Философия и мифология

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2010 в 15:56, реферат

Описание работы

Характеристика мифологического сознания и мифов

Работа содержит 1 файл

Философия.doc

— 138.00 Кб (Скачать)

     Символическая теория мифа, развитая Кассирером углубила понимание интеллектуального своеобразия мифа как автономной символической формы культуры, особым образом моделирующей мир. В современном мире изучение мифа продолжается.

 

Глава 2. Миф и мифологичность

2.1 Сущность мифа

 

        Первая попытка  человека объяснить происхождение  и устройство мира, причины стихийных  явлений и другое  породили мифологию (от греч. Mifos- предание, сказание и logos-слово, понятие, учение). В духовной жизни первобытного общества мифология доминировала, выступала как универсальная форма общественного сознания.

        Мифы – древние сказания разных народов о фантастических существах, о богах, о космосе. Мифы связаны с обрядами, обычаями, содержат нравственные нормы и эстетические представления, сочетание реальности и фантазии, мысли и чувства. В мифах человек не выделяет себя из природы.

        Мифы разных стран  заключают в себе попытки ответа на вопрос о начале, происхождении  мира, о  возникновении наиболее важных явлений природы, о мировой гармонии, безличной необходимости и др. Формирование мира понималось в мифологии как его творение или как постепенное развитие из первобытного бесформенного состояния, как упорядочение, превращение из хаоса в космос, как созидание через преодоление демонических сил.

        Существовали также  мифы– эсхатологические, описывавшие  грядущую гибель мира, в ряде случаев  с последующим его возрождением.

        Особое место занимали мифы о культурных достижениях людей – изобретении ремесел, добывании огня, земледелии, обрядах, обычаях. Кроме того много внимания уделялось и происхождению, рождению людей, стадиям жизни, смерти человека, различным испытаниям, которые стоят на его жизненном пути.

        Интеллектуальное  своеобразие мифа проявлялось в  том, что мысль выражалась в конкретных эмоциональных, поэтических образах. В мифологии сближались явления природы и культуры, человеческие черты переносились на окружающий мир, олицетворялись, одушевлялись, очеловечивались космос и другие природные силы. Эти черты роднят миф с мышлением детей, поэтов, художников. Вместе с тем в причудливой ткани мифологических образов заключалась и обобщенная работа мысли – анализа, классификаций, особого символического представления мира как целого.

        Действительно, мифологическое сознание в рамках той исторической эпохи было основным способом понимания мира. С помощью мифа прошлое связывалось с настоящим и будущим, обеспечивалась духовная связь поколений, закреплялась система ценностей, поддерживались определенные формы поведения… Мифологическое сознание заключало в себе также поиск единства природы и общества, мира и человека, разрешения противоречий, гармонии, внутреннего согласия человеческой жизни.

        Через сказки, легенды, исторические предания мифологические образы вошли в культуру различных народов – в литературу, живопись, музыку, скульптуру. Мифами наполнены мировые религии – христианство, ислам, буддизм. Кроме того, некоторые особенности мифологического мышления сохраняются в массовом сознании и тогда, когда мифология утрачивает свою прежнюю роль.

        С угасанием первобытных  форм  общественной жизни миф  как особая ступень развития общественного сознания изжил себя, сошел с исторической сцены. Но не прекратился начатый мифологическим сознанием поиск ответов на особого рода вопросы – о происхождении мира, человека, культурных навыков, социального устройства, тайны происхождения и смерти. Их унаследовали от мифа сосуществующие в веках две важнейшие формы мировоззрения – религия и философия.

        Миф - не выдумка и  не фантастический вымысел. Миф - наиболее яркая и самая подлинная действительность. Это - совершенно необходимая категория  мыслей и жизни. Так, например, Кант объективность науки связал с  субъективностью пространства, времени  и всех других категорий.

