Философия эпохи эллинизма

Автор: z****************@gmail.com, 25 Ноября 2011 в 10:13, контрольная работа

Описание работы

Третий период античной философии - век эллинизма. Он включает в себя период раннего эллинизма (III-I вв. до н.э.) и период позднего эллинизма (I-V вв. н. э.). Культура раннего эллинизма характеризовалась прежде всего индивидуализмом, обусловленным освобождением человеческой личности от политической, экономической и моральной зависимости от полиса. Главным предметом философского исследования становится субъективный мир личности. В период позднего эллинизма были доведены до логического завершения основные тенденции развития античной философской мысли. Произошел как бы возврат к идеям классики, к ее философским учениям о бытии (неопифагореизм, неоплатонизм), но возврат, обогащенный знанием субъективного мира личности. Взаимодействие с восточными культурами в рамках единой Римской империи привело философскую мысль к частному отходу от рационализма и обращению к мистицизму. Философия позднего эллинизма, освобождаясь от свободомыслия раннего эллинизма, пошла по пути сакрального, то есть религиозного постижения мира. Три основных течения эллинистической философии: скептицизм, эпикуризм и стоицизм.

Содержание

1. Введение
2. Философия эпохи эллинизма
2.1 Скептицизм
2.2 Эпикуризм
2.3 Стоцизм
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Философия эпохи эллинизма.docx

— 36.49 Кб (Скачать)

Разумеется, стоики, как  наиболее активная и твердая в  своих убеждениях часть населения, в любой стране всегда составляли меньшинство. Но это было социально  значимое меньшинство, которому нередко  удавалось переломить неблагоприятную  ситуацию в лучшую сторону, хотя бы при этом им самим почти никогда  не удавалось воспользоваться плодами  своей победы.

Философия для стоиков - не просто наука но, прежде всего  жизненный путь, жизненная мудрость. Только философия в состоянии  научить человека сохранять самообладание  и достоинство в трудной ситуации, сложившейся в эпоху эллинизма, особенно в поздней Римской Империи, где разложение нравов в первые века новой эры достигло высшей точки. Свободу от власти внешнего мира над человеком стоики считают главным достоинством мудреца; сила его в том, что он не есть раб собственных страстей. Настоящий мудрец, согласно стоикам, не боится даже смерти; именно от стоиков идет понимание философии, как науки умирать. Главной идеей стоицизма является покорность судьбе и фатальность всего сущего. Зенон так говорил о стоике: «Жить последовательно, то есть согласно с единым и гармоническим жизненным правилом, ибо те, кто живет непоследовательно, несчастливы».[19] Природа для стоика - это рок или судьба: примирись с роком, не сопротивляйся ему - вот одна из заповедей Сенеки.

Также как эпикурейцы, стоики главной задачей философии  считали создание этики, опирающейся  на физику и на учение о познании, которое они называли логикой.

Физика стоиков  возникла как синтез физики Аристотеля, в частностиучения о форме  и материи, с некоторыми элементами учения Гераклита. У Аристотеля соотносительность материи и формы прекращалась у границы, отделяющей мир от «неподвижного перводвигателя», или от бога, который уже не есть единство материи и формы, а только форма без материи. У стоиков, напротив, мир есть единое тело - живое и расчлененное, пронизанное одушевляющим его телесным дыханием («пневмой»). Это учение имеет эклектический характер.

Единый телесный мир  наделяется божественными свойствами, отождествляется с богом. Учение о строжайшей необходимости, по которой  все в мире происходит, сочетается учением о совершенстве и целесообразности мира, в котором все части, тела и существа зависят от целого, определяются целым и его совершенством.

Положению Эпикура  о бесконечном множестве атомов и пустоте стоики противопоставили учение о единстве мира и сплошной заполненности мирового шара телами и «пневмой»; эпикурейскому учению о множестве миров - тезис о  существовании одного-единственного  мира; отрицанию целесообразности в  мире - убеждение в том, что все  свидетельствует о существовании  мирового плана и всеобщей целесообразности; атеизму эпикурейцев - учение о божественности мира и «пневмы», пронизывающей мир, и разума, обнаруживающегося в  мире. От Гераклита стоики заимствовали учение о происхождении мира из огня, о периодически повторяющемся возвращении  мира в огонь, а также учение о  «логосе», или законе.

