Философия эпохи Просвещения

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 15:53, контрольная работа

Описание работы

Её родиной стала Англия, затем Франция, Германия и Россия. Девиз этой эпохи : все должно предстать перед судом разума! Обретающее широкий размах развитие науки, становящейся достоянием широких кругов мыслящих людей, — вот духовная атмосфера этого времени. Такого рода умонастроения возникали уже в конце XVII в. Философы Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Р. Декарт, Дж. Локк — родоначальники просветительских идей. Исходные идеи эпохи Просвещения — культ науки (Разума) и прогресс человечества. Все труды деятелей Просвещения пронизаны идеей апологии Разума, его светоносной силы, пронизывающей мглу и хаос. Существует и призыв Просвещения — имей мужество мыслить самостоятельно!

Содержание

Введение
I. Философия Французского Просвещения: общая характеристика и основные пробелы.
II. Концепции человека и общества в трудах мыслителей эпохи Просвещения.
III. Раскройте социально-философское значение Французского Просвещения.
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

контрольная по филоcофии.docx

— 36.41 Кб (Скачать)

Министерство  образования и  науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию  ГОУ ВПО

Всероссийский заочный финансово-экономический  институт 

                  
 

                                     КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

                                           По Философии на тему:  
 

Философия эпохи Просвещения 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                 Пенза 2010г. 

                                                Содержание

  Введение

  I. Философия Французского Просвещения: общая характеристика и       основные пробелы.

II. Концепции человека и общества в трудах мыслителей эпохи Просвещения.

III. Раскройте социально-философское значение Французского Просвещения.

Заключение

Список  литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                    Введение

      В историю XVIII в. вошел как эпоха Просвещения. Эпоха Просвещения – одна из самых ярких в развитии философии и духовной культуры  в  Европе.

      Её родиной стала Англия, затем Франция, Германия и Россия. Девиз этой эпохи : все должно предстать перед судом разума! Обретающее широкий размах развитие науки, становящейся достоянием широких кругов мыслящих людей, — вот духовная атмосфера этого времени. Такого рода умонастроения возникали уже в конце XVII в. Философы Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Р. Декарт, Дж. Локк — родоначальники просветительских идей. Исходные идеи эпохи Просвещения — культ науки (Разума) и прогресс человечества. Все труды деятелей Просвещения пронизаны идеей апологии Разума, его светоносной силы, пронизывающей мглу и хаос. Существует и призыв Просвещения — имей мужество мыслить самостоятельно!

      Крупнейшими мыслителями и идеологами эпохи Просвещения стали Вольтер, Дидро, Гольбах, Гельвеций, Ламетри, Руссо и др., они разработали новые человеческие и общественные идеалы "просвещенной жизни" и оказали огромное влияние на развитие прогрессивной буржуазной идеологии.

      
 
 
 

   

I. Философия Французского Просвещения: общая характеристика и основные пробелы.

      Франция XVIII в. характеризуется огромным количеством идейных исканий, научных творческих подвигов и политических событий. Страна вступила в период первоначального капиталистического накопления. Просветители заботились о распространении просвещения среди народных масс. Они боролись за то, чтобы в обществе не было различия между бедными и богатыми людьми. В качестве идеала они выдвигали принцип равенства как требование здравого смысла. Выдающимися философами эпохи Просвещения во Франции являются : Вольтер, Ж.Ж. Руссо, Д. Дидро, Ж. Ламетри, К.А. Гельвеций, П. Гольбах и др.

       Представителями первого поколения просветителей Французского Просвещения были Вольтер и Шарль Монтескье. Негативное отношение к абсолютистской монархии, было выражено в 1721 г. в «Персидских письмах» (анонимные письма) Ш. Монтескье. Антимонархическая и антиклерикальная направленность «Персидских писем» имела успех и способствовала нарастанию просветительского движения.