        Миф - необходимая  категория мыслей и жизни. Это - подлинная 
и максимально конкретная реальность. Многие мифологи сводят мифологию к субъективизму. Тогда миф - выдумка, детская фантазия, он не реален, философски беспомощен наоборот, что он - предмет поколения, что он божественен и свят. Если говорить о мифе как об определенной эпохе в развитии научного сознания, то он - не выдумка, а содержит в себе строжайшую и определенную структуру и является категорией сознания и бытия вообще.

     Миф - не идеальное бытие, но жизненно ощущаемая и творимая, 
вещественная реальность и телесная действительность. Миф - не научное построение.

     Многие  ученые считают, что мифология - первобытная  наука. 
Научное отношение к мифу предполагает изолированную интеллектуальную функцию. И мифология и первобытная наука - разные понятия. Миф всегда практичен, эмоционален, жизненен, но это - не начало науки. В данном случае нельзя утверждать, что мифология (та, иная, индийская, египетская, греческая) - это наука вообще, т.е. современная наука.

     Миф насыщен эмоциями и реальными  жизненными переживаниями. 
Первобытная наука тоже эмоциональна, наивно-непосредственна и в этом смысле конечно, мифологична. Но это и показывает, что если бы мифологичность принадлежала к ее сущности, то наука не получила бы никакого самостоятельного исторического развития и история ее была бы историей мифологии. Мифическое сознание совершенно непосредственно и понятно; научное сознание обладает выводным логическим характером. Поэтому - уже на первобытной ступени своего развития наука не имеет ничего общего с мифологией.

     Нельзя  считать, что мифология предшествует науке и что 
наука появляется из мифа.  "Если брать реальную науку, т.е. науку, реально творимую живыми людьми в определенную историческую эпоху, то такая наука решительно всегда не только сопровождается мифологией, но и реально питается ею, почерпывая из нее свои исходные интуиции"1.

     "Первые  значимые попытки осмыслить своеобразие  и природу мифопоэтической образности, разработать концепции мифа можно  обнаружить еще в древнегреческой культуре, в эпоху ее ранней классики"2.

     Примеры существуют в работах различных  философов. Например, 
Декарт - основатель новоевропейского рационализма и механицизма -   мифолог, т.к. начинает свою философию со всеобщего сомнения, даже относительно Бога. И это только потому, что такова его собственная мифология, такова вообще индивидуалистическая и субъективистическая мифология, лежащая в основе новоевропейской культуры и философии.

     Аналогичные примеры можно проследить и в  работах Канта. Не 
менее мифологична и другая наука, не только "первобытная", но и 
всякая. Например, механика Ньютона, которая построена на гипотезе однородного и бесконечного пространства, т.е. по мнению А.Ф. Лосева построена на мифологии нигилизма. Сюда же относится учение о бесконечном прогрессе общества и социальном уравнении, теория 
бесконечной делимости материи. Вывод: наука не рождается из мифа, но наука не существует без мифа, она всегда мифологична. Но чистая мифология и чистая наука очень далеки друг от друга.

     Миф - не научное построение, но "живое  субъектно-объектное 
взаимообщение, содержащее в себе свою собственную, вненаучную, чисто мифическую истинность, достоверность и принципиальную закономерность и структуру.

     Миф - не метафизическое построение. Метафизика говорит о чем-то необычном, высоком, "потустороннем", и мифология говорит о чем-то необычном, высоком, "потустороннем" Но путать мифологию с метафизикой нельзя.

     Миф - это сказка. Но для кого? Для того, кто сам живет этим мифом, т.е. для мифического создания. Миф - не сказочное бытие. Это - самое реальное и живое, самое непосредственное и даже чувственное бытие. Характеризуя миф как сказочную деятельность, мы выражаем свое выражение к нему, т.е. характеризуем самих себя, а не миф.

     Метафизика - есть наука, или пытается быть наукой о 
"сверхчувственном" и об отношении его к "чувственному", а мифология - не наука, а жизненное отношение к окружающему.

     Миф не научен и не требует никакой  специальной работы мыслей. 
Для метафизики же нужны доказанные положения, приведенные в систему выводы, продуманность языка, анализ понятий.

