- Формирование
религиозных
и
философских представлений
Религия, как и философия, является
мировоззрением, правда, специфическим
и одновременно включает в
себя определенное поведение
и действия, которые основываются
на вере в существование нескольких
(политеизм) или одного (монотеизм) богов,
то есть такого начала, которое является
«священным», сверхъестественным, недоступным
пониманию человеческим разумом. «...Всякая
религия, — отмечал Ф. Энгельс, — является
не чем иным, как фантастическим отражением
в головах людей тех внешних сил, которые
господствуют над ними в их повседневной
жизни, — отражением, в котором земные
силы принимают форму неземных».
Религиозное мышление, по существу,
стало первой формой осмысления
человеком мира и, возможно, оно,
согласно последним научным данным, возникло
около 40 — 50 тысяч лет тому назад. Появление
религии было обусловлено таким уровнем
и качеством человеческого мышления, когда
человеческий интеллект оказался способным
отделить свою мысль (в виде образа, слова)
от окружавшей его реальной действительности.
В течение многих тысячелетий
религиозные верования носили
политеистический характер. Это
означало, что у каждого рода
и племени существовало несколько
богов, которым они поклонялись.
Cоздание человеком мифов стало первым
его шагом к творчеству и познанию самого
себя. основными сюжетами мифов были такие
природные явления, как солнце и луна,
небо и земля, море, огонь, звезды, ветер
и т. п.
Первые боги античности были
созданы по образу и подобию
людей. Так, древнегреческие боги
во многом были очень похожи на людей и
обладали такими качествами, как доброта,
великодушие, милосердие, жестокость,
мстительность и коварство. Существенным
отличием богов от людей являлось их бессмертие,
хотя и они, подобно людям, не могли изменить
или повлиять на судьбу, которая предопределяла,
в конечном счете, их участь.
Боги и герои греческого мифотворчества
являлись персонажами, активно
общавшимися с обыкновенными
смертными, с которыми они вступали
в любовные союзы, помогая своим
любимцам и избранникам. Древнегреческие
боги, наделенные человеческими качествами,
многократно увеличенными и возвышенными,
не только символизировали собой силу
и мощь, великодушие и жестокость — через
эти образы древние греки могли лучше
понять свои человеческие возможности,
осмыслить собственные намерения и поступки,
объективно оценить свои силы.
В первобытных обществах и,
в частности, в ранних классовых
государствах религия по своему
характеру являлась родо-племенной,
а в дальнейшем становится
национально-государственной и политеистической.
В последующем религиозные учения превращаются
в монотеистические и некоторые из них
становятся мировыми. Первой по времени
появления мировой религией является
буддизм (VI—V вв. до н. э.), второй — христианство
(1 в.), и затем ислам (VII в.). Эти религии объединяют
людей общей верой независимо от их национальной
принадлежности, языка или общественно-политического
устройства.
Еще раз напомним, что мифологическое,
религиозное как формы сознания были первыми
из известных мироощущений человека окружающего
его мира.
О роли
религии в истории человечества,
ее взаимоотношении с философией
в последующие годы будет сказано
через призму взаимодействия христианства
с европейской философией. Эти
ограничения обусловлены необходимостью
показать сейчас только характер этих
взаимоотношений и их взаимовлияние.
Известно, что философское осмысление
мира начинается значительно
позднее мифологического и религиозного.
Это положение в полной мере
распространяется на культурную
жизнь Древней Греции. Задолго до появления
философов милетской школы (Фа-леса, Анаксимандра
и Анаксимена) в Древней Греции уже существовало
мифологическое и религиозное мироощущение,
что само по себе неудивительно, так как
философское осмысление — это более высокий
уровень постижения мира и вполне закономерно
его более позднее по времени появление.
Итак, мифологическое и религиозное мироощущение
способствовали в известной степени появлению
философии, но и философия, как к античности,
так и в последующие столетия, способствовала
становлению Христианства. Укажем лишь
на некоторые примеры этого взаимосотрудничества.
Как уже говорилось, в античной
Греции существовало многобожие.
Первый, кто выдвинул и в известной
степени обосновал идею о монотеизме
(единобожии) был Ксенофан, древнегреческий
философ и поэт. Ксенофан считал, что бог
должен быть единым, так как в противном
случае он не мог бы быть выше и лучше других.
