Философия и мифология

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2010 в 15:56, реферат

Описание работы

Характеристика мифологического сознания и мифов

Работа содержит 1 файл

Философия.doc

— 138.00 Кб (Скачать)

     Миф - историзация и просто история того или другого личного бытия, вне значимости его как бытия абсолютного и даже вне его 
субстанциональности.

     Миф подвижен; он трактует не об идеях (как религия), а о событиях, и притом чистых событиях, т.е. таких, которые именно нарождаются, развиваются и умирают, без перехода в вечность.

     В истории, в связи с этим есть определенная относительность и несамостоятельность; она всегда зависима и предполагает нечто 
неподвижное и учтойчиво-смысловое. Итак, история - становление бытия личностного и миф – это история. История - ряд фактов, причинно связанных между собою. И эти факты приняты, поняты и принимаемы (с точки зрения личностного бытия).

     В историческом процессе можно различать  три слоя с точки 
зрения А.Ф.Лосева:

     1. Во-первых, тут перед нами природно-вещественный слой. История - это действительно ряд фактов, причинно влияющих друг на друга, вызывающих друг друга, находящихся во всестороннем пространственно-временном общении. История - это не природа и не развивается по типу природных процессов. "И не история есть момент в природе, но, всегда природа есть момент истории".

     2. Во-вторых, поскольку история есть становление фактов, она всегда есть тот или иной модус сознания.

     Факты истории должны быть так или иначе  фактами сознания. 
Первый слой исторического процесса омифичен, тогда как второй слой доставляет мифу его фактический материал и служит как бы ареной, где разыгрывается мифическая история. В мифической истории мы начинаем видеть живых личностей и живые факты; картина истории становится обозримым и ощутимым целым.Для мифа не только "исторична" история в обыкновенном смысле. Исторична всякая личность, всякое личное общение, всякая мельчайшая черта или событие в личности.

     3) В-третьих, исторический процесс завершается еще одним слоем. 
История - самосознание, становящееся, зреющее и умирающее самосознание. Творчески данное и активно выраженное самосознание – это слово. Миф - "поэтичен" и без поэзии, точнее без слова - миф никода не прикоснулся бы к глубине человеческой личности. Вывод: "миф - есть в словах" данная личностная история.

2.2 Основные категории мифа

 

     Мифы - архаическое повествование о деяниях богов и героев, за которыми стояли фантастические представления о мире, об управляющих им богах и духах. В первобытной мифологии обычно рассказывалось о картине мира, о происхождении его элементов. Генетически и структурно мифы тесно связаны с обрядами.

     Отделение от ритуалов и десакрализация привели  к превращению 
мифов в сказки. К древним мифам восходят и архаичные формы героического эпоса, в историческое время мифы широко используются как элементы поэтического языка в широком смысле.

     Самой фундаментальной категорией мифов являются мифы этиологические и космологические, описывающие творение мира, происхождение людей и животных (часто в связи с тотимическими представлениями), особенности рельефа различных обычаев и обрядов и т.п.

     На  архаической стадии творение часто изображалось как "добывание" 
культурным героем элементов природы и культуры, как их изготовление демиургом или порождением первопредком. Процесс творения мира часто представлялся как превращение хаоса в космос путем постепенного упорядочивания, которое сопровождалось борьбой богов или героев с демоническими силами. Формирование космоса обычно предполагало отделения неба от земли, выделение суши из первичного океана, появление трехчастной структуры (мифы небесный, земной, подземный) в центре которой часто помещалось мировое дерево.

     Особую  категорию составляют солидарные мифы - тесно связанные с аграрными обрядами, рассказы об исчезающих - возвращающихся 
богах и героях.

     У более развитых народов древности существовали эсхатологические мифы, описывающие грядущую гибель космоса, за которой следует или не следует его возрождение.

     В мифах наряду с космическими темами разрабатывались и такие биографические мотивы, как рождение, происхождение, брак, смерть мифических героев. Мифические сказания могут складываться и вокруг исторических лиц.

2.3 Миф и религия

 

     Миф - не специально религиозное создание. Религия и мифология - обе живут самоутверждением личности.

     Всякая  религия - та или иная попытка утвердить личность в бытии вечном, связать ее с абсолютным. Религия хочет спасения личности и это, прежде всего, определенного рода жизнь. Но она - не мировоззрение. Религия - осуществленность мировоззрения вещественная субстанция морали.

     Мифология же не должна быть религиозной. Миф может существовать без вопросов о грехопадении, спасении, оправдании, очищении. Мифология диалектически - невозможна без религии, ибо она есть нечто иное, как отраженность чистого чувства и его объективного кореллято-художественного образа - в религиозной сфере. Религиозная философия ближе всего стоит к превращению бога в сознательно выработанную иллюзию, поскольку она строит систему гипотез, для защиты потерявших всякий кредит старых мифов и религиозных преданий.

