Философия и современный экономист

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 13:49, реферат

Описание работы

Предметом современной философии является проблема соотношения субъективного и объективного факторов, а доминирующей идеей – идея свободы, что в полной мере актуально в условиях апокалипсиса.
Современный человек наслышан, что мы живем в эпоху апокалипсиса. Для обыденного сознания апокалипсис – это полная неизбежная окончательная гибель света. И тогда действительно получается: «после нас хоть потоп». С позиции просвещенного философского, религиозного и научного мировоззрения апокалипсис (греч. apokalypsis – откровение) – это откровение об альтернативе, стоящей перед современным человечеством: альтернативе между самоуничтожением или самовозрождением на качественно новом уровне. В любом случае разрешение этой альтернативы связано со смертью современного ветхого человечества, на чем и основана догма обыденного сознания.

Содержание

Введение 3
Значение философии для современного экономиста 5
Заключение 13
Список использованной литературы 14

Работа содержит 1 файл

Реферат на тему.docx

— 32.50 Кб (Скачать)

Немецкий философ, экономист  и социолог П. Козловски, создавший  новую теоретическую систему  философии хозяйства - этическую  экономию, считает интегрирующим  фактором всех аспектов этой системы  принцип справедливости. Опираясь на Канта, он формулирует хозяйственно-этический  императив: "Поступай так, чтобы твоя хозяйственная деятельность соответствовала двойственной функции экономики - эффективному снабжению людей благами и предоставлению им возможности самореализации.[9]

Да, никак нельзя обойтись экономисту, экономической науке  без философии.

Решение экономических задач, экономическое познание предполагает творческие, поисковые, нестандартные  подходы. Первейший капитал в  основанном на знаниях информационном обществе - это капитал интеллектуальный. Человеческое воображение - вот главная  ценность. Инновационная природа "электронно-цифрового  общества" предполагает постоянные нововведения, обновление продукции, процессов, маркетинга. Как пишет Д. Тапскотт, можно сказать, что в информационном обществе главное достояние любой  фирмы находится в головах  у работников, а ее "активы" каждый вечер расходятся по домам. [10]

В исследовательской литературе отмечается, что японские школьники, для которых характерно интенсивное  механическое натаскивание на тестах, хорошо отвечают на стандартные вопросы, но особых логических способностей при  решении нестандартных задач  не проявляют. В соревнованиях со сверстниками из других стран они  обычно занимают первое или одно из первых мест, американские же ученики  не поднимаются выше середины, а  иногда располагаются и ниже. Зато имеет место "полное преобладание американских ученых над японскими  в получении принципиально новых  результатов во всех областях науки  и техники. Американская фундаментальная  наука гораздо сильнее японской, а американские исследовательские  университеты - японских университетов".[11]

Инновационная природа современной  экономики требует и соответствующей  системы образования, ориентации студентов  не на механическое заучивание большого объема информации и ее воспроизведение, а на развитие творческого мышления. Студенты, конечно, должны уметь хорошо решать тесты, но еще полезнее, когда  они в состоянии сами создавать  новые тесты.

Значительную помощь в  этом оказывает им эвристическая  функция философии, направленная на формирование поискового, вариативного мышления, способности к нестандартным  решениям в нестандартных ситуациях, формирование специалиста с высоким  инновационным потенциалом.

В условиях радикальных преобразований общества серьезную опасность представляет так называемый "узкий экономизм", когда экономические реформы  проводятся по некоторой умозрительной  схеме без учета социально-исторического  контекста. Если вспомнить наше недавнее прошлое, то неудачи реформ Гайдара  в значительной степени были обусловлены  тем, что они осуществлялись не как  часть социокультурной трансформации  общества с учетом всех его особенностей, а как некие автономные, самодовлеющие  и самодостаточные преобразования. "Рынок все поставит на свои места" - таков был лейтмотив действий Гайдара и его сторонников. Эту  позицию поэт Н. Коржавин образно  охарактеризовал так: "Говорить, что рынок сам по себе все сделает, - равнозначно представлению, что  мы соорудим первый этаж дома, а фундамент  сам под него подлезет".

Вопрос о "широте" и "узости" образования активно  обсуждается специалистами во всем мире. Эта проблема актуальна в  связи с двоякого рода фундаментальными процессами.

К первого рода процессам  относятся глобализация (во все более  глобализирующейся экономике мировой  спрос на образование растет), виртуализация, способствующая формированию мирового образовательного пространства, интернационализация, коммерциализация образования, "практизация  науки", а также внедрение системы  непрерывного образования.[12]

Ко второго рода процессам  можно отнести возрастание интегративных  тенденций в научном познании.

Данные процессы обусловливают  потребность в подготовке специалистов широкого профиля для эффективного управления "сверхбыстрой" экономикой и наукоемкими технологиями в  информационном обществе. Важнейшими качествами специалиста-экономиста в  таком обществе являются инновационная  восприимчивость и адаптационная  приспособляемость к непрерывно меняющимся условиям.

В этой связи интересны  идеи базового документа по вопросам перспектив образования для США  на первые десятилетия XXI в. Это опубликованный в 1998 г. доклад Комитета по науке Палаты представителей ("доклад Эйлера" - по имени председателя готовившей его комиссии). Красной нитью через весь доклад проходит мысль, что самым важным элементом научно-технической сферы являются люди, в ней работающие. Подчеркивается, что ввиду растущего выбора ролей в экономике и обществе требуются специалисты, обладающие аналитическими способностями, будь то финансы, консалтинг, менеджмент, юриспруденция, патентное дело.[13] На одном из слушаний комиссии доктор биологии К. Джонсон подчеркнула: "Существующая сегодня степеннaя школа… слишком сконцентрирована на подготовке узких специалистов для рынка труда, на котором все больше требуются универсалы". [13] Подобного рода высказывания характерны и для специалистов других стран Запада.

