Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Августа 2011 в 13:05, контрольная работа
Философия Дж.Бруно,Фр. Петрарки, Николая Кузанского в темах о человнка,мире и Боге.
Введение…………………………………………………………………………2
1. Особенности философии эпохи Возрождения…………………………....3
2. Гуманизм и антропоцентризм……………………………………………...6
2.1. Франческо Петрарка……………………………………………………….8
3. Неоплатонизм в учении Николая Кузанского……………………………..10
4. Натурфилософия, пантеизм………………………………………………….13
4.1. Джордано Бруно……………………………………………………………13
Заключение……………………………………………………………………….16
Список литературы……………………………………………………………..17
Содержание.
Введение…………………………………………………………
2.1. Франческо
Петрарка……………………………………………………….
3. Неоплатонизм в учении Николая Кузанского……………………………..10
4. Натурфилософия, пантеизм………………………………………………….13
4.1. Джордано Бруно……………………………………………………………13
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Введение.
"Эпохой
Возрождения" или "Ренессансом"
(по-французски) этот период истории
именуется прежде всего потому,
что под таким термином
Философская
мысль Возрождения создает
Философия Ренессанса "реабилитировала" мир и человека, поставила, хотя и не решила проблему соотношения божественного и природного, бесконечного и конечного, поколебала незыблемые ранее позиции церкви. Таким образом, был указан путь дальнейшего развития философии, культуры и науки.
Изучив
основные направления в философии Возрождения
и учения представителей каждого направления,
мы рассмотрим и раскроем данную тему:
«Философия эпохи Возрождения: мир, человек,
Бог».
1.Особенности философии эпохи возрождения.
Философия эпохи Возрождения – важный этап в развитии философии. В ней затронут широкий круг вопросов, касающихся разных сторон природного и общественного бытия. Средние века заканчиваются, и начинается двухвековая эпоха Возрождения или Ренессанс, охватывающая период с XIV по начало XVII вв.. Для философской мысли этого периода характерны несравненные глубина, богатство и многообразие. Ренессансная философия пришла на смену многовековому господству схоластики.
Философская мысль в целом настраивается оппозиционно католической идеологии, однако атеизма нет, отрицается не христианство и Бог, а выражается неудовольствие деятельностью церкви, проявляющей излишнюю властность в обществе. Переосмысливаются многие положения христианского богословия, в том числе место и положение человека в мире. Если в средневековой философии человек рассматривался прежде всего с греховной стороны, то в эпоху Возрождения делается акцент на его богоподобие. Разум, творчество, красота, свобода и т.д. - эти черты присущи человеку не сами по себе, они являются отражением Бога в человеке. Мыслители Ренессанса не анализируют понятие, как это делали средневековые схоласты, а пытаются понять сами явления природы и общества, опираясь на опыт и разум, а не на интуицию и откровение.
Для них Вселенная существует
вечно, а не сотворена, как
утверждали средневековые
Также философию Возрождения отличает ярко выраженный антропоцентризм. Человек является не только важнейшим объектом философского рассмотрения, но и оказывается центральным звеном всей цепи космического бытия. Человек восхваляется и предельно возвышается как вершина мироздания, призванный к свободе, творчеству, славе, блаженству не только в загробном мире, но и в земной жизни. Основной проблемой в области метафизики в это время становится вопрос о соотношении Бога и мира: создан ли мир Богом, или он существует от века? И если в средневековье Бог и природа, материя и форма резко противопоставляются, то в возрожденческой философии наблюдается их сближение, а в некоторых концепциях начинает преобладать пантеизм, где Бог лишается свободы, не творит мир из ничего, но является совечным миру и сливается с законом естественной необходимости. В результате этих процессов в философии Возрождения вырабатывается новая, пантеистическая в своей основе картина мира, приводящая как к отождествлению Бога и природы, так и к обожествлению самого человека. Таким образом возникает новая система ценностей, где на первом место стоит человек и природа, а не Бог и его обоснование. В этом и заключается ещё одна особенность Ренессансной культуры и философии - секуляризация (освобождение от церковного влияния).
Яркое явление культуры в эпоху Возрождения - гуманизм. В широком смысле слова гуманизм представляет собой образ мышления, который провозглашает идею блага человека главной целью социального и культурного развития и отстаивает ценность человека как личности. Как целостная система взглядов и широкое течение общественной мысли гуманизм возник в эпоху Возрождения.
Таким образом, к характерным чертам философии эпохи Возрождения относятся:
- Формирование пантеистической картины мира, выражающейся в отождествлении Бога и природы;
- Оппозиционность к Церкви и церковной идеологии (то есть отрицание не самой религии, Бога, а организации, сделавшей себя посредником между Богом и верующими), а также застывшей догматической, обслуживающей интересы Церкви философии - схоластики;
- Антропоцентризм - преобладание интереса к человеку, вера в его безграничные возможности и достоинства.
