Философия и религия

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2010 в 17:55, контрольная работа

Описание работы

В истории человечества выделяются три основные формы мировоззрения – это мифология, религия, философия. В своей работе я буду рассматривать такие типы мировоззрения как философия и религия. Религия — форма мировоззрения, основанная на вере в наличие фантастических, сверхъестественных сил, которые влияют на жизнь человека и окружающий мир. Философия — особый, научно-теоретический тип мировоззрения. Мне кажется, что религия и философия – довольно близкие родственники, раскидистые ветви и глубокие корни одного древа познания. Это становится очевидным при историческом анализе условий их появления и развития в рамках человеческой цивилизации: при достаточно внимательном взгляде назад по оси времени и религия, и философия опираются на мифологию. Отделение этих ветвей единого древа жизни друг от друга происходило не по причине их взаимного антагонизма, или глубинных противоречий в позициях – но по принципу взаимодополнения в системе человеческой души как целого: точно так же при росте реального, а не метафорического дерева делятся его ветви, обогащая и украшая единую крону. По настоящее время идут споры, могут ли философия и религия прийти к одному решению проблемы бытия человека.
Целью моей работы является рассмотрение философии как науки и типа мировоззрения и специфики религиозного мировоззрения. Задачи работы – рассмотреть специфику и научность философского знания, особенности философского антропоцентризма, также следует рассмотреть проблему бытия человека в религии и определить сходства и различия философии и религии как типов мировоззрения.
Работа состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения и библиографического списка.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ФИЛОСОФИЯ КАК НАУКА И ТИП МИРОВОЗЗРЕНИЯ
1.1. Специфика философского знания
1.2. Научность философского знания
1.3. Особенности философского антропоцентризма
2. СПЕЦИФИКА РЕЛИГИОЗНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ
2.1. Проблема бытия и человека в религии
2.2. Сходство и различие философии и религии
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК5

Работа содержит 1 файл

философия.doc

— 85.50 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ 

Сыктывкарский лесной институт –  филиал

образовательного  учреждения высшего  профессионального 

образования «Санкт-Петербургской  государственной 

лесотехнической академии им. Кирова» 
 

      Кафедра гуманитарных и социальных дисциплин 
 
 
 
 
 
 

      контрольная работа 
 
 

По  дисциплине:  Философия 

На  тему: Философия и религия 
 
 
 
 

      
Выполнила: ,                                студентка заочного факультета,

4 курс, 2369 гр.; 

специальность МО, сокращ.,

№ зач. книжки 090785

 
Проверил:
 
Юшкова  Наталия Анатольевна, к.и.н.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Сыктывкар  2010

      Оглавление 
 
 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………......................... 3
1. Философия как наука и тип мировоззрения..…………………….……. 4
     1.1. Специфика философского знания……………………………………………...….. 4
     1.2. Научность философского знания………………………………………………….. 5
     1.3. Особенности философского антропоцентризма………………………….……..... 7
2.  Специфика религиозного мировоззрения………………………….…… 9
     2.1. Проблема бытия и человека  в религии……………………………………….…… 9
     2.2. Сходство и различие философии  и религии……………………………………… 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..………..... 13
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………...…….... 15
 
 
 
 
 

 

       ВВЕДЕНИЕ 

    В истории человечества выделяются три основные формы мировоззрения – это мифология, религия, философия. В своей работе я буду рассматривать такие типы мировоззрения как философия и религия.  Религия — форма мировоззрения, основанная на вере в наличие фантастических, сверхъестественных сил, которые влияют на жизнь человека и окружающий мир. Философия — особый, научно-теоретический тип мировоззрения. Мне кажется, что религия и философия – довольно близкие родственники, раскидистые ветви и глубокие корни одного древа познания. Это становится очевидным при историческом анализе условий их появления и развития в рамках человеческой цивилизации: при достаточно внимательном взгляде назад по оси времени и религия, и философия опираются на мифологию. Отделение этих ветвей единого древа жизни друг от друга происходило не по причине их взаимного антагонизма, или глубинных противоречий в позициях – но по принципу взаимодополнения в системе человеческой души как целого: точно так же при росте реального, а не метафорического дерева делятся его ветви, обогащая и украшая единую крону. По настоящее время идут споры, могут ли философия и религия прийти к одному решению проблемы бытия человека.

