Философия экзистенциализма

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 12:48, контрольная работа

Описание работы

В философии XX века, в отличие от традиционной онтологии, не мир, не природа, а человек становился проблемной точкой отсчета. Философы XX века стали решительно пересматривать внутрифилософские приоритеты прошлого. Они возражали тем представителям классической онтологии, которые отталкивались от самостоятельного бытия мира и от него двигались к пониманию человека, поставленного в зависимость от мира.

Содержание

1. Введение. 3
2. Из истории экзистенциализма. 5
3. Что такое экзистенциализм? 6
4. Философия М.Хайдеггера. 7
5. Экзистенциализм Карла Ясперса. 11
6. Жан-Поль Сартр. 15
7. А.Камю «Миф о Сизифе». Абсурд и самоубийство. 16
8. Заключение. 22
9. Использованная литература. 23

Работа содержит 1 файл

контрольная по философии.doc

— 90.50 Кб (Скачать)

Федеральное государственное  образовательное учреждение

 высшего профессионального  образования

 «Уральский государственный  университет физической культуры»

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

по философии

«Философия экзистенциализма»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студентка 2 курса группы  11-ЗП

                          Трюхан И.Н.

                    

                     Проверил:

                                                 преподаватель философии

 

 

 

 

 

Челябинск 2010 
Содержание:

 

1.  Введение.                                                                                               3

2.  Из истории экзистенциализма.                                                            5

3.  Что такое экзистенциализм?                                                               6

4.  Философия М.Хайдеггера.                                                                  7

5.  Экзистенциализм Карла Ясперса.                                                      11

6. Жан-Поль Сартр.                                                                                  15

7.  А.Камю «Миф о Сизифе».  Абсурд и самоубийство.                       16

8.  Заключение.                                                                                         22

9.  Использованная  литература.                                                              23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 В философии XX века, в отличие от традиционной онтологии, не мир, не природа, а человек становился проблемной точкой отсчета. Философы XX века стали решительно пересматривать внутрифилософские приоритеты прошлого. Они возражали тем представителям классической онтологии, которые отталкивались от самостоятельного бытия мира и от него двигались к пониманию человека, поставленного в зависимость от мира. В таких случаях, говорили они, философия и превращалась в "философию вещей", а человек чаще всего также рассматривался как вещь. Не менее категорическими были возражения против тех направлений классической философии, где на первый план выдвигались логика, гносеология, теория идей: господство "философии идей", утверждали сторонники "новой онтологии", превращает человека в своего рода познавательную машину.

В противовес классическому  онтологизму и гносеологизму  представители анализируемых направлений XX века считали необходимым действительно сделать человека центром философии. Ведь сам человек есть, существует, является бытием, притом бытием особым. Философы-классики рассматривали "бытие" как предельно широкое (человеческое) понятие о мире и в то же время считали бытие совершенно независимым от человека. Центром "антропологической философии" XX века является не учение о разуме, не гносеология и логика, а онтология. Центром же "новой онтологии" становится не некое изолированное сознание человека, а сознание, точнее, духовное (сознание и бессознательное), взятое в неразрывном единстве с человеческим бытием. Этот новый смысл и вкладывается в традиционное понятие Dasein (наличное бытие, здесь - бытие), которое становится базовой категорией экзистенциалистской онтологии.

 Итак, путь феноменолога, экзистенциалиста, персоналиста - не путь от Sein, бытия вообще, не от мира как бытия к бытию человека, как это было в классической онтологии. Избирается обратный путь - от человеческого Dasein к миру, как он видится человеку и "выстраивается" вокруг него. Такой подход представляется философам XX века предпочтительным не только с реалистической точки зрения (ведь по-другому, говорят они, человек и не осваивает мир), но и с точки зрения гуманистическая: в центр ставится человек, его активность, возможности свободы, открываемые самим его бытием.

В ряде философских  концепций акцент делается на специфической  форме бытия – человеческом существовании.

В своей работе я хочу рассмотреть взгляды экзистенциалистов  на  данную форму бытия, раскрыть суть их философии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Из  истории экзистенциализма.

Понятие “существование”  произошло от латинского existo – существую. В истории философии понятие  “существование” употреблялось  обычно для обозначения внешнего бытия вещи, которое в отличие  от сущности вещи, постигается не мышлением, а опытом.

Принципиально новый категориальный смысл существование  получает у Кьеркегора. Он противопоставляет  рационализму понимание существования  как человеческого бытия, которое  постигается непосредственно. Существование, по Кьеркегору, - единично, личностно, конечно. Конечное существование имеет свою судьбу и обладает историчностью, ибо понятие истории, согласно Кьеркегору, неотделимо от конечности, неповторимости существования, то есть от судьбы.