     Место и роль мифа в религиозной философии  скрывает проблема 
"демифилогизации". Она была выдвинута в 1941г. Протестантским теологом Р.Бульт Манном. Конфликт между христианским мифом и современной наукой "разрешается" им за счет различения в христианском учении "благой вести", и ее мифологического облачения, составляющего лишь внешнюю форму, приспособленную к мировоззрению той исторической эпохи, когда это "весть" впервые достигает людей.

     Поэтому миф не имеет собственной ценности; он сохраняет или теряет ценность в зависимости от решения верующего, для которого миф является только символом, открывающим путь к Богу.

     Специфика совмещения мифа и философии в рамках религиозной философии, как и философия религии, нуждается в глубоком и тщательном исследовании.

2.4 Миф XX века

 

     Миф, т.е. специфически обобщенные отражения  действительности 
выступающие в форме чувственных представлений и фантастических 
одушевленных существ, всегда играл значительную роль в религии и 
религиозной философии.

     Для XX века большое значение приобретает  политический миф, 
ведущий к санкранизации государства, "нации", расы", и т.д., что с наибольшей полнотой появилось в идеологии фашизма.

     Причем  используемый миф оказывается то традиционно религиозным, как древнегерманская мифология; то сконструированным в рамках буржуазной философии; то демагогически абсолютизированной реальной общностью, как "нация", "народ" и др.

     Некоторые особенности мифологического мышления могут сохраняться в массовом сознании наряду с элементами философского и научного знания, строгой научной логикой.

     При некоторых условиях массовое сознание может служить почвой для распространения "социального" или "политического" мифа, но в целом мифология как ступень сознания исторически изжила себя. В развитом цивилизованном обществе мифология может сохраняться не только фрагментарно, спорадически на некоторых уровнях.

     Различные формы общественного сознания и  после окончательно- 
го выделения из мифологии продолжали пользоваться мифом как своим "языком", расширяя и по новому толкуя мифологические символы.

     В частности, в XX веке наблюдается также сознательно обращение некоторых направлений литературы к мифологии (Дж.Джойс, 
Т.Манн, Ж.Котто и др.), причем имеет место как переосмысление различных традиционных мифов, так и мифотворческтво – создание собственных поэтических символов. «Миф все еще является не только проблемой науки, но и философской тайной»3.

 

Заключение

 

      Философия мифологии как рефлексия над основаниями мифотворчества, как выявление всеобщих условий мифотворческой деятельности является, по-видимому, очень важной составной частью системы философского знания. Зарождается философия мифологии в эпоху античности в общем русле генезиса философского сознания. Становление философии мифологии выступало и необходимым условием генезиса философского самосознания, и его следствием.

     Анализ  исторической эволюции идей и воззрений  в области философии мифологии  позволяет представить еще и  с особой точки зрения: как рефлексию  над одной из великих тайн духа - мифотайной, или тайномифом. Тайна - особое состояние человеческого духа, воспроизводящее некоторый тип отношений человека с миром.

     Исторические  этапы развития философии мифологии  позволяет ставить вопрос о мифе как особой форме сознания, исключительная функция которой состоит в продуцировании и воспроизведении конкретно-чувственной образности, которая переживается сознанием, но не объясняется.

     Мифология была древнейшим типом мировоззрения - т.е. это совокупность фантастических взглядов и убеждений людей о мире и месте в нем человека.

     Предметом философских размышлений стали природный и общественный мир и человек в их сложных соотношениях. Своеобразие философии сказалось в теоретическом характере мышления: из-под пера философов выходили не сказания с фантастическими сюжетами, а трактаты, обращенные к знаниям, разуму людей.

     Мифы  заключают в себе попытки ответа на вопрос о начале, происхождении, устройстве мира, о возникновении  наиболее важных явлений природы, о  мировой гармонии.

Список  литературы

 
  1. Философский энциклопедический словарь. Под  ред. Л.Ф.Ильичева.: М.:"Советская энциклопедия",1983.
  2. Введение в философию Под ред. И.Т.Фролова в 2-х частях - 
    М.:Политиздат, 1989.
  3. Кант М. Соч. в 6-ти т. - М.:Наука, 1966.
  4. Лосев А.Ф. Из ранних произведений. - М.:"Правда", 1990.
  5. Тайлор Э.Б. Первобытная культура: пер. с англ. - М.:Политиздат, 1989.
  6. Федосеев П.Н. Философия и научное познание. - М.:"Наука", 1983.
  7. Философия. Под ред. Ю.С.Кохановского - М.:"Феникс",1995.
  8. Найдыш В.М. Философия мифологии. От античности до эпохи романтизма. - М.:Градарики, 2002.
  9. Андреев Ю.В. Поэзия мифа и проза истории. - Л.:Лениздат,1990.
  10. Кукушкина Е.И., Логунова Л.Б. Мировоззрение, познание, практика. - М.: Политиздат, 1989. - 303 с. - (Над чем работают, о чем спорят философы).
  11. Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. - 4-е изд. - М.: Политиздат, 1980. - 444 с.

Информация о работе Философия и мифология