Философия и ее роль в культуре

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 14:46, курсовая работа

Описание работы

Слово “культура” происходит от латинского слова colere, что означает культивировать, или возделывать почву.
Современное научное определение культуры символизирует убеждения, ценности и выразительные средства, которые являются общими для какой-то группы; они служат для упорядочения опыта и регулирования поведения членов этой группы.
Можно также взять определение, данное французским культурологом де Бенуа: "Культура - это специфика человеческой деятельности, это то, что характеризует человека как вид. Напрасны поиски человека до культуры, само появление его на арене естественной истории надлежит рассматривать как культурный феномен".

Содержание

Введение______________________________________________________3
Предмет философии_____________________________________________4
Философское понятие культуры___________________________________7
Развитие культуры или модели культуры___________________________9
Подходы осмысления культуры___________________________________11
Природа философской проблемы__________________________________14
Человек в мире культуры_________________________________________19
Вывод ________________________________________________________21
Список использованной литературы_______________________________22

Работа содержит 1 файл

философия.docx

— 44.54 Кб (Скачать)

В этих ценностях  есть обязывающий момент. Нормы являются тем средством, которое связывает ценностно-значимое  для человека с его практическим поведением.

Чтобы нормы,  знания,  ценности реализовались  в практических поступках и действиях, необходимо превращение в личностные взгляды, убеждения, идеалы.

Выработка психических  установок на возможность  действовать. Формирование этой установки осуществляется в эмоционально-волевой составляющей.

Мировоззрение - реальная готовность человека к определенному типу поведения в определенных  обстоятельствах. Мировоззрение складывается под воздействием социальных условий, воспитания, образования. Мерилом мировоззренческой зрелости  личности  являются поступки, дела.

По характеру  формирования и способу  функционирования  можно выделить жизненно-практический  и теоретический уровень мировоззрения. Жизненный уровень часто называется  жизненной  философией. Теоретический  уровень - религия,  традиции, образование, духовная культура, профессиональная деятельность.  Здесь очень часто присутствуют предрассудки.

К теоретическому уровню, наряду с наукой принадлежит  философия, которая претендует на теоретическую  обоснованность не только как содержания, так и способов достижения обобщенных знаний действительности, а также норм, ценностей, идеалов.

Можно говорить об исторических типах мировоззрения.

Принято считать, что: - мифологическое мировоззрение. это начальный тип мировоззрения, который можно назвать предмировоззрением.

Мифология возникла  на  той  стадии  общественного  развития, когда человечество пыталось дать ответы  на  такие  вопросы,  как происхождение и устройство мироздания в целом.

Значительную  часть мифологии составляют космологические  мифы. Большое внимание в мифах  уделяется рождению,  смерти, испытаниям. Особое место занимает  добыча  огня,  изобретение  ремесел, одомашнивание  животных.

Миф - это не первоначальная форма знаний,  а вид мировоззрения, образное представление о природе и коллективной жизни. В мифах объединились зачатки знаний,  религиозных верований. Для первобытного сознания мыслимое должно совпадать с переживаемым, действительное с тем, кто действует.

Генетический  принцип - сводится к выяснению кто кого породил. Мифы построены на установлении гармонии между миром и человеком.

Наряду с мифологией существует и религия.  Но чем  отличается мифологическое мировоззрение  от религиозного?

Воплощенные в  мифах представления тесно переплетаются  с  обрядами. Мифология находится в тесном взаимодействии с религией. Спецификой религии является то, что основой здесь является культовая система, т.е. система обрядовых действий, направленных на установление определенных отношений со сверхъестественным.  Миф в той мере религиозен, в какой он включен в культовую систему.

С помощью обрядности религия культивирует человеческие чувства любви, совести, долга, милосердия, придает им особую ценность.

Вера - свойство человеческого сознания, есть вера в идеалы в любом мировоззрении.

Основная функция  религии состоит в том, чтобы  помочь преодолеть человеку  относительную  изменчивость его бытия,  и возвысить  человека до чего-то абсолютного,  вечного. Религия помогает человеку преодолеть житейские трудности.  Главная и самоценная идея - идея Бога.  Из нее выводится все остальное содержание.  Идея Бога является не только принципом, сколько такой идеей, которая связывает человека с нравственной идеей.

