Философия эпохи просвещения

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 10:20, контрольная работа

Описание работы

В историю XVIII век вошел как эпоха Просвещения. Его родиной стала Англия, затем Франция, Германия и Россия. Для этой эпохи характерен девиз: все должно предстать перед судом разума! Обретающее широкий размах развитие науки, становящейся достоянием широких кругов мыслящих людей, - вот духовная атмосфера этого времени.

Содержание

1. Философия Французского Просвещения: общая характеристика и основные пробелы……………… 3-6
2. Концепции человека и общества в трудах мыслителей эпохи Просвещения……………………………….. 7-10
3. Раскройте социально-философское значение Французского Просвещения…………………………………………. 11-15
Список литературы………………………………………. 16

Работа содержит 1 файл

философия 2курс.doc

— 78.50 Кб (Скачать)

       Не  все  французские  просветители  разделяли   точку  зрения  Ламетри.  Совершенно  неприемлема   она  оказалась  для  Ж.Ж.  Руссо,  который  считал,  что   человек – по  природе  доброе  и  хорошее  существо    и  что  единственно  его   собственные  учреждения   делают  его  злым  и  дурным.  В  своей  диссертации  «Рассуждение  о  науках  и  искусствах»  Руссо  показал  противоречивый  характер  развития  цивилизаций.   Он  противопоставляет  своей  эпохе,  эпохе  сословных  привилегий  и  лицемерия, - простоту, невинность  и  добродетель  первобытных  людей.  Призывая   просвещать  людей  не  отвлеченными  науками,  а  добродетельными  поступками,  Руссо  предлагает  соединить  политическую   власть  и  просвещение.  Только  такое   соединение  власти   со  знанием  и  мудростью  способно   побудить  правителей  совершать хорошие   поступки  на  благо человеческому роду.  В самом   значительном  своем труде « Об   общественном  договоре,  или Принципы  политического права»  Руссо,  как и  все французские просветители,  утверждает  концепцию гражданской    свободы.

      Руссо   отстаивал  в  целом  утопическую   идею  социального  эгалитаризма -  устранение  неравенства   путем  уравнительного  распределения   между  всеми  относительно  равной  частной  собственности.  Реализация  свободы  и  равенства,   возможна, лишь  при  республиканском  образе  правления, так  как  только  в  республике  подлинным  творцом  законов  является  сам  народ.  Развивая   идею  о  естественном  происхождении  государства  на  основе  договоренности  между  людьми,  Руссо  показывает,  как  в  процессе  своего  дальнейшего  развития  государство  становится    орудием насаждения  бесправия и гражданского  неравенства,  перерождается в деспотию  и тиранию.

        Теория  общественного  договора,  выдвинутая   Руссо,  подвергалась  значительному   изменению  у  П. Гольбаха,  в  работах   которого  по  существу   завершает  свое  формирование  антропо-социальная   философия  французских  просветителей.  Свою  социально-философскую   концепцию  П.Гольбах  тесно  увязывает  с  этической.  Он  отвергает  идеализированное  Руссо   первобытного  состояния  общества  как  « счастливого  прошлого»  и  считает,  что  подобное  « естественное  состояние»    является    надуманным  и  противоречивым  человеческой  природе,  так  как   человек  всегда  существовал  в  обществе.  Сущность  общества  Гольбах  видел  прежде  всего  в  удовлетворении  жизненных  потребностей  и  интересов  людей,  в  их  стремлении  к  счастью.  Необходимость  удовлетворить  свои   потребности  заставляет  людей  объединиться,  заключить  договор  с   обществом.  Сами  же  условия  общественного  договора  учитывают  интересы  как  гражданина,  так  и  общества  в  целом.  Долг  общества  состоит в том,   чтобы обеспечить  своим гражданам счастливую  жизнь,  но  при этом  сами  граждане  должны    служить общественным   интересам,  отдавать  обществу  все свои  способности. Гольбах считал,  что гражданин не  может любить  общество,  если  оно  не  создает   условий  для  его  счастья,  если  общество  лишает  человека  всех  благ.  Источник  пороков  и  бедствий  общества   Гольбах  толкует  с  просветительских  позиций.  Это  непонимание  людьми   своих действительных  интересов,  невежество,  заблуждения,  незнание  путей,  которые   могли    бы  привести  к   благополучию.  Причины же   неподчиненности людей    он   усматривает в «порочности   самого  общества».