    Целью моей работы является рассмотрение философии  как науки и типа мировоззрения  и специфики религиозного мировоззрения. Задачи работы – рассмотреть специфику и научность философского знания, особенности философского антропоцентризма, также следует рассмотреть проблему бытия человека в религии и определить сходства и различия философии и религии как типов мировоззрения.

    Работа  состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения и библиографического списка.

     

 

     1. ФИЛОСОФИЯ КАК  НАУКА И ТИП  МИРОВОЗЗРКЕНИЯ 

    1.1. Специфика философского  знания

    Основная  специфика философского знания заключается  в его двойственности, так как  оно имеет очень много общего с научным знанием — предмет, методы, логико-понятийный аппарат; однако не является научным знанием в чистом виде. Главное отличие философии от всех иных наук заключается в том, что философия является теоретическим мировоззрением, предельным обобщением ранее накопленных человечеством знаний.

    Предмет философии шире предмета исследования любой отдельной науки, философия  обобщает, интегрирует иные науки, но не поглощает их, не включает в себя все научное знание, не стоит над  ним.

    Философские вопросы – это прежде всего мировоззренческие вопросы, ответ на которые цивилизованный, культурный человек ищет не в пределах предков (миф), не в вере в авторитет (религия), а в доводах и умозаключениях разума. И даже когда философ критикует разум, делает это с помощью…разума! Всякая философия (иррационалистическая в том числе) есть рациональное построение человеческого духа, так как иначе философские вопросы не могли бы стать предметом споров  критики  [5, с. 11]

    Можно выделить следующие особенности философского знания: имеет сложную структуру (включает онтологию, гносеологию, логику и т. д.); носит предельно общий, теоретический характер; содержит базовые, основополагающие идеи и понятия, которые лежат в основе иных наук; во многом субъективно — несет в себе отпечаток личности и мировоззрения отдельных философов; является совокупностью объективного знания и ценностей, нравственных идеалов своего времени, испытывает на себе влияние эпохи; изучает не только предмет познания, но и механизм самого познания; имеет качество рефлексии — обращенности мысли на саму себя (то есть знание обращено как на мир предметов, так и само на себя); испытывает на себе сильное влияние доктрин, вырабатываемых прежними философами; в то же время динамично — постоянно развивается и обновляется; опирается на категории — предельно общие понятия; неисчерпаемо по своей сути; ограничено познавательными способностями человека (познающего субъекта), имеет неразрешимые, "извечные" проблемы (происхождение бытия, первичность материи или сознания, происхождение жизни, бессмертие души, наличие либо отсутствие Бога, его влияние на мир), которые на сегодняшний день не могут быть достоверно разрешены логическим путем.

    1.2. Научность философского знания

    Каждая  наука – это своего рода обрывок  знания, а все науки в их простом сложении – это сумма обрывков. Философия же дает систему знания о мире как целом. Она не занимается простым сложением всех научных знаний (это была бы никому не нужная затея), а интегрирует эти знания, беря их в самом общем виде и, опираясь на этот «интеграл», строит систему знания о мире как о целом, об отношении человека к миру, т.е. о разуме, о познании, о нравственности и т.п. [4, с. 13]

      Ко  всему прочему отличием философского знания от других является то, что философия - единственная из наук объясняет, что такое бытие, какова его природа, соотношение материального и духовного в бытие.

      Научно-философское  мировоззрение выполняет познавательных функций, родственных функциям науки. Наряду с такими важными функциями  как обобщение, интеграция, синтез всевозможных знаний, открытие наиболее общих закономерностей,  связей, взаимодействий основных подсистем бытия, о которых уже шла речь, теоретическая масштабность, логичность философского разума позволяют ему осуществлять также функции прогноза, формирования гипотез об общих принципах, тенденциях развития, а также первичных гипотез о природе конкретных явлений, еще не проработанных специально-научными методами.

