Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 13:18, контрольная работа
Важным этапом развития философской мысли является философия эпохи Возрождения. В ней затронут широкий круг вопросов, касающихся разных сторон природного и общественного бытия. Она оказала большое влияние на дальнейшее развитие культуры и философии. Эпоха Возрождения (Ренессанса), охватывающая период с XIV по начало XVII вв., приходится на последние столетия средневекового феодализма. Вряд ли правомерно отрицать самобытность этой эпохи, считая ее, по примеру голландского культуролога И. Хейзинги, “осенью Средневековья”. Исходя из того, что эпоха Возрождения является периодом, отличным от Средневековья, можно не только различать эти две эпохи, но и определить их связи и точки соприкосновения.
Введение………………………………………………………………… 3
1.Общая характеристика эпохи Возрождения…………………….. 4
1.1. Предпосылками возникновения эпохи возрождения…….. 6
1.2. Основные направления философии эпохи Возрождения ... 7
1.3. Характерные черты философии эпохи Возрождения относятся………………………………………………………………..
8
2. Антропоцентризм философии Возрождения.
Натурфилософия и проблема человека и общества……………… 9
2.1 Антропоцентризм философии Возрождения……………….. 9
2.2 Натурфилософия эпохи Возрождения ……………………... 11
3.Выдающийся мыслитель Возрождения Д. Бруно………………. 13
Заключение……………………………………………………………... 14
Список использованной литературы……………………………….. 15
Содержание
Введение………………………………………………………… |
3 |
1.Общая
характеристика эпохи |
4 |
1.1. Предпосылками возникновения эпохи возрождения…….. | 6 |
1.2. Основные направления философии эпохи Возрождения ... | 7 |
1.3. Характерные черты философии эпохи
Возрождения относятся……………………………………………………… |
8 |
2. Антропоцентризм
философии Возрождения.
Натурфилософия и проблема человека и общества……………… |
9 |
2.1 Антропоцентризм философии Возрождения……………….. | 9 |
2.2 Натурфилософия эпохи Возрождения ……………………... | 11 |
3.Выдающийся
мыслитель Возрождения Д. |
13 |
Заключение…………………………………………………… |
14 |
Список использованной литературы……………………………….. | 15 |
Введение
Важным этапом развития философской мысли является философия эпохи Возрождения. В ней затронут широкий круг вопросов, касающихся разных сторон природного и общественного бытия. Она оказала большое влияние на дальнейшее развитие культуры и философии. Эпоха Возрождения (Ренессанса), охватывающая период с XIV по начало XVII вв., приходится на последние столетия средневекового феодализма. Вряд ли правомерно отрицать самобытность этой эпохи, считая ее, по примеру голландского культуролога И. Хейзинги, “осенью Средневековья”. Исходя из того, что эпоха Возрождения является периодом, отличным от Средневековья, можно не только различать эти две эпохи, но и определить их связи и точки соприкосновения.
1.Общая характеристика эпохи Возрождения
Сами деятели
Ренессанса противопоставляли новую эпоху
Средневековью как периоду темноты и невежества.
Но своеобразие этого времени скорее составляет
не движение цивилизации против дикости,
культуры - против варварства, знания -
против незнания, а проявление другой
цивилизации, другой культуры, другого
знания. Эпоха Возрождения - это переворот
в первую очередь в системе ценностей,
в оценке всего сущего и отношении к нему.
Возникает убеждение в том, что человек
- высшая ценность. Такой взгляд на человека
обусловил важнейшую черту культуры Ренессанса
- развитие индивидуализма в сфере мировоззрения
и всестороннее проявление индивидуальности
в общественной жизни. Одной из характерных
черт духовной атмосферы этого времени
стало заметное оживление светских настроений.
Козимо Медичи - некоронованный правитель
Флоренции - говорил, что упадет тот, кто
на небе ищет опоры для лестницы своей
жизни, и что он лично всегда укреплял
ее на земле. Светский характер присущ
и такому яркому явлению культуры Возрождения,
как гуманизм. В широком смысле слова гуманизм
представляет собой образ мышления, который
провозглашает идею блага человека главной
целью социального и культурного развития
и отстаивает ценность человека как личности.
