Философия эпохи Возрождения: мир, человек, Бог

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Августа 2011 в 13:05, контрольная работа

Описание работы

Философия Дж.Бруно,Фр. Петрарки, Николая Кузанского в темах о человнка,мире и Боге.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………2
1. Особенности философии эпохи Возрождения…………………………....3
2. Гуманизм и антропоцентризм……………………………………………...6
2.1. Франческо Петрарка……………………………………………………….8
3. Неоплатонизм в учении Николая Кузанского……………………………..10
4. Натурфилософия, пантеизм………………………………………………….13
4.1. Джордано Бруно……………………………………………………………13
Заключение……………………………………………………………………….16
Список литературы……………………………………………………………..17

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа по философии.docx

— 42.69 Кб (Скачать)

     В трактате «О презрении к миру»  Петрарка рассуждает о смысле человеческой жизни. Произведение построено в форме беседы трех действующих лиц — Августина, Франциска и Истины. Однако Истина, хотя и обозначена участницей беседы, ни разу не вступает в спор. Трактат является диалогом между Франциском и Августином. Иногда говорят, что существует аналогия между Франциском и Франческо, что здесь идет спор самого Франческо Петрарки с христианским мировоззрением, которое он представляет под именем Августина. Но скорее всего здесь беседа Петрарки с самим собой, и не случайно, что Истина все время молчит. Петрарка ищет истину, пытается разобраться в самом себе, именно в этом и заключается смысл диалога. Августин проповедует истины христианской веры, говорит о том, как следует жить, с чем Франциск соглашается, но при этом говорит, что у человека есть и земные дела, которым он должен уделять внимание, и дела эти настолько увлекательны, что далее идут пространные им похвалы.  
Августин не возражает против такого понимания ценностей земной жизни и не осуждает его, так что в самом диалоге мы видим, что Петрарка пытается разобраться с самим собой и решить вопросы о смысле жизни и цельности земного человеческого бытия в рамках христианского миросозерцания. Насколько это ему удается, сказать трудно: Истина молчит, а сам Петрарка не дает окончательного ответа. Естественно, сам Петрарка считает себя христианином, хотя и указывает на необходимость гуманизации существующего христианства, его направленности на человека. Именно Петрарка впервые вводит термин «гуманизм» и является основоположником гуманистического направления в ренессансной философии.

     Своими  рассуждениями Петрарка заложил  основу формирования личностного самосознания эпохи Возрождения. Человек эпохи Возрождения постепенно отказывается от универсальных средневековых понятий, обращаясь к конкретному, индивидуальному.

     3. Неоплатоническое учение Николая Кузанского.

     Поворот к новой космологии наметился  уже в XV в. и был связан с творчеством  крупнейшего европейского мыслителя Николая Кузанского (1401-1464). Его учение о безграничности космоса ставило под сомнение богословско-схоластические представления о Вселенной и явилось прямым следствием решения вопроса о соотношении Бога и мира. Рассматривая эту проблему Кузанский приходит к идее отрицательной теологии. Бог - бесконечное существо, абсолют, "абсолютный максимум". Бог несоразмерен с миром конечных вещей. Говоря о Боге, нужно исходить из "ученого незнания" - Бог не соразмерен с миром, Божественный абсолют принципиально непознаваем.

     Но  Кузанский не до конца последователен в изложении этой концепции. Он говорит  о том, что Божественное искусство  при сотворении мира состояло главным  образом в геометрии, арифметике и музыке; "первый образ вещей  в уме творца есть число", без  которого ничего невозможно ни понять, ни создать.

     Отходя  от противопоставления Бога и мира, Кузанский идет по пути пантеизма, отождествления Творца и творения. "Бог есть все  во всем". "Бытие Бога в мире есть не что иное, как бытие мира в Боге". В Боге есть все в "свернутом  виде". Бог содержит в себе все  вещи. Мир "развертывается из того, в  чем оно существует в свернутом  виде". При этом Кузанский считает, что Бог бесконечен актуально, а  мир бесконечен потенциально, как  возможность перейти любую границу, любой предел.

     Кузанский подвергает радикальному пересмотру представления  о мире. Если в Средневековье мир  рассматривался как конечный, ограниченный сферой неподвижных звезд, с Землей, расположенной в центре, то Кузанский  говорит о мире как огромной космической  машине, не имеющей никакого центра. Этот космический механизм имеет начало, но не имеет конца.

     То, что Кузанский называет мир машиной, не означает механистического истолкования природы; напротив, Кузанский понимает природу органистически. Он уподобляет земной мир животному организму, где камни - кости, реки - жилы, растения - волосы, а животные - насекомые.

