Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 13:49, реферат
Предметом современной философии является проблема соотношения субъективного и объективного факторов, а доминирующей идеей – идея свободы, что в полной мере актуально в условиях апокалипсиса.
Современный человек наслышан, что мы живем в эпоху апокалипсиса. Для обыденного сознания апокалипсис – это полная неизбежная окончательная гибель света. И тогда действительно получается: «после нас хоть потоп». С позиции просвещенного философского, религиозного и научного мировоззрения апокалипсис (греч. apokalypsis – откровение) – это откровение об альтернативе, стоящей перед современным человечеством: альтернативе между самоуничтожением или самовозрождением на качественно новом уровне. В любом случае разрешение этой альтернативы связано со смертью современного ветхого человечества, на чем и основана догма обыденного сознания.
Введение 3
Значение философии для современного экономиста 5
Заключение 13
Список использованной литературы 14
Содержание
Введение
Значение философии для современного экономиста 5
Заключение
Список использованной
литературы
Введение
Предметом современной философии является проблема соотношения субъективного и объективного факторов, а доминирующей идеей – идея свободы, что в полной мере актуально в условиях апокалипсиса.
Современный человек наслышан,
что мы живем в эпоху апокалипсиса.
Для обыденного сознания апокалипсис
– это полная неизбежная окончательная
гибель света. И тогда действительно
получается: «после нас хоть потоп».
С позиции просвещенного
В чем «ветхость» современного
человечества? В том, что его жизнедеятельность
характеризуется существенным разрывом
между его научно-
В контексте современной философии данная пограничная альтернатива бытия человека раскрывается на теоретическом уровне как соотношение субъективного и объективного факторов истории. В самом первом приближении субъективный фактор обозначает те элементы жизнедеятельности социального субъекта, которые в его власти, и, стало быть, это те рычаги, которые человек может использовать для разрешения указанной альтернативы в благожелательном для него направлении. Объективный фактор – те элементы жизнедеятельности социального субъекта, которые от него не зависят и с которыми он должен считаться, чтобы, образно говоря, не биться лбом об стену. Здравый смысл нас учит, что «умный в гору не пойдет». Во истину криком души современного человека являются слова американского пастора Рейнхольда: «Господи! Дай нам силы изменить то, что мы можем! Дай нам терпения принять то, что мы изменить не можем! И дай нам мудрости отличить одно от другого!».
Взаимосвязь субъективного
и объективного факторов как основное
теоретико-методологическое содержание
современной философии вытекает
из внутренней логики развития мировой
философской мысли. В этих координатах
человек пытается овладеть свободой,
чтобы не впасть в крайности насилия
или произвола. Если доминирующей идеей
современности выступает свобод
Исследование изменения предмета философии показывает, что к середине XIX в. назрела потребность перехода от созерцательного к деятельностному типу мировоззрения. Созерцательный тип мировоззрения соответствует традиционной культуре. Классический образец его дал С. Сервантес в образе Дон Кихота. Этот деятельный идальго готов во имя благой цели воевать и с ветряными мельницами, т. е. главное – не результат, а цель и кипучая энергия во имя ее. Современный деятельностный тип мировоззрения заключается в том, что социальный субъект вынужден брать на себя всю меру ответственности за результаты собственной деятельности. Трудно представить, чтобы до промышленного переворота общество обсуждало проблему запрета на какие-то научные исследования и технологические разработки. Возрастание мощности человеческой деятельности связано с возрастанием не только уровня потребностей, но и меры ответственности социального субъекта за дальнейшую судьбу мира. Это требует более развитого самосознания личности, нации, человечества, что без овладения философской культурой недостижимо.
Значение философии для современного экономиста
Мы живем в антропогенно
перегруженном мире. Человек перешел
все допустимые пределы воздействия
на биосферу. "Мир болен раком,
и этот рак - человек", - таков устрашающий
эпиграф к одной из глав доклада
Римскому клубу, подготовленного его
видными деятелями М. Месаровичем
и Е. Пестелем. "Римский клуб"
- неправительственная
Современная стихийно и интенсивно саморазрушающаяся цивилизация оказалась способной уничтожить самое себя. Выживание Земной цивилизации, сохранение уникальности биосферы, человека, культуры является судьбоносной Сверхзадачей всего рода человеческого.
Современная цивилизация встала перед альтернативой: быть ей или не быть? принять грозный, невиданный доселе Вызов истории, дать на него достойный Ответ или уйти в полное небытие? В такой форме историческое развитие ставит вопрос о том, состоится ли человечество.
