Философия эпохи просвящения

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 16:45, контрольная работа

Описание работы

Эпоха Просвещения - одна из самых ярких в развитии философии и культуры человечества. Её начало связывают с 1718 годом, когда в Париже была осуществлена первая постановка трагедии "Эдип" Вольтера. Вольнодумная, критическая трагедия отразила кризис христианского самосознания в духовной жизни Франции первой четверти XVIII века. Господствующим основам католического сознания были противопоставлены права просвещённого критического разума, дух сомнения и скептицизма.

Содержание

1. Введение……………………………………………………………………………………………….3
2. Философия Французского Просвещения: общая характеристика и основные пробелы………………………………………………………………………………..4
3. Концепции человека и общества в трудах мыслителей эпохи Просвещения…………………………………………………………………………………………6
4. Раскройте социально – философское значение Французского Просвещения…………………………………………………………………………………………8
5. Заключение…………………………………………………………………………………………..11
6. Список использованных источников……………………………………………………12

Работа содержит 1 файл

Философия.docx

— 27.79 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

 

 

 

 

 

Контрольная работа по дисциплине: Философия

На  тему: Философия эпохи Просвещения

 

 

 

 

 

 

 

Ярославль, 2011

Содержание:

  1. Введение……………………………………………………………………………………………….3
  2. Философия Французского Просвещения: общая характеристика и основные пробелы………………………………………………………………………………..4
  3. Концепции человека и общества в трудах мыслителей эпохи Просвещения…………………………………………………………………………………………6
  4. Раскройте социально – философское значение Французского Просвещения…………………………………………………………………………………………8
  5. Заключение…………………………………………………………………………………………..11
  6. Список использованных источников……………………………………………………12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Введение:

Эпоха Просвещения - одна из самых  ярких в развитии философии и  культуры человечества. Её начало связывают  с 1718 годом, когда в Париже была осуществлена первая постановка трагедии "Эдип" Вольтера. Вольнодумная, критическая  трагедия отразила кризис христианского  самосознания в духовной жизни Франции  первой четверти XVIII века. Господствующим основам католического сознания были противопоставлены права просвещённого  критического разума, дух сомнения и скептицизма.

В это время были созданы оригинальные философские учения, отличавшиеся новизной предлагаемых решений, рациональной четкостью  аргументации, стремлением к приобретению научного статуса.

При рассмотрении этой темы необходимо:

  • Дать общую характеристику философии Французского Просвещения
  • Рассмотреть концепции человека и общества в трудах мыслителей эпохи Просвещения
  • Объяснить, что общего по вопросу о природе человека и его сущности содержится во  взглядах философов – просветителей и каким образом выразился механистический материализм этих философов применительно к понимаю сущности человека
  • Раскрыть социально – философское значение Французского Просвещения

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Философия Французского Просвещения: общая характеристика и основные пробелы.

Французское Просвещение, как и  английское, возникло на основе успехов  новой науки, и само было могучим  поборником и борцом науки. Мыслители-просветители Франции идеологически подготовили  революцию 1789 - 1793 годов. Великим их начинанием было создание "Энциклопедии" (1751-1780), в которой с просветительских позиций была дана оценка всего известного из истории человечества, всех достижений ремесел, искусств и наук. Это был гигантский труд, в создании которого принимали участие все просветители Франции, а возглавляли их Дидро Дени, и Д'Аламбер Жан.

Представителями первого поколения  просветителей, стоящими у истоков  Французского Просвещения были Вольтер  и Шарль Монтескьё.

Негативное отношение к абсолютистской монархии, нравам господствующих сословий духовенства и аристократии было выражено в вышедших анонимно в 1721 г. "Персидских письмах" Ш. Монтескьё. Антимонархическая и антиклерикальная направленность "Персидских писем" имела шумный успех и способствовала нарастанию просветительского движения.

В 40-е годы XVIII в., когда развитие естественных наук, художественной литературы, драматургии, философии перерастает  в обширное движение духовной жизни, просветительская мысль во Франции  достигает своего расцвета. В этот период формируется мировоззрение  второго поколения просветителей - Ж-Ж. Руссо, Ж. Ламетри, Д. Дидро, К. Гельвеция, П. Гольбаха, Э. Кондильяка, Ж. Кондорсе.