     Кузанский возрождает представление о человеке как микрокосме, который в своем существе воспроизводит окружающий его мир. В этой связи он говорит о "трехсложности" мира: есть "малый мир" - человек, "большой мир" - универсум, "максимальный мир" - Бог, Божественный абсолют. При этом "малый подобие большого, большой - подобие максимального". В итоге Кузанский приходит к обожествлению человека. Христос - не богочеловек, а человекобог, максимальный человек. В Боге совпадают "максимум" и "минимум".

     Рассматривая  проблему веры и разума, Кузанский  соглашается с теми, кто утверждает, "что с веры начинается всякое понимание". Но это не слепая вера. "Разум направляется верой, а вера раскрывается разумом".

     В основе мироощущения Кузанского лежит  божественное бытие-потенция как абсолютная возможность всего, которая парадоксальным образом есть и абсолютная действительность. Об этом всеобщем источнике и его  творчестве можно что-либо высказать  только в виде тоже "предположений" или "догадок", поскольку безграничность его проявлений все равно рано или поздно опровергнет любое  частное утверждение, превзойдет любое  определение: он все может, сам мир - произведение Бога. Личная потенция творца выступает как "форма форм", потому что образует образ любой  конкретной вещи.

     Как связать единичность "Я" Бога с  тем, что Он как сущее есть форма  форм, с беспредельностью форм бытия? Кузанский говорит, что не следует  смешивать эмпирически человеческое с запредельным божественным. Форме  форм как беспредельному пределу  соответствует не эмпирическая единичность, но "абсолютная единичность всех единичностей". Именно это, по мнению Кузанского, имел в виду Дионисий Ареопагит: "Божье мы должны познавать не по человеческому обычаю, но целиком и полностью от самих себя, отстранившись и всецело перейдя в Бога". В таком общении с Богом осуществляется полнота образа Божия в человеке - конечной цели богоуподобления, совершенного знания и совершенного человека. Поскольку Бог, создав человека, отделил, освободил его от Себя, говорит Кузанский, постольку сам акт Его творчества был призывом к диалогу, свободному активизму, сотворчеству. "Человек, - говорит философ, - может познать иное, только полностью отрешившись от себя". Это значит, что когда человек выходит за собственные рамки, отказывается от себя, своего маленького "я" (собственной точки зрения, мироощущения, пристрастий), - тогда он способен к тому, что принято называть творчеством.

       В учении Кузанского о человеке  жизнь не дается готовой, она  богата необычайными возможностями,  позволяющими многое сделать  для себя, для других, "во имя  Бога". Поэтому человек, как  считает философ, живет здесь,  в этом мире, осуществлением возможностей  в кругу невозможного.

     Согласно  учению Кузанского, мир, поглощенный Богом, не может иметь самостоятельного существования. Следствием этой зависимости мира от Бога и является его безграничность: мир имеет «повсюду центр и нигде окружность. Ибо его окружность и центр есть Бог, который всюду и нигде». Мир не бесконечен, иначе он был бы равен Богу, но «его нельзя помыслить и конечным, поскольку у него нет пределов, между которыми он был бы замкнут».

     В космологии Кузанского отвергалось  учение о Земле как центре Вселенной, а отсутствие неподвижного центра привело  его к признанию движения Земли. В трактате «Об ученом незнании» он прямо говорит: «... Наша Земля в действительности движется, хоть мы этого и не замечаем».

Расшатывая традиционные представления о мире, он открывал путь к освобождению космологии от религиозного толкования. 
 

     4. Натурфилософия Возрождения, пантеизм.

     Пантеизм - религиозные и философские учения, отождествляющие Бога и материальный мир. Христианский Бог здесь утрачивает свой вне-природный характер, он как бы сливается с природой, а она тем самым обожествляется. В основе этого учения находится проблема об отношении единства к множественности, бесконечного к конечному, с которой приходится иметь дело всякой философии. Во множественном и конечном мире явлений есть элементы, которые с необходимостью указывают на единство и бесконечность. Не все пантеисты отожествляют Бога с миром. Они согласны принять формулу: мир есть Бог, но не обратную: Бог есть мир, ибо понятие Бога - более богатое и обширное, заключающее в себе мир, но понятием мира не исчерпывается содержание Бога.

     В эпоху Возрождения пантеизм получает большое распространение: главный представитель его - Джордано Бруно. Этот период характеризуется переходом от теоретических умозаключений к опытному знанию в натурфилософии. Философия стала рассматриваться как наука о природе. Видя в природе не только совершенное божественное творение, но, прежде всего совокупность присущих ей закономерностей, свободных от непосредственного вмешательства, натурфилософия эпохи открывала путь дальнейшему развитию экспериментального естествознания.

4.1.  Джордано Бруно.

