Философия и марксизм

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 13:24, контрольная работа

Описание работы

Философия марксизма находит человека в состоянии отчуждения, и основной акцент делает на его освобождении. Однако человек трактуется как «совокупность общественных отношений», поэтому философия марксизма является, прежде всего, философией общества, рассматриваемой в его истории.
Рассматривая человека с позиции материализма, К. Маркс и Ф. Энгельс стремились определить, в чем состоит отличие человека от животного, установить, в чем заключается сущность человека как родового существа. Маркс указывал, что человек есть не только природное, но в то же время и общественное существо, реализующее своим деятельным отношением к миру условия своего материального и социального существования.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1.Социальная сущность человека………………………………………………..4
1.1 Отчужденный труд и общество отчужденного человека…………………..5
1.2 Устранение отчуждения……………………………………………………....8
1.3 Философская критика “казарменного коммунизма”……………………...10
2. Личность - способ бытия человека в обществе…………………………….12
2.1 Освобождение индивида……………………………………………………14
Заключение………………………………………………………………………20
Литература……………………………………………………………………….21

Работа содержит 1 файл

философия и марксизм.docx

— 41.56 Кб (Скачать)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1.Социальная сущность человека………………………………………………..4

1.1 Отчужденный труд и общество отчужденного человека…………………..5

1.2 Устранение отчуждения……………………………………………………....8

1.3 Философская критика “казарменного коммунизма”……………………...10

2. Личность - способ бытия человека  в обществе…………………………….12

2.1 Освобождение индивида……………………………………………………14

Заключение………………………………………………………………………20

Литература……………………………………………………………………….21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Философия марксизма находит человека в состоянии отчуждения, и основной акцент делает на его освобождении. Однако человек трактуется как «совокупность  общественных отношений», поэтому философия  марксизма является, прежде всего, философией общества, рассматриваемой в его  истории.

Рассматривая человека с позиции  материализма, К. Маркс и Ф. Энгельс  стремились определить, в чем состоит  отличие человека от животного, установить, в чем заключается сущность человека как родового существа. Маркс указывал, что человек есть не только природное, но в то же время и общественное существо, реализующее своим деятельным отношением к миру условия своего материального и социального  существования. Он писал: «Практическое  созидание предметного мира, переработка  неорганической природы есть самоутверждение  человека как сознательного - родового существа, т.е. такого существа, которое  относится к роду как к своей  собственной сущности, или к самому себе как к родовому существу». По Марксу сущность человека составляет его производственная трудовая деятельность, а производственная жизнь человека есть его родовая жизнь он подчеркивает: «Сами они (люди) начинают отличать себя от животных, как только начинают производить необходимые им средства к жизни».

Цель контрольной работы: исследовать  проблему социальной сущности человека по Марксу.

Для осуществления поставленной цели потребуется решить ряд основных задач: изучить трудовую деятельность человека, общество отчужденного человека, устранение отчуждения, выявить проблему освобождения индивида.

 

1. Социальная сущность  человека

«Целостный человек - человек не искалеченный разделением труда, который реализует себя как личность посредством своей трудовой деятельности.» К. Маркс

