Философия и филосовствование

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 16:26, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы – определение понятия философии, что собой представляет природа философского задания.
Задачи:
1. Дать понятие философии.
2. Рассмотреть структуру философского знания.
3. Рассмотреть природу философского задания

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
1. Понятие философии и предмет и философии....................................................4
2. Философия и обыденное сознание......................................................................9
3. Философия как наука и как явление культуры……………………………….12
Заключение………………………………………………………………………...16
Список использованных источников…………………………………………….17

Работа содержит 1 файл

философия и филос.doc

— 87.50 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ

      Как правило, к философии относятся как, пожалуй, к самой непонятной и отвлеченной из всех наук, наиболее удаленной из повседневной жизни. Но хотя многие люди и думают о ней как о не связанной с обычными интересами и находящейся за пределами понимания, почти все из нас – отдаем ли мы себе в этом отчет или нет – имеют какие-то философские воззрения. Любопытно и то, что хотя большинство людей весьма смутно представляет, что же такое философия, само это слово достаточно часто встречается в их разговорах.

     Философия - наиболее содержательная, ибо предмет ее изучения - мир как таковой, вся необъятная действительность, мир видимых и невидимых явлений, бездны космоса и бездны атома, материальные процессы и духовная жизнь, живая и неживая природа, полет фантазии и строгие математические расчеты. Поиск истины, тайна любви, суть добра, причины зла, секреты совершенства, смысл жизни, проблема свободы, надежность веры, сила знания, реальность Бога, пути к счастью - все подобные вопросы уходят в философию, ищут ответы в ее пространстве.

     Таким образом, в духовной сфере философия играет основополагающую роль не только для каждого отдельного человека, но и для всего общества в целом, что определяет актуальность темы.

     Цель данной работы – определение понятия философии, что собой представляет природа философского задания.

     Задачи:

1. Дать понятие  философии. 

2. Рассмотреть  структуру философского знания.

3. Рассмотреть природу философского задания 
 
 
 

                  1. Понятие философии и предмет философии

      Философия (с греч. - любовь к истине, мудрости) - форма общественного сознания; учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру, наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления. Философия вырабатывает обобщенную систему взглядов на мир, место человека в нем; она исследует познавательные ценности, социально-политическое, нравственное и эстетическое отношение человека к миру.

     Предметом философии являются всеобщие свойства и связи (отношения) действительности - природы, человека, отношения объективной действительности и субъективизма мира, материального и идеального, бытия и мышления. Где всеобщее - это свойства, связи, отношения, присущие как объективной действительности, так и субъективному миру человека. Количественная и качественная определенность, структурные и причинно-следственные связи и др. свойства, связи относятся ко всем сферам действительности: природе, сознанию. Предмет философии необходимо отличать от проблем философии, т.к. проблемы философии существуют объективно, независимо от философии. Всеобщие свойства и связи (производство и время, количество и качество) существовали, когда науки философии еще и не существовало как таковой.

     По своему содержанию философия есть стремление к всеохватности и единству. Если другие науки делают предметом изучения какой-то отдельный срез реальности, то философия стремится охватить всю реальность в ее единстве. Для философии характерно представление о том, что мир обладает внутренним единством, несмотря на внешнюю разрозненность частей. Реальность мира как целого - таково содержание философии.

     Если в мифологии мудрость не выделялась в качестве особого объекта рефлексии и длительное время приписывалась богам, то философия сделала ее предметом размышлений. Правда, первоначально философия рассматривалась не в качестве самой мудрости, а как стремление к ней, как любовь к истине, исследование мудрости вещей и мира в целом. До нас дошло предание, что Пифагор называл себя не мудрецом, а любителем мудрости, поскольку сама мудрость дана лишь богам, а не людям. По мнению же софистов, главная задача философа состоит в научении своих учеников мудрости, которая рассматривалась как умение. Иное понимание мудрости у Гераклита, который считал, что она состоит в том, чтобы действовать в согласии с природой, внимая ей. Рассматривая мудрость, Аристотель приходит к выводу, что она может быть определена как наука о первых причинах или наука о сущности.

     В новоевропейской философии весьма близкую к нему позицию занимал Р. Декарт, для которого слово «философия» означало занятие мудростью. Под самой же мудростью он понимал не только благоразумие в делах, но и совершенное знание. Развивая эту точку зрения В.С. Соловьев утверждал, что под мудростью следует разуметь не только полноту знания, но и нравственное совершенство, внутреннюю цельность духа.

     Таким образом рассмотрение философии через призму мудрости в различных вариациях мы встречаем на протяжении всей предшествующей истории философии. И сегодня вряд ли целесообразно отказываться от этой давней традиции, поскольку в данном понимании философии отражается ценностное отношение человека к миру. Именно поэтому философия последнее время чаще рассматривается не только как знание, но и в качестве мудрости, противостоящей машинообразному рассудку.

