Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 16:33, реферат
Что есть философия? Философия - это скорее мировоззренческая форма сознания. Под мировоззрением можно понимать обобщённую систему взглядов человека (и общества) на мир в целом, на своё место в нём, понимание и оценка человеком смысла своей жизни и деятельности, судеб человечества; совокупность обобщённых научных, философских, социально-политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических ценностных ориентаций, верований, убеждений и идеалов людей.
Человек всегда испытывал и испытывает духовную потребность в том, чтобы иметь целостное представление о мире; он, по словам С.Н. Булгакова, не может согласиться ждать с удовлетворением этой потребности до тех пор, пока будущая наука даст достаточный материал для этой цели; ему необходимо также получить ответы и на вопросы, которые выходят за поле положительной науки и не могут быть ею даже и осознанны. Каждая наука-это своего рода обрывок знания, а все науки в их простом сложении - это сумма обрывков.
Введение
Философия истории Гегеля
Истоки
Содержание учения Гегеля о философии истории
«Географическая основа всемирной истории»
Интерпретация философии истории Гегеля
Заключение
Список используемой литературы:
Традиционная
интерпретация философии
Анализируя философскую систему Гегеля, мы можем с уверенностью сказать, что Гегель совершил попытку создать метод, целью которого является анализ развития. При этом, следует заметить, в тогдашнем естествознании, в теоретических и технических дисциплинах и разработках, приближённых к практике технико-экономической деятельности, метод развития ещё не выступал в сколько-нибудь чёткой форме, не был глубоко основан. Произведения Гегеля с самого начала выполняли важнейшую задачу – сформулировать парадигму теории развития, выразить её в обобщённой форме. И только после этого история дала примеры «движения науки» и практики, в котором всё более сознательно ставились и решались проблемы развития. Философия Гегеля стояла
у истоков широкого распространения диалектики как теории развития, как метод познания и действия.
Гегелевская система всё реально существующее превращала в логические категории в плане единой и диалектически развивающейся деятельности абсолютной идеи, которая развивается от абстрактного к конкретному, благодаря чему система Гегеля приобрела строгую последовательность. Поэтомубытие по Гегелю есть начальная категория всей философской системы. Бытие есть первое и чистое полагание абсолютной мысли; о нём известно только то, что оно есть некое ( пока неизвестно какое ) качество, количество и мера.
Логика Гегеля в наиболее полной мере охватывает большинство предшествующих учений о бытии. Гегель рассматривал бытие как развивающееся целое, которое для абсолютного идеализма есть объективно развивающаяся идея.
Не исключено, что философская система Гегеля имеет и противников, которые находят ошибку философа главным образом в том, что движение мысли от абстрактного к конкретному он принял за реальный путь развития самой действительности. Логическое и историческое у него полностью совпадают. К тому же примат у философа принадлежит логике: история есть лишь предметное воплощение логического саморазвития идеи, прикладная логика и т.д.
Однако даже сам Гегель был далёк от мысли, что система философских категорий может передать всё богатство реальности; эта система отражает самые общие, самые основные связи развивающейся действительности. Философия изучает не мир в целом, а мир как целое. Философская система Гегеля даёт человеку ориентиры столь же реальные, как параллели и меридианы на глобусе, которые хотя и не проведены на Земле, тем не менее не являются прост выдумкой и помогают человеку осваивать мир.
Даже если учение Гегеля ложно, как считают
многие философы, оно ещё сохраняет
значение, которое не просто принадлежит
истории. Оно наилучшим образом
представляет определённый вид философии,
которая у других менее согласована
и менее всеобъемлюща.
Заключение
Своеобразие подхода Гегеля к объяснению исторического процесса заключается, прежде всего, в сочетании им сразу двух способов: телеологического, то есть через цели — смысл есть предельная цель существования, и каузального, то есть через причины. Тогда получается, что в первом случае философия истории отвечает на вопрос «зачем?», а сама история подразумевается как данность; во втором же случае возникает вопрос «почему?», требующий раскрытия сущности истории. Такой подход стал для ученого возможным благодаря применению им диалектического метода построения суждений, предложенного ранее Фихте и доведенного затем до логического совершенства самим Гегелем: его знаменитое «тезис — антитезис — синтезис». Кроме того, для поиска истины философ использовал особый, системный подход.
Историческая деятельность человечества складывается из действий людей. Каждый человек преследует свои индивидуальные цели, а в результате возникает нечто иное, что было в его действиях, но не было в его намерениях (например, поджег дом соседа, а сгорел весь город), таким образом, массовая случайность переходит в необходимость. Отсюда следует, что живущие индивидуумы и, соответственно, народы, ища и добиваясь своего, в то же время оказываются средствами и орудиями чего-то более высокого и далекого, о чем они ничего не знают, но что они бессознательно исполняют. Вот это что-то и есть Абсолютная Идея, Мировой Разум или Дух. У Гегеля все эти три понятия — суть одно и то же в силу применяемого им самого метода диалектики. Таким образом, по мысли философа, весь путь человечества можно рассмотреть в виде единой, замкнутой системы развития Мирового Разума. Внутреннюю структуру системы развития Мирового Разума выражают формы мысли, являющиеся категориями диалектики, а реализацию этой системы во времени — философия истории. «Действительность» же есть отчуждение Духа. Абсолютная Идея отчуждает себя, «порождая» мир и человека. В процессе развития человечества Дух познает себя, и таким образом происходит «снятие отчуждения». Другими словами, история и есть процесс познания Абсолютной Идеей себя. Когда же Мировой Разум познает себя, и отчуждение снимется — история завершится.
Безусловно
такой всеобъемлющий и
Конечно,
сегодня многие посылки в «Философии
истории» выглядят, по меньшей мере, несостоятельными
и смешными, но ведь не будь этой замечательной
и интересной для чтения (даже сейчас!)
работы, не было бы, наверное, и многих
наших современных представлений и исторических
открытий.
Список используемой литературы:
1. «Лекции по истории философии», Гегель
2. «Философия истории Гегеля», А.М. Каримский, М., 1988