Философия истории Гегеля

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 16:33, реферат

Описание работы

Что есть философия? Философия - это скорее мировоззренческая форма сознания. Под мировоззрением можно понимать обобщённую систему взглядов человека (и общества) на мир в целом, на своё место в нём, понимание и оценка человеком смысла своей жизни и деятельности, судеб человечества; совокупность обобщённых научных, философских, социально-политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических ценностных ориентаций, верований, убеждений и идеалов людей.
Человек всегда испытывал и испытывает духовную потребность в том, чтобы иметь целостное представление о мире; он, по словам С.Н. Булгакова, не может согласиться ждать с удовлетворением этой потребности до тех пор, пока будущая наука даст достаточный материал для этой цели; ему необходимо также получить ответы и на вопросы, которые выходят за поле положительной науки и не могут быть ею даже и осознанны. Каждая наука-это своего рода обрывок знания, а все науки в их простом сложении - это сумма обрывков.

Содержание

Введение
Философия истории Гегеля
Истоки
Содержание учения Гегеля о философии истории
«Географическая основа всемирной истории»
Интерпретация философии истории Гегеля
Заключение
Список используемой литературы:

Работа содержит 1 файл

философия.doc

— 89.50 Кб (Скачать)

 Традиционная  интерпретация философии истории  Гегеля  происходит  в контексте  общего содержания его философской  системы.  Такое  положение вполне оправдано : именно целое  системы  определяет  конкретные формулировки проблем, их внутреннюю мотивацию и  интерпретацию,  задает способ их осмысления, разработки, а  во  многом  и  результаты. Однако, содержание и значение его философии истории можно выявить не только внутри самодовлеющей гегелевской системы. Ведь в формулировке проблем, в способах их осмысления и решения Гегель не одинок, его концепция лишь момент в процессе философского постижения  человеческой истории, не им начатого и не им завершенного.

   Анализируя  философскую  систему  Гегеля,  мы  можем  с   уверенностью сказать, что Гегель совершил попытку создать метод, целью которого  является анализ развития. При этом, следует заметить, в тогдашнем  естествознании,  в теоретических  и  технических  дисциплинах  и разработках,  приближённых  к практике технико-экономической деятельности, метод развития ещё не  выступал в сколько-нибудь  чёткой  форме,  не  был глубоко основан.  Произведения Гегеля с самого  начала  выполняли важнейшую задачу   –   сформулировать парадигму теории развития, выразить её в обобщённой форме.  И  только  после этого история дала примеры «движения науки» и практики, в котором всё  более сознательно ставились и решались проблемы развития. Философия Гегеля  стояла

у истоков широкого  распространения  диалектики  как  теории  развития,  как метод познания  и  действия. 

      Гегелевская система всё реально существующее превращала  в  логические категории  в  плане  единой  и  диалектически   развивающейся   деятельности абсолютной  идеи,  которая  развивается  от  абстрактного   к   конкретному, благодаря чему система Гегеля приобрела строгую последовательность.  Поэтомубытие по Гегелю есть начальная категория  всей  философской  системы.  Бытие есть первое и чистое полагание абсолютной мысли; о нём известно  только  то, что оно есть некое ( пока неизвестно какое ) качество,  количество  и мера.

Логика Гегеля в наиболее полной мере охватывает  большинство  предшествующих учений о бытии. Гегель рассматривал бытие  как развивающееся  целое,  которое для абсолютного идеализма есть объективно развивающаяся идея.

      Не исключено, что философская  система  Гегеля  имеет  и  противников, которые находят ошибку философа главным образом в том,  что  движение  мысли от абстрактного к конкретному он принял  за  реальный  путь  развития  самой действительности. Логическое и историческое у него  полностью совпадают.  К тому же примат у философа принадлежит логике: история есть  лишь  предметное воплощение логического саморазвития идеи, прикладная логика и т.д.

      Однако даже сам Гегель был далёк от  мысли,  что  система  философских категорий может передать всё  богатство  реальности;  эта  система  отражает самые общие, самые основные связи развивающейся действительности.  Философия изучает не мир в целом, а мир как целое.  Философская  система  Гегеля  даёт человеку ориентиры столь же реальные, как параллели и меридианы на  глобусе, которые хотя и не проведены  на  Земле,  тем  не  менее  не  являются  прост выдумкой и помогают человеку осваивать мир.