     Широко распространен взгляд на философию как на специфический вид мировоззрения. Что же такое мировоззрение? Мировоззрение - это сложное духовное образование, включающее представления и понятия о мире и месте человека в нем, о смысле человеческой жизни. В нем содержится в органическом единстве эмоциональная, волевая и рациональная сферы сознания и оно представляет собой как бы «результирующую» этих аспектов.

     Мировоззрение, являясь феноменом духовной жизни общества, возникает в процессе антропосоциогенеза как родовое самосознание. Самыми ранними были «тотемические мифы», цементировавшие мифологические представления первобытного родового общества. Суть первобытного мифа состояла в повествовании о происхождении мира и его устройстве. Мифическими героями были зачастую тотемные предки, т.е. прародители и создатели определенной породы животных и человеческой группы. Наряду с функцией объединения и сплочения родов и племен, первобытных социумов, важной функцией мифологии было практически-духовное освоение мира. Миф выступал как бессознательно-художественная переработка природы, в нем преодолевались, подчинялись и формировались силы природы, но только в воображении человека.

   Мифологическое  мировоззрение основано на художественно-эмоциональном переживании мира или на общественных иллюзиях. Для мифа характерно отражение действительности в фантастической форме, наделение вещей и явлений сверхъестественными свойствами, отождествление образа и вещи, субъективного и объективного, единство духовного и материального, утилитарная направленность. Мифология оказалась первой всеобщей формой общественного сознания, стремящейся выйти за пределы непосредственного опыта и осознать место человека в мире.

   На  идейной почве мифологии формируется  религия, которая первоначально выступает как религиозная мифология. В ходе эволюции религии формируются ее специфические черты: вера в сверхъестественное, противостоящее природному; вера во всемогущество бога-творца, от воли которого зависит судьба людей и всего существующего; вера в спасение от невзгод земной жизни в «потустороннем мире» и представление о личном бессмертии. Религия в своеобразной форме удовлетворяет те запросы человека, на которые он по своей природе не может ответить в реальной жизни.

   В мифологии, особенно на зрелом этапе ее эволюции, можно заметить религиозные компоненты, в частности, обряды. В свою очередь, мифы входят в содержание любой религии. Это обусловлено наличием у них общих черт: наделение вещей и явлений сверхъестественными свойствами, отражение действительности в фантастической форме и т.д. Вместе с тем между ними имеется и довольно существенное различие, проявляющееся прежде всего в том, что, в отличие от мифологии, религия разделяет знания и веру, естественное и сверхъестественное. Если в мифологии изображается героическая борьба человека с силами природы, в которой человек дерзает вступить в единоборство с самим богом, то религия низводит человека до положения «раба божьего», всецело уповающего на божественную благодать, и сущностью его провозглашается служение богу.

   Мифология и религия являлись важнейшими источниками  зарождения и развития философии. Возникновение  рефлексии над мифами вело к их сравнению друг с другом, к осознанию  различия образа и идеи и, в конечном счете, к разложению мифа. Переход от мифа к логосу - это переход от чувственного образа к понятию. Взяв из космологической мифологии многие сюжеты, ранняя философия переводила поэтические образы мифа на свой понятийный язык, поставив во главу угла рациональное осмысление действительности. В последующие эпохи источником общих философских идей нередко являлась религия. Так, в этических концепциях немецкой классической философии порою слышны мотивы христианства, преобразованные из религиозной формы в теоретическое умозрение.

   Философия является специфическим видом мировоззрения, представляющим собой многомерное духовное образование. Эта многомерность выражается прежде всего в наличии таких уровней отражения мира в сознания общественного человека как миросозерцание и теоретическое мировоззрение. Миросозерцание представлено следующими формами: мироощущение, миропредставление и мировосприятие. В теоретически оформленное философское мировоззрение входят мирознание, миропонимание, мирооценка.

   Первым  философским уровнем мироотражения является миросозерцание или созерцательное мировоззрение, где эстетическое отношение к миру, постижение всеобщего, универсального, целостного осуществляется в чувствах и эмоциях общественного человека. Этот уровень представлен в таких философских направлениях как философия жизни, экзистенциализм, феноменология. Например, в книге С. Кьеркегора «Страх и трепет» универсальными формами сознания всякого человека оказываются страх, трепет, отчаяние.

   Понятийное  отражение мира, связанное с абстрактным  мышлением и теоретическим познанием, представляет собой второй уровень, который можно назвать рациональным мировоззрением. Именно на уровне понятийного постижения мира выявляется коренное отличие философии от других видов мировоззрения, а сама философия предстает как теоретически оформленное, системно-рациональное мировоззрение. Оно призвано вскрыть рациональный смысл и всеобщие закономерности существования и развития мира и человека, а также взаимоотношения между ними. Рациональное мировоззрение представлено прежде всего такими направлениями как научная философия и герменевтика. 
 
