Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 16:26, контрольная работа
Цель данной работы – определение понятия философии, что собой представляет природа философского задания.
Задачи:
1. Дать понятие философии.
2. Рассмотреть структуру философского знания.
3. Рассмотреть природу философского задания
Введение…………………………………………………………………………….3
1. Понятие философии и предмет и философии....................................................4
2. Философия и обыденное сознание......................................................................9
3. Философия как наука и как явление культуры……………………………….12
Заключение………………………………………………………………………...16
Список использованных источников…………………………………………….17
ВВЕДЕНИЕ
Как правило, к философии относятся как, пожалуй, к самой непонятной и отвлеченной из всех наук, наиболее удаленной из повседневной жизни. Но хотя многие люди и думают о ней как о не связанной с обычными интересами и находящейся за пределами понимания, почти все из нас – отдаем ли мы себе в этом отчет или нет – имеют какие-то философские воззрения. Любопытно и то, что хотя большинство людей весьма смутно представляет, что же такое философия, само это слово достаточно часто встречается в их разговорах.
Философия - наиболее содержательная, ибо предмет ее изучения - мир как таковой, вся необъятная действительность, мир видимых и невидимых явлений, бездны космоса и бездны атома, материальные процессы и духовная жизнь, живая и неживая природа, полет фантазии и строгие математические расчеты. Поиск истины, тайна любви, суть добра, причины зла, секреты совершенства, смысл жизни, проблема свободы, надежность веры, сила знания, реальность Бога, пути к счастью - все подобные вопросы уходят в философию, ищут ответы в ее пространстве.
Таким образом, в духовной сфере философия играет основополагающую роль не только для каждого отдельного человека, но и для всего общества в целом, что определяет актуальность темы.
Цель данной работы – определение понятия философии, что собой представляет природа философского задания.
Задачи:
1. Дать понятие философии.
2. Рассмотреть структуру философского знания.
3. Рассмотреть природу
философского задания
1. Понятие философии и предмет философии
Философия (с греч. - любовь к истине, мудрости) - форма общественного сознания; учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру, наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления. Философия вырабатывает обобщенную систему взглядов на мир, место человека в нем; она исследует познавательные ценности, социально-политическое, нравственное и эстетическое отношение человека к миру.
Предметом философии являются всеобщие свойства и связи (отношения) действительности - природы, человека, отношения объективной действительности и субъективизма мира, материального и идеального, бытия и мышления. Где всеобщее - это свойства, связи, отношения, присущие как объективной действительности, так и субъективному миру человека. Количественная и качественная определенность, структурные и причинно-следственные связи и др. свойства, связи относятся ко всем сферам действительности: природе, сознанию. Предмет философии необходимо отличать от проблем философии, т.к. проблемы философии существуют объективно, независимо от философии. Всеобщие свойства и связи (производство и время, количество и качество) существовали, когда науки философии еще и не существовало как таковой.
По своему содержанию философия есть стремление к всеохватности и единству. Если другие науки делают предметом изучения какой-то отдельный срез реальности, то философия стремится охватить всю реальность в ее единстве. Для философии характерно представление о том, что мир обладает внутренним единством, несмотря на внешнюю разрозненность частей. Реальность мира как целого - таково содержание философии.
Если в мифологии мудрость не выделялась в качестве особого объекта рефлексии и длительное время приписывалась богам, то философия сделала ее предметом размышлений. Правда, первоначально философия рассматривалась не в качестве самой мудрости, а как стремление к ней, как любовь к истине, исследование мудрости вещей и мира в целом. До нас дошло предание, что Пифагор называл себя не мудрецом, а любителем мудрости, поскольку сама мудрость дана лишь богам, а не людям. По мнению же софистов, главная задача философа состоит в научении своих учеников мудрости, которая рассматривалась как умение. Иное понимание мудрости у Гераклита, который считал, что она состоит в том, чтобы действовать в согласии с природой, внимая ей. Рассматривая мудрость, Аристотель приходит к выводу, что она может быть определена как наука о первых причинах или наука о сущности.
В новоевропейской философии весьма близкую к нему позицию занимал Р. Декарт, для которого слово «философия» означало занятие мудростью. Под самой же мудростью он понимал не только благоразумие в делах, но и совершенное знание. Развивая эту точку зрения В.С. Соловьев утверждал, что под мудростью следует разуметь не только полноту знания, но и нравственное совершенство, внутреннюю цельность духа.
