Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2010 в 14:21, реферат
Одной из характерных черт духовной атмосферы этого времени стало заметное оживление светских настроений. Светский характер присущ и такому яркому явлению культуры Возрождения, как гуманизм. В формировании ренессансного мышления огромную роль сыграло античное культурное наследие. Следствием возросшего интереса к классической культуре стало изучение античных текстов и использование языческих прототипов для воплощения христианских образов, собирательство камей, скульптур и прочих древностей, а также восстановление римской традиции портретных бюстов. Возрождение античности, собственно, дало название всей эпохе (ведь Ренессанс и переводится как возрождение). Особое место в духовной культуре этого времени занимает философия, и ей присущи все те черты, о которых было сказано выше.
1.Введение……………………………………………………………………...……………… 3 стр.
2.Философия Эпохи Возрождения………………………………………………. 4 стр.
3.Философия итальянского гуманизма и политическая философия Макиавелли.……………………………………………………………………………….. 6 стр.
4.Антропоцентризм и гуманизм философии Возрождения …….. 11 стр.
5.Заключение………………………………………………………………….……….……. 15 стр.
6.Список литературы………………………………………………………………….… 17 стр.
Макиавелли показывает, что государства возникают, достигают вершин величия и могущества, а затем приходят в упадок и гибнут. Этот круговорот является результатом воздействия судьбы-фортуны, отождествляемой с богом и обозначаемой также именем необходимости. Вместе с тем, по его мнению, история зависит не только от судьбы-необходимости, но и от того, как человек сумеет ее понять, приспособиться к ней и противостоять.
С
чисто земных позиций он рассматривает
религию в качестве явления общественной
жизни. Религия, по его мнению, подчиняется
законам возникновения, возвышения
и гибели. Она выступает необходимой
и единственной формой общественного
сознания, обеспечивающей духовное единство
народа и государства. Религия должна
отвечать интересам управления государством.
Таким образом, не только анализ политики
отделяется от религии, но и сама религия
оказывается подчиненной
Престиж эпохи Возрождения связан с понятием гуманизма. Примерно с XIX века и до наших дней гуманизм – один из наиболее распространённых терминов, применяемых для обозначения различных морально-социальных характеристик человечества. Но само это слово и главные явления, им обобщаемые, восходят опять же к этой эпохе (итал. слова «humanista», «manista» впервые зафиксированы в документах конца XV). Причём итальянские гуманисты слово «humanitas» (человечность) заимствовали у Цицерона (I век до н.э.), который в своё время стремился подчеркнуть, что понятие человечность как важнейший результат культуры, выработанной в древнегреческих полисах, привилось и на римской почве.
В совершенствовании
духовной природы человека основная
роль отводилась комплексу дисциплин,
состоящему из грамматики, риторики, поэзии,
истории, этики. Именно эти дисциплины
стали теоретической базой
В упомянутом трактате
проявляется принципиально
Своими рассуждениями
Петрарка заложил основу формирования
личностного самосознания эпохи
Возрождения. В разные эпохи личность
осознает себя по-разному. Средневековый
человек воспринимался тем
Однако было бы неправильным идеализировать гуманизм, не замечать его индивидуалистических тенденций. Подлинным гимном индивидуализму можно считать творчество Лоренцо Валлы (1407—1457). В главном своем философском сочинении «О наслаждении» неотъемлемым свойством человека Вала провозглашает стремление к наслаждению. Мерилом же нравственности у него выступает личное благо. «Я не могу в достаточной степени понять, почему кто-то хочет умереть за родину. Ты умираешь, так как не желаешь, чтобы погибла родина, словно с твоей гибелью не погибнет и она». Подобная мировоззренческая позиция выглядит как асоциальная.
Гуманистическая
мысль второй половины XV в. обогатилась
новыми идеями, важнейшей из которых
стала идея достоинства личности,
указывающая на особые свойства человека
по сравнению с другими существами
и особое его положение в мире.
Джованни Пико делла Мирандола (1463—1494)
в своей яркой «Речи о
Прославляя мощь
человека и его величие, восхищаясь
его удивительными творениями, мыслители
эпохи Возрождения неизбежно
приходили к сближению человека
с Богом. «Человек укрощает ветры
и побеждает моря, знает счет времени...
Кроме того, он с помощью светильника
ночь превращает в день. Наконец, божественность
человека раскрывает нам магия. Она
руками человека творит чудеса — как
те, которые может сотворить
Присутствие Бога в философии даже самых радикально настроенных мыслителей Возрождения предполагало вместе с тем критическое отношение к церкви как социальному институту. Гуманистическое мировоззрение, таким образом, включает и антиклерикальные (от лат. anti — против, clericalis — церковный) взгляды, т. е. воззрения, направленные против притязаний церкви и духовенства на господство в обществе.
В сочинениях Лоренцо
Валлы, Леонардо Бруни (1374—1444), Поджо
Браччолини (1380—1459), Эразма Роттердамского
(1469—1536) и др. содержатся выступления
против светской власти римских пап,
разоблачения пороков служителей церкви
и нравственной развращенности монашества.
Однако это не помешало многим гуманистам
стать служителями церкви, а двое
из них — Томмазо Парентучелли
и Энеа Сильвио Пикколомини —
даже были возведены в XV в. на папский
престол. Надо сказать, что до середины
XVI в. преследования гуманистов со стороны
католической церкви — явление крайне
редкое. Поборники новой светской
культуры не боялись костров инквизиции
и слыли добрыми христианами.
И только Реформация заставила церковь
перейти в наступление.
Термин "Возрождение" появляется как отражение ценностной установки мыслителей новой эпохи: это, с одной стороны, сознательное противопоставление себя мрачному средневековью, где господствовали теология и схоластическая философия, а с другой - возвращение к ценностям античной культуры с ее культом Разума и Гармонии. Огромное количество изобретений и научно-технических достижений, а также изменения в ценностях культуры буквально во всех сферах жизни людей в Западной Европе - все это свидетельствовало о наступлении новой эпохи - эпохи Возрождения. Новая ориентация в культуре ищет собственного теоретического выражения в философии.
Данный
исторический период можно разделить
на следующие культурно-
1.
Европейский гуманизм, связанный
с такими именами как Леон
Баттиста Альберти, Лоренцо Валла,
Эразм Роттердамский, Монтень,
Томас Мор и др. Это время
отвержения догматической
2.
Наука эпохи Возрождения (
3.
Реформация (Лютер, Кальвин, Мюнцер),
повлекшая за собой переворот
не только в светской, но и
духовной культуре. На уровне
обыденной жизни протестантизм
становится религией, проникающей
в прямом смысле в каждый
дом, что приводит к росту
всеобщей образованности. В политике
протестантизм становится
4.
Эти тенденции реализуются в
становлении философии
5.
Итальянская философия (
Культура
эпохи Возрождения
Основная
Дополнительная
Информация о работе Философия Эпохи Возрождения. «Гуманизм» и «антропоцентризм» Эпохи Возрождения