Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 13:57, реферат
Философские проблемы экономики в настоящее время приобретают особую актуальность. Это связано с коренными социально-экономическими преобразованиями в нашей стране, затрагивающими интересы всех слоев населения. Кроме того, в современном мире происходят глобальные перемены в области мировой экономики, геополитики и социально-духовной жизни людей.
Одним из важнейших показателей смены научной парадигмы на рубеже третьего тысячелетия является "переход от антропоцентризма к биосфероцентризму, в рамках которого не человек рассматривается эпицентром цивилизационного развития, а система "человек-биосфера". Лось А.В. Концепции современного естествознания. М., 2000. С. 195. Таким образом, универсальным оценочным критерием является состояние биосферы, ее возможности принять те или иные виды антропогенной активности. В связи с этим особо существенную роль имеет экологизация экономического познания, ибо экономическая сфера приобретает в современном информационном обществе основополагающее значение. Для экологизации экономического мышления необходима разработка проблем философии экономики. Альбер Гор писал о необходимости изменения "тех черт нашей экономической философии, которые… ущербны, поскольку они узаконивают и даже поощряют разрушение окружающей среды". Цит. по: Экология и экономика природопользования. М., 1998. С. 144. Современное экономическое познание призвано исходить из философских положений о ценности природы как реального и потенциального блага, о фундаментальном значении принципа биосферосовместимости для всех видов хозяйственной деятельности, о необходимости формирования механизмов совместного функционирования экологических, экономических и социальных систем. Таким образом, на первое место выдвигается не абсолютизированный критерий минимум затрат, а критерий - минимум ущерба человеку и биосфере.
Для современного экономического познания необходимо понимание, что ориентация на ненасытное потребление ведет мир по смертельно опасному пути. И напрасно постиндустриальный мир ждет "рыночного сигнала" о необходимости отказа от этой ориентации. По мнению видных западных ученых, предназначение рынков сводится к тому, чтобы "быть эффективными, а не достаточными; алчными, а не справедливыми. Рынки никогда не ставили своей целью достижения общности или целостности, красоты или справедливости, устойчивости или духовности. Они не предназначены для этого… Рынки, если им позволить нормально работать, очень хорошо достигают поставленных перед ними целей, но эти цели далеки от общего предназначения человека. И именно для достижения высшей цели у нас есть политика, этика и религия. И если мы когда-нибудь допустим мысль, что эти величайшие достижения человеческого духа можно заменить экономическими теориями, мы рискуем растоптать наши души" Вайцзеккер Э., Ловинс Э., Ловинс Л. Фактор четыре. Затрат - половина, отдача - двойная: Новый доклад Римскому клубу: Пер. с англ. М., 2000. С. 387..
Фундаментальным
принципом современной
Иначе
говоря, в несправедливом мире в
настоящее время не может быть
длительной экологической и экономической
устойчивости. От понимания того, какие
условия жизни являются должными
для человека (исходя из его неотъемлемых
прав), и от соответствующих практических
действий общества зависит выживание
человечества. Немецкий философ, экономист
и социолог П. Козловски, создавший
новую теоретическую систему
философии хозяйства - этическую
экономию, считает интегрирующим
фактором всех аспектов этой системы
принцип справедливости. Опираясь на
Канта, он формулирует хозяйственно-
Да,
никак нельзя обойтись экономисту,
экономической науке без
В
исследовательской литературе отмечается,
что японские школьники, для которых
характерно интенсивное механическое
натаскивание на тестах, хорошо отвечают
на стандартные вопросы, но особых логических
способностей при решении нестандартных
задач не проявляют. В соревнованиях
со сверстниками из других стран они
обычно занимают первое или одно из
первых мест, американские же ученики
не поднимаются выше середины, а
иногда располагаются и ниже. Зато
имеет место "полное преобладание
американских ученых над японскими
в получении принципиально
Инновационная
природа современной экономики
требует и соответствующей
Поэтому дилемма образования такова: либо узкий специалист-ремесленник, либо профессионал-универсал.