        Просветительские   в  понимании  источников  развития  общества  отстаивал Ж.А. Кондорсе.  Он  считал  законным  неравенство как следствие права собственности и развивал  идеи  полной  свободы торговли.  Естественные  права индивидов Кондорсе  усматривал  в трех  аспектах:

    ●  право  личной  собственности  на  необходимые  вещи  для  удовлетворения  естественных  потребностей;

    ●  право  частной  собственности  на  вещи,  созданные  трудом  человека  (движимая  собственность);

    ●право  на  землю,  приведенную  человеком  в  пригодное  для  земледелия    состояние. 

       В   своей  работе  «Эскиз  исторической  картины  прогресса  человеческого   разума» Кондорсе   выдвинул  идею  поступательного  развития  общества.  Исторический   прогресс  он  связывает  с  безграничными   возможностями  развития  человеческого   разума,  хотя  не  отрицает  влияния  и  других  факторов (хозяйственных, политических  и  др.)  в  развитии  общества.

      Важной  стороной  социально-философской   концепции  просветителей   был  просветительский   пацифизм.  Осуждение  агрессивности,  экспансионизма,  захватнических  войн  стало  основным  лейтмотивом  произведений  Вольтера,  Ш.Монтескьё, П. Гольбаха.  Рассматривая  войну,  как  состояние  тревог  и  насилий,  « противоположное  счастью  общества»,  французские  просветители  выступали  против  прославления  тех  честолюбивых  монархов,  которые  «предпочитают  нести  в  другие  страны  опустошение  и  смерть».  Неизбежной  и  справедливой  они  считали  лишь  те  войны,  которые  связаны  с  отражением  нападения  «  несправедливых  захватчиков».

        У   французских  просветителей   не  было   единства  в   вопросе  об  источниках  социальных  противоречий  и  катаклизмов   присущих  обществу.   Предлагая преобразовать   общество на  принципах разума  и   справедливости,  французские   просветители  отстаивали  в  целом  пути   мирного  реформирования  общества,  идущего  сверху  от             « просвещенных  правителей».  Революционный  путь  преобразования    общества  признавался  ими как  крайний  случай  для  свержения   такой  власти,  которая  отказывается  от  просвещенного  правления  и   является  « просто  разбоем»,  делающим  общество  несчастным.

      Важно   отметить,  что  философия   Французского  Просвещения  подготовила   духовные  основы  Французской   буржуазной  революции 1789-1794гг.  Она  выдвинула  и  обосновала  такие  принципы  гражданского  общества,  как  свобода,  равенство,  братство,  социальная  справедливость  и  гуманизм.  Философия    Французского  Просвещения    вселяла   социальный  оптимизм  и  она  сумела  утвердить  на  долгие  десятилетия  веру в  прогресс,  в  возможность  переустройства  общества  на  началах  справедливости  и  гуманизма. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Список  литературы:

  1. История  мировой  философии. - М.: АСТ, 2007
  2. Кузнецов В.Н. Французский материализм XVIII в.- М.: Мысль, 1991
  3. Руссо Ж.-Ж. об  общественном  договоре. Трактаты.- М., 1998
  4. Философия: учебник  для  вузов/ под ред. Проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. 4-е изд., перераб.  доп. – М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2008
  5. Философия: Учебник.- 2-е изд.-М.: Гардарики, 2001
  6. Философия: курс  лекций.-2-е изд., перераб. и  доп.- М.: Центр, 1998
  7. Французское  Просвещение  и  революция.- М., 1989

Информация о работе Философия эпохи просвещения