Религия - ответ на вопрос о смысле жизни. "Искать бога - разобраться в понятиях добра и зла"3.

Три великих  религии:  буддизм,  христианство, ислам. Религия считает, что наша эмпирическая действительность  несамостоятельна и несамодостаточна.  Она вторична,  она результат творения. Бог - трансцендентная сущность (над миром).

Современная религия  не отвергает достижения науки и  подчеркивает, что дело науки - изучать.  Главное, чтобы человечество не забывало, что над ним существует неусыпный контроль.

Центральный пункт - образ Бога или богов.  Бог представляет собой высшую власть над другим миром.  Христианский бог абсолютно всесилен и бессмертен. Он обладает тремя ипостасями: Отца, Сына и Святого Духа.  Все они неслияемы и неразделимы.  Христианский Бог творит мир из ничего (креационизм). Он самовластно управляет этим миром. Но Бог наделил людей свободой выбора.

Откуда в мире столько зла?  Это дело рук человеческих,  одно из противоречий  христианской философии:  человек свободен и  предопределен .

Богу противостоит Дьявол.  Дьявол - не созидающее начало, но он может переманивать на свою сторону заблудившиеся силы.  Но Бог всегда сильнее.

Пространство  в религии удвоено:  пространство эмпирическое + запредельное: небо  и адские слои.  Время для христианства линейное. Имеет начало и конец.  История нециклична, линейна. Сотворение мира, грехопадение, пришествие Христа.

Бытие человека трагично.  Человек - сын Божий, Но Адам и Ева согрешили, и этот грех выбросил человека из райского сада на землю. Даже младенец грешен первородным грехом.

Христианство  изложено  двумя  основными заповедями:  возлюби

Бога всем сердцем  своим, возлюби ближнего как самого себя.

Особенно сильно подрывал мифологию новый общественный уклад. Возникает особая форма общения - доказательство,  искусство аргументировано убеждать, - которые привели к строгому систематическому мышлению, что вступило в противоречие с бездоказательной мифологией. 
 

"Без знаний нельзя стать философом, но одних знаний мало,  т.к. подлинный философ - практический, воспитывающийся учением и делом" - Кант. Любые цели, знания должны согласовываться с высшими целями человеческого разума.  Без этого  стержня достижения людей теряют смысл.

Кант считает, что эти три вопроса сведены  к четвертому, "Что есть человек?" Если существует наука,  действительно  нужная человеку, то это та,  их которой  можно научиться тому,  чтобы  быть человеком.

Высшая цель для Канта - человек,  как цель,  а не  средство. Пока человечество этого не добилось.

В центре внимания философии находится человек  с его природным и социальным миром. Что имеется ввиду?

1.Человечество не как объект в философии,  но  как субъект (творец, деятель).

2. Философия рассматривает человека не просто  как субъект, но человека в его отношении к миру.

Она должна определять то конкретное и уникальное место,  которое занимает человек в универсуме бытия. Без общей мировоззренческой  установки невозможна никакая  активно-творческая  деятельность человека.

3.Философия должна ответить на центральный вопрос, возникающий при рассмотрении отношения человека к миру, на основании вопроса философии о первичности объекта или субъективности бытия:

о формах  отражения  субъектом мира объектов;

о способах истинности  субъективного  образа  объективного мира.

4.Философия должна освободить человеческий ум от скрытых  в нем препятствий  к  адекватному восприятию мира,  т.е.  выполнить миссию методологического чистилища для ищущего себе верную дорогу опытного и вообще частнонаучного знания.

5.Философия должна обосновать свой предмет как универсальный стержень процесса познания вообще.

"К Вселенной  надо подходить  объективно",  т.е. так, как она существует  в действительности.

Человек в мире культуры. 

Культура —  это своеобразный «генотип» общественного  организма, определяющим его строение и развитие. Она представлена в продуктах материального и духовного труда, в социальных нормах и духовных ценностях, в отношениях человека к природе и между людьми.

