Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2010 в 15:56, реферат
Характеристика мифологического сознания и мифов
Символическая теория мифа, развитая Кассирером углубила понимание интеллектуального своеобразия мифа как автономной символической формы культуры, особым образом моделирующей мир. В современном мире изучение мифа продолжается.
Первая попытка человека объяснить происхождение и устройство мира, причины стихийных явлений и другое породили мифологию (от греч. Mifos- предание, сказание и logos-слово, понятие, учение). В духовной жизни первобытного общества мифология доминировала, выступала как универсальная форма общественного сознания.
Мифы – древние сказания разных народов о фантастических существах, о богах, о космосе. Мифы связаны с обрядами, обычаями, содержат нравственные нормы и эстетические представления, сочетание реальности и фантазии, мысли и чувства. В мифах человек не выделяет себя из природы.
Мифы разных стран заключают в себе попытки ответа на вопрос о начале, происхождении мира, о возникновении наиболее важных явлений природы, о мировой гармонии, безличной необходимости и др. Формирование мира понималось в мифологии как его творение или как постепенное развитие из первобытного бесформенного состояния, как упорядочение, превращение из хаоса в космос, как созидание через преодоление демонических сил.
Существовали также
мифы– эсхатологические, описывавшие
грядущую гибель мира, в ряде случаев
с последующим его
Особое место занимали мифы о культурных достижениях людей – изобретении ремесел, добывании огня, земледелии, обрядах, обычаях. Кроме того много внимания уделялось и происхождению, рождению людей, стадиям жизни, смерти человека, различным испытаниям, которые стоят на его жизненном пути.
Интеллектуальное своеобразие мифа проявлялось в том, что мысль выражалась в конкретных эмоциональных, поэтических образах. В мифологии сближались явления природы и культуры, человеческие черты переносились на окружающий мир, олицетворялись, одушевлялись, очеловечивались космос и другие природные силы. Эти черты роднят миф с мышлением детей, поэтов, художников. Вместе с тем в причудливой ткани мифологических образов заключалась и обобщенная работа мысли – анализа, классификаций, особого символического представления мира как целого.
Действительно, мифологическое сознание в рамках той исторической эпохи было основным способом понимания мира. С помощью мифа прошлое связывалось с настоящим и будущим, обеспечивалась духовная связь поколений, закреплялась система ценностей, поддерживались определенные формы поведения… Мифологическое сознание заключало в себе также поиск единства природы и общества, мира и человека, разрешения противоречий, гармонии, внутреннего согласия человеческой жизни.
Через сказки, легенды, исторические предания мифологические образы вошли в культуру различных народов – в литературу, живопись, музыку, скульптуру. Мифами наполнены мировые религии – христианство, ислам, буддизм. Кроме того, некоторые особенности мифологического мышления сохраняются в массовом сознании и тогда, когда мифология утрачивает свою прежнюю роль.
С угасанием первобытных форм общественной жизни миф как особая ступень развития общественного сознания изжил себя, сошел с исторической сцены. Но не прекратился начатый мифологическим сознанием поиск ответов на особого рода вопросы – о происхождении мира, человека, культурных навыков, социального устройства, тайны происхождения и смерти. Их унаследовали от мифа сосуществующие в веках две важнейшие формы мировоззрения – религия и философия.
Миф - не выдумка и
не фантастический вымысел. Миф - наиболее
яркая и самая подлинная
Миф - необходимая
категория мыслей и жизни. Это - подлинная
и максимально конкретная реальность.
Многие мифологи сводят мифологию к субъективизму.
Тогда миф - выдумка, детская фантазия,
он не реален, философски беспомощен наоборот,
что он - предмет поколения, что он божественен
и свят. Если говорить о мифе как об определенной
эпохе в развитии научного сознания, то
он - не выдумка, а содержит в себе строжайшую
и определенную структуру и является категорией
сознания и бытия вообще.
Миф
- не идеальное бытие, но жизненно ощущаемая
и творимая,
вещественная реальность и телесная действительность.
Миф - не научное построение.
Многие
ученые считают, что мифология - первобытная
наука.
Научное отношение к мифу предполагает
изолированную интеллектуальную функцию.
И мифология и первобытная наука - разные
понятия. Миф всегда практичен, эмоционален,
жизненен, но это - не начало науки. В данном
случае нельзя утверждать, что мифология
(та, иная, индийская, египетская, греческая)
- это наука вообще, т.е. современная наука.
Миф
насыщен эмоциями и реальными
жизненными переживаниями.
Первобытная наука тоже эмоциональна,
наивно-непосредственна и в этом смысле
конечно, мифологична. Но это и показывает,
что если бы мифологичность принадлежала
к ее сущности, то наука не получила бы
никакого самостоятельного исторического
развития и история ее была бы историей
мифологии. Мифическое сознание совершенно
непосредственно и понятно; научное сознание
обладает выводным логическим характером.
Поэтому - уже на первобытной ступени своего
развития наука не имеет ничего общего
с мифологией.
Нельзя
считать, что мифология предшествует
науке и что
наука появляется из мифа. "Если
брать реальную науку, т.е. науку, реально
творимую живыми людьми в определенную
историческую эпоху, то такая наука решительно
всегда не только сопровождается мифологией,
но и реально питается ею, почерпывая из
нее свои исходные интуиции"1.
"Первые
значимые попытки осмыслить
Примеры
существуют в работах различных
философов. Например,
Декарт - основатель новоевропейского
рационализма и механицизма - мифолог,
т.к. начинает свою философию со всеобщего
сомнения, даже относительно Бога. И это
только потому, что такова его собственная
мифология, такова вообще индивидуалистическая
и субъективистическая мифология, лежащая
в основе новоевропейской культуры и философии.