      На  основе общих принципов рационального  понимания философская мысль  группирует житейские, практические наблюдения различных явлений, формирует общие предположения о их природе и возможных способах познания. Используя опыт понимания, накопленный в иных областях познания, практики, она создает философские «эскизы» тех или иных природных или общественных реалий, подготавливая их последующую конкретно-научную проработку. При этом осуществляется умозрительное продумывание принципиально допустимого, логически и теоретически возможного. Т.о. философия выполняет функцию интеллектуальной разведки, которая также служит и для заполнения познавательных пробелов, постоянно возникающих в связи с неполной, разной степенью изученности тех или иных явлений, наличием «белых пятен» познавательной картины мира. Конечно, пробелы в конкретном научном  плане предстоит заполнить специалистам-ученым, иной общей системе миропонимания. Философия же заполняет их силой логического мышления.

      Специалисты, изучающие всевозможные конкретные явления, нуждаются в общих, целостных  представлениях о мире, о принципах  его устройства, общих закономерностях и т.д.  Однако сами она таких представлений не вырабатывают - в конкретных науках используется  универсальный мыслительный  инструментарий (категории, принципы, различные методы познания), но ученые специально не занимаются разработкой, систематизацией, осмыслением познавательных приемов, средств. Общемировоззренческие и теоретико-познавательные основания науки изучаются, отрабатываются и формируются в сфере философии. 

 

     1.3. Особенности философского  антропоцентризма

    Антропоцентризм (от греч. άνθροπος — человек и лат. centrum — центр) — философское учение, согласно которому человек есть центр Вселенной и цель всех совершающихся в мире событий.

    В эпоху Возрождения, как никогда  раньше, возросла ценность отдельного человека. Ни в античности, ни в средние  века не было такого жгучего интереса к человеческому существу во всем многообразии его проявлений. Выше всего в эту эпоху ставится своеобразие и уникальность каждого индивида. Изощренный художественный вкус везде умеет распознать и подчеркнуть это своеобразие; оригинальность и непохожесть на других становится важнейшим признаком великой личности.

    Нередко поэтому можно встретить утверждение, что именно в эпоху Возрождения  вообще впервые формируется понятие  личности как таковой. И в самом  деле, если мы отождествим понятие  личности с понятием индивидуальности, то такое утверждение будет вполне правомерным. Однако в действительности понятие личности и индивидуальности следует различать. Индивидуальность - это категория эстетическая, в то время как личность - категория нравственно-этическая. Если мы рассматриваем человека с точки зрения того, как и чем он отличается от всех людей, то мы смотрим на него как бы извне, глазом художника; к поступкам человека мы прилагаем в этом случае только один критерий - критерий оригинальности. Что же касается личности, то в ней главное другое: способность различать добро и зло и поступать в соответствии с подобным различением. Вместе с этим появляется и второе важнейшее определение личности - способность нести ответственность за свои поступки. И далеко не всегда обогащение индивидуальности совпадает с развитием и углублением личности: эстетический и нравственно-этический аспекты развития могут существенно между собой расходиться. Так, богатое развитие индивидуальности в XIV- XVI веках нередко сопровождалось крайностями индивидуализма; самоценность индивидуальности означает абсолютизацию эстетического подхода к человеку.

    Важно выяснить мировоззренческий смысл  антропоцентризма и производный  от него характер различных истолкований идеи humanitas в период Возрождения. Необходимо в этой связи обосновать различие между антропоморфизмом, который присущ изначально мифологическому мышлению, основным оценкам и суждениям обыденного сознания, и антропоцентризмом, получающим характер мировоззренческой основы как ренессансного, так и новоевропейского мышления. Антропоморфизм характерен для любого мировоззренческого горизонта, поэтому как феномен он в принципе непреодолим. Антропоморфизм присущ и так называемому «первобытному мышлению», и античному космоцентризму, и средневековому геоцентризму, а также антропоцентризму в его ренессансном и новоевропейском выражении и всевозможных вариантах современного «планетарного» сознания.

    Однако  после античной и средневековой  «феноменологии сознания» сам по себе антропоморфизм уже не мог быть мировоззренческой основой философского и научного мышления. Различные исторически целостные типы мироотношения как порождают свой собственный антропоморфизм, так и пытаются его преодолеть. Даже современному научному мышлению свойственен особого рода антропоморфизм, коль скоро оно постулирует, например, наличие особого языка у дельфинов и обезьян, или намечает программу сигналов для общения с неведомыми нам обитателями далеких галактик.

Информация о работе Философия и религия