История
послевоенной западной философии экономики
характеризуется небывалым
Позитивистская
традиция в философии экономики
получила свое предельное выражение
в работах Т. Хатчисона, позицию
которого нередко называют "ультраэмпиризмом".
Его главный тезис заключался
в следующем: экономические исследования
должны быть ограничены эмпирически
проверяемыми положениями. Причем прямую
эмпирическую проверку должны пройти
все (от исходных до окончательных) положения
теории. Введя в экономическую
дискуссию попперовский принцип
фальсификационизма, Хитчисон критиковал
представителей априоризма Априоризм
в философии экономики включает
методологическую позицию, согласно которой
экономическая наука по существу
является системой дедуктивных заключений
из ряда априорных постулатов, установленных
путем интроспекции и не доступных
эмпирической верификации. Хатчисон отрицал
научность таких постулатов. в
философии экономики (Л. Роббинс, Л.
фон Мизес). Задачу экономической
науки Хатчисон видел в эмпирическом
анализе наблюдаемых фактов. Такой
анализ, по его мнению, является единственным
источником, позволяющим формировать
правильные, реалистичные предпосылки
для любой экономической
Критика и замена логического позитивизма логическим эмпиризмом (отказ от прямой проверки теоретических положений в пользу непрямой их проверки) повлияли на формирование концепций Махлупа и Фридмена. Несколько иную трактовку получил вопрос об оценке истинности теории. Если для Хатчисона характерной чертой было стремление оценивать все положения теории, то система взглядов Махлупа предполагает проверку теории как единого целого. Согласно концепции Фридмена, которую он сам назвал "позитивной экономической наукой" Фридмен М. Методология позитивной экономической науки // THESIS. № 4. 2004., окончательный вердикт по поводу экономической теории должен выносится в зависимости от их способности предсказывать явления, для объяснения которых они созданы. Инструменталистскую концепцию Фридмена ("теория как инструмент прогнозирования") принято считать методологической основой неоклассической экономической теории.
Большое влияние на формирование методологических споров в философии экономики оказала постпозитивистская дискуссия о проблеме фальсификации. По мнению Поппера, факт, противоречащий научной теории, фальсифицирует ее и вынуждает ученых от нее отказаться. Ученики и критики Поппера (Кун, Локатос, Фейерабенд и др.) в процессе дискуссий выяснили, что процесс фальсификации не так прост. М. Блауг в статье "Несложный урок экономической методологии" развивает мысль, что методологические теории Хатчисона, Фридмена, Самуэльсона, Махлупа (эмпиризм, инструментализм, дескриптивизм, конвенционализм), является по сути не чем иным, как "выхолощенным фальсификационизмом". Отрицая возможность контролируемого эксперимента в общественных науках, Блауг приходит к выводу, что "в экономической науке противоречия между теорией и фактами никогда не носят абсолютного характера", и что "экономистам для того, чтобы отбросить какую-либо теорию, нужно гораздо больше фактов, чем, скажем физикам". По мнению Блауга, в экономике, как в других науках, теория отвергается не просто под влиянием фактов, а только при наличии лучшей теории Блауг М., Экономическая мысль в ретроспективе, М. 2004 стр. 652..
В рамках философии науки такой подход, ставивший альтернативную теорию на место попперовского факта как критерия фальсификации, уже имел место в 70-х-80-х г.г., и связан с именами Л. Фейерабенда, Т.Куна, И Лакатоса, Р.Рорти и др. философов, критиковавших логический эмпиризм и пытавшихся разработать иной подход в философии науки, основанный на некумулятивистской концепции роста знания. По мнению Фейерабенда, рост знания происходит в результате пролиферации (размножения) теорий, которые являются несоизмеримыми (т.е. дедуктивно не связанными, использующими разные методы и понятия). Такие теории, будучи совместимыми, не являются рационально сравнимыми и выбор между ними осуществляется лишь по мировозренческим и социально-психологическим основаниям, Принятие тезиса о несоизмеримости альтернативных теорий означало разрыв с попперианством, поскольку сам Поппер настаивал на сохранении принципа несовместимости, а принцип неограниченной пролиферации открыл дорогу методологическому плюрализму, нашедшему многих приверженцев в экономической науке.