В общем виде можно выделить два подхода к системе образования. Один из них, "узкий", сводит образование  к подготовке специалиста с теми навыками, которые обеспечивают его  непосредственную деятельность на рабочем  месте. Такой подход явно не ориентирован на философское знание.

Второй подход, вбирая в  себя профессиональную подготовку, рассматривает  образование как фактор интеграции человека в культурную среду современного информационного общества. Этот сложный  и очень значимый для специалиста  процесс затруднителен без изучения философии, овладения ее понятийным аппаратом.

Для подтверждения обратимся  к высказыванию выдающегося отечественного ученого П.К. Энгельмейера, создателя  философии техники в России: "Сколько  вы его (т.е. инженера) (можно сказать  и экономиста. - М.С.) ни начиняйте  специальными познаниями, это будет  ученый ремесленник, пока вы ему не дадите гуманитарного взгляда на социально-экономические стороны  его профессии".[14]

Поэтому дилемма образования  такова: либо узкий специалист-ремесленник, либо профессионал-универсал.

Повторим еще раз - философия  своей мировоззренческой, познавательной, методологической и эвристической  функцией способствует формированию у  экономиста поискового мышления, инновационного и адаптационного потенциала.

Значимы и совсем не устарели подходы к образованию выдающегося  русского философа и экономиста, создателя  философии хозяйства С.Н. Булгакова. При чтении курса по истории экономических  учений для студентов он излагал  следующие идеи. Чтобы быть полезным обществу, студент должен стать специалистом. Но специализация несет опасность  сужения общего духовного горизонта. Поэтому, "вступая в здание экономической  науки, нельзя идти только вперед, а  необходимо подниматься и вверх, необходимо спрашивать себя не только о том, какова техника этого знания, но и каков его общий смысл, высшая ценность, каков идеал этого  знания… Высшая школа должна давать и общечеловеческие знания, или, что, то же самое, общефилософские дисциплины, которые раскрывали бы смысл и значение технических проблем при свете общих идеалов человеческой личности". [15]

Если политическая экономия изучает целесообразные методы и  условия хозяйствования, то философия  хозяйства исследует, по мысли С.Н. Булгакова, хозяйство как ценность, как идеал и благо.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Экономическая жизнь общества находится в неразрывной  связи с другими сферами общественной жизни. Общество влияет на процессы, происходящие в экономике, но и экономические  категории оказывают определенное влияние на общественную жизнь. Иногда это влияние доминирует над другими  составляющими общественной жизни. Отсюда очевидной становится актуальность изучения философией основных проявлений экономической жизни общества, ее основных законов и взаимодействия ее объективной и субъективной сторон.

 Основными  проявлениями экономической жизни  общества являются производство, распределение, обмен и потребление  различных благ, как материальных, так и духовных. Эти проявление  тесно связаны друг с другом  и представляют собой диалектическое  единство, со свойственными ему  внутренними противоречиями. Эти  противоречия обусловлены борьбой  экономических интересов различных  участников экономических отношений.  Формирование баланса между этими  интересами является едва ли  не основной задачей государства.  Развитие экономической жизни  общества невозможно без учета  объективных экономических законов.  Задачей науки в этих условиях  является выявление этих законов,  проверка необходимости, существенности  и повторяемости выявленных связей  между явлениями природы и  общества. Однако кроме объективных  закономерностей на экономическую  жизнь общества влияет и субъективный  фактор, то есть сознание людей,  их воля, ценностные ориентации  и т.п.

Таким образом, экономическая жизнь общества является неотъемлемой частью общественной жизни в целом наряду с политической и духовной жизнью, для нее тоже характерны внутренние противоречия, которые необходимо учитывать и  регулировать, а значит, экономическая  жизнь общества требует государственного вмешательства с целью обеспечения  ее полноценного развития.

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1.Хефлинг Г. Тревога  в 2000 году: Бомбы замедленного  действия на нашей планете:  Пер. с нем. М.: Мысль, 1990. С. 24.

2. Кинг А., Шнайдер Б.  Первая глобальная революция:  Доклад Римскому клубу: Пер.  с англ. М., 1991. С. 274.

3.  Урсул А.Д. Государство  в стратегии устойчивого развития. М., 2000. С. 23-25.

4. Федотов А.П. Глобалистика: Начало науки о современном  мире: Курс лекций. М., 2002. С. 129-131.

5. Лось А.В. Концепции  современного естествознания. М., 2000. С. 195.

6.  Цит. по: Экология  и экономика природопользования. М., 1998. С. 144.

7.  Вайцзеккер Э., Ловинс  Э., Ловинс Л. Фактор четыре. Затрат - половина, отдача - двойная: Новый  доклад Римскому клубу: Пер.  с англ. М., 2000. С. 387.

8.   Смена курса: Пер.  с англ. М., 1994. С. 9.

9.  Козловски П. Принципы  этической экономии: Пер. с нем.  СПб., 1999. С. 311.

10. Тапскотт Д. Электронно-цифровое  общество: Пер. с англ. М., 1999. С. 57.

11.Япония в конце ХХ  века. М., 2002. С. 22; Государственные приоритеты  в науке и образовании. М., 2001. С. 137.

12.  Глобализация и образование.  М., 2001.

13.   Государственные  приоритеты в науке и образовании.  М., 2001. С. 138-139.

14.  Горохов В.Г., Розин  В.М. Введение в философию техники.  М., 1998. С. 12.

15. Булгаков С.Н. История  экономических учений. М., 1911. С. 5.

 


Информация о работе Философия и современный экономист