      В XVIII в., в 40-е годы , развитие естественных наук, философии и т.д. перерастает в широкое движение духовной жизни, просветительская мысль во Франции достигает своего расцвета. В этот период формируется мировоззрение просветителей таких как – Ж-Ж. Руссо, Ж. Ламетри, Д. Дидро, К. Гельвеция, П. Гольбаха, Вольтера.

      Можно выделить некоторые отличительные черты философии Французского Просвещения:

- чётко  выраженная антиклерикальная направленность, доходящая у некоторых просветителей (Дидро, Вольтера, Гольбаха ) до антитеологической, богоборческой и атеистической;

- неразрывная  связь философских воззрений  просветителей с достижениями естествознания XVIII в ;

- гуманистическая  ориентация философии с доминированием  в ней анропо-социальной проблематики;

- направленность философских взглядов просветителей на изменение социальной действительности в интересах прогресса и «улучшения гражданского общества»

      Радикализм (означает требование решительного, коренного преобразования общества, не особенно считаясь со старыми социальными  индивидуальными свободами.) философии Французского Просвещения определил антиклерикальную направленность политических и других идей просветителей. Они поставили задачу освобождения человеческого разума от фанатичных религиозных суеверий.

      Решить эту задачу было необходимо, потому что в дореволюционной Франции католическая церковь была одной из мощных организаций, располагавших огромными земельными наделами и капиталами. Церковь проявляла религиозную нетерпимость, беспощадно расправлялась с «еретиками» и «инакомыслящими». Только путём избавления «просвещённого разума» от религиозных предрассудков можно перестроить общество на разумных началах. Такова была основная мысль появившихся в 1734 г. «Философски писем» Вольтера. Они положили начало острой критике феодально-клерикальной религии и деспотизма всей французской религиозной жизни.

 Культ церкви над человеческим разумом осуждали в своих произведениях Ш. Монтескье, Ж-Ж. Руссо, П. Гольбах, Д. Дидро и другие французские просветители.

       

      Религиозному фанатизму официальной церкви французские просветители противопоставили концепцию «естественной религии».

      Под «естественной религией» французские просветители понимали такую, которая не противоречит человеческой природе и включает в себя общие всему человечеству принципы нравственности. Природа является храмом единого божества и в ней господствует универсальная мораль: «Делай то, что ты хотел бы, чтобы делали по отношению к тебе».

      В скором времени французские просветители приходят, в конечном счете, к религиозно-моральному космополитизму. Истинная религия разумна и в силу этого космополитична. Её содержанием является универсальная мораль, догмы которой включают немногие, вытекающие из природы, положения. Религия, догматы оскорбляют универсальную мораль, к тому же она ложна и её применение ведёт к дурным последствиям.

      Большое внимание просветители уделяли обоснованию материалистической концепции природы. Эта концепция стала одной из центральных в труде Поля Гольбаха «Система природы».

      В качестве сущности и основы всех процессов природы Гольбах называет материю. Он выдвигает идею субстанциональности материи, её неразрывной связи с движением. Причины движения материи Гольбах видит в самой материи, в её сущности, так как движение – это способ существования материи. Материя движется благодаря собственной энергии, внутренне присущим её силам и всё разнообразие движения материи происходит от различия её свойств и качеств. Движение универсально, оно присуще всем телам Вселенной.

      Положения (фундаментальные) о качественном многообразии форм материи, об универсальности движения во Вселенной Гольбах формулирует на основе достижений физики и химии, что вступало в противоречие с механистической картиной мира.

      С позиций последовательного детерминизма Гольбах рассматривает проблемы причинности и необходимости.                                                         

Понимая причинность как процесс взаимодействия, Гольбах подчёркивает объективный  характер причинности и рассматривает  Вселенную как закономерную, взаимосвязанную  цепь причин и следствий, над которой  господствует строжайшая необходимость. По его словам, в природе нет ничего случайного.

      Отрицание случайности явилось данью механистическому пониманию мира, которое Гольбах не смог преодолеть до конца. Механистический подход к пониманию природы и мира в целом был присущ и другим французским просветителям – Ж. Ламетри, К. Гельвецию, Д. Дидро.

