Философия и мировоззрение

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 16:16, реферат

Описание работы

Философия возникла в период разложения первобытнообщинного строя и становления классового общества. Ее предпосылками были мифология и религия. Ее возникновение было обусловлено тем, что по мере осознания человеком своего отношения к миру и к себе, мифологических и религиозных представлений о мире и о человеке, сформировавшихся на основе воображения, оказалось недостаточно для осмысления сущности мира, сущности человека.

Работа содержит 1 файл

Философия возникла в период разложения первобытнообщинного строя и становления классового общества.docx

— 29.14 Кб (Скачать)

Философия возникла в период разложения первобытнообщинного  строя и становления классового общества. Ее предпосылками были мифология  и религия. Ее возникновение было обусловлено тем, что по мере осознания  человеком своего отношения к  миру и к себе, мифологических и  религиозных представлений о  мире и о человеке, сформировавшихся на основе воображения, оказалось недостаточно для осмысления сущности мира, сущности человека. Возникла потребность в  формировании мировоззренческих ориентиров, основанных на исследовании реальной действительности, при помощи которых  человек смог бы определять свое отношение  к окружающей действительности и  к себе. Эта потребность была обусловлена  и тем, что рациональное сознание, выраженное в логической понятийной форме, было связано с проникновением человека в познание сущности предметов  и явлений, что позволяло перейти  от познания явлений к познанию сущности.

Первой формой мировоззрения  явилась мифология. Однако в мифологии  осознание человеком своего отношения  к действительности формировалось  на уровне чувственно-образного мышления. В этих условиях познание человеком  окружающего мира ограничивалось, в  основном, фиксацией чувственно воспринимаемых связей и отношений между предметами, явлениями, процессами. Это обусловлено  тем, что становление, формирование человеческого сознания начиналось на основе накопленного практического  жизненного опыта. Если вначале человек  имел дело с конкретными предметами и явлениями, то с развитием и  усложнением процесса производства, он вынужден был переходить от знания отдельных предметов, к знанию их свойств, а затем, и к выделению  общих свойств для многих предметов. Наряду с этим шел процесс усложнения взаимоотношений между самими людьми, шел процесс формирования системы  общественных отношений. Естественно, что накопление информации обусловливало  потребность ее отбора, систематизации. Для обозначения этой обобщенной информации понадобились определенные средства. И таким средством явилось  абстрактное мышление, закрепленное в языке.

Но, как указывалось, в условиях родоплеменного общества абстрактное мышление было в зачаточной форме. А на уровне чувственно–образного мышления познать, раскрыть причинные  связи между предметами и явлениями  действительности невозможно. Поэтому  в мифологии объяснение явлений  действительности, причин их возникновения  формировалось на основе воображения. Мифы ограничивались описанием отдельных  сторон жизни человека, происходящих событий. Поэтому и первые попытки  дать обобщенные представления о  мире, о его происхождении осуществлялись на основе воображения.

Мифология – в  качестве мировоззрения первобытно -общинного, родового общества характеризуется  перенесением общинно -родовых отношений  на весь окружающий мир. Основными чертами  мифологического мировоззрения  являются:

1. Представление  о родственных связях естественных  сил и явлений и человеческих  коллективов. Оно ведет свое  летоисчисление от первобытного  тотемизма – взгляда, согласно  которому каждый род ведет  свое начало от какого-либо  животного, реже – растения  и, как исключение, от неживого  предмета.

2. В развитых формах  мифологии происходит персонификация, обособление естественных сил  и способов человеческой деятельности. Божества греческой мифологии  предстают в человекоподобных  образах, но, и одновременно, выступают  носителями определенной функции,  связанной с каким-нибудь природным  явлением или формой человеческой  активности. Так, Зевс представлялся  олицетворением грома и молнии, Афина – богиня войны, ремесла,  охраны городов, Посейдон – бог моря, Гефест – бог кузнечного ремесла, Аполлон - покровитель искусств, Артемида – охоты, Афродита – любви и красоты и т.д.

3. Мифологическое  мышление по своей природе  художественное, оно оперирует образами, а не понятиями.

