Философия и филосовствование

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 16:26, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы – определение понятия философии, что собой представляет природа философского задания.
Задачи:
1. Дать понятие философии.
2. Рассмотреть структуру философского знания.
3. Рассмотреть природу философского задания

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
1. Понятие философии и предмет и философии....................................................4
2. Философия и обыденное сознание......................................................................9
3. Философия как наука и как явление культуры……………………………….12
Заключение………………………………………………………………………...16
Список использованных источников…………………………………………….17

Работа содержит 1 файл

философия и филос.doc

— 87.50 Кб (Скачать)

                  

                  
 

                    3. Философия как наука и как явление культуры

     В истории философии, как особой сферы научного знания, обнаруживается три главных значения понятия философии: староантичное, традиционное и современное. У своих истоков философия была синкретическим знанием о природе, бытии, космосе. Она только начинала отделяться от обыденного знания и мифологии, но еще не разошлась с зарождающимся научным познанием мира. Поэтому первое понимание философии было связано с историческим отделением совокупного философско-научного знания или «протознания» от мифологии в античном мире и от богословия в эпоху Возрождения. Такого понимания философии придерживались Аристотель, а позднее Бэкон и Декарт. Распространенность этого взгляда, вплоть до начала XIX века, сказывалась в том, что философией назывались специальные науки. Так, сочинение И. Ньютона по механике озаглавлено «Математические начала натуральной философии», а книга Ж.-Б. Ламарка по биологии - «Философия биологии».

     Традиционное понимание философии как учения о всеобщем встречается еще у Аристотеля, хотя и не имеет соответствующего обоснования. Его «первая философия», противостоящая частным наукам, получила впоследствии название «метафизика», то есть стоящая после физики. Это понимание философии как науки довольно сильно выражено в немецкой философской традиции. Если Кант лишь ставил вопрос о том, как возможна метафизика в качестве науки, то Гегель обстоятельно доказывал, что философия является наукой, более того «наукой наук». Позже Энгельс рассматривал философию прежде всего с точки зрения диалектики как науки.

     К современному понятию философии ближе не «протознание», а понятие «метафизика», хотя оно и не сводится к нему. Формирование нового понимания философии обусловлено не только окончательным размежеванием философии и частных наук в теоретической сфере, но и с обретением ими собственного предмета, проблематики и категориального аппарата. Современная философия уже не может претендовать на роль «науки наук», включающей в себя все знание. Тем не менее связь философии с наукой не только не прерывается, но все более усиливается, хотя и на новой, более адекватной им основе.

     Философия, претендующая на научность, испытывает сильное воздействие на нее крупных научных открытий, что способствует ее развитию. Этому содействовали успехи естествознания в Новое время и в конце XIX - начале ХХ вв. Сегодня этому служат достижения в таких междисциплинарных интегративных научных направлениях как кибернетика, системный подход, синергетика. Существует и обратное мировоззренческое и методологическое влияние философии на частные науки, способствующее их интенсивному развитию.

     В современном обществе, в связи с провозглашением отдельными мыслителями беспредельного мировоззренческого плюрализма, возникает опасность победы суеверия над научным мировоззрением. Опасные социальные последствия этого могут оказаться весьма тяжелыми. Историческими примерами такого рода последствий могут служить инквизиция, религиозный фанатизм и фундаментализм, фашизм, а также гонения на кибернетику, генетику и т.д. В связи с этим перед представителями научной философии стоит задача распространения научного мировоззрения, всемерное отстаивание своих мировоззренческих позиций.

     Культура приставляет собой систему социально значимых программ (норм, эталонов, парадигм) деятельности, поведения и общения, которые состыковывают между собой единичные, дискретные акты этих сфер и тем самым обеспечивают целостность социальных подсистем и общества в целом. С одной стороны, программы культуры выполняют функцию нормировки деятельности и поведения, являются средством различения должного и недолжного, допустимого и недопустимого, с другой, - обеспечивают сцепление разведенных в пространстве и времени поведенческих и деятельностных актов. Формами существования культуры выступают: нравственные нормы и предписания, представляющие ядро массива культурных программ; профессиональные кодексы (например; клятва Гиппократа и т.п.); технические (в широком смысле это слова) инструкции, ГОСТы, ОСТы, уставы; система невербальных средств коммуникации; обычаи, обряды, традиции, выражающие глубинный пласт народной жизни; этикет и др.