Проблема человека в марксизме - ленинском учении решается только в связи с обществом и только на его основе. При этом общество здесь строго конкретная общественно-экономическая  формация, закономерная смена которой  в ходе естественноисторического процесса приводит к изменению и общества, и самого человека. Согласно марксистам, родовая сущность человека не заключена  в нем как отдельном, обособленном существе, а является "совокупностью (ансамблем) общественных отношений", имеющей свое объективное содержание, несводимое к содержанию деятельности индивидов. Соответственно, каждый человек -- не частичный носитель своей социальной сущности. Он воплощает в себе социальную сущность в целом. Согласно марксистской теории, общественные отношения, существуют как предметно-деятельные отношения. Только в деятельности и общении человека с другими людьми осуществляется объективирование его сил и способностей и присвоение или овладение силами и способностями других. С точки зрения марксистов, сущность человека определяется теми социальными условиями, в которых он находится. Человек таков, какова окружающая его общественная среда. понимаемая в широком плане как историческая эпоха, социальный строй, классовые и групповые интересы, и в узком плане -- как индивидуальные условия и особенности его развития. Соответственно, социальная сущность человека не может быть постоянной. Изменение ее - это диалектический процесс человек не только товар обстоятельств и воспитания, он и сам изменяет общественную среду и себя. Другими словами, в какой мере человек изменяет природу и социальную среду, приспосабливая их для себя, в такой мере меняется и сам человек. Признание общественного характера (социальной сущности) человека в марксизме не исключает индивидуального (личностного) измерения им человеческого бытия. Правда в этом случае внимание не концентрируется на личности самой по себе. Марксисты показывают неразрывную связь между сознанием общественного богатства и развитием богатой человеческой индивидуальности, про которую В. И. Ленин сказал, что это такая личность, которая должна "все уметь делать и всем интересоваться". Кроме того, марксизм подчеркивает, что все личности так или иначе, в той или иной степени субъекты деятельности -- труда, познания, общения. Однако личность выступает субъектом деятельности не изолированно, сама по себе, а лишь как часть социального коллектива (нации, государства, политической партии, класса, производственной бригады). Поэтому ее индивидуальное развитие возможно только в коллективе и на его основе. Конкретная же роль личности всегда зависит от того, как она сама воспринимает и оценивает свое положение в коллективе, какие выводы и практические шаги она делает. По Ленину, человек, гражданин тот, кто умеет возвышаться до понимания общих интересов своего класса и отстаивать эти интересы весьма умно. Именно поэтому для него человек, сознающий своего рабства я прозябающий в молчаливой и бессознательной покорности, есть просто раб. Человек, сознающий свое рабство и примирившийся с ним, восторгающийся своей жизнью и своим добрым и хорошим господином, есть холоп. Но человек, осознавший свое положение и борющийся против него,- это революционер.

1.1 Отчужденный труд и общество отчужденного человека

Отчужденный труд (труд по принуждению, подневольный) Маркс рассматривает  в четырех аспектах. Во-первых, рабочий  использует материалы, которые в конечном счете взяты у природы, и получает в результате труда нужные для жизни предметы, вещи, продукты труда. Ни исходный материал, ни продукты ему, рабочему, не принадлежат они ему чужие. Чем больше исходных материалов перерабатывает рабочий и чем больше вещей, продуктов он вырабатывает, тем больше мир предметов, ему не при надлежащих, “чуждых” ему Природа делается для рабочего только средством труда, а предметы, вещи, которые создаются в производстве, средствами жизни, физического существования. Они подчиняют себе рабочего, он полностью от них зависит.

Во- вторых, сам процесс трудовой деятельности для рабочего принудителен. Он не имеет выбора: работать ему или не работать, поскольку не может иначе обеспечить возможность существования. Но такой труд - это “не удовлетворение потребности в труде, а только средство для удовлетворения всяких других потребностей ..”. Далее. Рабочий и в процессе труда остается подчиненным контроль, регулирование, управление принадлежат не ему. Поэтому не в труде, а только вне труда рабочий освобождается, сам распоряжается собой. Он чувствует себя свободным “при еде, питье, в половом акте, в лучшем случае еще расположившись у себя в жилище, украшая себя и т. д.”, то есть, осуществляя жизненные функции, общие у человека с животными. А труд - форма жизнедеятельности специфически человеческая для рабочего, напротив, представляется унижением в себе человека, употреблением человека в животной функции, античеловеческим занятием.

В- третьих, труд подневольный, как показывает Маркс, вообще отнимает у рабочего “родовую жизнь”. Род человеческий живет в природе. Сам человек природное существо, его жизнь неразрывно связана с природой. Эта связь - деятельный контакт с природой, в котором главное труд, производство: “...произведет венная жизнь и есть родовая жизнь. Это есть жизнь, порождающая жизнь”. Но для рабочего, наоборот, труд - лишь средство для поддержания собственной индивидуальной жизни, а отнюдь не жизни “рода” Рабочий относится к производству и природе не как свободный человек, а как рабочий, то есть отчужденно, как к чуждому, даже враждебному. Это и значит, что у рабочего отобраны и родовая жизнь, и человеческая сущность.

