Философия и религия

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 08:05, реферат

Описание работы

Философия – греческое слово и в переводе на русский язык означает «любовь к мудрости». Это древнейшая наука, и в то же время она всегда молодая, потому что идеи, выдвинутые мыслителями, никогда не устаревают. Устаревать могут знания, а мудрость – это умение удивляться миру, видеть его таким, каким не видит никто, понять смысл собственного существования и смысл существования человеческого общества, смысл истории.

Содержание

Введение…………………………………………………………………3
Философия.
1). Понятие о философии. Основные вопросы философии……………4-9
Религия.
1). Понятие религии. Возникновение религии…………………………10-11
2). Первоначальные виды религии…………………………………………12
3). Стержень религии………………………………………………………...13
Философия и религия……………………………………………...14-26
Заключение…………………………………………………………….27
Список литературы………………

Работа содержит 1 файл

Реферат по философии.docx

— 46.38 Кб (Скачать)

Содержание.

    1. Введение…………………………………………………………………3
    2. Философия.

    1).  Понятие  о философии. Основные вопросы философии……………4-9

    1. Религия.

    1).  Понятие  религии. Возникновение религии…………………………10-11

    2). Первоначальные виды религии…………………………………………12

    3). Стержень религии………………………………………………………...13

    1. Философия и религия……………………………………………...14-26
    2. Заключение…………………………………………………………….27
    3. Список литературы……………………………………………………28
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

     Духовная  культура человека покоится на четырех  основаниях – это наука, религия, искусство и философия.

  Философия – греческое слово и в переводе на русский язык означает «любовь к мудрости». Это древнейшая наука, и в то же время она всегда молодая, потому что идеи, выдвинутые мыслителями, никогда не устаревают. Устаревать могут знания, а мудрость – это умение удивляться миру, видеть его таким, каким не видит никто, понять смысл собственного существования и смысл существования человеческого общества, смысл истории.

     Актуальной  темой для реферата мы посчитали  «Философия и религия», так как  эти понятия очень плотно взаимодействуют  друг с другом, хотелось бы разобраться  в их происхождении и понятиях о каждом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Понятие о философии. Основные вопросы философии.1

     Основным  в философии традиционно считается  вопрос об отношении мышления к бытию, а бытия – к мышлению (сознанию). Важность данного вопроса заключается  в том, что от его достоверного разрешения зависит построение целостного знания об окружающем мире и месте  человека в нем, а это и является главной задачей философии. Материя  и сознание (дух) – две неразрывные  и в то же время противоположные  характеристики бытия. В связи с  этим существуют две стороны основного  вопроса философии – онтологическая и гносеологическая.

  Онтологическая (бытийная) сторона основного вопроса философии заключается в постановке и решении проблемы: что первично – материя или сознание?

     Суть  гносеологической (познавательной) стороны  основного вопроса: познаваем или  непознаваем ли мир, что первично в процессе познания?

     В зависимости от онтологической и  гносеологической сторон в философии  выделяются основные направления –  соответственно материализм и идеализм, а также эмпиризм и рационализм.

Онтологическую  сторону основного вопроса философии представляют:

- материализм;

- идеализм;

- дуализм.

     Материализм (так называемая «линия Демокрита») – направление в философии, сторонники которого считали, в отношениях матери и сознания первичной является материя. Следовательно:

- материя  реально существует;

-материя  существует независимо от сознания (то есть существует независимо  от мыслящих существ и от  того, мыслит о ней кто-либо  или нет);

- материя  является самостоятельной субстанцией  – не нуждается в своем существовании  ни в чем, кроме самой себя;

- материя  существует и различается по  своим внутренним законам;

- сознание (дух) есть свойство (модус) высокоорганизованной  материи отражать саму себя (материю);

- сознание  не является самостоятельной  субстанцией, существующей наряду  с материей;

- сознание  определяется материей (бытием).

