Философия эпохи Возрождения

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 11:17, контрольная работа

Описание работы

Мысль эпохи Возрождения была направлена на постижение самого человека в его взаимоотношениях с миром. Божество не отрицалось, но земное заслонило его. И это нагляднее всего проявилось в живописи. Так, в "Крещении" А.Верроккьо, по словам искусствоведа Вельфлина, Христос выглядит как скромный учитель. "Бегство в Египет" - это и бегство, и путешествие в неведомые края. "Тайная вечеря" - это торжественная трапеза, за которой обнаруживается предательство одного из присутствующих. Постоянные сюжеты картин "Распятие", "Снятие с креста", "Оплакивание" - это неумолимая жестокость смерти, ее постоянное присутствие в жизни, горе близких, нежное сострадание женщин.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1.Характерные черты и этапы философии Возрождения ……….. 2.Ренессансный платонизм ………………………………………………..

3.Натурфилософия и скептицизм эпохи Возрождения ………………………..

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………..

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………...............

Работа содержит 1 файл

философия эпохи возрождения.doc

— 109.50 Кб (Скачать)

Итак, культура Возрождения, не будучи в состоянии  создать истинно новую систему, впадает в скепсис. Скептическое мировоззрение явилось последним словом философии Возрождения.

 

Заключение

Термин "Возрождение" появляется как отражение ценностной установки мыслителей новой эпохи: это, с одной стороны, сознательное противопоставление себя мрачному средневековью, где господствовали теология и схоластическая философия, а с другой - возвращение к ценностям античной культуры с ее культом Разума и Гармонии. Огромное количество изобретений и научно-технических достижений, а также изменения в ценностях культуры буквально во всех сферах жизни людей в Западной Европе - все это свидетельствовало о наступлении новой эпохи - эпохи Возрождения. Новая ориентация в культуре ищет собственного теоретического выражения в философии.

Приведём  основные идеи философии эпохи возрождения.

1.Антропоцентризм: внимание философов направлено в основном на человека.

2.Гуманизм, признание человека личностью, его права на творчество, свободу и счастье. Имелось в виду, что этого можно достичь прежде всего за счёт возрождения характерного для античности интереса к гуманитарному, а не к знанию о природе.

3.Постулирование творческой сущности человека: он никому не подражает, ни Богу, ни природе, он сам по себе деятелен, он творит, в основном рукотворно, ремесленно.

4.Личностно – материальное понимание мира: всё существующее понимается в проекции на человека при максимальном интересе к телесному началу.

5.Идея доминирования эстетического понимания действительности над моральными и научными представлениями.

6.Антисхоластика: стремление развенчать мнимые авторитеты и пропагандируемые ими догмы.

7.Геометрически – структурное понимание мира, дополненное диалектикой перехода, характерного для бесконечно малого и бесконечно большого и их соотношения между собой.

8.Пантеизм.

Период эпохи возрождения можно разделить на следующие культурно-исторические пласты.

1.Европейский  гуманизм, связанный с такими  именами как Леон Баттиста  Альберти, Лоренцо Валла, Эразм  Роттердамский, Монтень, Томас  Мор и др. Это время отвержения  догматической схоластики и критики  средневекового мышления как погрязшего в теологических и логических увертках и обоснования идеи возрождения человека из духа античности.

2.Наука эпохи Возрождения (Леонардо да Винчи, Коперник, Галилей, Кеплер и др.). В эпоху Возрождения формируются основы современного естествознания, современный образ науки. Тезису Фомы Аквинского "малое знание о высочайших вещах лучше, чем самое подробное знание о вещах низких и мелких" Галилей противопоставляет такой принцип: "Я предпочитаю найти одну истину, хотя бы и о незначительных вещах, нежели долго спорить о величайших вопросах, не достигая никакой истины". Для Кеплера и Галилея наука занимается отношениями, которые можно выразить числом, в математической форме, а традиционно считавшиеся научными вопросы о сущности мира, о смысле жизни и т.д. отодвигаются на второй план как не поддающиеся научному анализу.

3.Реформация (Лютер, Кальвин, Мюнцер), повлекшая за собой переворот не только в светской, но и духовной культуре. На уровне обыденной жизни протестантизм становится религией, проникающей в прямом смысле в каждый дом, что приводит к росту всеобщей образованности. В политике протестантизм становится формой выражения перехода к правовому государству.

4.Эти тенденции реализуются в становлении философии государства и права (Макиавелли, Гоббс, Локк), в которой развивается учение о естественном праве и происходит разделение морали и политики.

5.Итальянская философия (Телезио, Бруно, Кампанелла, Пьеро Помпонацци, Патрицци и др.) выражает в этот период особую, гуманистическую тенденцию, базирующуюся на идеалах античной культуры. Происходит "переоткрытие" Платона и развитие идей Аристотеля и его последователей. Философы специально исследуют проблему человеческих чувств и взаимоотношений, рассматривая человека как целостное существо, которому присущи и разумность, и аффекты ("страсти души").

 

Философия эпохи Возрождения характеризуется глобальной сменой общепринятых мировоззрений и создает абсолютно новый подход к философствованию и к философии нового времени. В центре возрожденческого мировосприятия оказывается уже не Космос античности и не Бог средневековья, а Человек.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  используемой литературы

 

1. Антонов  Е.А. История философии. Курс  лекций. – Белгород, 2000.

2. Горфункель  А.X. Философия эпохи Возрождения.  Учебное пособие. – М., 1980.

3. Спиркин  А.Г. Философия: Учебник. – М., 2001. – Глава 3.

4. Сергеев  К.А. Ренессансные основания антропоцентризма. – СПб., 1993.

5. Соколов  В.В. Европейская философия ХV-ХVII. – М.: Высшая школа, 2003.

6. Философия:  Энциклопедический словарь/ под ред. Фролова И.Г. – М.: Республика, 2001.

7. Радугин  А.А. Философия: Курс лекций. –  М., 1996.




Информация о работе Философия эпохи Возрождения