Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 10:52, реферат
Николай Яковлевич Данилевский родился 28 ноября (старый стиль) 1822 г. в селе Оберец Орловской губернии Ливенского уезда, в родовом имении матери — Дарьи Ивановны Данилевской. Отец Н.Я.Данилевского — Яков Иванович — был армейским офицером, командовал гусарским полком, впоследствии в звании генерал-майора командовал бригадой.1
В 1837 году Н.Я.Данилевский поступил в императорский Царскосельский лицей, где обучался за счет родителей.
Окончив императорский Царскосельский лицей в декабре 1842 г. Н.Я.Данилевский принял, видимо, давно обдумывавшееся решение посвятить себя изучению естественных наук, к которым он, по собственному признанию, “с самого детства чувствовал непреодолимую склонность”2, которая “с новою силою возбудилась”, когда Н.Я.Данилевский проходил в лицее относительно краткий курс естественных наук.
Естественно, что для Данилевского особый интерес и значение представлял вопрос о существовании славянского культурно-исторического типа, "живого и деятельного, органа человечества"18, но самобытно сочетающего в себе "Православие, Славянство и Крестьянский Надел, - то есть нравственный, политический и экономический идеал народов..."19. (Тем самым, по убеждению ученого, Россия прошла свой собственный путь многовековой этнографической подготовки, и даже поэтому она не может считаться равноуровневой составной частью Европы, находясь перед выбором: "или вместе с прочими славянами образовать особую, самостоятельную культурную единицу, или лишиться всякого культурно-исторического значения"20, то есть превратиться в питательный материал для развития все той же романо-германской цивилизации. В то же время Данилевский утверждал общую для славянофилов мысль о том, что после петровских реформ высшие классы российского общества утратили свою культурную национальную самобытность, хотя "заслуга Петра Великого состояла именно в том, что он вывел нас из плена национальной ограниченности и ввел в свободу часть человечества, по крайней мере, указал путь к ней"21.
Однако спасительным для
России оказалось то, что эти самобытные
культурные начала сохранились в
народной среде, что позволяет надеяться
на полноценное всесторонне
Признавая полноценную четырехосновную
специфику славянского
23Постоянно подчеркивая, что в петровскую эпоху Россия была заражена болезнью европеизма, Данилевский особо обращал внимание на возникшие в результате затруднения для развития народного искусства. Его корни ученый прежде всего находил в особых формах богослужения, в народной одежде, народной архитектуре жилищ и в своеобразном обустройстве быта. Одновременно он соглашался с мнением А.С.Хомякова, высказанным им в статье о картине А.А. Иванова "Явление Христа народу". Данилевский настаивал на том, что истинным идеалом русской живописи остается икона. "Иконопись в области живописи есть то же, что эпос в области поэзии, то есть представление не личных, а целым народом выработанных идеальных представлений, только обделываемых и разнообразимых (в границах эпического типа) личным художественным творчеством".24
Естественно, что в русской
архитектуре Данилевский
Пафосом книги Данилевского
"Россия и Европа" стала идея
избавления страны от европейского духовного
гнета и рабства, в пагубных последствиях
которых для развития российской
Цивилизации он был глубоко убежден.
Для Данилевского была очевидна глубокая
связь между перспективами
Исходя из этого, Данилевский
подчеркивал решающее общекультурное
значение того факта, что к моменту
написания его книги Россия являлась
единственным независимым славянским
государством. Пройдя свой многотрудный
десятивековой путь от этнографической
стадии к полноценной
Заключение
Не существует понятия «общечеловеческой цивилизации». Развитие человечества происходит посредством самобытных культурно-исторических типов, и не об одном типе нельзя сказать, что он представляет собой общечеловеческую цивилизацию. Задача истории – проявление в различное время различными культурными типами свойственным им мировоззрения, целей, стремлений. Славянство – тоже самобытный культурно-исторический тип, тип своеобразный, имеющий задатки для того, что бы стать первым четырехосновным культурно-историческим типом. Лишь альтернативный западному путь развития этого типа приведет к самореализации славянских народов.
Идеи Данилевского во многом спорны
— его оценка культурных контактов,
отрицание существования единой
мировой культуры, перспективы развития
России и призывы к панславизму.
Но сама концепция культурно-
Список литературы
1.Бердяев Н.А. Русская
идея. Основные проблемы русской
мысли XIX века и начала XX века.
// О России и русской
2.Бестужев-Рюмин Н.К. Теория культурно-исторических типов. // Данилевский Н.Я. Россия и Европа. - С-Пб., 1995.
3.Данилевский Н.Я. Россия
и Европа. Взгляд на культурные
и политические отношения
4. C.И. Баженов философия истории Н.Я. Данилевского.// Гл.1, Жизненный путь и идейная эволюция Н.Я. Данилевского. М., 1997г.
5. Данилевский Н.Я. Показание // Дело петрашевцев. Т. 2. М., 1941.
6. Семенов-Тянь-Шаньский П.П. Мемуары. Вып. 1. Пг., 1917.
7. История полувековой
деятельности императорского
8. История биологии с древнейших времен до начала XX века. М., 1972
1 C.И. Баженов философия истории Н.Я. Данилевского.// Гл.1, Жизненный путь и идейная эволюция Н.Я. Данилевского. М., 1997г.С.20.
2 Данилевский Н.Я. Показание // Дело петрашевцев. Т. 2. М., 1941. С. 325.
3 C.И. Баженов философия истории Н.Я. Данилевского.// Гл.1, Жизненный путь и идейная эволюция Н.Я. Данилевского. М., 1997г.С.21
4 Семенов-Тянь-Шаньский П.П. Мемуары. Вып. 1. Пг., 1917. С. 194
5 Данилевский Н.Я. Показание. С. 325.
6 C.И. Баженов философия истории Н.Я. Данилевского.// Гл.1, Жизненный путь и идейная эволюция Н.Я. Данилевского. М., 1997г.С.22.
7 Там же. С. 23
8 Семенов-Тянь-Шаньский П.П. Указ. соч. С. 194.
9 Данилевский Н.Я. Показание. С. 325-326.
10 Семенов-Тянь-Шаньский П.П. Указ. соч. С. 212.
11 Там же. С.212.
12 История полувековой деятельности императорского Русского географического общества. Ч. 1. Спб., 1896. С. 136.
13 История биологии с древнейших времен до начала XX века. М., 1972. С. 417.
14 C.И. Баженов философия истории Н.Я. Данилевского.// Гл.1, Жизненный путь и идейная эволюция Н.Я. Данилевского. М., 1997г.С.53
15 Там же. С.54
16 Данилевский Н.Я. Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к Германо-Романс ком у. -С-Пб., 1995. –С 269
17 Данилевский Н.Я. Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к Германо-Романс ком у. -С-Пб., 1995. –С 401
18 Бестужев-Рюмин Н.К. Теория культурно-исторических типов. // Данилевский Н.Я. Россия и Европа. - С-Пб., 1995. - С.105
19 Там же. С 108
20 Там же. С. 204
21 Там же. С.346
22 Данилевский Н.Я. Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к Германо-Романс ком у. -С-Пб., 1995. -С.91
23 Данилевский Н.Я. Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к Германо-Романс ком у. -С-Пб., 1995. -С.92
24 Там же.С. 282