Таким образом рассмотрение философии через призму мудрости в различных вариациях мы встречаем на протяжении всей предшествующей истории философии. И сегодня вряд ли целесообразно отказываться от этой давней традиции, поскольку в данном понимании философии отражается ценностное отношение человека к миру. Именно поэтому философия последнее время чаще рассматривается не только как знание, но и в качестве мудрости, противостоящей машинообразному рассудку.
Широко распространен взгляд на философию как на специфический вид мировоззрения. Что же такое мировоззрение? Мировоззрение - это сложное духовное образование, включающее представления и понятия о мире и месте человека в нем, о смысле человеческой жизни. В нем содержится в органическом единстве эмоциональная, волевая и рациональная сферы сознания и оно представляет собой как бы «результирующую» этих аспектов.
Мировоззрение, являясь феноменом духовной жизни общества, возникает в процессе антропосоциогенеза как родовое самосознание. Самыми ранними были «тотемические мифы», цементировавшие мифологические представления первобытного родового общества. Суть первобытного мифа состояла в повествовании о происхождении мира и его устройстве. Мифическими героями были зачастую тотемные предки, т.е. прародители и создатели определенной породы животных и человеческой группы. Наряду с функцией объединения и сплочения родов и племен, первобытных социумов, важной функцией мифологии было практически-духовное освоение мира. Миф выступал как бессознательно-художественная переработка природы, в нем преодолевались, подчинялись и формировались силы природы, но только в воображении человека.
Мифологическое мировоззрение основано на художественно-эмоциональном переживании мира или на общественных иллюзиях. Для мифа характерно отражение действительности в фантастической форме, наделение вещей и явлений сверхъестественными свойствами, отождествление образа и вещи, субъективного и объективного, единство духовного и материального, утилитарная направленность. Мифология оказалась первой всеобщей формой общественного сознания, стремящейся выйти за пределы непосредственного опыта и осознать место человека в мире.
На
идейной почве мифологии
В мифологии, особенно на зрелом этапе ее эволюции, можно заметить религиозные компоненты, в частности, обряды. В свою очередь, мифы входят в содержание любой религии. Это обусловлено наличием у них общих черт: наделение вещей и явлений сверхъестественными свойствами, отражение действительности в фантастической форме и т.д. Вместе с тем между ними имеется и довольно существенное различие, проявляющееся прежде всего в том, что, в отличие от мифологии, религия разделяет знания и веру, естественное и сверхъестественное. Если в мифологии изображается героическая борьба человека с силами природы, в которой человек дерзает вступить в единоборство с самим богом, то религия низводит человека до положения «раба божьего», всецело уповающего на божественную благодать, и сущностью его провозглашается служение богу.
Мифология и религия являлись важнейшими источниками зарождения и развития философии. Возникновение рефлексии над мифами вело к их сравнению друг с другом, к осознанию различия образа и идеи и, в конечном счете, к разложению мифа. Переход от мифа к логосу - это переход от чувственного образа к понятию. Взяв из космологической мифологии многие сюжеты, ранняя философия переводила поэтические образы мифа на свой понятийный язык, поставив во главу угла рациональное осмысление действительности. В последующие эпохи источником общих философских идей нередко являлась религия. Так, в этических концепциях немецкой классической философии порою слышны мотивы христианства, преобразованные из религиозной формы в теоретическое умозрение.
Философия
является специфическим видом
Первым
философским уровнем
Понятийное
отражение мира, связанное с абстрактным
мышлением и теоретическим познанием,
представляет собой второй уровень, который
можно назвать рациональным мировоззрением.
Именно на уровне понятийного постижения
мира выявляется коренное отличие философии
от других видов мировоззрения, а сама
философия предстает как теоретически
оформленное, системно-рациональное мировоззрение.
Оно призвано вскрыть рациональный смысл
и всеобщие закономерности существования
и развития мира и человека, а также взаимоотношения
между ними. Рациональное мировоззрение
представлено прежде всего такими направлениями
как научная философия и герменевтика.
2. Философия и обыденное сознание
Обыденное сознание, или повседневное, практическое сознание, — сознание, включенное в человеческую практику и не сформированное специально, подобно науке, искусству, философии.