Можно выделить некоторые отличительные  черты философии Французского Просвещения:

- чётко выраженная антиклерикальная  направленность, доходящая у некоторых  просветителей до антитеологической,  богоборческой и атеистической;

- неразрывная связь философских  воззрений просветителей с достижениями  естествознания XVIII в.;

- гуманистическая ориентация философии  с доминированием в ней антропо-социальной  проблематики;

- социально-критическая направленность  философских взглядов просветителей  на изменение действительности  в интересах прогресса и "улучшения  гражданского общества".

Радикализм философии Французского Просвещения определил антиклерикальную направленность политических, правовых и других идей просветителей. Они  поставили задачу освобождения человеческого  разума от догм католической ортодоксии, от фанатичных религиозных суеверий.

Необходимость решения этой задачи была вызвана тем, что в дореволюционной  Франции католическая церковь была одной из самых мощных организаций, располагавших огромными земельными наделами и капиталами. Церковь проявляла  религиозную нетерпимость, беспощадно расправлялась с "еретиками" и "инакомыслящими". Только путём  избавления "просвещённого разума" от религиозных предрассудков можно  перестроить общество на разумных началах. Такова была основная мысль появившихся  в 1734 г. "Философски писем" Вольтера. Они положили начало острой критике  феодально-клерикальной религии и  деспотизма всей французской религиозной  жизни.

Культ и тиранию церкви над человеческим разумом осуждали в своих произведениях  Ш. Монтескьё, Ж-Ж. Руссо, П. Гольбах, Д. Дидро  и другие французские просветители.

Феодально-клерикальным догмам и религиозному фанатизму официальной церкви французские  просветители противопоставили концепцию "естественной религии".

Под "естественной религией" французские  просветители понимали такую, которая  не противоречит человеческой природе  и включает в себя общие всему  человечеству принципы нравственности. Природа является храмом единого  божества и в ней господствует универсальная мораль: "Делай  то, что ты хотел бы, чтобы делали по отношению к тебе".

Отрицание случайности явилось  данью механистическому пониманию  мира, которое Гольбах не смог преодолеть до конца. Механистический подход к пониманию природы и мира в целом был присущ и другим французским просветителям - Ж. Ламетри, К. Гельвецию, Д. Дидро.

Этот подход получил название механического  материализма. И это вполне объяснимо, так как в XVIII в. из всех естественных наук расцвета и строго научного обоснования  достигла классическая механика. Её влияние  заметно сказалось и на философии  Французского Просвещения.

 

  1. Концепции человека и общества в трудах мыслителей эпохи Просвещения

Центральное место в философии  Французского Просвещения занимает проблема человека.

При всех различиях основным социально-философским  понятием французских просветителей  стало понятие "природа человека". Человек рассматривался ими как  всецело физическое, природное, материальное существо. Поэтому главным моментом философской антропологии французских  просветителей явилось отрицание  дуалистической природы человека и  утверждение положения о его  материальном единстве.

Отвергая теологическое учение о душе, французские материалисты считали, что ощущение, мышление, "все  способности души" всецело зависят  от "телесной субстанции", разрушение которой ведёт к прекращению  всей психической деятельности человека.

Душа, по мнению Ламетри, - это лишённый содержания термин, которым здравый  ум обозначает ту часть нашего организма, которая мыслит. Он подчёркивает зависимость  всех способностей души от особой организации  мозга и всего тела. Отвергая религиозный  дуализм в понимании человека, Ламетри рассматривает человека как особым образом организованную сложную машину, наделённую способностями  мыслить, чувствовать, ощущать. Он не отрицает и роли воспитания в организации  человека-машины. В работе "Анти-Сенека, или Рассуждение о счастье" Ламетри утверждал, что люди от природы вероломны, коварны, злы и поэтому дурных людей всегда больше, чем добродетельных, живущих своим собственным благом ради общества.

В отличие от Ламетри Дидро разделяет  теорию врождённого нравственного  начала английского просветителя А. Шефтсбери. Важнейшим проявлением  морального чувства Дидро считал стремление к взаимной любви и  поддержке, к добродетели. Но природная  склонность к добру не исключает, по мнению Дидро, морального воспитания, которое лишь укрепляет естественную добродетель и формирует нравственные качества человека.