В ХХ веке кьеркегоровское  понятие существования возрождается в экзистенциализме, где оно занимает центральное место. Существование, то есть экзистенция (отсюда сам термин “экзистенциализм”) трактуется в экзистенциализме как нечто соотнесенное с трансценденцией, то есть выходом человека за собственные пределы. Непостижимая для мышления связь существования с трансценденцией, его конечность обнаруживаются, согласно экзистенциализму, в факте самого существования. Однако конечность, смертность существования – не просто эмпирический факт прекращения жизни, а начало, определяющее структуру существования, пронизывающее собой всю человеческую жизнь.

 

Отсюда характерный  для экзистенциализма интерес к  так называемым “пограничным ситуациям” – страдание, страх, тревога, вина, в  которых выявляется природа существования.

 

Что такое экзистенциализм?    

 Экзистенциализм  - философия суровая и трезвая,    в центре  его исследований стоит  человек,   ставший благодаря опыту двух мировых войн враждебным идеологии, человек, сил которого хватает только на то, чтобы существовать и преследовать единственную цель:  внешне и внутренне справиться с бременем своей судьбы.   Эта философия часто находила свое  выражение  и в художественных произведениях,  в том числе написанных  отцами-основателями  этого направления,   ищущими ключи к душе современного человека (романы  "Тошнота"  и  "Стена", пьеса "Мухи" Жан-Поля Сартра) .

Экзистенциализм, обожествляя то, что сокрушает  человека, предлагает ему вечное бегство  от самого себя. Так Ясперс, говоря, что все имеет объяснение в  бытии, в "непостижимом единении частного и общего" находит в этом средство для возрождения всей полноты бытия - крайнее самоуничтожение, отсюда делая вывод, что величие бога - в его непоследовательности. Шестов говорил: " Единственный выход там, где для человеческого ума нет выхода. Иначе к чему нам Бог? " Необходимо броситься в Бога и этим скачком избавиться от иллюзий. Когда абсурд интегрирован человеком, в этой интеграции теряется его сущность раскол.

 

Философия М.Хайдеггера.

 

Если в XIX веке отцом экзистенциальной мысли был Серен  Кьеркегор, для современного  экзистенциализма  им  стал Мартин Хайдеггер.   Он оказал решающее влияние и на французский экзистенциализм.

В какой мере философия Хайдеггера являет собой  мораль или гуманистическую концепцию? Главным вопросом его экзистенциальной онтологии является вопрос о смысле бытия. Но проблема бытия ставится в зависимости от человека,   который задается этой проблемой: "Спрашиваем мы,   здесь и теперь, для себя". Итак, исходной задачей оказывается описание Человека, того особого существа, которое задается проблемой бытия, и прежде всего основной вопрос множества философий: "Почему существует Нечто, а не Ничто? ".

Рассмотрим, как  Хайдеггер определяет человека.   Человек - существо, чье бытие является eksistence,   то есть что он единственное среди всех существ в мире,   которое eksiste, преступает, выходит за пределы всех других существ и  самого  себя.   Центральным тезисом является утверждение,  согласно которому "сущность человеческого бытия заключается в eksistence,   в преступлении. Это означает не  только  то,   что,   как хотел показать Сартр в сочинении "Экзистенциализм - это гуманизм", человек открыт миру, а не скован предопределенностью... но и то, что внутри себя человек - постоянное преступление, бесконечное воспарение. Как описывает Хайдеггер эту сущность человека -  eksistence?

Она -  в  покинутости,   в одиночестве человека,   брошенного в этот мир, в тоску,   в отчаяние - поскольку человек никогда не предстает перед самим собой как существо стабильное,   завершенное,   владеющее собой и вещами,   а как постоянное скольжение, бегство в пустоту, в небытие. И хотя человек всегда возвышается над самим собой, опережает самого себя,  он знает свой конец:   Смерть. Человек - это существо, которое преступает все формы бытия и опережает самого себя - в движении к Смерти. Он является "существом-для-Смерти".

Хайдеггеровское представление о человеке трагично. Не обесценивает ли оно таким образом  жизнь,   не стирает ли  различие  между добром и злом?   Нет,   поскольку надо принять условия человеческого существования такими,   какие они есть. Истинное существование противопоставляется неистинному, безличности, банальной повседневности, закрывающей глаза на смерть.     