       Этот подход получил название механического материализма. И это вполне объяснимо, так как в XVIII в. из всех естественных наук расцвета и строго научного обоснования достигла классическая механика. Её влияние заметно сказалось и на философии Французского Просвещения. 
 
 
 
 
 
 
 
 

   II. Концепции человека и общества в трудах мыслителей эпохи                  

                                                    Просвещения.

      Главное место в философии Французского Просвещения занимает проблема человека.

      При всех различиях основным социально-философским понятием французских просветителей стало понятие «природа человека». Человек рассматривался ими как всецело физическое, природное, материальное существо. Поэтому главным моментом философской антропологии французских просветителей явилось отрицание дуалистической природы человека и утверждение положения о его материальном единстве.

       Рассмотрение природы психических процессов и умственных способностей человека стало основным в работах Клода Гельвеция «О человеке, его умственных способностях и его воспитании» и Жюльена Ламетри «Человек-машина».

       Отвергая теологическое учение о душе, французские материалисты считали, что ощущение, мышление, «все способности души» всецело зависят от «телесной субстанции», разрушение которой ведёт к прекращению всей психической деятельности человека.

       По мнению Ламетри, душа - это лишённый содержания термин, которым здравый ум обозначает ту часть нашего организма, которая мыслит. Он подчёркивает зависимость всех способностей души от особой организации мозга и всего тела. Отвергая религиозный дуализм в понимании человека, Ламетри рассматривает человека как особым образом организованную сложную машину, наделённую способностями мыслить, чувствовать, ощущать. Он не отрицает и роли воспитания в организации человека-машины.

       А вот Дидро в отличие от Ламетри разделяет теорию врождённого нравственного начала английского просветителя А. Шефтсбери. И считал, что важнейшим проявлением морального чувства является стремление к взаимной любви и поддержке, к добродетели. Но природная склонность к добру не исключает, по мнению Дидро, морального воспитания, оно лишь укрепляет естественную добродетель и формирует нравственные качества человека.

       Дидро в работе под названием «Элементы физиологии» рассмотрел обширный естественно-научный материал, который послужил основанием для вывода о естественном происхождении жизни, эволюции животного мира, формировании психики человека. На примере Ламетри и Дидро можно видеть, что изучение естественных наук в целом оказало существенное влияние на стиль философского мышления французских просветителей.

       С положения умеренного деизма рассуждал о слабости и ничтожности человека Вольтер. В «Трактате о метафизике» и «Философских письмах» он отстаивает «материальность души и сознания» человека, а понятие человеческой судьбы трактует на основе естественно-научного детерминизма. Ограничивая свободу Бога, он отстраняет его от предопределения человеческой судьбы. Человек подчинён законам природы и в этом состоит его судьба и несвобода. Вольтер считает человека общественным существом, «социальным животным», которое испытывает потребность в обществе. По мнению Вольтера основной признак человека- это социальные свойства.

       К. Гельвеций выдвинул своеобразное понимание сущности человека на основе материалистического сенсуализма. Он считал, что у человека всё сводится к ощущениям. Поэтому движущими силами его деятельности и поведения являются физические удовольствия и страдания. Но как и Ламетри, он не отрицает «всемогущества воспитания».

       Философская антропология французских просветителей была тесно связана с их социально-философскими воззрениями. Выступая против теологического объяснения общественных процессов, они утверждали доминирующую силу просвещённого человеческого разума в истории. Из этого принципа французские просветители выводили главный идеал «просвещённого правления».

       Ламетри, осуждая жестокий «деспотизм на троне», предлагает пересмотреть принципы социальной жизни людей на просветительских началах: «на весах мудрости и общества». В этом пересмотре главную роль он отводил философии, которая, по его словам, оказывает значительное влияние на общественное благо, являясь «светом разума, законов и гуманности». Только разум, «просвещённый светом философии», утверждал Ламетри, способен дать твёрдую опору для построения справедливого общества.

Информация о работе Философия эпохи Просвещения