Философия И. Ильина

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 16:37, контрольная работа

Описание работы

Она должна возжелать ясности, честности и жизненности. Она должна стать убедительным и драгоценным исследованием духа и духовности. Если же она не одумается, не перестанет подражать иностранным и в особенности германским образцам и не попытается начать свое русское национальное дело сначала из глубины русского национального духовного опыта, то она скоро окажется мертвым и ненужным грузом в истории русской культуры...

Содержание

1. Что такое философия? (по И. Ильину)………………………………....3
2. Политическая философия И.А. Ильина………………………………..7
3. К вопросу о соотношении морали и права в философии Ивана Ильина……………………………………………………………………………10
Заключение………………………………………………………………..13
Библиографический список………………………………………………14

Работа содержит 1 файл

Контрольная ФИЛОСОФИЯ.docx

— 31.20 Кб (Скачать)

     Начальным элементом  любой формы социальной общности, по Ильину, является нравственный человек, который относится к окружающей его социальной действительности с  позиции естественного права. Исходной точкой в естественно-правовой концепции  стало признание того, что основные права граждан не даруются кем  бы то ни было, а изначально принадлежат  каждому и вытекают из самого понятия  личности, наделенной достоинством, свободой и сопричастностью высшему началу жизни. Личность с ее неотъемлемыми  правами и свободами является для государственной власти той  границей, за которой начинается самостоятельная  сфера ее деятельности, неподвластная  государственному вмешательству. Государство  распоряжается лишь теми полномочиями, которые ему доверили его граждане.

     Справедливое право, по Ильину, должно верно разрешать  столкновение между естественным неравенством и духовным равенством людей. Все  люди на земле имеют индивидуальный способ бытия, все люди по сути своей  различны, неравны от природы: им дается неодинаковая воля, прозорливость, неодинаковый талант, характер и т.п. Поэтому было бы несправедливо при таком неравенстве  налагать на них равные требования. Если люди различны по своим реальным свойствам, то по своему человеческому  достоинству они равны, и справедливость должна это учитывать.

     Ильин проводит разграничение  между правовыми нормами и  нормами морали по следующим основаниям. Во-первых, по тому авторитету, который  устанавливает правила (в праве - внешний авторитет: другие люди, строго определенные и особо уполномоченные; в морали - внутренний авторитет: голос  совести). Во-вторых, по порядку, в котором  правило формулируется (в праве - последовательное прохождение правила  через все строго установленные  этапы рассмотрения, в котором  участвуют многие люди; в морали - самостоятельное восприятие и формулирование голоса совести, данного каждому  особо). В-третьих, по тому, кто получил  предписание (в праве - всякий член общности, указанный в норме, независимо от его согласия и признания; в морали - добровольно признавшие требование совести). В-четвертых, по тому поведению, которое предписывается в норме (в праве - внешнее поведение, которое может, однако, привести и к рассмотрению душевного состояния; в морали - внутреннее поведение, выражающееся и во внешних поступках). Наконец, в-пятых, по санкции (в праве - угроза неприятными последствиями и внешние принудительные меры; в морали - укор совести и чувство вины).

     Правильное соотношение  между нормами морали и права, по мнению Ильина, существует тогда, когда  естественное право, данное человеку "от природы", связанное с его совестью, становится над положительным правом как высшая форма, как норма, как идеал, который достигнуть очень трудно, но возможно. [1, с. 103] 

 

      Заключение 

     Творческое наследие выдающегося русского философа Ивана  Александровича Ильина посвящено ключевым вопросам человеческого бытия. Начав  свою деятельность в области теории права, мыслитель никогда не ограничивался  анализом чисто юридических аспектов правовых феноменов. Уже в первых своих работах он рассматривает  право как естественную и важную часть всей системы отношений  между людьми. Право оказывается  для Ильина той областью, где наиболее остро проявляется одно из главных  противоречий человеческого существования: противоречие между индивидуальностью  человека и духовной общностью людей.

     До  революции проблемы социальной философии  были как бы на периферии философских  интересов русского философа. Однако те драматические события, которые  произошли в стране после октябрьского переворота, резко изменили его предпочтения и устремления. Первой же значительной работой в этом направлении, которая  во многом повернула Ивана Александровича к социальным проблемам стала  работа "О сопротивлении злу  силою" (1925), которая поставила  во многом нравственные проблемы и  вызвала широкую полемику как  в России, так и за рубежом. На многочисленные вопросы: "Может ли человек, стремящийся к нравственному  совершенству, сопротивляться злу силою  и мечом? Может ли человек, верующий в Бога, приемлющий Его мироздание и своё место в мире, не сопротивляться злу мечом и силою?" Русский  философ отвечает на данные вопросы  следующим образом: "... физическое пресечение и понуждение могут быть прямою религиозною и патриотической обязанностью человека; и тогда он вправе от них уклониться". 

 

     

     Библиографический список 

  1. Ильин И.А. Наши задачи. - М: 1992.
  2. Ильин И. Постмодернизм. От истоков до конца столетия. –М.: Интрада, 1998.
  3. Ильин И.А. Собрание сочинений (вышло 25 томов). – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
  4. История русской философии. / Под ред. М.А. Маслина. М.: ИНФРА-М, 2004.
  5. Новая философская энциклопедия // Ст. Ю.Т. Лисицы. - М:2001.
  6. Русская философия. Словарь // Ст. В. Кураева. - М:1995.
  7. Философия: Учебник / Под ред. В.Н. Лавриненко. – 2-е изд.,

     испр. и доп. – М.: Юристъ, 2002.

  1. Философия: Учебник / Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидори-

     ной. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики, 2005.- 828 c.

Информация о работе Философия И. Ильина