В последующем философские идеи развивались
в этом же направлении. Самый большой
вклад в развитие религии внес Платон.
Его идеи о различении мира явлений от
мира вечных сущностей, его учение о бессмертии
души, об универсальности и первенстве
идеи блага и, главное, его учение о сущности
божественного мира, как о системе идей,
составляют большой вклад в развитие человеческого
мышления, представлений о мире и божественном.
Характеризуя античный период
в истории развития человеческой
цивилизации в целом, следует
указать на теснейшее переплетение
религиозного и философского
мироощущений, происходящих в мире событий.
Первые из дошедших до нас литературных
памятников, например, древнеиндийские
«Веды» представляли собой примеры религиозно-философского
видения мира. Этот процесс симбиоза религии
и философии продолжался если не тысячелетиями,
то по крайней мере столетиями. И в этом
нет ничего удивительного, так как и религия
и философия были недостаточно развиты,
чтобы самостоятельно объяснять происходящие
в мире события. Со временем религия и
философия начинают отделяться друг от
друга и приблизительно в одно и то же
время формируются как независимые друг
от друга формы общественного сознания.
Первыми известными проявлениями этого
являются становление буддизма в Индии
и философии в Древней Греции, что произошло
приблизительно в одно и то же время, а
если конкретно, то в VII—V вв. до н.э.
2.
Взаимоотношение христианства
и
философии в эпоху
Средневековья
В Древней Греции и Древнем
Риме философия и религия, которая
в это время исповедовалась
в форме язычества, сосуществовали
совместно, не посягая на самостоятельность
друг друга. Более того, они порой даже
помогали друг другу в понимании окружающего
мира.
Ситуация во взаимоотношениях
между религией и философией
начала существенно меняться
после возникновения и утверждения
в общественной жизни христианства,
что произошло в 1 веке нашего летоисчисления.
В истории взаимоотношения философии
и религии открылся новый период, который
продолжался почти пятнадцать столетий,
то есть все Средневековье. Качественным
его отличием является служение философии
(сознательное или вынужденное обстоятельствами)
целям религии и теологии. Первые шаги
в деле подчинения философии Священному
писанию были сделаны еще в 1 веке Филоном
Александрийским. В последующие столетия
эта цель была полностью достигнута. Соотношение
между философией и христианством в период
Средневековья, вплоть до XV века можно
характеризовать следующим образом.
Прежде всего отметим стремление
использовать философию для укрепления
позиций только-только появившегося
христианства, которое нуждалось в
такой поддержке. Напомним, что первые
христиане в течение нескольких столетий,
вплоть до IV в., вынуждены были отстаивать
свои убеждения в борьбе с языческими
верованиями. Кроме того, они не всегда
встречали понимание со стороны правителей
Римской империи.
В последующие столетия «отцы
церкви» » («отцы церкви» — священнослужители,
которые в течение столетий занимались
канонизацией и систематизацией христианского
вероучения) предпринимали соответствующие
шаги, чтобы использовать достижения философии
в укреплении позиций религии и церкви.
Прежде всего это проявилось в широком
использовании философского наследия
Платона и Аристотеля для «научного» обоснования
церковных догматов. Дело в том, что, возникнув
и сравнительно быстро став государственной
религией, то есть получив выход на широкие
слои населения, христианство еще не стало
понятным для своих приверженцев. Чтобы
сделать его доступным, надо было или создать
соответствующую и приемлемую терминологию
для раскрытия важнейших положений новой
религии, или опереться на уже существующие
понятия, использовав их там, где было
возможно, или же заменив при необходимости
их сущность.
Начиная с XIII века, христианство с целью
доктринального усиления своих позиций,
расширения и углубления своей веры начинает
усиленно использовать аристотелевскую
философию, которая до этого лишь частично
была им известна и одновременно из-за
своей рационалистичности ими игнорировалась.
Наибольший вклад в дело использования
аристотелевской философии с
целью усиления религиозной доктрины
внес Фома Аквинский (1225—1274).
Наконец, еще одним примером, подтверждающим
применение церковью философии
для усиления позиций христианства,
является использование философии
в течение многих столетий
Средневековья в качестве «служанки
богословия».