В этике противоположность  между стоицизмом и эпикуреизмом сказалась в вопросе о понимании  свободы и высшего назначения человеческой жизни. Вся физика и  этика эпикурейцев направлены к  тому, чтобы вырвать человека из оков необходимости. Для стоиков  же необходимость («судьба», «рок») непреложна. Свобода, как ее понимает Эпикур, для  стоиков невозможно. Действия людей  отличаются не по тому, свободно или  не свободно они совершаются - все  они происходят только по необходимости, - а лишь потому, добровольно или  по принуждению исполняется неотвратимая во всех случаях необходимость. Судьба согласного с ней ведет, противящегося  тащит. Так как человек - существо общественное и вместе с тем часть  мира, то движущее его поведением естественное стремление к самосохранению, по мнению стоиков, возвышается до заботы о  благе государства и даже до понимания  обязанностей по отношению к мировому целому. Поэтому мудрец выше личного  блага ставит благо государства  и при необходимости не колеблется принести ему в жертву свою жизнь.

Заключение

Эпоха эллинизма отмечена успехами науки: математика, механика (Евклид, Архимед), астрономия (Аристарх Самосский) медицина, география, филология. Происходит изменение во всех сферах жизни: научной, политической, общественной и духовной. Эллинистическая культура надолго пережила эллинистические государства и вызвала у историков иллюзии, будто в созданных эллинизмом культурных ценностях и заключается его подлинная сущность. Эллинизм означал серьезные изменения в экономической, политической и социальной жизни общества. Изменения послужили основой для создания и распространения эллинистической культуры.

Эллинизм не был  простым механическим "смешением" Востока и Запада. Бал создан новый  тип экономического и политического  объединения. Эллинизм как новый  этап в истории общества получил  отчетливое выражение в области  культуры в литературе и искусстве, в философии и религии.

Эллинистическая культура распространилась и сохранилась  даже там, где её социально-экономическая  и политическая база оказалась слабой и недолговечной. Она проникла в  Среднюю Азию и Индию. В далеком  Причерноморье, в Ольвии, Херсонесе, в Боспорском царстве эллинистическая  культура достигла высокого развития. Отсюда вышли знаменитые философы Бион и Сфер, историки Сириек и Посидоний  Ольвиополит, географ Дионисий Ольвийский, поэт Исим. Эпоха эллинизма оставила как историческое, так и культурное наследие


………Список литературы

1. Асмус В.Ф Античная  философия. - М.: Высшая школа, 1999.

2 Богомолов А.С.  Античная философия. - М.: Высшая школа.1985.

3. Вундт В. Введение  в философию.- М.: Высшая школа. 1998.

4. Глушак В.Ф. Философия. - Киев.: Культура и жизнь, 1991.

5. Канке В.А. Философия. - Киев.: Культура и жизнь. 1992.

6. Кохановский М.Г.  Философия. - Ростов-на-Дону.: Культура  и жизнь 1995.

7. Лосев А.Ф. Античная  философия истории. - М.: Высшая школа. 1977.

8. Лосев А.Ф. Словарь  античной философии. - М.: Высшая школа.1995.

9. Лосев А.Ф. Платон, Аристотель. - М.: Высшая школа. 1993.

10. Сергеев К.А., Слинин  Я.А. Природа и разум. Античная  парадигма. -Л.:1991.

11. Смирнов И.Н., Титов  В.Ф. Философия. в 2х кн., кн. 1. - М.: Высшая школа. 1996.

12. Фролов И.Т. Введение  в философию. - М.: Политическая литература. 1989.

14.. Философский словарь. - М.: Высшая школа. 1980.

15. Чанышев А.Н. Философия  Древнего мира: Учеб для вузов.- М.: Высшая школа.2001.

16. Чанышев А.Н. Курс  лекций по древней философии. - М.: Политическая литература.1981.

Информация о работе Философия эпохи эллинизма