     Культурные программы имеют знаковую природу и, значит, нуждаются в расшифровке. Они не даются изначально, как биологические программы, и требуют особых механизмов, обеспечивающих их освоение (игра, овладение языком, обучение, образование- самодеятельность и пр.). Система программ культуры, изменяясь во времени, включает в себя 3 слоя: программы реликтового характера, являющиеся осколками прошлого (табу, приметы, предрассудки и т.п.); программы деятельности, поведения и общения, призванные обеспечить воспроизводство существующих форм социальной жизни; программы, ориентированные на реализацию в будущем иных форм и видов человеческой деятельности (утопии, проекты, новые идеалы общественной жизни и нравственные поступки и т.п.). Обобщите приведенный материал и сформулируйте основные функции культуры.

     Все многообразие культурных программ, несмотря •"ТУ их динамичность и относительную самостоятельность, организовано в целостную систему и несет на себе печать принадлежности к определенному времени. Они покоятся на предельных основаниях, характерных для каждой исторически определенной культуры и представленных мировоззренческими универсалиями, которые в своем единстве задают целостный, обобщенный образ мира. Система мировоззренческих универсалий, лежащая в основании культуры, выражает свойственные данной культуре наиболее общие представления об основных сторонах человеческой жизнедеятельности: о природе и организации ее объектов, о месте человека в мире и смысле его жизни, о духовной жизни и ценностях человеческого мира и т.п., - и тем самым предстает как исторически определенное мировоззрение. На примере универсалий культуры ("пространство", "время", "причинность", "человек", "красота", "добро", "свобода" и т.п.) раскройте их функцию программ и ориентации деятельности человека определенной эпохи в мире. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                     
 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

      Философия - одна из самых древних и интереснейших областей человеческого знания.

       Изучение философии призвано формировать искусство жить в заведомо несовершенном мире. Жить, не утрачивая личностной определенности, индивидуальной души и общечеловеческой духовности. Противостоять обстоятельствам можно лишь при умении сохранять духовную трезвость, самоценность, собственное достоинство личности. Для личности становится понятным значение личного достоинства других людей. Для личности невозможна ни стадная, ни эгоистическая позиция.

     Подводя итог, я пришел к выводу, что имеются значительные трудности при определении понятия философии, ее предмета и проблематики. Это связано прежде всего с тем, что диапазон употребления слова «философия» довольно широк - от любви к мудрости до максимально рационализированного мировоззрения эпохи. Однако при всех расхождениях ее понимания различными мыслителями, философия всегда оставалась философией, т.е. отличалась по форме и содержанию от иных компонентов духовной культуры. Следует, видимо, говорить о многоликости и многомерности этого понятия, что обусловлено многогранностью сущности.

     Философия как модус культуpы. Место человека в миpе и сpеди дpугих

людей - вот объект pассмотpения философии.

     Философия как миpовоззpение. Выявление теоpетических основ всякого

миpовоззpения - вот пpизвание философии;

     Философия как фоpма общественного сознания. Поляpизация систем

общих идей, базиpующихся на пpотивоположных общемиpовоззpенчески пpинципах, - вот судьба философии после появления основного вопpоса

философии вплоть до его исчезновения в гpядущем; 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 

1. Зиммель, Г. Сущность философии // Вопросы теории и психологии творчества. Харьков, 1911. Т. VII. С. 238, 239.

2. Хайдеггер, М. Время и бытие. М., 1993. С. 329.

3. http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Heidegg/_Osn_Metafiz.php

4. http://www.philos.msu.ru/vestnik/philos/art/2000/ratchkov_philos.htm

5. http://elenakosilova.narod.ru/studia/glaube.htm

6. Лебедев, с.а. предмет и природа философского знания / C. А. Лебедев //Вестник МГУ. Сер. Философия. – М., 2002. - №5. – С. 17-25

7. Зимин,  С.М. Философия как наука и  как явление культуры / С.М. Зимин  // Философия и общество. – М., 2003. - №3. – С. 121-138. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Философия и филосовствование