Второе
направление в методологии экономики,
- так называемую "новую", или
неортодоксальную методологию, - принято
связывать с идеями методологического
плюрализма, высказанными на постпозитивистском
этапе философии науки (60-90-е гг.).
Представители
методологического плюрализма в
философии экономики (Б. Колдуэлл, Л.
Боленд, Д. Макклоски и др.) выступают
против единой методологии экономической
науки за "за свободу выбора метода
исследования". В рамках новой
методологии отрицается какой-либо
универсальный критерий оценки теории.
По мнению Колдуэлла, исходной оценкой
методологического плюрализма является
признание того, что "не существует
универсального, логически совершенного
метода оценки теории". Рост знания
не может быть описан как прямая линия,
эволюция науки предстает как динамический
процесс, допускающий "как постоянство,
так и изменчивость, как единодушие, так
и резкую критику". В рамках методологического
плюрализма признается возможность и
неизбежность существования нескольких,
несравнимых между собой парадигм, отражающих
различные стороны предмета исследования,
выбор которых, хотя и отражает реальность,
но допускает и даже предполагает значительную
долю субъективизма. В своей критике "позитивной
экономической науки" представители
неортодоксальной методологии отрицали
строгое разграничение научного и ненаучного
знания и подчеркивали иллюзорность объективности
любых критериев оценки теории и неизбежность
нормативных элементов и идеологического
содержания. Обвиняя ортодоксальную экономическую
науку в нереалистичности ее основных
теоретических положений, а также в приверженности
абстрактным схемам, представители методологического
плюрализма признавали допустимым апеллирование
к историческим аналогиям, интроспекции
и здравому смыслу.
В
чем же сторонники плюрализма видели
задачу методологии? По мнению Колдуэлла,
любое исследование с позиций
методологического плюрализма должно
начинаться с "рациональной реконструкции
как работ по методологии экономики,
так и различных исследовательских
программ в рамках экономической
науки". Предмет методологии мыслится
в выявлении , изучении и сравнении
принципов, на которых базируются различные
школы, в определении сильных
и слабых сторон соответствующих
теорий, а не просто в поиске путей
по усовершенствованию существующей теории.
Следующим шагом является критический
анализ реконструированной модели, причем
критика теории внутри исследовательской
программы, к которой она принадлежит,
выполненная в терминах данной программы,
считается наиболее плодотворной и
предпочтительной (14). С какими же экономическими
теориями эта методология связана
в наибольшей степени? Принято считать,
что сильное воздействие "новая методология"
оказала на неортодоксальное кейнсианство
(Лейонхувуд, Клауэр, Шэкл), а так же на
неоавтрийскую школу, в рамках которой
наиболее последовательное выражение
получила идея субъективности знания.
И хотя, по мнению Колдуэлла, методологических
плюрализм" может нести в себе зерна
догматизма" и привести к методологическому
анархизму (15), на сегодняшний день это
одно из последних достижений в экономической
методологии, пришедших на смену доминировавшей
долгое время методологии фальсификационизма.
В целом необходимо отметить, что распространения
идей методологического плюрализма во
многом определяет картину современной
западной философии экономики, ибо такой
подход в методологии (хотя и являющийся
спорным), в значительной степени отражает
стиль современного научного мышления.
Заключение
Повторим
еще раз - философия своей мировоззренческой,
познавательной, методологической и
эвристической функцией способствует
формированию у экономиста поискового
мышления, инновационного и адаптационного
потенциала. Значимы и совсем не
устарели подходы к образованию
выдающегося русского философа и
экономиста, создателя философии
хозяйства С.Н. Булгакова. При чтении
курса по истории экономических
учений для студентов он излагал
следующие идеи. Чтобы быть полезным
обществу, студент должен стать специалистом.
Но специализация несет опасность
сужения общего духовного горизонта.
Поэтому, "вступая в здание экономической
науки, нельзя идти только вперед, а
необходимо подниматься и вверх,
необходимо спрашивать себя не только
о том, какова техника этого знания,
но и каков его общий смысл,
высшая ценность, каков идеал этого
знания… Высшая школа должна давать
и общечеловеческие знания, или, что
то же самое, общефилософские дисциплины,
которые раскрывали бы смысл и значение
технических проблем при свете общих идеалов
человеческой личности".
Если
политическая экономия изучает целесообразные
методы и условия хозяйствования,
то философия хозяйства исследует,
по мысли С.Н. Булгакова, хозяйство
как ценность, как идеал и благо.
До сих пор в философии экономики
доминирует методология, основанная на
выделении сходных, однородных черт
локальных цивилизаций и на их
классификации, выливающейся в установлении
экономических закономерностей. Изменение
функций глобального рынка и
уникальность природных богатств и
исторических условий России требуют
строить философский диагноз
экономики локальных цивилизаций
не на их стандартизации, а на учете
их различий. Однако это не должно приводить
к такому разделению труда, когда
экономисты изучают материальные аспекты
деятельности людей, а философов
интересуют лишь мировоззренческие
и этические вопросы общественной
жизни. Нужен целостный, интригующий
взгляд, поскольку его отсутствие
ведет к существенным недостаткам
в социальной теории и практике.
Список
использованной литературы
- Алексеев П.В.,
Панин А.В. Философия: Учебник. - 3-е
изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во
Проспект, 2003. - 608 с.
- Балашов Л. Е. Философия:
Учебник. 3-е изд., с исправлениями и дополнениями
— М., 2009.
- Канке В.А.Основы
философии: Учебник для студентов средних
специальных учебных заведений. — М. Университетская
книга, Логос, 2008.
- Кириленко Г.Г.,
Шевцов Е.В. Философия. Высшее образование
/ Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. - М.: Филол.
о-во «СЛОВО»: ООО «Изд-во «ЭКСМО»», 2003
- Кузнецов В.Г.,
Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х.
Философия: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2004
- Философия. Конспект
лекций Алексеев В.О. 2008 -160 с.
- Философия: конспект
лекций: учеб. пособие / В.О. Бернацкий ;
под общ. ред. Н.П. Маховой. – Омск: Изд-во
ОмГТУ, 2008. – 352 с.
- Философия: Учебник
для вузов / Под общ. ред. В. В. Миронова.
— М.: Норма, 2005
- Философия: Учебник
/ Под ред. проф. О.А. Митрошенкова. - М.: Гардарики,
2002.
- Философия: Учебник
/ Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. — 2-е изд.,
испр. и доп. — M.: Юристъ, 2004.
- Философия: Учебник.
2-е изд., перераб. и доп. Отв. редакторы:
В.Д. Губин, Т.Ю. Сидорина, В.П. Филатов. -
М.: ТОН - Остожье, 2001. - 704 с.
Содержание
Введение 1
1. Общая
характеристика 3
2. Периодизация
и классификация 5
3. Специфика
развития философской
проблематики 9
Заключение 14
Список
использованной литературы 16
Федеральное
агентство по образованию
Государственное
образовательное учреждение
высшего профессионального
образования
«Российский
экономический университет им. Г.В.
Плеханова»
Кафедра
философии
Реферат
по предмету «Философия»
на тему:
«Патристика»
Выполнила
студентка группы
331-В
очно-заочной
формы обучения
факультета
Бизнеса
Курятникова
Александра Николаевна
Проверил:
канд. филос.
наук Козьмин В.С.
Москва –
2011