Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 16:37, контрольная работа
Она должна возжелать ясности, честности и жизненности. Она должна стать убедительным и драгоценным исследованием духа и духовности. Если же она не одумается, не перестанет подражать иностранным и в особенности германским образцам и не попытается начать свое русское национальное дело сначала из глубины русского национального духовного опыта, то она скоро окажется мертвым и ненужным грузом в истории русской культуры...
1. Что такое философия? (по И. Ильину)………………………………....3
2. Политическая философия И.А. Ильина………………………………..7
3. К вопросу о соотношении морали и права в философии Ивана Ильина……………………………………………………………………………10
Заключение………………………………………………………………..13
Библиографический список………………………………………………14
Сибирский
университет потребительской
Контрольная работа
по дисциплине: «Философия»
тема:
«Философия И. Ильина»
Омск 2011
Содержание
1. Что такое философия? (по И. Ильину)………………………………....3
2.
Политическая философия И.А.
3.
К вопросу о соотношении
Заключение………………………………………
Библиографический
список………………………………………………14
1.
Что такое философия? (по
И. Ильину)
Если русская философия хочет еще сказать что-нибудь значительное, верное и глубокое русскому народу и человечеству вообще, - после всех пережитых блужданий и крушений, то она должна прежде всего спросить себя, в чем ее призвание, с каким предметом она имеет дело и каков ее верный путь (метод)?
Она должна возжелать ясности, честности и жизненности. Она должна стать убедительным и драгоценным исследованием духа и духовности. Если же она не одумается, не перестанет подражать иностранным и в особенности германским образцам и не попытается начать свое русское национальное дело сначала из глубины русского национального духовного опыта, то она скоро окажется мертвым и ненужным грузом в истории русской культуры...
Одно
из двух: или философия есть произведение
личной фантазии, развивающее субъективную
точку зрения; тогда она не обязана
брать на себя задачу создавать законченно-
В самом деле, откуда мы могли бы знать с самого начала, что предмет, который мы всю жизнь испытываем и исследуем, - сам по себе систематичен и живет по законам нашей человеческой логики? Кто дал нам право выдавать максимальные требования нашего рассудочного рационализма за законы бытия самого предмета?
Откуда эта уверенность, что предмет философии действительно живет и действует так, как мы этого напрасно добиваемся от нашего рационалистического миросозерцания? Возможно и вероятно, что предмет философии разумен, но он может быть разумен такой Разумностью, по сравнению с которой наша обычная разумность есть сплошное неразумие...И правда, сущее бытие предмета не обязано повиноваться нашему рассудочному мышлению...
Вопрос о том, есть ли философия наука, не стоит разрешать ни в положительном, ни в отрицательном смысле. Если она есть наука, - а она может быть наукой, - то это наука, требующая от человека особого духовно-религиозного опыта и особого описательного художества. Но нам достаточно здесь установить, что философ поступает правильно и умно, если он рассматривает свою работу как исследование и тем самым принимает на себя ответственность исследователя, волю к предметности и бремя доказательства. Пусть он только не заботится о том, что из этого выйдет: монизм, дуализм или плюрализм, реализм или идеализм, рационализм или интуитивизм…
Эвристически, т.е. в деле искания и нахождения, это ощущение должно руководить им, несмотря на то, что в дальнейшем испытании и исследовании может оказаться, что это ощущение было лишь иллюзией. Однако оно может быть и совсем не иллюзией, и тогда ему удастся установить, что Божий луч в самом деле дается людям на различных путях и различным способом. Все такие подлинные явления и переживания могут быть обозначены словами дух и духовность. И вот дух дышит в природе, в человеке, а также в том, что сам человек создает Божьей помощью. Так, например, начало духа, - этот сущий предмет философии, - раскрывается нам в цветке и в горной цепи. Мы переживаем его и в состоянии очевидности, несущей нам созерцаемую истину.
Итак, философ должен воспитать себя к духовной очевидности. Подобно этому: тот, кто желает в качестве исследователя обратиться к нравственности, добродетели и добру, должен прежде всего углубить и расширить свой нравственный опыт. Нравственность не может быть ни постигнута, ни изображена в отвлеченных построениях и спекуляциях; здесь дело совсем не сводится к теоретическим соображениям и определениям понятий. Нравственное должно быть реально пережито исследователем. Философ, рассуждающий о любви, о радости, о добродетели, о долге, о добре и зле, о силе воли, о свободе воли, о характере и других подобных предметах - по чужим книгам или понаслышке, не познает ничего, он только воображает что-то о каких-то духовных окаменелостях или мумиях. Нравственный опыт требует всего человека: он нуждается в его любви, в его страстях, в его решениях и деяниях. [3, с. 222]
Человек должен отдать этому опыту всю свою личность - свою жизненную силу, свой жизненный успех, свою судьбу. Он должен предстать пред своею совестью; он должен предаться ей и деятельно зажить из нее; осуществляя эти деяния, он должен увидеть перед собою угрозу для жизни, взглянуть в глаза смерти и преодолеть свой страх смерти. Нравственный опыт не дается тому, кто сидит неподвижно в своей комнате, кто предается праздным фантазиям, кто является дезертиром своего призвания и своего долга. Кто хочет написать этику, тот должен иметь за собою живой опыт любви, борьбы и страданий; он должен знать, что значит отчаиваться и в отчаянии молиться, и еще, что значит иметь жизненный успех и в успехе соблюдать скромность и смирение.