 В работе "Что такое метафизика? "  он  показывает,   как  страх сливается с мужеством.   Человеческое существо все более пронизано ощущением приближающегося небытия,   и лишь страх может  обнаружить его подлинный  характер.   Этот  "первородный" страх в человеческом существе обычно подавляется.   Страх не  исчезает,   он  лишь  дремлет. Его дыхание пронизывает человеческое существо; слабее всего он проявляется в человеке боязливом, совершенно неощутимо - в деловитом, знающем лишь "да это да", "нет - это нет"; сильнее же всего - в человеке,   сутью которого является мужество.   Можно даже  сказать, что мужество рождается из этого страха,   чтобы спасти достоинство человеческого существа.

Свобода, ясность  понимания,   мужество - таковы моральные ценности.     

  С того момента,   как человек эпохи техники, которая находится в руках  коллективного  существа,   не может достичь сколько-нибудь уверенной и устойчивой преемственности,   не пересмотрев все  свои планы и поступки, и не подчинив их требованиям все той же техники, - с этого момента все наши заботы должны быть  посвящены  созданию этических взаимосвязей... И хотя этические взаимосвязи поддерживают человеческое существо временно и неполно,   сохранение и поддержание их необходимо...   Но может ли мысль по-прежнему отказываться от познания бытия в тот миг, когда это бытие, выходя на яркий свет после долгого забвения, заявляет о себе потрясением всего сущего?          

  В то же время Хайдеггер пишет, что "мысль, осмысляющая истину бытия как первородный элемент человека,   носителя eksistence, уже заключает в себе первородную этику.   Хайдеггер  противопоставляет свою концепцию традиционному гуманизму в рациональной и оптимистической форме XVIII-XIX веков,   а также догматической форме утверждения неизменных  ценностей.   Однако гуманизм он опровергает не во имя антигуманизма,   а во имя eksistence человека, его незавершенности, его созидательного познания.

В сочинении  “Бытие и время” он ставит вопрос о  смысле бытия, который, по его мнению, оказался забытым традиционной европейской  философией. Пытаясь строить онтологию на основе гуссерлевской феноменологии, Хайдеггер хочет раскрыть смысл бытия через рассмотрение человеческого бытия, поскольку только человеку изначально свойственно понимание бытия (“открыто” бытие). Основу человеческого существования составляет его конечность, временность. Поэтому время должно быть рассмотрено как самая существенная характеристика бытия.

Хайдеггер стремится  переосмыслить европейскую философскую  традицию, которая рассматривала  чистое бытие как нечто вневременное. Причину такого “неподлинного” понимания бытия виделась им в абсолютизации одного из моментов времени - настоящего, “вечного присутствия”, когда подлинная временность как бы распадается, превращаясь в последовательный ряд моментов “теперь”, в физическое время. Основным пороком современной науки, как и европейского миросозерцания вообще, Хайдеггер считает отождествление бытия с сущим, с эмпирическим миром вещей и явлений.

Переживание временности  отождествляется с острым чувством личности. Сосредоточенность на будущем  дает личности подлинное существование, тогда как перевес настоящего приводит к тому, что “мир вещей”, мир повседневности заслоняет от человека его конечность.

 

 

Экзистенциализм Карла Ясперса.

  

Ясперс Карл - немецкий философ-экзистенциалист  и психиатр. После 1915 года отошел от психиатрии. После разгрома фашизма Ясперс получил огромную популярность в кругах либеральной интеллигенции ФРГ. В ряде работ, начиная с нашумевшего трактата о «немецкой вине» , выступал как политический моралист. Если в 50-х годах консервативный либерализм Ясперса имел антикоммунистическую направленность, то в конце 60-х годов Ясперс выступил с резкой критикой антидемократических и реваншистских тенденций в политической жизни ФРГ.

В 1919 году Ясперс издал плод многолетнего труда - "Психологию мировоззрений", которая затрагивала собственно философские проблемы и принесла ее автору широкую известность. Два года спустя Ясперс становится профессором философии в Гейдельбергском университете.

В 1931-1932 годах  вышло трехтомное сочинение Ясперса "Философия", над которым он работал больше десяти лет. В нем нет изложения философской системы в традиционно академическом стиле, а сделана попытка систематизации и упорядочения всех тех идей и размышлений, которые составляли содержание экзистенциального философствования мыслителя. Ясперс становится одним из ведущих философов Германии, и его право занимать философскую кафедру ни у кого больше сомнений не вызывает.

Информация о работе Философия экзистенциализма