В такой трактовке этот термин употребляется
и в наше время. Но как целостная система
взглядов и широкое течение общественной
мысли гуманизм возник в эпоху Возрождения.
В формировании ренессансного мышления
огромную роль сыграло античное культурное
наследие. Следствием возросшего интереса
к классической культуре стало изучение
античных текстов и использование языческих
прототипов для воплощения христианских
образов, собирательство камей, скульптур
и прочих древностей, а также восстановление
римской традиции портретных бюстов. Возрождение
античности, собственно, дало название
всей эпохе (ведь Ренессанс и переводится
как возрождение). Особое место в духовной
культуре этого времени занимает философия,
и ей присущи все те черты, о которых было
сказано выше. Важнейшая особенность философии
Возрождения - антисхоластическая направленность
взглядов и сочинений мыслителей этого
времени. Другая ее характерная черта
- создание новой пантеистической картины
мира, отождествляющей Бога и природу.
Наконец, если философия Средневековья
теоцентрична, то характерная особенность
философской мысли Возрождения - антропоцентризм.
Человек - не только важнейший объект философского
рассмотрения, но и центральное звено
всей цепи космического бытия. Обращение
к человеку и его земному существованию
знаменует начало новой эпохи, которая
зародилась в Италии, а на рубеже XV-XVI вв.
становится общеевропейским явлением.
1.1. Предпосылками возникновения эпохи возрождения
Философией эпохи Возрождения называется совокупность философских направлений, возникших и развивавшихся в Европе в XIV – XVII вв., которые объединяла антицерковная и антисхоластическая направленность, устремленность к человеку, вера в его великий физический и духовный потенциал, жизнеутверждающий и оптимистический характер.
Предпосылками
возникновения философии и
- совершенствование орудий труда и производственных отношений;
- кризис феодализма;
- развитие ремесла и торговли;
- усиление городов, превращение их в торгово-ремесленные, военные, культурные и политические центры, независимые от феодалов и Церкви;
- укрепление, централизация европейских государств, усиление светской власти;
- появление первых парламентов;
-отставание от жизни, кризис Церкви и схоластической (церковной) философии;
- повышение уровня образованности в Европе в целом;
- великие географические открытия (Колумба, Васко да Гамы, Магеллана);
-научно-технические открытия (изобретение пороха, огнестрельного оружия, станков, доменных печей, микроскопа, телескопа, книгопечатания, открытия в области медицины и астрономии, иные научно-технические достижения).
1.2. Основные направления философии эпохи Возрождения.
Основными направлениями философии эпохи Возрождения являлись:
- гуманистическое (XIV – XV в., представители: Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Валли и др.) – в центр внимания ставило человека, воспевало его достоинство, величие и могущество, иронизировало над догматами Церкви;
- неоплатоническое (сер. XV – XVI вв.), представители которого – Николай Кузанский, Пико делла Мирандола, Парацельс и др. – развивали учение Платона, пытались познать природу, Космос и человека с точки зрения идеализма;
- натурфилософское (XVI – нач. XVII вв.), к которому принадлежали Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей и др., пытавшиеся развенчать ряд положений учения Церкви и Боге, Вселенной, Космосе и основах мироздания, опираясь на астрономические и научные открытия;
- реформационное (XVI – XVII вв.), представители которого – Мартин Лютер, Томас Монцер, Жан Кальвин, Джон Усенлиф, Эразм Роттердамский и др. – стремились коренным образом пересмотреть церковную идеологию и взаимоотношение между верующими и Церковью;
- политическое (XV – XVI вв., Николо Макиавелли) – изучало проблемы управления государством, поведение правителей;
- утопическо-социалистическое (XV – XVII вв., представители – Томас Мор, Томмазо Кампанелла и др.) – искало идеально-фантастические формы построения общества и государства, основанные на отсутствии частной собственности и всеобщем уравнении, тотальном регулировании со стороны государственной власти.
1.3. Характерные черты философии эпохи Возрождения относятся:
- антропоцентризм и гуманизм – преобладание интереса к человеку, вера в его безграничные возможности и достоинство;
- оппозиционность к Церкви и церковной идеологии (то есть отрицание не самой религии, Бога, а организации сделавшей себя посредником между Богом и верующими, а также застывшей догматической, обслуживающей интересы Церкви философии – схоластики);
- перемещение основного интереса от формы идеи к ее содержанию;
- принципиально новое, научно-материалистическое понимание окружающего мира (шарообразности, а не плоскости Земли, вращения Земли вокруг Солнца, а не наоборот, бесконечности Вселенной, новые анатомические знания и т.д.);
- большой интерес к социальным проблемам, обществу и государству;
- торжество индивидуализма;
- широкое распространение идеи социального равенства.