Несмотря на доминирующее положение
в общественной жизни в это
время религии, философия продолжает
не только существовать, но и
получает определенное развитие.
Об этом, в частности, свидетельствует
проблематика и уровень философствования
двух выдающихся мыслителей Средневековья
Аврелия Августина (354— 430) и Фомы Аквинского
(1225—1274). Прежде чем характеризовать их
взгляды, надо отметить некоторые особенности,
характерные для философии этого периода.
Прежде всего, все или почти все философы
эпохи
Средневековья были священнослужителями.
Философствование для них было как
бы второй специальностью. Большинство
из них обращались к философии, чтобы
с ее помощью, опираясь на человеческий
разум, донести до сознания прихожан
церковные истины. Вторая особенность
заключалась в том, что философией преимущественно
занимались богословы, а это накладывало
соответствующий отпечаток на их философские
занятия. Вообще в Средневековье почти
вся духовная, общественная, научная жизнь
развивалась, а точнее протекала под прямым
и жестким контролем церковных властей.
Аврелий Августин и Фома Аквинский
были в первую очередь богословами. Вместе
с тем они являлись и философами. И тот
факт, что одни и те же личности выступали
и в роли богословов, и в роли философов
лишний раз подтверждает тесное единство
между философией и религией и их взаимовлияние.
Воздействие философии на Августина проявлялось
прежде всего в том, что в своей богословской
деятельности он опирался на достижения
предшествующей философии и, в первую
очередь, идеи Платона. С другой стороны,
ряд идей Августина, несмотря на религиозное
обрамление, имели скорее философское,
чем религиозное звучание. Прежде всего,
это дуалистическое понимание бога и мира,
утверждение о возможности познания, попытка
объяснить основные категории времени
(настоящее, прошлое и будущее), а также
идея о единстве человеческой и божественной
истории, которая совершается хотя и в
противоположных (земном и божественном
царствах), но неразделимых сферах человеческой
жизни. Эти августиновские идеи в дальнейшем
сыграли благотворную роль в развитии
философских и научных знаний.
Плодотворными для развития философии
следует признать ряд положений,
высказанных богословом Фомой
Аквинским. Это прежде всего
его идеи о сущности и существовании,
признании за наукой способности к объяснению
закономерностей мира, утверждение об
отсутствии между наукой и верой противоречий,
убеждение в том, что источником человеческого
познания является не причастность к божественным
идеям, а человеческий опыт, чувственное
восприятие мира.
В целом можно сказать, что
в эпоху Средневековья, когда
влияние церкви на все сферы
общественной жизни было велико
как никогда, сосуществование,
а порой и благотворное взаимовлияние
религии и философии не прекращалось.
- Религия
и философия в
эпоху Возрождения
Новый характер взаимоотношения
религии и философии получают
в эпоху Возрождения. Не углубляясь
в анализ всех сторон этих
отношений, укажем на самое
существенное. Прежде всего шаг
за шагом философия усиливает
свое влияние, и ее голос становится все
слышнее в обществе. Традиционное религиозное
видение мира понемногу сдает свои позиции.
Но религия продолжает оставаться самым
влиятельным институтом в духовной жизни
общества.
Наиболее показательно новый уровень
взаимоотношения религиозного и философского
мировоззрений проявился в творчестве,
пожалуй, самого глубокого мыслителя эпохи
Возрождения Николая Кузанского (1401—1464).
Нелишне будет отметить, что Кузанский
был не только верующим, как, впрочем, и
все другие мыслители — религиозные и
светские этого периода, но занимал высокие
иерархические должности, став в конце
концов вторым лицом в римской церковной
иерархии. Важнейшее отличие Кузанского
от его предшественников и современников,
братьев по вере, состояло в том, что учение
о Боге он трактует пантеистически, то
есть как бы отождествляет Бога с природой.
Бог у него — это полностью бесконечное
существо, абсолют, абсолютный максимум.
Как теолог Кузанский отдавал предпочтение
вере, вместе с тем, и в этом его огромная
заслуга перед наукой, он значительно
расширил границы человеческого ума для
познания. В учении Кузанского вера продолжает
доминировать, но также чуть-чуть приоткрывается
пространство для философского осмысления
мира.