     К материалистическому направлению  принадлежали такие философы, как  Демокрит; философы Милетской школы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен); Эпикур; Бекон; Локк; Спиноза; Дидро и иные французские материалисты; Герцен; Чернышевский; Маркс; Энгельс; Ленин. Достоинство  материализма – опора на науку, в  особенности на точные и естественные (физику, математику, химию и т.д.), логическая доказуемость многих положений  материалистов. Слабая сторона материализма – недостаточное объяснение сущности сознания, наличие явлений окружающего  мира, необъяснимых с точки зрения материалистов. В материализме выделяется особое направление – вульгарный материализм. Его представители (Фохт, Молешотт) абсолютизируют роль материи, чрезмерно увлекаются исследованием  материи с точки зрения физики, математики и химии, ее механической стороной, игнорируют само сознание как  сущность и его возможность ответно  влиять на материю. Материализм как  господствующее направление философии  был распространен в демократический  Греции, эллинистических государствах, Англии периода буржуазной революции (XVII в.), Франции  XVIII в., СССР и социалистических странах в ХХ в.

     Идеализм («линия Платона») – направление в философии, сторонники которого в отношениях материи и сознания первичным считали сознание (идею, дух).

В идеализме  выделяются два самостоятельных  направлениях:

- объективный  идеализм (Платон, Лейбниц, Гегель  и др.);

- субъективный  идеализм (Беркли, Юм).

Основателем объективного идеализма считается  Платон. Согласно концепции объективного идеализма:

- реально  существует только идея;

- идея  первична;

- вся  окружающая действительность делится  на «мир идей» и «мир вещей»:

«мир  идей» (эйдосов) изначально существует в Мировом Разуме (Божественном Замысле  и т.д.);

«мир  вещей» - материальный мир не имеет  самостоятельного существования и  является воплощением «мира идей»;

- каждая  единичная вещь – воплощение  идеи (эйдоса) данной вещи (например, лошадь – воплощение общей  идей лошади, дом – идеи дома, корабль – идеи корабля и  т.д.);

- большую  роль в преобразовании «чистой  идеи» в конкретную вещь играет  Бог-Творец;

- отдельные  идеи («мир идей») объективно существуют  независимо от нашего сознания.

В противоположность  объективным идеалистам субъективные идеалисты (Беркли, Юм и др.) считали, что:

- все  существует только в сознании  познающего субъекта (человека);

- идеи  существуют в разуме человека;

- образы (идеи) материальных вещей также  существуют только в разуме  человека через чувственные ощущения;

- вне  сознания отдельного человека  на материи, ни духа (идей) не  существует.

     Слабая  черта идеализма – отсутствие достоверного (логического) объяснения самого наличия «чистых идей»  и превращения «чистой идеи»  в конкретную вещь (механизма возникновения  материи и идеи). Идеализм как  философское направление господствовал  в платоновской Греции, средние века, в настоящее время широко распространен  в США, Германии, других странах Западной Европы. Наряду с полярными (конкурирующими) главным направлениями философии  – материализмом и идеализмом – существуют промежуточные (компромиссные) течения – дуализм, деизм.

 Дуализм как философское направление был основан Декартом.

Суть  дуализма заключается в том, что:

- существуют  две независимые субстанции –  материальная (обладающая свойством  протяжения) и духовная (обладающая  свойством мышления);

- все  в мире производно (является модусом)  либо от одной, либо от другой  указанных субстанций 9материальные  вещи – от материальной, идеи  – от духовной);

- в человеке  соединяются одновременно две  субстанции – и материальная, и духовная;

- материя  и сознание (дух) – две противоположные  и взаимосвязанные стороны единого  бытия;

- сновного  вопроса философии (что первично  – материя или сознание) в действительности  не существует, так как материя  и сознание взаимодополняют друг  друга и существуют всегда.

Гносеологическая  сторона основного вопроса философии представлена:

- эмпиризмом (сенсуализмом);

- рационализмом.