2. Антропоцентризм философии Возрождения.
Натурфилософия
и проблема человека и общества
2.1 Антропоцентризм
философии Возрождения.
Антропоцентризм — воззрение, согласно
которому человек есть центр вселенной
и цель всех совершающихся в мире событий.
В борьбе со средневековым теократизмом
на первый план культуры возрождения выступают
гуманистические, антропоцентрические
мотивы. Антропоцентризм — воззрение,
согласно которому человек есть центр
вселенной и цель всех совершающихся в
мире событий. Гуманизм — отражаемый антропоцентризм,
который исходит из человеческого сознания
и имеет своим объектом ценность человека.
Презрение к земному естеству заменяется
признанием творческих способностей человека,
разума, стремлением к земному счастью.
Гуманизм начинается тогда, когда человек
начинает рассуждать о самом себе, о своей
роли в мире, о своей сущности и предназначении,
о смысле и цели своего бытия. Эти рассуждения
имеют всегда конкретные исторические
и социальные предпосылки, гуманизм по
своей сущности всегда выражает определенные
социальные, классовые интересы. Гуманизм
ренессанса проявлялся в революционных
идеях, обращенных на внутреннюю, земную
((божественность» человека, в привлечении
человека к жизненной активности, в утверждении
веры человека в себя. В узком смысле слова
гуманизм определяется как идейное движение,
содержанием которого является изучение
и распространение античных языков, литературы,
искусства и культуры. Поэтому итальянский
гуманизм характеризуется как литературный,
филологический.
Гуманизм — отражаемый
2.2 Натурфилософия эпохи Возрождения
Наибольшую роль в философии
эпохи возрождения сыграли
Не менее сокрушительный удар по схоластическому мировоззрению и церкви, чем гуманистическая мысль, реформационные процессы и еретические рассуждения Макиавелли, был нанесен развитием естествознания, которое в XVI в. добилось значительных успехов. Стремление к углубленному и достоверному познанию природы нашло отражение в творчестве Леонардо да Винчи (1452-1519), Николая Коперника (1473-1543), Иоганна Кеплера (1571-1630), Галилео Галилея (1564-1642). Их теоретические разработки и экспериментальные исследования способствовали не только изменению образа мира, но и представлений о науке, об отношении между теорией и практикой. Леонардо да Винчи, гениальный художник, великий ученый, талантливый изобретатель (в числе его проектов - идеи танка, парашюта, шлюза), утверждал, что любое знание порождается опытом и завершается в опыте. Но подлинную достоверность результатам экспериментирования способна придать лишь теория. “Влюбленный в практику без науки - словно кормчий, ступающий на корабль без руля или компаса; он никогда не уверен, куда плывет. Всегда практика должна быть воздвигнута на хорошей теории... Наука - полководец, и практика - солдаты”.
Натурфилософия зачастую
Не последнюю роль в процессе
самоутверждения человека
Люди Возрождения не перестали
быть людьми средневековья,
Постижение человеком мира, наполненного
божественной красотой, становится
одной из творческих задач
людей эпохи возрождения. Мир
влечет человека, поскольку он
одухотворен богом. А что
Ощущение
человеком трагичности своего существования.
В эту эпоху совершилось
Эпоха
Возрождения – беспокойное
3.Выдающийся мыслитель Возрождения Д. Бруно
Одним из величайших гениев
эпохи Возрождения был
Бруно Дж. Диалоги. М., 1949. С. 247.
Вместе с тем Дж. Бруно много писал о Боге.
Он признавал всеобщую одушевленность
материи. Но его Бог – это Вселенная, которая
одновременно и творящая и творимое, и
причина и следствие. Пантеизм в этих рассуждениях
Дж. Бруно налицо. Нет Бога, стоящего над
миром и диктующего ему свои законы; Бог
растворен в природе. Материальной природе
он посвящает целые гимны: материя живое
и активное начало.