Он
должен пережить в собственном опыте
дивную, сковывающую и освобождающую,
укореняющую и очистительную
силу совестного акта; он должен знать,
что совестный человек рискует
всем, идет на смерть и, если бывает спасен,
то сам изумляется этому больше всех.
Только тому, кто переживет это
все, и другое, связанное с этим,
- только ему откроется нравственное
измерение вещей и людей, только
он поймет предмет этики. Итак, философ
должен воспитать себя к акту совести.
Согласно этому, исследователь, посвящающий
себя философии искусства, должен приобрести
в этой сфере обширный и глубокий
опыт созерцания. Здесь особенно важно
пробиться через чувственно-
2.
Политическая философия
И.А. Ильина
С прозорливой точки зрения Ильина, в России грядёт всеобщая национальная судорога, которая, по мнению Ильина, будет стихийно мстительной и жестокой. "Страна вскипит жаждой мести, крови и нового имущественного передела, ибо поистине ни один крестьянин в России ничего не забыл. В этом мнении встанут десятки авантюристов, из коих три четверти будут "работать" на чьи-нибудь иностранные деньги, и ни у одного из них не будет творческой и предметной национальной идеи". События в России последних десяти лет, к сожалению подтвердили предостережения русского мыслителя.
Более
того, Ильин с гениальным пророчеством
предвидел и распад исторической
России, который и произошёл в
1991 году, во многом, как он сам говорил,
благодаря "мировой закулисе".
Однако, в результате от этого распада
во многом страдает весь мир, ибо разрушается
сила, которая бы противостояла Западу
(и, в частности, США). В статье "Что
сулит миру расчленение России?"
он отмечает следующее: "Расчленение
организма на составные части
нигде не давало и никогда не даст
ни оздоровления, ни творческого равновесия,
ни мира. Напротив, оно всегда было и
будет болезненным распадом, процессом
разложения, брожения, гниения и
всеобщего заражения. И в нашу
эпоху в этот процесс будет
втянута вся вселенная". Далее
он следующим образом
Чтобы
преодолеть эту национальную судорогу,
которую мы все переживаем сегодня,
русские национально и
Главное, согласно Ильину, это воспитание в самом русском народе национального духовного характера. Именно из-за его недостатка в интеллигенции и в массах Россия и рухнула во время революции. "Россия встанет во весь рост и окрепнет только через воспитание в народе такого характера. Это воспитание может быть только национальным самовоспитанием, которое может быть проведено самим русским народом, т.е. его верной и сильной национальной интеллигенцией. Для этого нужен отбор людей, отбор духовный, качественный и волевой".
В
религиозной философии Ильин
не принадлежал к плеяде последователей
В.С. Соловьёва, с которыми многие связывают
обычно русский религиозно-
Но
самый главный предмет для
философского исследования Ильина, ради
которого он написал всё остальное
- это сама Россия и её образующий
русский народ. Этим основным темам
всей его жизни посвящены следующие
работы: "Сущность и своеобразие
русской культуры" и "Грядущая
Россия". Иван Александрович много
писал об истории России, как бы
прогнозируя её будущее, а также
о сильных и слабых сторонах русского
народа. Религиозные установки и
прафеномены русской
3.
К вопросу о
соотношении морали
и права в философии
Ивана Ильина
Исходным пунктом
философии Ильина является религиозно-нравственная
основа индивида; вопросы природы
человека, его происхождения и
назначения, места в мире занимают
ведущее положение. Мыслитель убежден,
что духовное развитие личности предопределяет
духовное развитие социально-политической
сферы. Первым олицетворением нравственности
является сама личность, а государство
выступает как средство, с помощью
которого личность обретает полноту
духовного бытия. Притом, что Ильин
никогда не умалял роли права в
государстве, его политическая философия
скорее представляет учение не о правовом
государстве, как у Гегеля, а о
нравственном государстве, в котором
главным признаком и основанием
существования государства
Для Ильина нравственность
неотделима от духовной сущности человека,
и в установлении моральных норм
единственным авторитетом является
голос совести, живущий в глубине
каждой души. Но веление совести
не имеет разумно-логического