В - четвертых, подневольный труд порождает отчуждение между людьми. Рабочие чужды друг другу, поскольку они конкурируют за возможность трудиться, чтобы жить; тем более рабочие чужды тому, кто заставляет трудиться и отбирает продукт труда. Этот человек не зависит от рабочего, властвует над ним и управляет им.

Отчуждение труда - базовое, фундаментальное, глубинное социальное отношение. Не только рабочий теряет в условиях отчуждения свою человеческую сущность и родовую жизнь все прочие люди, начиная с капиталистов, также  являются отчужденными людьми. Отношения  между людьми также отчужденные, и различие лишь в том, каковы виды, уровни отчуждения. Маркс указывает  на факт существования первичных  и вторичных видов отчуждения. Почему же это происходит? Почему человек  становится отчужденным человеком?

Отчужденный труд равнозначен существованию  частной собственности. Частная  собственность - основа экономической  жизни, та самая фактическая основа, которую политэкономы не обсуждают, считая “естественной предпосылкой”. На частнособственнической экономике  “держится” вся человеческая история, вся жизнь людей. Это значит, что  экономическая история - ключ к пониманию  человеческой жизни как таковой. “Религия, семья, государство, право, мораль, наука, искусство и т. д. суть лишь особые виды производства и подчиняются  его всеобщему закону”. Жизнь  людей в условиях экономического отчуждения (всех людей, не только рабочих) искажает, калечит их, делает “частичными  индивидами” или неразвитыми, недочеловеческими существами. “Частная собственность сделала нас столь глупыми и односторонними, что какой-нибудь предмет является нашим лишь тогда, когда мы им обладаем... когда мы им непосредственно владеем, едим его, пьем, носим на своем теле, живем в нем и т. д.,- одним словом, когда мы его потребляем... Поэтому на место всех физических и духовных чувств стало простое отчуждение всех этих чувств - чувство обладания”.

Негативная философская оценка “атомарного индивида” и жизненной  реальности совпадает у Маркса с  Фейербахом, но надежд на чисто духовный, моральный переворот Маркс не питает. Отчуждение должно быть преодолено в самой своей основе в труде, в производственной деятельности. Перспективы  развития человека и человечества - в преобразовании основы основ, в  уничтожении отчужденного труда.

1.2 Устранение отчуждения

Процесс, обратный отчуждению, присвоение человеком собственной подлинной  человеческой сущности. Маркс связывает этот процесс с общественными преобразованиями, с “общечеловеческой эмансипацией”, с тем освобождением, которое в своей основе имеет уничтожение отчужденного труда. “Предположим, что мы производили бы как люди”,- начинает Маркс одно из рассуждении о таком общественном устройстве. Что будет, если человек начнет “производить как человек”, то есть не подневольно, не ради куска хлеба, денег, рынка, государства и т. п.? Это означает, по Марксу, что самое существенное в человеке - его “родовая сущность” - получит свободное развитие. Или, другими словами, труд превратится в средство саморазвития человека, в реализацию человеком своих лучших личностных сторон; в такую свободную деятельность, о которой в мире отчуждения отдаленно намекают только детские игры или творческие профессии.

Характеристика “присвоения” человеком  собственной сущности, или превращения  труда из принудительного в “человеческий”, рассматривается Марксом по тем же параметрам, что и процесс отчуждения: а) по присвоению предмета труда и его результата; б) по присвоению или освобождению самой деятельности;

в) по присвоению человеком труда  общей “родовой сущности”;

г) по гармонизации отношений человека с человеком, “Я” и “Ты” в  самой деятельности.

Итак, уничтожение отчуждения, превращение  труда в свободную самореализацию человека означает и полное “переворачивание”  и человека, и его отношения  к природе и другим людям. Маркс  создает грандиозную по гуманистическому пафосу картину человека, живущего в единстве с природой, преобразующего природу “по мерке каждого  вида”, то есть в соответствии с  ее, природы, законами. Гармония с природой внешней осуществляется в деятельности, в которой человек реализует  свои цели уже не по законам утилитарной  пользы, эксплуатации природы, а “по  законам красоты”. Внутренняя природа  самого человека также преобразуется - вместо искалеченных, отчужденных, стремящихся  только к удовлетворению животных потребностей людей появляется человек, само природное  развитие которого есть гармоничный  результат всей истории человеческого  общества. Это означает, что в  человеке начнут бурно развиваться  способности, пока еще реализующиеся  отнюдь не у всех людей: музыкально развитое “ухо”, художественно развитый “глаз” и т. д.

