  науки изучаются, отрабатываются и  формируются в сфере философии. 

Заключение 

Итак, философия и  наука довольно сильно взаимосвязаны, у них есть много общего, но есть и существенные различия. Поэтому  философию нельзя однозначно причислять к науке и, наоборот, нельзя отрицать ее научность.

Философия - отдельная  форма познания, имеющая научные  основы, проявляющая себя в те моменты  и в тех областях научного знания, когда теоретический потенциал  в этих областях либо мал, либо вообще отсутствует. Завершить реферат  мне бы хотелось словами Ляховецкого  Л. А. («Выбор определения философии  историком культуры»):

«...Таковы pассуждения, пpиводящие к следующему pезультату: 

1. Философия как  модус культуpы. Место человека  в миpе и сpеди дpугих людей  - вот объект pассмотpения философии; 

2. Философия как  миpовоззpение. Выявление теоpетических  основ всякого миpовоззpения - вот  пpизвание философии; 

3. Философия как  фоpма общественного сознания. Поляpизация  систем общих идей, базиpующихся  на пpотивоположных общемиpовоззpенческих  пpинципах, - вот судьба философии  после появления основного вопpоса  философии вплоть до его исчезновения  в гpядущем; 

4. Философия как  наука. (а) Аккумулиpуя pешение научным  познанием многих вопpосов в  относительно немногих категоpиях,  опpеделяет и поступательность  и непpеpывность научного познания; (б) непpеpывно возвpащается к  стаpой пpоблеме соотношения истины  и заблуждения; (в) обобщая достижения  конкpетных отpаслей знания, констpуиpует  самую общую методологию общего  теоpетического и специального  социального познания; (г) pазpабатывает  специальную науку о познании (теоpию познания) как таковую. 

Таким обpазом, философия  как явление вообще - полифункциональна. Она к тому же является, очевидно, и суммой pазличных "типов философствования" (но, очевидно, не всех...). 

Можно считать это  все одним из ваpиантов попытки  обpатить обозначение (обозначения) философии в ее опpеделение. Да и  в нашем ваpианте следует считать  это опpеделение философии - пpедваpительным.» 

Литература 

1. Введение в философию.  Ч.1 М., 1989. 

2. Философия. Учебник.  М.:ТОН 1998 

3. Философия. Учебник  для вузов. 1995 

4. На переломе. Философские  дискуссии 20-х годов. Философия  и мировоззрение. М.,1990. 

5. Ильин И.А. Философия  и жизнь. 

6. Франк С.Н. Понятие  Философии. Взаимоотношение философии  и науки. 

7. Вернадский В.И.  Научное мировоззрение. 

8. Соловьев В.С.  Исторические дела философии  // Из истории русской гуманистической  мысли. М., 1993 

9. М.Хайдеггер. Что  такое философия? // Вопросы философии  1993. - N8.

10. ФЭС. Статьи: агностицизм,  вульгарный материализм, деизм,  дуализм, идеализм, материализм,  мировоззрение, мифология, монизм, основной вопрос философии, пантеизм, скептицизм, солипсизм, философия. 

Сетература: 

1. Со-знание. http://www.so-znanie.nm.ru 

2. Концепции современного  естествознания. http://www.kse.nm.ru

Информация о работе Философия как наука и тип мировоззрения