Основными направлениями философии эпохи Возрождения являлись:
- Гумманистическое (XIV-XV вв.), представители: Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Валли и др.) - в центре внимания ставило человека, воспевало его достоинство, величие и могущество, иронизировало над догматами Церкви;
- Неоплатоническое (сер. XV-XVI вв.), представители которого - Николай Кузанский, Пико делла Мирандола, Парацельс и др. - развивали учение Платона, пытались познать природу, Космос и человека с точки зрения идеализма;
-
Натурфилософское (XVI-нач. XVII вв.), к которому
принадлежали Николай Коперник, Джордано
Бруно, Галилео Галилей и др., пытавшиеся
развенчать ряд положений учения Церкви
о Боге, Вселенной, Космосе и основах мироздания,
опираясь на астрономические и научные
открытия.
2. Гуманизм и антропоцентризм.
В
философском отношении
Философию
эпохи Возрождения отличал ярко
выраженный антропоцентризм. Если в
Средневековье человек
Гуманисты находились в оппозиции к ряду сложившихся в Средневековье концепций. Если в Средневековье в человеке на первое место ставилась душа и культивировалось пренебрежительное отношение к телу, то гуманисты стремились к полной реабилитации телесного начала в человеке. Духовно-телесный человек прекрасен. Если человек есть неразрывное единство души и тела, то не нужно бороться с его телесной, природной стороной и преодолевать греховную природу; наоборот, необходимо развивать телесную сторону человека.
Гуманисты
провозглашали доброту
Важная черта гуманизма - антиклерикализм, критическое отношение к профессиональным служителям католической церкви, особенно к монахам, наиболее многочисленным представителям церкви.
Гуманисты
вырабатывают новый подход к пониманию
человека, в котором огромную роль
играет понятие деятельности. Ценность
человеческой личности для них определяется
не происхождением или социальной принадлежностью,
а личными заслугами и
Важнейшая характеристика гуманистического антропоцентризма - тенденция к обожествлению человека. Однако гуманисты не были ни еретиками, ни атеистами. Наоборот, в подавляющем большинстве они оставались верующими. Но если христианское мировоззрение утверждало, что на первом месте должен стоять Бог, а затем - человек, то гуманисты выдвигали на первый план человека, а затем говорили о Боге.
Ренессанс приносит с собой новый тип личности. Это - уверенный в себе, предприимчивый, энергичный, полный планов и надежд, не лишенный эгоизма, самостоятельно и критически мыслящий, властный, твердо стоящий на ногах, волевой человек, не терпящий никаких преград и умеющий любую из них преодолевать. Его занимают исключительно земные проблемы, на проблемы «потусторонние» у него не остается ни времени, ни сил. Люди эпохи Возрождения легки на подъем, инициативны, готовы в любую минуту рисковать ради дела, кипучие натуры, которые и вокруг создают поле высокой духовной и деловой напряженности, постоянно учащают пульс жизни. Это широкая, масштабная, а подчас и титаническая личность. Ренессансный индивид никого и ничего не боится. Для него нет моральных авторитетов. Такая личность требует для себя права свободно мыслить и устраивать жизнь сообразно своим потребностям. У нее появились досуг, создаваемый обеспеченностью, свобода, а вместе с ними вкус к комфорту, земным благам. Ренессансный человек красив сам и любит окружать себя красивыми вещами. Планка эстетических ценностей резко поднялась вверх. Радикально изменяется и отношение к природе. Она становится объектом эстетического наслаждения и предметом научно-рационального познания.
Восхваляя разум человека, гуманисты
видели в разумной
2.1. Франческо Петрарка.
Родоначальником гуманизма единодушно считается поэт и философ Франческо Петрарка (1304-1374). В его творчестве - начало многих путей, которыми шло развитие ренессансной культуры в Италии.
Первый гуманист считал, что содержанием подлинной философии должны стать науки о человеке. Главная проблема для Петрарки - познание не Бога, а человека, ибо познанием Бога должны заниматься небожители. Попутно он замечает, что если не все небожители преуспели в познании Бога, а некоторые, самые выдающиеся из них, даже отпали от Него, то что же говорить о человеке? Человек тем более не может познать Бога и поэтому должен изучать только сам себя. Поэтому акцент в философии Петрарка ставит на познании человеком самого себя, всего многообразия всех своих чувств такими, какие они есть. Именно в этом пафос всего творчества Петрарки и его философских трактатов, писем, стихов.
Информация о работе Философия эпохи Возрождения: мир, человек, Бог