       Джордано Бруно (1548-1600) был крупной фигурой эпохи Возрождения, он продолжил традиции вольномыслия итальянских гуманистов в философии природы, в натурфилософии. Важнейшее положение, сформулированное Бруно, состояло в утверждении бесконечности природы. Бесконечное могущество Бога, по Бруно, не может ограничиться созданием конечного мира. Бесконечные свойства Бога Кузанского превратились у Бруно в бесконечность природы. Однако учение о бесконечности природы у него, в отличие от Кузанского, не осталось лишь умозрением.

     Для характеристики взглядов Бруно необходимо вспомнить о существовании различных  форм пантеизма. В так называемом мистическом пантеизме мир, универсум, погружается в Бога, сохраняющего свою обособленность по отношению к миру. В другом варианте, так называемом натуралистическом пантеизме, деперсонализированный Бог погружается в природу. Бруно также идет по этому пути. "Бог находится во всем и повсюду... Бог есть бесконечное - в бесконечном. Сама природа не что иное, как Бог в вещах".

     Вселенная едина. "Эта Вселенная - не сотворена, она существует вечно и не может исчезнуть. В ней происходит непрерывное изменение и движение", но сама она неподвижна, так как Вселенная в целом не может перемещаться. Бруно говорит о принципиальном единстве земного и небесного миров. Природа, в понимании Бруно, фактически приобретает полную самостоятельность, а Бог мыслится как синоним ее единства.

      По  мнению Бруно, мир представляет собой  некоторый организм. Материя, понимаемая как обладающая всем совершенством, не нуждается во внешней причине  бытия и движения. Самодвижение природы - такова основная идея учения Бруно об одушевленности природы.

     Бруно утверждает бесконечность мира и  делает важные выводы из гелиоцентризма Коперника. В новой космогонии нет  места для фиксированного центра мира. Бруно полагает, что существует множество миров. "Вселенная есть бесконечная субстанция, бесконечное  тело в бесконечном пространстве. Вселенная одна - миры же бесконечны. У каждого мира - своя звезда". Бруно высказывает предположение о существовании жизни и разума на других небесных телах. Он даже предполагает существование разных форм жизни, чувственной и разумной.

       Подобно натурфилософским системам  прошлого, значимость философии  в этот период также определялась  построением всеобъемлющей закономерной структуры бытия, истинность которой обосновывалась "божественными прорицаниями, геометрической необходимостью, философскими доводами и очевидными опытными данными". Известная идея древних о соответствии микрокосма макрокосму приобретает особое звучание: универсальные философские законы пронизывают любую частицу бытия, они неотделимы от частного, "отдельного" существования. Естественным следствием такого хода мысли оказалось прямое, минующее весь сложный путь овладения объектом воздействие на "философское всеобщее " через ту конкретную форму, в которой оно себя проявляет. Это обратная сторона натурфилософского мышления, ведущая уже к прямому вмешательству философии в ход экспериментального действия. Опыт (эксперимент) оказывается лишь символическим выражением преобразования не самих материальных сил, а стоящих за ними мировых сил. Философия природы теперь стремится распространить свое влияние не только на построение картины мира, но и на саму опытную основу знания.

     Разорвав  границы мира и утвердив бесконечность  Вселенной, Бруно оказывается перед  необходимостью выработать новое представление  о Боге и его отношении к  миру. Решение этой проблемы свидетельствует  о пантеистической позиции мыслителя. Бруно утверждает, что природа  есть Бог в вещах, он не противостоит миру как его творец, а находится  в самой природе как внутреннее деятельное начало.

     Если  в рассуждениях Николая Кузанского природа как бы погружается в  Бога, который сохраняет свою обособленность от мира, то у Бруно Бог отождествляется  с природой, и он немыслим вне  материального мира.

     Видя  в природе не только совершенное  божественное творение, но прежде всего  совокупность присущих ей закономерностей, свободных от непосредственного  вмешательства, натурфилософия эпохи  открывала путь дальнейшему развитию экспериментального естествознания, возникновению  классической механики Ньютона, созданию философских концепций XVII - XVIII вв.

       Заключение.

     Рассмотрев  работу, мы увидели, что философию эпохи Возрождения отличал ярко выраженный антропоцентризм. Если в Средневековье человек рассматривался не сам по себе, а только в рамках своих отношений с Богом, то для Возрождения характерно изучение человека в его, так сказать, земном образе жизни. Формально мыслители этой эпохи по-прежнему ставили в центр мироздания Бога, но преимущественное внимание уделяли уже не ему, а человеку. Освобождение от духовных оков привело к необычайному расцвету искусства и литературы, становлению гуманистического мировоззрения. Гуманистического мировоззрение, провозглашало в качестве высшей ценности человека, его достоинство, свободу и права.

Информация о работе Философия эпохи Возрождения: мир, человек, Бог