Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 13:59, реферат
Просвещение - это идейное и общественное движение в Европе и Северной Америке конца XVII - XVIII вв., связанное с общими переменами в условиях жизни под влиянием разложения феодальных и утверждения капиталистических производственных отношений. Оно получило распространение в основном в период между "славной революцией" 1688 г. в Англии и революцией 1789-1790 гг. во Франции, оставив неизгладимый след в литературе, искусстве, политике ("просвещенный абсолютизм"), а главным образом в истории общественно-политической мысли и философии.
Целесообразно
в этой связи вычленить тот
набор признаков, которые оказываются
вычлененными и соединенными между
собой в раскрытии такого сложного
явления как человеческая природа:
1. В человеческую
природу, прежде всего, включаются физические,
природные свойства человеческого тела.
2. Другими существенными
элементами человеческой
а) чувственные потребности, которые еще Гоббс называл "природными способностями и силами" человека. К ним относятся способность питаться, размножаться, двигаться и осуществлять другие, более сложные реакции, которые порождаются этими совершенно неизбежными потребностями, от рождения вложенными в человека природой. Просветители вводили и понятие о неотъемлемом праве индивида удовлетворять такие потребности. Таким образом, философы уже не оставались в рамках физического рассмотрения, а сразу совершали прыжок в сложную область социального действия и размышления.
б) желания. Отправляясь от "естественных" потребностей (присоединяя к ним идею естественного права), философы далее расширяют исследование опосредованных механизмом "желания" аффектов, страстей души, делая и их важнейшим компонентом человеческой природы.
3. Свойство разумности
традиционно включалось в человеческую
природу. Однако если для средневековья
все проявления человеческой разумности,
включая "естественный свет разума",
получали оправдание только в случае помощи
человеку на пути обретения бога, то для
философов Просвещения разумность есть
человеческое качество, существенно отличающее
его от животных.
4. В столь
же сложную и противоречивую
теоретико-методологическую
6. К существенным
свойствам человека
Рассмотрим более
подробно трактовку "человеческой природы"
в философии Просвещения и
те методы, которые используются при
ее новом истолковании.
Коренное размежевание
со средневековым мировоззрением, которое
имело особое значение для изменения
содержания понятия "человеческая природа",
состояло в следующем: философия XVII-XVIII
вв. стала отстаивать мысль о "сущностной
независимости" от бога всех природных
вещей, включая человека. Это был очень
опасный пункт, где сталкивались две системы
принципов.
В применении к
человеку; сказанное означает, что
он, подобно всем другим "вещам"
природы, несет "в себе" и только
и себе собственную сущность. А, следовательно,
изучение человеческой сущности носит
не теологический, а вполне самостоятельный
характер. Эта идея, поначалу охранительная
по отношению к теологической традиции,
затем развилась в целую систему более
конкретных новых теоретико-методологических
постулатов. Будучи согласованными с общими
требованиями метода, они вместе с тем
были прилажены к тем идеалам, которые
разделяли великие мыслители Просвещения.
Один из конкретных
постулатов может быть сформулирован
так: в качестве исходного объекта
для выведения сущности человека
должен быть взят отдельный индивид,
в его эмпирически наблюдаемой
"данности". Тут были объединены две
новые процедуры. Во-первых, выдвигался
своего рода методологический запрет:
"подлинную" человеческую сущность
нельзя искать где-то вне человека, и, прежде
всего в боге или в чем-то другом "сверхприродном".
Во-вторых, идея о самостоятельности человеческой
сущности по-новому регулировала отношения
между учением о человеческой природе
и материалом опытного наблюдения. Индивид
представал в качестве "точки отсчета"
не только для естественных наук о человеке,
но и для философии, призванной выявить
целостную человеческую сущность.
Философы Просвещения стремились найти "выход" к действительному индивиду, к его реальной жизни. Физические свойства человека мыслились специально вычленяемыми, но считалось, что каждый индивид ими обладает: каждому человеку свойственно иметь фигуру, рост, производить движения, каждый является чувственным существом, прежде всего при помощи органов чувств вступающим в контакт с природой. Каждый человек с необходимостью испытывает "естественные" потребности, ему присуще соответствующее стремление удовлетворять их, что остается верным и в тех крайних случаях, когда люди стремятся или вынуждены свести их к минимуму. Разумность также считалась хотя бы в минимальной степени принадлежащей каждому человеку невзирая на то, что в наиболее высокой и яркой форме ею обладают очень немногие, ибо люди, в чем убеждены Просветители, редко живут согласно требованиям "истинного разума".
Теоретическую
значимость человеческой природы философы
XVII-XVIII вв. не ограничивают какими бы то
ни было историческими временными рамками.
Логика рассуждения такова: раз это сущность,
то все объекты того же рода подпадают
под ее толкование. Предполагалось, что
человек в силу его принадлежности к одной
родовой общности должен всегда и при
всех, обстоятельствах обладать набором
качеств (пусть с разной степенью их наличия,
развитости, интенсивности, осознанности)
выражаемых в понятии "человеческая
природа".
В полемике с
христианским догматом об изначальной
греховности человеческой природы,
согласно которому именно человек есть
источник зла в мире, французские материалисты
утверждали, что человек по своей природе
добр. Поскольку нет ничего дурного в стремлении
человека к самосохранению, полагали они,
то нельзя осуждать и все те чувственные
склонности, которые суть выражения этого
стремления: любить удовольствие и избегать
страдания - такова природная сущность
человека. Не случайно Гельвеций и Кондильяк,
в сущности, отождествляли чувство и разум,
а Дидро, не соглашаясь с полным их отождествлением,
тем не менее, считал разум "общим чувством".