      Даже если учение Гегеля ложно, как считают многие  философы,  оно  ещё сохраняет значение, которое не просто  принадлежит  истории.  Оно  наилучшим образом представляет определённый вид  философии,  которая  у  других  менее согласована и менее всеобъемлюща. 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

 Своеобразие подхода Гегеля к объяснению исторического  процесса заключается, прежде всего, в  сочетании им сразу двух способов: телеологического, то есть через цели — смысл есть предельная цель существования, и каузального, то есть через причины. Тогда получается, что в первом случае философия истории отвечает на вопрос «зачем?», а сама история подразумевается как данность; во втором же случае возникает вопрос «почему?», требующий раскрытия сущности истории. Такой подход стал для ученого возможным благодаря применению им диалектического метода построения суждений, предложенного ранее Фихте и доведенного затем до логического совершенства самим Гегелем: его знаменитое «тезис — антитезис — синтезис». Кроме того, для поиска истины философ использовал особый, системный подход.

 Историческая  деятельность человечества складывается из действий людей. Каждый человек преследует свои индивидуальные цели, а в результате возникает нечто иное, что было в его действиях, но не было в его намерениях (например, поджег дом соседа, а сгорел весь город), таким образом, массовая случайность переходит в необходимость. Отсюда следует, что живущие индивидуумы и, соответственно, народы, ища и добиваясь своего, в то же время оказываются средствами и орудиями чего-то более высокого и далекого, о чем они ничего не знают, но что они бессознательно исполняют. Вот это что-то и есть Абсолютная Идея, Мировой Разум или Дух. У Гегеля все эти три понятия — суть одно и то же в силу применяемого им самого метода диалектики. Таким образом, по мысли философа, весь путь человечества можно рассмотреть в виде единой, замкнутой системы развития Мирового Разума. Внутреннюю структуру системы развития Мирового Разума выражают формы мысли, являющиеся категориями диалектики, а реализацию этой системы во времени — философия истории. «Действительность» же есть отчуждение Духа. Абсолютная Идея отчуждает себя, «порождая» мир и человека. В процессе развития человечества Дух познает себя, и таким образом происходит «снятие отчуждения». Другими словами, история и есть процесс познания Абсолютной Идеей себя. Когда же Мировой Разум познает себя, и отчуждение снимется — история завершится.

 Безусловно  такой всеобъемлющий и грандиозный  по замыслу труд не мог не произвести соответствующего впечатления как  на современников, так и на последующие поколения историков и философов, да и не только их. Оценка этого, как и других, произведения великого мыслителя была весьма не однозначной — от восхищения до полного неприятия позиции автора. В частности, в России Гегель (наравне с Шеллингом) явился идейной причиной возникновения наиболее оригинального, по мнению Э.Л. Радлова, философского направления — славянофильства Строгая методичность системы, возможность вместить в схему развития самые разнообразные, даже противоречащие друг другу явления, плюс видимость абсолютного знания — все это, естественно, должно было подкупать и очаровывать. К числу «правоверных гегельянцев» Радлов относит М.А. Тулова с его сочинениями по эстетике, П. Редкина, написавшего обширную историю древней философии, Б. Чичерина, проявившего склонность к гегельянству в области логики, метафизики и философии права и многих других. А в самый полный рост влияние философской мысли великого ученого можно обнаружить не где-нибудь, а в марксизме!

 Конечно, сегодня многие посылки в «Философии истории» выглядят, по меньшей мере, несостоятельными и смешными, но ведь не будь этой замечательной и интересной для чтения (даже сейчас!) работы, не было бы, наверное, и многих наших современных представлений и исторических открытий. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список используемой литературы:

    1. «Лекции по истории философии», Гегель

    2. «Философия истории Гегеля», А.М. Каримский, М., 1988

  1. Философия культуры. Становление и развитие. С.-Пб.:Лань, 1998.
  2. Овсянников М.Ф. Гегель, М., 1971
  3. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия, М., 1986
  4. Овсянников М.Ф, Философия Гегеля, М., 1959

Информация о работе Философия истории Гегеля