4. Мифы воспринимались  людьми как действительная жизненная  реальность, они передавались из  поколения в поколение как  пересказ, который не подлежит  сомнению. Это объяснялось, прежде  всего тем, что созданные в  человеческом воображении образы  воспринимались самим человеком  как действительно истинные. Мифы  не нуждались в обосновании  и проверке.

5. Человека понимали  как игрушку в руках божественных  сил, его жизненный путь определялся  неизбежной судьбой, фатумом.  Вообще, мифологическое мышление  не проводит разграничения между  природным и социальными мирами, не видит принципиальной разницы  между действием стихийных природных  сил и человеческой деятельностью.

Религия в своем  возникновении также формировалась  на уровне воображения. Для религии  характерным становится поиск ответов  на вопросы о том, что такое  мир, как он возник, какое место  в нем занимает человек. Не располагая достоверными знаниями, человек объяснял все явления действительности по аналогии с собой. Если все, что нужно  ему для обеспечения удовлетворения своих потребностей, создается его  трудом, то, естественно, кто-то должен создать и все, что его окружает.

Зависимость человека от стихийных сил природы и  общества, бессилие перед ними и  страх, порожденный этой зависимостью и бессилием, привели к тому, что  он начал наделять эти силы своими качествами – способностями к  созидательной деятельности, масштабы которой распространялись на весь мир. Из сил естественных они превращались в сверхъестественные. Они олицетворялись и выступали в качестве не просто внешних сил, а в виде первопричины всего сущего. Бог был наделен  человеком всеми особенностями, присущими самому человеку, в том  числе и присущим ему внешним  обликом.

Для религии характерным  становится поиск ответов на вопросы  о том, что такое мир, как он возник, какое место в нем занимает человек. Не располагая достоверными знаниями, человек объяснял все явления  действительности по аналогии с собой. Если все, что нужно ему для  обеспечения удовлетворения своих  потребностей, создается его трудом, то, естественно, кто-то должен создать  и все его окружающее. Зависимость  человека от стихийных сил природы  и общества, бессилие перед ними и страх, порожденный этой зависимостью и бессилием, привели к тому, что  он начал наделять эти силы своими качествам – способностями к  созидательной деятельности, масштабы которой распространялись на весь мир. Из сил естественных они превращались в сверхъестественные. Они олицетворялись и выступали в качестве не просто внешних сил, а в виде первопричины всего сущего. Бог был наделен  человеком всеми особенностями, присущими самому человеку, в том  числе – по образу. Представление  о родственных связях естественных сил и явлений и человеческих коллективов. Оно ведет свое летоисчисление от первобытного тотемизма – взгляда, согласно которому каждый род ведет  свое начало от какого-либо животного, реже – растения и, как исключение, от неживого предмета.

Религия, также, имела  корни в предшествующей истории. Анимизм, тотемизм, дух предков, магия  – это исторически-специфические  формы осознания человеком своего отношения к миру. Часто магию  отождествляют с религией. Но между  ними есть существенное различие. В  магии человек непосредственно взаимодействует с предметами, явлениями природы или взаимодействует с другими людьми и получает непосредственный результат. В религии же результат опосредуется волей Бога, который может услышать, а может и не услышать молитву, может отреагировать или не отреагировать на просьбу. Поэтому, религиозное сознание является более высокой ступенью развития человеческого сознания, чем магия. Однако религия очень тесно связана с магией (освящение воды, продуктов, крещение и т.д.) и мифологией (непорочное зачатие, воскрешение, представления о рае и аде и т.д.).

Религиозные мифы отличались от древних мифов. В древних мифах  стихийные силы природы также  олицетворялись, но их деятельность была ограничена определенными сферами  взаимодействия человека с природой, а также со сферами жизнедеятельности  человека. Боги мифологии представлялись в качестве более могущественных, чем человек, сил и считались  бессмертными. Они вступали в непосредственные отношения с людьми, включая отношения  продолжения рода. Например, у Зевса  было много детей от смертных женщин.