Универсально развитый, живущий  в единстве и гармонии с внешней  и внутренней природой человек - таков  идеальный философский образ, рисующийся Марксу в качестве “ядра” коммунистического  идеала. Маркс называет его “закопченным натурализмом”, или “законченным гуманизмом”. Уничтожение частной собственности  Маркс считает средством реализации этого идеала. Однако сама по себе ликвидация частной собственности хотя и неизбежна, но еще недостаточна для присвоения людьми человеческой сущности.

1.3 Философская критика “казарменного коммунизма”

Уничтожение частной собственности, которое некоторые современники Маркса мыслили как средство для  достижения общего равенства людей  в труде и наслаждениях, отнюдь не идентично с ликвидацией отчуждения человека в существующем обществе. По Марксу, превращая всех в рабочих  и осуществляя равенство всех людей в труде и получаемой заработной плате, образе жизни, личностных проявлениях и т. д., теоретики  уравнительного коммунизма вовсе не устраняют сам отчужденный труд. Вместо “особой” частной собственности, персонифицированной в определенных людях - капиталистах, возникает “всеобщая” частная собственность, или “община  как всеобщий капиталист” .

Распространение “социального равенства” в том виде, как его понимают теоретики грубо-уравнительного коммунизма (равенство труда, оплаты, удовольствий и наслаждений) фактически означает распространение всеобщей нищеты, резкое понижение уровня культуры и одновременно сильнейшую личностную нивелировку членов общества. “Тайна” уравнительного коммунизма видится Марксу в тезисе “общности жен”. Дело не в практической реализуемости, а в теоретическом смысле этого тезиса. Превращение человека в средство (уравнивание женщины с имуществом и владением) узаконивает высшую степень унижения человека, существующую в реальности. Фактическое рабство женщины в настоящем делается законом жизни будущего общества. Несравнимо выше стоит концепция социалиста Ш. Фурье, согласно которой степень цивилизованности всякого общества измеряется степенью освобождения женщины. Философским обоснованием и объяснением этого положения Фурье Марксу в то время представлялась фейербаховская концепция единства “Я” и “Ты” в отношении индивидуальной любви, в которой Фейербах видел наиболее полное проявление сущности человека.

Признавая необходимость уничтожения  частной собственности, Маркс в  то же время видел, что представления  коммунистов - утопистов о путях  достижения этой цели могут привести к весьма опасным социальным последствиям. Но путь “казарменного коммунизма”  не неизбежен. Отрицание частной  собственности может идти на основе всех исторических достижений частнособственнического  общества. Это значит, что грубая уравнительность, проповедуемая в  коммунистических сочинениях начала XIX века, да и в соответствующих социальных экспериментах только исторический момент, переходное состояние, которое  неизбежно должно перерасти в  программу освоения всех культурных богатств, накопленных человечеством, в гуманизацию общественных отношений, открывающую перспективу освобождения труда и саморазвития человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Личность - способ бытия  человека в обществе

Принципиально новаторским было философское  объяснение действующих причин общественного  развития. Ими являются сами люди, “эмпирические  индивиды”, стремящиеся обеспечить свои потребности, улучшить условия  и обстоятельства жизни. Индивидуальные стремления, волеизъявления людей преобразовываются  в действия, поступки. Практические усилия вовсе не являются направленными  на высшие цели человечества. Напротив, они носят характер частный, личный, конечный (часто в пределах собственной  жизни, узкого круга потребностей индивидa). Однако поскольку люди - существа общественные, связанные с другими множеством объективных “форм общения” (отношений), то их индивидуальное развитие и деятельность осуществляются в некоторых общих условиях и направлениях.

Информация о работе Философия и марксизм