Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 16:37, контрольная работа
Она должна возжелать ясности, честности и жизненности. Она должна стать убедительным и драгоценным исследованием духа и духовности. Если же она не одумается, не перестанет подражать иностранным и в особенности германским образцам и не попытается начать свое русское национальное дело сначала из глубины русского национального духовного опыта, то она скоро окажется мертвым и ненужным грузом в истории русской культуры...
1. Что такое философия? (по И. Ильину)………………………………....3
2. Политическая философия И.А. Ильина………………………………..7
3. К вопросу о соотношении морали и права в философии Ивана Ильина……………………………………………………………………………10
Заключение………………………………………………………………..13
Библиографический список………………………………………………14
Начальным элементом
любой формы социальной общности,
по Ильину, является нравственный человек,
который относится к окружающей
его социальной действительности с
позиции естественного права. Исходной
точкой в естественно-правовой концепции
стало признание того, что основные
права граждан не даруются кем
бы то ни было, а изначально принадлежат
каждому и вытекают из самого понятия
личности, наделенной достоинством, свободой
и сопричастностью высшему
Справедливое право,
по Ильину, должно верно разрешать
столкновение между естественным неравенством
и духовным равенством людей. Все
люди на земле имеют индивидуальный
способ бытия, все люди по сути своей
различны, неравны от природы: им дается
неодинаковая воля, прозорливость, неодинаковый
талант, характер и т.п. Поэтому было
бы несправедливо при таком
Ильин проводит разграничение между правовыми нормами и нормами морали по следующим основаниям. Во-первых, по тому авторитету, который устанавливает правила (в праве - внешний авторитет: другие люди, строго определенные и особо уполномоченные; в морали - внутренний авторитет: голос совести). Во-вторых, по порядку, в котором правило формулируется (в праве - последовательное прохождение правила через все строго установленные этапы рассмотрения, в котором участвуют многие люди; в морали - самостоятельное восприятие и формулирование голоса совести, данного каждому особо). В-третьих, по тому, кто получил предписание (в праве - всякий член общности, указанный в норме, независимо от его согласия и признания; в морали - добровольно признавшие требование совести). В-четвертых, по тому поведению, которое предписывается в норме (в праве - внешнее поведение, которое может, однако, привести и к рассмотрению душевного состояния; в морали - внутреннее поведение, выражающееся и во внешних поступках). Наконец, в-пятых, по санкции (в праве - угроза неприятными последствиями и внешние принудительные меры; в морали - укор совести и чувство вины).
Правильное соотношение
между нормами морали и права,
по мнению Ильина, существует тогда, когда
естественное право, данное человеку "от
природы", связанное с его совестью,
становится над положительным правом
как высшая форма, как норма, как идеал,
который достигнуть очень трудно, но возможно.
[1, с. 103]
Заключение
Творческое наследие выдающегося русского философа Ивана Александровича Ильина посвящено ключевым вопросам человеческого бытия. Начав свою деятельность в области теории права, мыслитель никогда не ограничивался анализом чисто юридических аспектов правовых феноменов. Уже в первых своих работах он рассматривает право как естественную и важную часть всей системы отношений между людьми. Право оказывается для Ильина той областью, где наиболее остро проявляется одно из главных противоречий человеческого существования: противоречие между индивидуальностью человека и духовной общностью людей.
До
революции проблемы социальной философии
были как бы на периферии философских
интересов русского философа. Однако
те драматические события, которые
произошли в стране после октябрьского
переворота, резко изменили его предпочтения
и устремления. Первой же значительной
работой в этом направлении, которая
во многом повернула Ивана Александровича
к социальным проблемам стала
работа "О сопротивлении злу
силою" (1925), которая поставила
во многом нравственные проблемы и
вызвала широкую полемику как
в России, так и за рубежом. На
многочисленные вопросы: "Может ли
человек, стремящийся к нравственному
совершенству, сопротивляться злу силою
и мечом? Может ли человек, верующий
в Бога, приемлющий Его мироздание
и своё место в мире, не сопротивляться
злу мечом и силою?" Русский
философ отвечает на данные вопросы
следующим образом: "... физическое
пресечение и понуждение могут быть
прямою религиозною и патриотической
обязанностью человека; и тогда он
вправе от них уклониться".
Библиографический
список
испр. и доп. – М.: Юристъ, 2002.
ной. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики, 2005.- 828 c.