На примере Ламетри и Дидро  можно видеть, что изучение естественных наук в целом оказало существенное влияние на стиль философского мышления французских просветителей.

Жан-Жака Руссо (1712 - 1778) считал, что "человек - по природе доброе и хорошее  существо и что единственно его  собственные учреждения делают его  злым и дурным". В своей диссертации "Рассуждение о науках и искусствах" (1750) Руссо показал противоречивый характер развития цивилизации. Он противопоставлял своей эпохе - эпохе сословных  привилегий и лицемерия - простоту, невинность и добродетель первобытных  людей.

Своеобразное понимание сущности человека на основе материалистического  сенсуализма выдвинул К. Гельвеций. Он считал, что у человека всё  сводится к ощущениям. Поэтому движущими  силами его деятельности и поведения  являются физические удовольствия и  страдания. Но так же, как и Ламетри, он не отрицает "всемогущества воспитания".

 

4. Социально-философское значение французского Просвещения

Социально-философское значение французского Просвещения определяется несколькими  моментами.

Во-первых, это разработка идеи гражданского общества, а также разработка идеи суверенной личности и обоснование  естественных прав человека.

На почве философской антропологии вырастали социально-политические идеалы эпохи, которые базировались на теории общественного договора. Теория общественного договора именно во Франции приобрела свою классическую завершенность. В работе Руссо, которая  так и называется "Об общественном договоре", сформулированы ее основные принципы.

Предпосылкой общественного союза  является "естественное состояние", в котором каждый индивид автономен, самостоятелен и совершенно свободен; каждый волен сам защищать свои естественные права на жизнь, собственность, свободу.

Поняв преимущества совместной жизни, индивиды заключают договор о  взаимных правах и обязанностях, поручая  некоему третейскому судье - государству  осуществлять общую волю; отныне государство  призвано защищать естественные права  гражданина.

Поскольку правительство действует  ради общего блага, то ему необходимо подчиняться.

На основе этого были выдвинуты  такие принципы гражданского общества, как свобода, равенство, братство, социальная справедливость и гуманизм.

Руссо критиковали за то, что он выдумал одиночку "Робинзона", живущего в вымышленном "естественном состоянии", история такого не знала, люди, в том числе и первобытные, всегда жили коллективами. Однако и  критики Руссо толковали о "человеческой природе" автономного индивида и его естественных правах. Важно понять, что под общественным договором Руссо подразумевал общественный идеал, то, каким должно стать разумное общество. В таком случае автономный индивид оказывается не дикарем-одиночкой, а суверенной личностью, свободным и ответственным гражданином, готовым к сознательному участию в политической жизни, а естественные права - гражданскими правами. В облачении теории общественного договора, таким образом, выступали новые социальные идеалы.

Во-вторых, Французское Просвещение  представляло собой идеологическую подготовку Великой французской  революции направленной против "старого  порядка": абсолютизм короля, сословного строя, бесправия крестьян. Главные  ценности освободительной борьбы - Свобода, Равенство, Братство - получили обоснование в философских, правовых сочинениях, в произведениях литературы и искусства. По характеристике Энгельса, просветители - "это великие люди, которые во Франции просвещали головы для приблизившейся революции..." Подавляющее большинство просветителей  были идеологами буржуазии, которая  в качестве экономически наиболее сильного и политически наиболее зрелого  класса в составе "третьего сословия" (так официально определялся статус более 90% французского населения по отношению к входившим в господствующий класс привилегированным сословиям  дворянства и духовенства) возглавила борьбу угнетенных и эксплуатируемых  масс против феодально-абсолютистского  строя. Следует подчеркнуть, что, отстаивая  буржуазную форму частной собственности, просветители вместе с тем в большей  или меньшей мере выражали интересы всего "третьего сословия" и отнюдь не были буржуазно ограниченными  идеологами. Соответствуя насущным объективным  потребностям общественного развития, просветительский идеал "царства  разума" отражал также вековые  чаяния трудящихся о полной социальной справедливости и свободе от всякого угнетения. Немаловажным фактом является то, что некоторая часть просветителей выступала в роли непосредственных идеологов беднейших слоев сельского и городского трудящегося населения.

Информация о работе Философия эпохи просвящения