     Основателем эмпиризма является Ф. Бекон. Эмпиристы считали, что в основе познания могут лежать лишь опыт и чувственные ощущения («Нет ничего в мыслях (в разуме), чего бы не было до этого в опыте и чувственных ощущениях»).

  Основоположником рационализма (от лат.  ratio – разум) считается Р. Декарт. Основная идея рационализма в том, что истинное (достоверное) знание может быть выведено только непосредственно из разума и не зависит от чувственного опыта. (Во-первых, реально существует лишь сомнение во всем, а сомнение – мысль – деятельность разума. Во-вторых, существуют истины, очевидные для разума (аксиомы) и не нуждающиеся ни в каком опытном доказательстве, - «Бог существует», «У квадрата равные углы», «Целое больше, чем его часть» и т.д.).

     В качестве особого направления выделяется иррационализм (Ницше, Шопенгауэр). Согласно иррационалистам мир хаотичен, не имеет внутренней логики, а следовательно, никогда не будет познан разумом.

     С гносеологической стороной основного  вопроса философии связаны понятия  гностицизма и агностицизма. Представители  гностицизма (как правило, материалисты) считают, что:

- мир  познаваем;

- возможности  познания неограниченны.

     Противоположной точки зрения придерживаются агностики (как правило, идеалисты):

- мир  непознаваем;

-возможности  познания ограничены познавательными  возможностями человеческого разума.

     К числу видных теоретиков агностицизма принадлежал Иммануил Кант (1724 – 1804). Согласно Канту человеческий разум  обладает большими возможностями, но и  эти возможности имеют свои границы. Исходя из конечности и ограниченности познавательных возможностей человеческого  разума, существуют загадки (противоречия), которые человеком не будут разгаданы  никогда, например:

Бог существует                                  Бога не существует

     Всего таких неразрешимых противоречий (антиномий) Кант выделяет четыре. Однако, по Канту  даже то, что входит в познавательные возможности человеческого разума, все равно не будет никогда  познано, поскольку разум может  лишь познать отображение вещи в  чувственных ощущениях, но никогда  не познает внутреннюю сущность данной вещи – «вещи в себе». 
 
 
 
 

Возникновение религии.2

     Рели́гия — особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину).

     Религия как явление, присущее человеческому  обществу на протяжении значительной части его истории, и религиозные  убеждения характерны до настоящего времени для подавляющей части  населения земного шара.

     С одной стороны, религия представляет собой, прежде всего, мировоззрение, включающее в себя ряд положений (истин), без  которых (хотя бы без одного из них) она теряет саму себя, вырождаясь или  в колдовство, оккультизм и подобные псевдорелигиозные формы, являющиеся лишь продуктами её распада, извращения, или в религиозно-философскую  систему мысли, мало затрагивающую  практическую жизнь человека. Религиозное  мировоззрение всегда имеет общественный характер и выражает себя в более  или менее развитой организации (церкви) с определённой структурой, моралью, правилами жизни своих  последователей, культом и т. д.

     В марксизме считается, что корнем религии является реальное практическое бессилие человека, проявляющееся в  его повседневной жизни, выражающееся в том что он не может самостоятельно обеспечить успеха своей деятельности. Известно выражение марксистов о  том, что «религия — опиум народа».

     Согласно  представлениям концепции «дорелигиозного  периода», в истории человечества существовал период, когда не было никаких религиозных представлений. Впоследствии в силу тех или иных причин у людей возникли религиозные верования. Но идея «дорелигиозного периода» ещё не объясняет, как же всё-таки возникли религиозные представления у людей. Со времён античности и до наших дней некоторые атеистически настроенные мыслители высказывали мнение о том, что вера человека в сверхъестественные силы возникла в результате страха перед природными стихиями, или в результате обмана одних людей другими, или обожествления реальных царей и героев древности.

Информация о работе Философия и религия