Для мифического  сознания все ясно и чувственно ощутимо. Не только языческие мифы поражают своей постоянной телесностью и  видимостью, осязаемостью. Таковы в  полной мере и христианские мифы, несмотря на общепризнанную несравненную духовность этой религии. И индийские, и 
египетские мифы не содержат в себе специально философских или философско-метафизических интуиций или учений, хотя на их основании могли возникнуть соответствующие философские конструкции.

     Если  взять исходные и центральные  пункты христианской мифо- 
логии, то можно видеть, что они тоже суть нечто чувственно-явлен- 
ное и физически осязаемое.

     Миф - не схема, не аллегория, а символ. Понятие  символа от- 
носительно. Иногда одна и та же выразительная форма, смотря по 
способу соотношения с другими смысловыми выразительными или вещественными формами, может быть и символом, и схемой, и аллегорией одновременно.

     Анализ  определенного мифа может вскрыть, что в нем символ, 
схема, или аллегория. Так, лев пусть аллегория гордой силы, а лиса - аллегория хитрости. Жизнь и смерть Пушкина можно сравнить с лесом, который долго сопротивлялся и отстаивал свое существование, но в конце концов не выдержал борьбы с осенью и погиб.

     У Кольцова - прекрасное избражение леса, имеющее значение 
совершенно самостоятельное и в своей буквальности весьма худо- 
жественное и символичное. Миф, рассматриваемый с точки зрения своей символической природы, может оказаться сразу и символом, и аллегорией.Также он может оказаться двойным символом. Существуют примеры символического мифологизирования света, цветов и других зрительных явлений природы.

     Например, описание Луны, Солнца, неба у разных писателей и поэтов различно, однако подразумевают они одно и то же. Наиболее яркие описания в творчестве Пушкина, Тютчева, Баратынского. Отсюда вывод: миф - это не только схема или только аллегория, но всегда прежде всего символ, и, уже будучи символом, он может содержать в себе схематические, аллегорические и усложненно-символические слои.

     Миф - личностная форма. Исходя из предыдущих описаний мифа можно сказать, то "миф-бытие личностное или, точнее, образ бытия личностного, личностная форма, лик личности".

     Личность  предполагает прежде всего самосознание. Личность тем и отличается от вещи. Поэтому отождествление ее - частичное - с мифом оказывается совершенно несомненным. Всякая живая личность так или иначе миф, как бы миф в широком смысле. Личность - миф не потому, что она личность, а потому, что она осмысленна и оформлена с точки зрения мифического сознания.

     Неодушевленные  предметы, например кровь, волосы, сердце - тоже могут быть мифичными, но не потому, что они - личности, а потому, что они поняты с точки зрения личностно-мифического сознания.

     Немало  описано мифических представлений пространства и времени. Времена сокращаются и остается только будущее.

     В Персидской религии господствует идея будущего, но она более земная и менее богатая. Тут - антимистическая воля к культуре. Отсюда восхваление крестьянина и скотовода. Тут не Бог спасает человека, а человек сам себя, водворяя добрый порядок в мире. В индийской философии - обратное мифическое представленивремени. Тут тоже ожидание конца времени. Но этот конец будет дан сквозь ясность и глубину мыслей. Здесь не конец времени спасет людей, а уничтожение всех времен вместе со всем их содержанием.

     В Китайской религии преодолевается не время, а изменения во 
времени. Бытие тут - вне временного потока. Небо, Время у китайцев не созданы. В Египетской религии восприятие времени сходно с китайским. Тут хотят сохранить и увековечить реальную жизнь человека, его тело и все его члены. Отсюда практика бальзамирования.

     Греческая религия впервые дала подлинное ощущение времени как настоящего. Тут - длительность, но без индийской безнадежности и гибели, постоянство, но без китайского оцепенения, ожидание будущего, но без игнорирования природного процесса. Здесь вечное и временное сливаются в настоящее. Воемя и вечность – актуальная бесконечность. Христианская проблема времени в целом близка к древнегреческой.

Информация о работе Философия и мифология