Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 08:05, реферат
Философия – греческое слово и в переводе на русский язык означает «любовь к мудрости». Это древнейшая наука, и в то же время она всегда молодая, потому что идеи, выдвинутые мыслителями, никогда не устаревают. Устаревать могут знания, а мудрость – это умение удивляться миру, видеть его таким, каким не видит никто, понять смысл собственного существования и смысл существования человеческого общества, смысл истории.
Введение…………………………………………………………………3
Философия.
1). Понятие о философии. Основные вопросы философии……………4-9
Религия.
1). Понятие религии. Возникновение религии…………………………10-11
2). Первоначальные виды религии…………………………………………12
3). Стержень религии………………………………………………………...13
Философия и религия……………………………………………...14-26
Заключение…………………………………………………………….27
Список литературы………………
Обычное
заблуждение в понимании
Этим обретен и путь к разрешению второго сомнения. Правда, поскольку мы его выразим в грубой и логически твердой формуле, по которой Бог веры есть человекоподобная личность. Бог философии — безличный абсолют, оно кажется совершенно непреодолимым. Но в этом повинна только односторонность и логическая упрощенность самой формулы. Ни Бог религии, ни Бог философии не есть то простое и однозначное содержание, к которому Его сводит эта формула, именно потому, что Он есть прежде всего неисследимая глубина и неисчерпаемое богатство. Он есть полнота всех определений, ибо стоит превыше каждого из них в отдельности; и потому одно определение не противоречит в Нем другому — под условием, что каждое из них берется в надлежащем смысле, не как исчерпывающее адекватное знание самой Его сущности, а именно лишь как уяснение одной из Его сторон, имеющее — в силу коренного единства Его сущности — лишь символическое значение для определения целого.
Ведь
и Бог религиозной веры содержит
— при первой же попытке какого-либо
одностороннего Его определения
— множество противоречий, которые
в действительности суть не противоречия,
а антиномии, согласимые в высшем,
сверхрациональном единстве. С другой
стороны, философское богопознание
лишь мнимым образом приковано к
указанному безличному и как бы бесформенному
понятию Бога как некоего лишь
всеобъемлющего начала. Кажущаяся неизбежность
этой тенденции вытекает лишь из одностороннего
ограничения задачи философии теоретическим
миропостижением. Если мы вспомним и
будем иметь в виду, что задача
философии этим не исчерпывается, а
требует целостного осмысления бытия
во всей его живой полноте и
глубине, объемлющей как один из основных
его моментов реальность духовной жизни
со всеми ее нравственными и религиозными
запросами и проблемами,— если
мы вспомним необходимость таких
философских проблем, как проблема
добра и зла, теодицеи, отношения
между нравственным идеалом и
действительностью, свободой и необходимостью,
разумом и слепотой природных
сил,— то мы поймем, что высшее уясняющее
единство, которого ищет философия, есть
не одно лишь безличное единство. упорядочивающее
картину объективного мирового бытия,
а действительно целостное
Все
дело в том, что подлинная философия,
могущая осуществить свое назначение,
должна исходить из действительного, т.
е. абсолютно полного и
С одной стороны, всякая философия есть онтология или “теоретическая философия” (бессмысленный плеоназм — ведь философия всегда есть знание, т. е. теория!), ибо философия всюду и везде познает истинно-сущее; и, с другой стороны,— что здесь особенно важно — истинная онтология есть не бесстрастное изучение чуждой духу и лишь извне ему предстоящей картины бытия (ибо такое бытие именно и не есть целостное бытие или подлинное всеединство), а постижение абсолютного бытия, объемлющего и всю духовную жизнь самого субъекта знания — человеческой личности. Но познавательная направленность на абсолютное в этом, единственно истинном его смысле предполагает духовный опыт не как внешнее созерцание, а как основанное на истинном внутреннем переживании постижение существа и смысла жизни. Короче говоря, подлинная, а не только школьная и пропедевтическая онтология должна опираться на живой религиозный опыт и потому в принципе не может ему противоречить. Вся совокупность мучительных сомнений, исканий и достижений религиозного опыта, объединимая в теме “о смысле жизни”,— проблема вины, возмездия и прощения, личной ответственности и человеческого бессилия, предопределения и свободы, реальности зла и благости именно Сущего, хрупкости эмпирического существования и неуничтожимости личности — входит как законная и необходимая тема в состав онтологии, заслуживающей своего имени учения о бытии.5
Стоит только памятовать об этом первичном и основном бытии, сосредоточиться на нем и именно в нем видеть последний критерий знания, чтобы все соотношение, которое с первого взгляда кажется запутанным и почти неразрешимым, стало — по крайней мере, в принципе — до самоочевидности ясным. Существуют не две истины, а только одна — и она там, где есть максимальная полнота и конкретность. Как бы отлично ни было лично-религиозное отношение к Богу от познавательного отношения к Нему в философии, какие бы различия мы ни находили между религиозным и философским интересом,— все эти отношения устанавливаются в пределах одной и той же последней реальности, которая предстоит духовному взору личности и остается сама собой, все равно, выражается ли она в непосредственном религиозном переживании или в опосредственной системе логических понятий.