В религии бог  предстает в виде обобщенной силы, которая является не только создателем мира и человека, но и все время  выполняет регулятивную функцию. Он становится силой сверхъестественной.

Как отмечалось, человек  наделил бога всеми присущими  ему особенностями. В своей деятельности он придерживается тех норм, которые  имеют место в человеческой жизнедеятельности. Так, в реальной жизни существовали меры наказания (эту функцию выполнял ад), поощрение и одобрение позволяли  душам людей попасть в рай, а решение общих проблем, подводящих итог жизнедеятельности человека, нашли  свое выражение в представлениях о страшном суде, в результате которого каждому воздастся по его заслугам.

Повседневная практическая деятельность, расширение и углубление познаний окружающего мира обусловливали  появление знаний, которые не согласовывались  с религиозными представлениями.

Поэтому, наряду с  мифологией и религией, зарождались  научные знания. Развитие производства, усложнение орудий труда, техники, технологии, развитие земледелия, расширение масштабов  судоходства потребовали накопления достоверных знаний, без которых  человек не мог успешно осуществлять свою практическую деятельность. Зарождающиеся  научные знания охватывали не только сферу непосредственного взаимодействия человека с предметами природы, но и  вопросы мироздания. Например, для  осуществления путешествий по морю, да и по суше, необходимо было уметь  ориентироваться. Это заставило  людей изучать звездное небо, расположение созвездий, отдельных звезд, их движение по небосклону. Иными словами, наряду с математикой, физикой, химией начала зарождаться астрономия, которая  оказалась несовместимой с религиозными представлениями о тверди небесной, с прикрепленными на ней небесными  светилами – Солнцем, Луной и  со звездами. Развитие науки вынуждало  перейти от мифологического и  религиозного представления об окружающем мире, которое базировалось на воображении, к новому уровню мышления, - к мышлению понятийно – логическому.

Все это обусловило потребность в новых мировоззренческих  подходах к пониманию действительности. Эта потребность в новой методологической основе мировоззрения нашла свое выражение в философии.

Специфика философии  проявилась, прежде всего, в том, что  она ознаменовала собой переход  от преобладания чувственно – образного  восприятия, понимания мира к теоретическому объяснению явлений действительности, основанному на знаниях, полученных в результате познания реальных связей и отношений между предметами и явлениями действительности, познания объективных законов природы.

Философия зародилась почти одновременно в различных  уголках земного шара. Это было связано, прежде всего, с переходом  от родоплеменной организации общества к обществу, основанному на социальной дифференциации (VII век до н.е.).

Возникновение философии  – это закономерный результат  становления и развития человека. Т.к. объектом философского осмысления действительности является отношение  «человек – мир», вся история  развития философской мысли –  это процесс осознания человеком  сущности мира своего бытия и своей  собственной сущности. Она ставит и пытается дать ответы на предельно  общие вопросы о мире и о  человеке, о их природе и сущности, о предельных основаниях бытия мира и человека. Иными словами, человека все больше начинали интересовать вопросы  о том, что такое природа, мир, действительность, в чем сущность жизни человека, какие цели люди преследуют в своей жизни, может  ли человек достигнуть свободы.

Совокупность мировоззренческих, важных для жизни вопросов, изменчива, на первый план всегда выдвигались  то одни, то другие проблемы, но постоянным остается то, что все они группируются вокруг единого стержня – отношения  человека и мира. Это отношение  выступает как мировоззренческое  ядро философии, оно становится сквозным, «трансисторическим» для всех исторических эпох и формаций, независимо от постоянного  переформирования ряда основополагающих проблем.

Идеи и представления, традиционно относящиеся к компетенции  философии, начали зарождаться в  далеком прошлом. Однако, как форма  общественного сознания, приобретающая  свою качественную определенность, она  начала формироваться в эпоху  разложения родоплеменного строя и  формирования структуры классового общества. 

Зарождающаяся философия  противопоставляет мифологии не только иное миропонимание, но и сам  способ осознания мира. В ее формировании самое важное значение приобретает  накопление позитивных знаний о природе. Особую роль сыграло усовершенствование и расширение письменности.

Информация о работе Философия и мировоззрение