Аналогичные
примеры можно проследить и в
работах Канта. Не
менее мифологична и другая наука, не только
"первобытная", но и
всякая. Например, механика Ньютона, которая
построена на гипотезе однородного и бесконечного
пространства, т.е. по мнению А.Ф. Лосева
построена на мифологии нигилизма. Сюда
же относится учение о бесконечном прогрессе
общества и социальном уравнении, теория
бесконечной делимости материи. Вывод:
наука не рождается из мифа, но наука не
существует без мифа, она всегда мифологична.
Но чистая мифология и чистая наука очень
далеки друг от друга.
Миф
- не научное построение, но "живое
субъектно-объектное
взаимообщение, содержащее в себе свою
собственную, вненаучную, чисто мифическую
истинность, достоверность и принципиальную
закономерность и структуру.
Миф - не метафизическое построение. Метафизика говорит о чем-то необычном, высоком, "потустороннем", и мифология говорит о чем-то необычном, высоком, "потустороннем" Но путать мифологию с метафизикой нельзя.
Миф - это сказка. Но для кого? Для того, кто сам живет этим мифом, т.е. для мифического создания. Миф - не сказочное бытие. Это - самое реальное и живое, самое непосредственное и даже чувственное бытие. Характеризуя миф как сказочную деятельность, мы выражаем свое выражение к нему, т.е. характеризуем самих себя, а не миф.
Метафизика
- есть наука, или пытается быть наукой
о
"сверхчувственном" и об отношении
его к "чувственному", а мифология
- не наука, а жизненное отношение к окружающему.
Миф
не научен и не требует никакой
специальной работы мыслей.
Для метафизики же нужны доказанные положения,
приведенные в систему выводы, продуманность
языка, анализ понятий.
Для мифического
сознания все ясно и чувственно ощутимо.
Не только языческие мифы поражают
своей постоянной телесностью и
видимостью, осязаемостью. Таковы в
полной мере и христианские мифы, несмотря
на общепризнанную несравненную духовность
этой религии. И индийские, и
египетские мифы не содержат в себе специально
философских или философско-метафизических
интуиций или учений, хотя на их основании
могли возникнуть соответствующие философские
конструкции.
Если
взять исходные и центральные
пункты христианской мифо-
логии, то можно видеть, что они тоже суть
нечто чувственно-явлен-
ное и физически осязаемое.
Миф
- не схема, не аллегория, а символ. Понятие
символа от-
носительно. Иногда одна и та же выразительная
форма, смотря по
способу соотношения с другими смысловыми
выразительными или вещественными формами,
может быть и символом, и схемой, и аллегорией
одновременно.
Анализ
определенного мифа может вскрыть,
что в нем символ,
схема, или аллегория. Так, лев пусть аллегория
гордой силы, а лиса - аллегория хитрости.
Жизнь и смерть Пушкина можно сравнить
с лесом, который долго сопротивлялся
и отстаивал свое существование, но в конце
концов не выдержал борьбы с осенью и погиб.
У
Кольцова - прекрасное избражение леса,
имеющее значение
совершенно самостоятельное и в своей
буквальности весьма худо-
жественное и символичное. Миф, рассматриваемый
с точки зрения своей символической природы,
может оказаться сразу и символом, и аллегорией.Также
он может оказаться двойным символом.
Существуют примеры символического мифологизирования
света, цветов и других зрительных явлений
природы.
Например, описание Луны, Солнца, неба у разных писателей и поэтов различно, однако подразумевают они одно и то же. Наиболее яркие описания в творчестве Пушкина, Тютчева, Баратынского. Отсюда вывод: миф - это не только схема или только аллегория, но всегда прежде всего символ, и, уже будучи символом, он может содержать в себе схематические, аллегорические и усложненно-символические слои.
Миф - личностная форма. Исходя из предыдущих описаний мифа можно сказать, то "миф-бытие личностное или, точнее, образ бытия личностного, личностная форма, лик личности".
Личность предполагает прежде всего самосознание. Личность тем и отличается от вещи. Поэтому отождествление ее - частичное - с мифом оказывается совершенно несомненным. Всякая живая личность так или иначе миф, как бы миф в широком смысле. Личность - миф не потому, что она личность, а потому, что она осмысленна и оформлена с точки зрения мифического сознания.
Неодушевленные предметы, например кровь, волосы, сердце - тоже могут быть мифичными, но не потому, что они - личности, а потому, что они поняты с точки зрения личностно-мифического сознания.
Немало описано мифических представлений пространства и времени. Времена сокращаются и остается только будущее.
В Персидской религии господствует идея будущего, но она более земная и менее богатая. Тут - антимистическая воля к культуре. Отсюда восхваление крестьянина и скотовода. Тут не Бог спасает человека, а человек сам себя, водворяя добрый порядок в мире. В индийской философии - обратное мифическое представленивремени. Тут тоже ожидание конца времени. Но этот конец будет дан сквозь ясность и глубину мыслей. Здесь не конец времени спасет людей, а уничтожение всех времен вместе со всем их содержанием.
В
Китайской религии
времени. Бытие тут - вне временного потока.
Небо, Время у китайцев не созданы. В Египетской
религии восприятие времени сходно с китайским.
Тут хотят сохранить и увековечить реальную
жизнь человека, его тело и все его члены.
Отсюда практика бальзамирования.
Греческая религия впервые дала подлинное ощущение времени как настоящего. Тут - длительность, но без индийской безнадежности и гибели, постоянство, но без китайского оцепенения, ожидание будущего, но без игнорирования природного процесса. Здесь вечное и временное сливаются в настоящее. Воемя и вечность – актуальная бесконечность. Христианская проблема времени в целом близка к древнегреческой.