Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 11:17, контрольная работа
Мысль эпохи Возрождения была направлена на постижение самого человека в его взаимоотношениях с миром. Божество не отрицалось, но земное заслонило его. И это нагляднее всего проявилось в живописи. Так, в "Крещении" А.Верроккьо, по словам искусствоведа Вельфлина, Христос выглядит как скромный учитель. "Бегство в Египет" - это и бегство, и путешествие в неведомые края. "Тайная вечеря" - это торжественная трапеза, за которой обнаруживается предательство одного из присутствующих. Постоянные сюжеты картин "Распятие", "Снятие с креста", "Оплакивание" - это неумолимая жестокость смерти, ее постоянное присутствие в жизни, горе близких, нежное сострадание женщин.
ВВЕДЕНИЕ
1.Характерные черты и этапы философии Возрождения ……….. 2.Ренессансный платонизм ………………………………………………..
3.Натурфилософия и скептицизм эпохи Возрождения ………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………...............
Итак, культура Возрождения, не будучи в состоянии создать истинно новую систему, впадает в скепсис. Скептическое мировоззрение явилось последним словом философии Возрождения.
Заключение
Термин "Возрождение" появляется как отражение ценностной установки мыслителей новой эпохи: это, с одной стороны, сознательное противопоставление себя мрачному средневековью, где господствовали теология и схоластическая философия, а с другой - возвращение к ценностям античной культуры с ее культом Разума и Гармонии. Огромное количество изобретений и научно-технических достижений, а также изменения в ценностях культуры буквально во всех сферах жизни людей в Западной Европе - все это свидетельствовало о наступлении новой эпохи - эпохи Возрождения. Новая ориентация в культуре ищет собственного теоретического выражения в философии.
Приведём основные идеи философии эпохи возрождения.
1.Антропоцентризм: внимание философов направлено в основном на человека.
2.Гуманизм, признание человека личностью, его права на творчество, свободу и счастье. Имелось в виду, что этого можно достичь прежде всего за счёт возрождения характерного для античности интереса к гуманитарному, а не к знанию о природе.
3.Постулирование творческой сущности человека: он никому не подражает, ни Богу, ни природе, он сам по себе деятелен, он творит, в основном рукотворно, ремесленно.
4.Личностно – материальное понимание мира: всё существующее понимается в проекции на человека при максимальном интересе к телесному началу.
5.Идея доминирования эстетического понимания действительности над моральными и научными представлениями.
6.Антисхоластика: стремление развенчать мнимые авторитеты и пропагандируемые ими догмы.
7.Геометрически – структурное понимание мира, дополненное диалектикой перехода, характерного для бесконечно малого и бесконечно большого и их соотношения между собой.
8.Пантеизм.
Период эпохи возрождения можно разделить на следующие культурно-исторические пласты.
1.Европейский
гуманизм, связанный с такими
именами как Леон Баттиста
Альберти, Лоренцо Валла, Эразм
Роттердамский, Монтень, Томас
Мор и др. Это время отвержения
догматической схоластики и
2.Наука эпохи Возрождения (Леонардо да Винчи, Коперник, Галилей, Кеплер и др.). В эпоху Возрождения формируются основы современного естествознания, современный образ науки. Тезису Фомы Аквинского "малое знание о высочайших вещах лучше, чем самое подробное знание о вещах низких и мелких" Галилей противопоставляет такой принцип: "Я предпочитаю найти одну истину, хотя бы и о незначительных вещах, нежели долго спорить о величайших вопросах, не достигая никакой истины". Для Кеплера и Галилея наука занимается отношениями, которые можно выразить числом, в математической форме, а традиционно считавшиеся научными вопросы о сущности мира, о смысле жизни и т.д. отодвигаются на второй план как не поддающиеся научному анализу.
3.Реформация (Лютер, Кальвин, Мюнцер), повлекшая за собой переворот не только в светской, но и духовной культуре. На уровне обыденной жизни протестантизм становится религией, проникающей в прямом смысле в каждый дом, что приводит к росту всеобщей образованности. В политике протестантизм становится формой выражения перехода к правовому государству.
4.Эти тенденции реализуются в становлении философии государства и права (Макиавелли, Гоббс, Локк), в которой развивается учение о естественном праве и происходит разделение морали и политики.
5.Итальянская философия (Телезио, Бруно, Кампанелла, Пьеро Помпонацци, Патрицци и др.) выражает в этот период особую, гуманистическую тенденцию, базирующуюся на идеалах античной культуры. Происходит "переоткрытие" Платона и развитие идей Аристотеля и его последователей. Философы специально исследуют проблему человеческих чувств и взаимоотношений, рассматривая человека как целостное существо, которому присущи и разумность, и аффекты ("страсти души").
Философия эпохи Возрождения характеризуется глобальной сменой общепринятых мировоззрений и создает абсолютно новый подход к философствованию и к философии нового времени. В центре возрожденческого мировосприятия оказывается уже не Космос античности и не Бог средневековья, а Человек.
Список используемой литературы
1. Антонов Е.А. История философии. Курс лекций. – Белгород, 2000.
2. Горфункель А.X. Философия эпохи Возрождения. Учебное пособие. – М., 1980.
3. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М., 2001. – Глава 3.
4. Сергеев
К.А. Ренессансные основания
5. Соколов В.В. Европейская философия ХV-ХVII. – М.: Высшая школа, 2003.
6. Философия: Энциклопедический словарь/ под ред. Фролова И.Г. – М.: Республика, 2001.
7. Радугин А.А. Философия: Курс лекций. – М., 1996.