В защиту человеческой природы выступал
также Руссо, отмечая что, только искажение
и ущемление цивилизацией природного
начала в человеке приводит к злу и несправедливости.
Однако по мере
того, как идеи просветителей начали
мало-помалу осуществляться в действительности
- как в индивидуальном, так и в общественном
плане, - все чаще возникала потребность
в их корректировке. Сам Дидро в "Племяннике
Рамо" вскрыл диалектику просветительского
сознания, поставив под вопрос излюбленный
тезис XVIII в. "О доброте человеческой
природы самой по себе, в ее индивидуально-чувственном
проявлении". Самокритику просветительского
сознания мы находим также у Дж. Свифта,
Руссо и, наконец, у Канта, который в такой
же мере являлся носителем идей Просвещения,
как и их критиком.
Противоречия, "раскалывающие"
человеческую сущность, прежде всего,
коренятся, в разнонаправленности
двух начал, равно принадлежащих
к человеческой природе,- чувств, существующих
в виде "страстей души", аффектов;
и разума. Попыткам урегулировать их
извечный спор посвящается особый раздел
учения о человеческой природе. Но в философии
Просвещения, эта проблема осмысливается
тем же способом, что и все другие коллизии
человеческой сущности: каждое из начал
берется обособленно, углубленно изучается,
и лишь затем ставится вопрос об их взаимодействии.
Итак, в заключении,
подведем итоги анализа основных
идеалов философии эпохи
Несомненно, философией
XVIII был сделан важнейший шаг на
пути освобождения от теологии, а значит,
и от догматической предвзятости. Новыми
идеалами были отброшены некоторые принципы
средневековой идеологии и философии
человека, целые их пласты, связанные,
например, с идеями греховности человеческого
рода, с поисками форм и степеней зависимости
человека от воли, промысла и разума Бога.
Дискредитированными оказались способы
теологического псевдо-объяснения, требовавшие
отыскивать главные источники человеческих
действий и мыслей вне человека.
Вместе с тем по целому ряду причин социального, личностного, нравственного и теоретического характера философия Просвещения, по сути дела, построила утопию "нового бравого мира", превратив достижения науки в средство осуществления социальных проектов и определения жизненных целей человечества. Царство Разума было не просто экстатическим переживанием, а конструкцией интеллектуалов XVШ в., которая, будучи воспринята различными слоями общества, воодушевляла и определяла их революционную настроенность. Это способствовало распространению в массах идеалистического убеждения в том, что после уничтожения феодального неравенства и деспотизма грядет эпоха всеобщего счастья, мира и благоденствия.
Философские идеалы
Просвещения, может быть, впервые
в истории европейской культуры
выявили напряженность между
актуальной реальностью и парадигмой
будущего, рационализировали эту напряженность
и сумели направить надежды людей на изменение
существующего мира. Однако в этом коренится
и исток драматических противоречий, связанных
с философией Просвещения. Провозгласив
и утвердив идеал единого философского
разума, как высшую инстанцию при решении
всех вопросов, она монополизировала Истину.
В этой монополизации царства Истины оказался
скрыт исток борьбы с инакомыслием, с особой
силой развернувшейся во Франции в годы
революции. Иные взгляды воспринималась
как оппозиция свету Разума, а инакомыслящие
оценивались как "враги народа". Культ
Разума обернулся культом Верховного
Существа, провозглашенным и насильственно
вводившимся Робеспьером и якобинцами.
Разоблачение
религиозных догм, стремление очистить
Разум от нерефлексивных предпосылок
обернулось созданием новых предрассудков.
"Чистка" Разума, столь необходимая
для утверждения новой ментальности, была
не просто очищением ума от идеолого-мифологических
отождествлений и символических замещений,
но одновременно была и формой расшатывания
общественного и индивидуального сознания,
которое в предреволюционный период оказалось
в состоянии ожиданий внезапных радужных
перемен. В результате в просвете царства
Разума обнаружилось зияние бездны - царство
страха, в котором коренилась революционная
ментальность и ее практическое осуществление,
а именно ужасы террора и режима личной
власти.
Идеал свободомыслия
в самом широком значении этого
слова приобрел у философов XVIII в.
поистине революционный размах и
остроту. Хотя прямого призыва к ниспровержению
государственного строя в теориях просветителей
не было, но они внедряли в массовое сознание
мысль о том, что люди вольны переустраивать
общество и, следовательно, устранять
преграды, мешающие им сделать это. В этом,
на мой взгляд, заключался революционный
характер влияния философских идеалов
просвещения на общественное сознание.
Исторической
границей европейского Просвещения
становятся 1780-1790-е гг. Великая французская
революция разрушила
Интеллектуальное наследие Просвещение было скорее идеологией, чем философией, и поэтому оно быстро вытесняется немецкой классической философией и романтизмом, получив от них эпитет "плоского рационализма". Однако Просвещение находит союзников в лице позитивистов 2-й половины XIX века и обретает "второе дыхание" в XX веке. Так, некоторые просвещенческие мотивы звучат в работах Гуссерля, Вебера, Рассела, Витгенштейна.