Переживаемая нами эпоха возлагает на общественную мысль, ее жизненный нерв - философию - миссию по осуществлению переоценки мировоззренческих и социокультурных ценностей цивилизации. Необходимо создание новой концепции человека, его места в Мире, взаимоотношений с природой, нужна выработка критериев, ценностей неогуманизма, глобальной этики, понимания содержания прогресса исходя из императива выживания как высшей ценности человечества.
Деятели Римского клуба А. Кинг и Б. Шнайдер пишут: "В наше трудное и сложное время мы начинаем осознавать, что поиск мудрости - главная задача, стоящая сейчас перед человечеством". [2]
Действительно, современному человечеству (если достигнув таких высот научно-технического прогресса, оно оказалось на грани самоуничтожения) явно не хватает мудрости. Обретение мудрости - важный фактор взросления человечества, и способствовать обретению оной - есть историческая задача современной философской мысли, которая за два тысячелетия накопила богатый опыт изучения человека, его ценностных ориентаций, мотиваций, характера его деятельности в мире.
Философия, интегрируя фундаментальные
формы деятельно-практического, познавательного
и ценностного отношения
Мировоззренческая функция
философии позволяет
Важную роль призвана сыграть познавательная функция философии, сосредоточив внимание на анализе уникальности природы, культуры человека.
Методологическая функция
заключается в способности
Особое значение в настоящее
время приобретает
Эвристическая функция философии нацелена на выработку нестандартных теоретико-методологических основ на пути выживания человечества.
Философская рефлексия над
основаниями познания проблемы сохранения
человечества будет способствовать
обретению современным
Вне всякого сомнения - экономисту,
как и любому человеку, важны мировоззренческие
философские обобщения о
Но для экономиста глубокое
понимание императива выживания
человечества особенно важно. Ведь безудержный
рост техногенных производств
Необходимо осознание
и того непреложного факта, что в
современных исторических условиях
экономика перестала быть автономной
сферой. Вся система "биосфера - общество
- экономика - природные ресурсы"
выступает как единая и внутренне
взаимосвязанная. Отечественный ученый
в области глобалистики А.П. Федотов
сформулировал для эпохи
Одним из важнейших показателей смены научной парадигмы на рубеже третьего тысячелетия является "переход от антропоцентризма к биосфероцентризму, в рамках которого не человек рассматривается эпицентром цивилизационного развития, а система "человек-биосфера".[5] Таким образом, универсальным оценочным критерием является состояние биосферы, ее возможности принять те или иные виды антропогенной активности.
В связи с этим особо
существенную роль имеет экологизация
экономического познания, ибо экономическая
сфера приобретает в
Современное экономическое
познание призвано исходить из философских
положений о ценности природы
как реального и потенциального
блага, о фундаментальном значении
принципа биосферосовместимости для
всех видов хозяйственной
Для современного экономического познания необходимо понимание, что ориентация на ненасытное потребление ведет мир по смертельно опасному пути. И напрасно постиндустриальный мир ждет "рыночного сигнала" о необходимости отказа от этой ориентации.
По мнению видных западных ученых, предназначение рынков сводится к тому, чтобы "быть эффективными, а не достаточными; алчными, а не справедливыми. Рынки никогда не ставили своей целью достижения общности или целостности, красоты или справедливости, устойчивости или духовности. Они не предназначены для этого… Рынки, если им позволить нормально работать, очень хорошо достигают поставленных перед ними целей, но эти цели далеки от общего предназначения человека. И именно для достижения высшей цели у нас есть политика, этика и религия. И если мы когда-нибудь допустим мысль, что эти величайшие достижения человеческого духа можно заменить экономическими теориями, мы рискуем растоптать наши души"[7].
Фундаментальным принципом
современной философии
С этой точки зрения значительный
интерес представляет книга "Смена
курса" с примечательным подзаголовком
- "Перспективы развития и проблемы
окружающей среды: подход предпринимателя".
Она была подготовлена пятьюдесятью
видными предпринимателями, членами
Международного совета предпринимателей
по устойчивому развитию во главе
с его председателем
Иначе говоря, в несправедливом мире в настоящее время не может быть длительной экологической и экономической устойчивости. От понимания того, какие условия жизни являются должными для человека (исходя из его неотъемлемых прав), и от соответствующих практических действий общества зависит выживание человечества.