Долгое время проблема О.с. трактовалась крайне противоречиво. Почти каждая работа начиналась с указания на значимость О.с, но тут же следовало утверждение, что О.с. относится к низшему уровню отражения действительности. Это противоречие постоянно присутствовало в марксизме, неомарксизме и в др. разновидностях классического социального знания (фрейдизме, структурном функционализме). Обыденно-практическое мышление относилось к области иррационального, а значит, занимало низшее положение. Мир повседневного сознания и знания представлялся поверхностью, под которой мыслилась некая глубина, завесой фетишистских форм, за которой находится подлинная реальность («Оно» в фрейдизме; экономические связи и отношения в марксизме; устойчивые структуры, определяющие человеческое поведение и мировосприятие в структурном функционализме). Исследователь выступал как абсолютный наблюдатель, для которого живой опыт, практика — всего лишь симптомы глубинной реальности. По отношению к обыденному культивировалась своеобразная «герменевтика подозрения». Повседневное и неповседневное представлялись разными онтологическими структурами, а сама повседневная жизнь и О.с. подвергались проверке на истинность. О.с. считалось объектом рационализации, проектирования, пропаганды (А. Лефевр, А. Геллер).
Герменевтические и феноменологические школы в социальной философии и социологии выступили в качестве альтернативы классической парадигме социального знания. Толчок к новому пониманию повседневности был дан Э. Гуссерлем в его трактовке жизненного мира. В социальной феноменологии А. Шюца был осуществлен синтез этих идей и социологических установок М. Вебера. Шюц сформулировал задачу исследования повседневности в контексте поиска предельных оснований социальной реальности как таковой. Различные варианты такого подхода представлены в современной социологии знания (П. Бергер, Т. Лукман), с несколько иных методологических позиций — в символическом интеракционизме, этнометодологии и т.п. Эволюция исследований повседневности сопряжена со сменой парадигм социального знания.
Обыденное сознание это противоположность
философии. Но это и источник философии.
Обыденное сознание складывается в повседневной
жизни людей, в течение долгого времени
(в жизни многих поколений) и приобретают
силу абсолютного знания. Догмы обыденного
сознания распространяются двумя путями:
путем подражания (дети подражают родителям)
и путем насильственного принуждения
индивида со стороны общества (здесь имеем
дело с общественными предрассудками
и т.п.). Исторически философия выступала
в виде ниспровержения догм обыденного
сознания, в виде иронии (иронии Сократа).
Ирония означает согласие с действующими
в обществе предрассудками, но только
по форме. Путем рассуждения иронизирующий
человек приводит своего оппонента к тому,
что он отказывается от своих первоначальных
утверждений. Иронизирующий уже философ.
Сократ, его ирония состоит в том, что философия
должна быть вхожа в дома людей. Сократ
отлавливал людей на городской площади
и задавал простые вопросы, ответы на которые
рождали новые вопросы. Сократ только
помогал мыслить. Майевтика, как способ
добывания истины, Сократ помогал рождаться
истине, напр., задавал стратегу вопрос
о мужестве, просил дать определение. Эта
малая задача сложна, т.к. всякое определение
содержит необходимые свойства предметов,
которые надо понять, а потом найти путем
дисциплины ума найти логическую понятийную
форму. Древнее архаическое общество,
которое мыслило мифологически или в понятиях
обыденного сознания не могло перенести
иронии Сократа, наивный человек всегда
жестокий, поэтому архаическое общество
Афин приговорило Сократа к смерти за
иронию. Обыденное сознание не выносит
философии, отвергает ее, но является и
источником философии, семь мудрецов говорят:
"Соображай, что делаешь". То, что
в мифологии выражено чувственно, здесь
выражено в моральной сентенции, моральное
содержание обыденного сознания, которое
стало выражаться в форме суждения, стало
основой философии, т.к. философия тоже
имеет моральное содержание. Обыденное
сознание выражает истину и дает человеку
возможность ориентироваться в мире, ядро
обыденного сознания называют здравым
смыслом. Нет такого человека, который
мог претендовать на роль философа, не
обладая здравым смыслом. Поэтому философия
нуждается в здравом смысле. Философия
теоретическое знание, его в обыденной
жизни не приобретешь, в отличие от обыденного
сознания и здравого смысла, но тем не
менее, связь между здравым смыслом и философией
существует, поэтому можно считать правыми
тех философов которые утверждали, что
каждый человек - философ.