 
 
 
 
 

                          
 
 
 

                            2. Философия и обыденное сознание

     Обыденное сознание, или повседневное, практическое сознание, — сознание, включенное в человеческую практику и не сформированное специально, подобно науке, искусству, философии.

Долгое  время проблема О.с. трактовалась крайне противоречиво. Почти каждая работа начиналась с указания на значимость О.с, но тут же следовало утверждение, что О.с. относится к низшему уровню отражения действительности. Это противоречие постоянно присутствовало в марксизме, неомарксизме и в др. разновидностях классического социального знания (фрейдизме, структурном функционализме). Обыденно-практическое мышление относилось к области иррационального, а значит, занимало низшее положение. Мир повседневного сознания и знания представлялся поверхностью, под которой мыслилась некая глубина, завесой фетишистских форм, за которой находится подлинная реальность («Оно» в фрейдизме; экономические связи и отношения в марксизме; устойчивые структуры, определяющие человеческое поведение и мировосприятие в структурном функционализме). Исследователь выступал как абсолютный наблюдатель, для которого живой опыт, практика — всего лишь симптомы глубинной реальности. По отношению к обыденному культивировалась своеобразная «герменевтика подозрения». Повседневное и неповседневное представлялись разными онтологическими структурами, а сама повседневная жизнь и О.с. подвергались проверке на истинность. О.с. считалось объектом рационализации, проектирования, пропаганды (А. Лефевр, А. Геллер).

Герменевтические  и феноменологические школы в  социальной философии и социологии выступили в качестве альтернативы классической парадигме социального знания. Толчок к новому пониманию повседневности был дан Э. Гуссерлем в его трактовке жизненного мира. В социальной феноменологии А. Шюца был осуществлен синтез этих идей и социологических установок М. Вебера. Шюц сформулировал задачу исследования повседневности в контексте поиска предельных оснований социальной реальности как таковой. Различные варианты такого подхода представлены в современной социологии знания (П. Бергер, Т. Лукман), с несколько иных методологических позиций — в символическом интеракционизме, этнометодологии и т.п. Эволюция исследований повседневности сопряжена со сменой парадигм социального знания.

     Обыденное сознание это противоположность философии. Но это и источник философии. Обыденное сознание складывается в повседневной жизни людей, в течение долгого времени (в жизни многих поколений) и приобретают силу абсолютного знания. Догмы обыденного сознания распространяются двумя путями: путем подражания (дети подражают родителям) и путем насильственного принуждения индивида со стороны общества (здесь имеем дело с общественными предрассудками и т.п.). Исторически философия выступала в виде ниспровержения догм обыденного сознания, в виде иронии (иронии Сократа). Ирония означает согласие с действующими в обществе предрассудками, но только по форме. Путем рассуждения иронизирующий человек приводит своего оппонента к тому, что он отказывается от своих первоначальных утверждений. Иронизирующий уже философ. Сократ, его ирония состоит в том, что философия должна быть вхожа в дома людей. Сократ отлавливал людей на городской площади и задавал простые вопросы, ответы на которые рождали новые вопросы. Сократ только помогал мыслить. Майевтика, как способ добывания истины, Сократ помогал рождаться истине, напр., задавал стратегу вопрос о мужестве, просил дать определение. Эта малая задача сложна, т.к. всякое определение содержит необходимые свойства предметов, которые надо понять, а потом найти путем дисциплины ума найти логическую понятийную форму. Древнее архаическое общество, которое мыслило мифологически или в понятиях обыденного сознания не могло перенести иронии Сократа, наивный человек всегда жестокий, поэтому архаическое общество Афин приговорило Сократа к смерти за иронию. Обыденное сознание не выносит философии, отвергает ее, но является и источником философии, семь мудрецов говорят: "Соображай, что делаешь". То, что в мифологии выражено чувственно, здесь выражено в моральной сентенции, моральное содержание обыденного сознания, которое стало выражаться в форме суждения, стало основой философии, т.к. философия тоже имеет моральное содержание. Обыденное сознание выражает истину и дает человеку возможность ориентироваться в мире, ядро обыденного сознания называют здравым смыслом. Нет такого человека, который мог претендовать на роль философа, не обладая здравым смыслом. Поэтому философия нуждается в здравом смысле. Философия теоретическое знание, его в обыденной жизни не приобретешь, в отличие от обыденного сознания и здравого смысла, но тем не менее, связь между здравым смыслом и философией существует, поэтому можно считать правыми тех философов которые утверждали, что каждый человек - философ. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Философия и филосовствование