Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 16:45, контрольная работа
Эпоха Просвещения - одна из самых ярких в развитии философии и культуры человечества. Её начало связывают с 1718 годом, когда в Париже была осуществлена первая постановка трагедии "Эдип" Вольтера. Вольнодумная, критическая трагедия отразила кризис христианского самосознания в духовной жизни Франции первой четверти XVIII века. Господствующим основам католического сознания были противопоставлены права просвещённого критического разума, дух сомнения и скептицизма.
1. Введение……………………………………………………………………………………………….3
2. Философия Французского Просвещения: общая характеристика и основные пробелы………………………………………………………………………………..4
3. Концепции человека и общества в трудах мыслителей эпохи Просвещения…………………………………………………………………………………………6
4. Раскройте социально – философское значение Французского Просвещения…………………………………………………………………………………………8
5. Заключение…………………………………………………………………………………………..11
6. Список использованных источников……………………………………………………12
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Контрольная работа по дисциплине: Философия
На тему: Философия эпохи Просвещения
Ярославль, 2011
Содержание:
Эпоха Просвещения - одна из самых
ярких в развитии философии и
культуры человечества. Её начало связывают
с 1718 годом, когда в Париже была осуществлена
первая постановка трагедии "Эдип"
Вольтера. Вольнодумная, критическая
трагедия отразила кризис христианского
самосознания в духовной жизни Франции
первой четверти XVIII века. Господствующим
основам католического сознания
были противопоставлены права
В это время были созданы оригинальные философские учения, отличавшиеся новизной предлагаемых решений, рациональной четкостью аргументации, стремлением к приобретению научного статуса.
При рассмотрении этой темы необходимо:
Французское Просвещение, как и
английское, возникло на основе успехов
новой науки, и само было могучим
поборником и борцом науки. Мыслители-просветители
Франции идеологически
Представителями первого поколения просветителей, стоящими у истоков Французского Просвещения были Вольтер и Шарль Монтескьё.
Негативное отношение к
В 40-е годы XVIII в., когда развитие
естественных наук, художественной литературы,
драматургии, философии перерастает
в обширное движение духовной жизни,
просветительская мысль во Франции
достигает своего расцвета. В этот
период формируется мировоззрение
второго поколения
Можно выделить некоторые отличительные черты философии Французского Просвещения:
- чётко выраженная
- неразрывная связь философских
воззрений просветителей с
- гуманистическая ориентация
- социально-критическая
Радикализм философии
Необходимость решения этой задачи
была вызвана тем, что в дореволюционной
Франции католическая церковь была
одной из самых мощных организаций,
располагавших огромными
Культ и тиранию церкви над человеческим разумом осуждали в своих произведениях Ш. Монтескьё, Ж-Ж. Руссо, П. Гольбах, Д. Дидро и другие французские просветители.
Феодально-клерикальным догмам и религиозному фанатизму официальной церкви французские просветители противопоставили концепцию "естественной религии".
Под "естественной религией" французские просветители понимали такую, которая не противоречит человеческой природе и включает в себя общие всему человечеству принципы нравственности. Природа является храмом единого божества и в ней господствует универсальная мораль: "Делай то, что ты хотел бы, чтобы делали по отношению к тебе".
Отрицание случайности явилось данью механистическому пониманию мира, которое Гольбах не смог преодолеть до конца. Механистический подход к пониманию природы и мира в целом был присущ и другим французским просветителям - Ж. Ламетри, К. Гельвецию, Д. Дидро.
Этот подход получил название механического материализма. И это вполне объяснимо, так как в XVIII в. из всех естественных наук расцвета и строго научного обоснования достигла классическая механика. Её влияние заметно сказалось и на философии Французского Просвещения.
Центральное место в философии Французского Просвещения занимает проблема человека.
При всех различиях основным социально-философским
понятием французских просветителей
стало понятие "природа человека".
Человек рассматривался ими как
всецело физическое, природное, материальное
существо. Поэтому главным моментом
философской антропологии французских
просветителей явилось
Отвергая теологическое учение о душе, французские материалисты считали, что ощущение, мышление, "все способности души" всецело зависят от "телесной субстанции", разрушение которой ведёт к прекращению всей психической деятельности человека.
Душа, по мнению Ламетри, - это лишённый содержания термин, которым здравый ум обозначает ту часть нашего организма, которая мыслит. Он подчёркивает зависимость всех способностей души от особой организации мозга и всего тела. Отвергая религиозный дуализм в понимании человека, Ламетри рассматривает человека как особым образом организованную сложную машину, наделённую способностями мыслить, чувствовать, ощущать. Он не отрицает и роли воспитания в организации человека-машины. В работе "Анти-Сенека, или Рассуждение о счастье" Ламетри утверждал, что люди от природы вероломны, коварны, злы и поэтому дурных людей всегда больше, чем добродетельных, живущих своим собственным благом ради общества.
В отличие от Ламетри Дидро разделяет
теорию врождённого нравственного
начала английского просветителя А.
Шефтсбери. Важнейшим проявлением
морального чувства Дидро считал
стремление к взаимной любви и
поддержке, к добродетели. Но природная
склонность к добру не исключает,
по мнению Дидро, морального воспитания,
которое лишь укрепляет естественную
добродетель и формирует
На примере Ламетри и Дидро можно видеть, что изучение естественных наук в целом оказало существенное влияние на стиль философского мышления французских просветителей.
Жан-Жака Руссо (1712 - 1778) считал, что "человек - по природе доброе и хорошее существо и что единственно его собственные учреждения делают его злым и дурным". В своей диссертации "Рассуждение о науках и искусствах" (1750) Руссо показал противоречивый характер развития цивилизации. Он противопоставлял своей эпохе - эпохе сословных привилегий и лицемерия - простоту, невинность и добродетель первобытных людей.
Своеобразное понимание
4. Социально-философское значение французского Просвещения
Социально-философское значение французского Просвещения определяется несколькими моментами.
Во-первых, это разработка идеи гражданского общества, а также разработка идеи суверенной личности и обоснование естественных прав человека.
На почве философской
Предпосылкой общественного
Поняв преимущества совместной жизни, индивиды заключают договор о взаимных правах и обязанностях, поручая некоему третейскому судье - государству осуществлять общую волю; отныне государство призвано защищать естественные права гражданина.
Поскольку правительство действует ради общего блага, то ему необходимо подчиняться.
На основе этого были выдвинуты такие принципы гражданского общества, как свобода, равенство, братство, социальная справедливость и гуманизм.
Руссо критиковали за то, что он выдумал одиночку "Робинзона", живущего в вымышленном "естественном состоянии", история такого не знала, люди, в том числе и первобытные, всегда жили коллективами. Однако и критики Руссо толковали о "человеческой природе" автономного индивида и его естественных правах. Важно понять, что под общественным договором Руссо подразумевал общественный идеал, то, каким должно стать разумное общество. В таком случае автономный индивид оказывается не дикарем-одиночкой, а суверенной личностью, свободным и ответственным гражданином, готовым к сознательному участию в политической жизни, а естественные права - гражданскими правами. В облачении теории общественного договора, таким образом, выступали новые социальные идеалы.
Во-вторых, Французское Просвещение
представляло собой идеологическую
подготовку Великой французской
революции направленной против "старого
порядка": абсолютизм короля, сословного
строя, бесправия крестьян. Главные
ценности освободительной борьбы -
Свобода, Равенство, Братство - получили
обоснование в философских, правовых
сочинениях, в произведениях литературы
и искусства. По характеристике Энгельса,
просветители - "это великие люди,
которые во Франции просвещали головы
для приблизившейся революции..."
Подавляющее большинство