Главное все же в том, чтобы иметь живой опыт самой реальности. Лишь там, где религия принимает догматы веры не за символические и таинственные обозначения божественной природы, а за законченные и исчерпывающие адекватные Его раскрытия, превращая их тем в односторонние логические определения, или где философия мнит в отвлеченной системе готовых формул определить до конца последние глубины реальности,— лишь там возможны — и даже неизбежны — конфликты между философией и религией. Внутренняя связь и интимное сродство философии и религии были больше всего затуманены наивно-дерзновенными попытками рационализации догматов веры, компрометирующими и философию и религию.
Таинственные
и многозначительные
Философское знание по своим достижениям необходимо отстает от достижений непосредственного религиозного проникновения в глубины бытия. На это есть существенные основания, коренящиеся в самой природе обеих духовных деятельностей. Прежде всего, религиозная вера, будучи живым, непосредственным ощущением и переживанием Божества, не нуждается для своих достижений в тяжкой умственной работе рационального разъяснения и обоснования своих истин. Кроме того, хотя религия, как указано выше, и содержит необходимо, в качестве своей основной опорной точки, момент непосредственного личного усмотрения истинности, она совсем не нуждается в том, чтобы это непосредственное усмотрение распространялось на все содержание религиозной веры. Напротив, для нее характерно, что этот момент непосредственной очевидности присущ восприятию правдивости, безусловной истинности источника откровения — будет ли то самое Божество или тот или иной посредник между Богом и человеком,— в силу чего содержание откровения приобретает косвенную достоверность истины, сообщенную самоочевидно достоверным свидетелем.
Поэтому-то
достоянием личной веры может быть
— и даже необходимо бывает —
содержание соборного религиозного
опыта, со всеми входящими в его
состав достижениями религиозных гениев.
Этим достигается возможность
Философская
система, пытающаяся выразить и логически
фиксировать весь религиозный опыт
человечества, есть замысел, аналогичный
попытке начертить
Заключение.
Большинство философских положений опытом не доказываются и из опыта не вытекают: нельзя доказать опытным путем, что жизнь и разум возникли из развивающейся природы, нельзя доказать, что Бог есть основа мира, нельзя доказать, что человеческая свобода с необходимостью вытекает из человеческой природы…
В нашем реферате представлены моменты, которые указывают нам на внутреннюю связь религии и философии. Но их цели и задачи в корне различны.
Философия учит критичности, критическому мышлению. Ведь первое условие философствования: ничего не принимать на веру.
Религия лишь призывает к верованию в Бога, в сверхъестественное. Является особым типом общественного сознания, воли и бытия.
Единственное
сходство заключается в направленности
сознания на один объект – на Бога.
Список литературы.
1). Губин В. Д. Основы философии. М.: ФОРУМ-ИНФРДпМ, 2008
2). Лешкевич Т. Г. Философия. М.,2000
3). Балашов Л. Е. Философия. М., 2009
4). Философия и религия// София. Проблемы духовной культуры и религиозной философии. Берлин, 1923. Т.1. Печатается по изданию: На переломе. Философия и мировоззрение. Философские дискуссии 20-х годов. М., 1990.
5). Интернет-ресурсы: www.
6). Радугин А. А. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии: курс лекций. — М.: Центр, 2000