Человеческий  мир огромен, пестр и разнообразен — политика, экономика, религия, наука, искусство и т. д. Все эти сферы человеческой деятельности переплетены и влияют друг на друга. Каждая сфера является отражением других. Можно, конечно, рассматривать человека по частям в рамках политической или иной сферы. Например, политическая культура будет включать в себя наилучшие способы политического выбора и действия, ценности и идеалы политического переустройства общества, оптимальные формы социальных взаимоотношений людей в ходе взаимосогласования их интересов и т. д.

В нравственной культуре фиксируется достигнутый  обществом уровень представления о добре, зле, чести, справедливости, долге и т. д. Эти представления, нормы регулируют поведение людей, характеризуют социальные явления. Усваивая нравственные воззрения и принципы, индивид превращает их в нравственные качества и убеждения.

Эстетическая  культура общества включает в себя эстетические ценности (прекрасное, возвышенное, трагическое и т. д.), способы их создания и потребления. Специфика эстетического восприятия заключается в том, что люди, их поступки, продукты деятельности, явления природы, воспринимаются, прежде всего, чувственно их внешней выразительности.

Культура не существует вне своего живого носителя - человека.

Индивид усваивает  ее через язык, воспитание, живое  общение. Картина мира, оценки, ценности, способы восприятия природы, времени, идеалы закладываются в сознание личности традицией и, незаметно для индивида, изменяются в процессе общественной практики. Биологически человеку дается только организм, обладающий лишь определенными задатками, потенциальными возможностями.

Особое место  в мире культуры занимает ее морально-этические  и эстетические аспекты. Мораль регулирует жизнь людей в самых различных  сферах — в быту, в семье, на работе, в науке, в политике и т. д. В  нравственных принципах и нормах откладывается все то, что имеет всеобщее значение, что составляет культуру межчеловеческих отношений. Есть универсальные, общечеловеческие представления о добре и зле, например, такие, как «не укради», «не убий», «не прелюбодействуй» другие, зафиксированные в Библии. Есть групповые, исторически ограниченные представления о том, «что такое хорошо» и «что такое плохо». В любом случае практика межчеловеческих связей осмысливается как добро, благородство, справедливость.

Сфера эстетического  отношения к действительности носит  всеобъемлющий характер. Красота, прекрасное, гармоничное, изящное — все эти ценности человек находит и в природе, и в обществе. Эстетическое восприятие, эстетическое переживание, эстетический вкус присущи каждому человеку. Конечно, степень развитости, совершенства эстетической культуры у разных людей различна. Исторически изменчивы и идеалы красоты. Тем не менее, в обществе существуют определенные нормы эстетической, моральной, политической, религиозной, познавательной, духовной культуры. Эти нормы — невидимый каркас, скрепляющий общественный - организм в единое целое.

Культурные нормы  есть определенные образцы, правила поведения или действия. Они складываются, утверждаются уже в обыденном сознании общества. На этом уровне в возникновении культурных норм играют большую роль традиционные и далее подсознательные моменты. Обычаи и способы восприятия складывались тысячелетиями и передавались из поколения в поколение. В переработанном виде культурные нормы воплощены в идеологии, этических учениях, религиозных концепциях.

Таким образом, культура содержит в себе как устойчивые, так и изменчивые моменты. Устойчивость, «инерционность» в культуре — это традиция: элементы культурного наследия — идеи, ценности, обычаи, обряды, способы мировосприятия и т. д. - сохраняются и передаются от поколения к поколению. Традиции существуют во всех формах духовной культуры. 
 
 

Вывод.

Философия есть особая форма культуры, существующая наряду с религией, моралью, правом, искусством и наукой и выполняющая специфические для нее социальные функции.

Философия как  одно из явлений культуры уникальна, потому что она многогранная. Ее интересы в принципе обращены ко всему  многообразию общественно-исторического  опыта, и чем богаче философская  концепция, тем обширнее поле культуры является в ней предметом мировоззренческого осмысления.

С исторической точки зрения, философия - не первичная, простейшая форма сознания. К моменту  ее возникновения человечество прошло большой путь, накопило различные  навыки действий, сопутствующие им знания и другой опыт. Появление  философии - это рождение особого, вторичного типа общественного сознания, направленного  на осмысление уже сложившихся форм практики, культуры. Не случайно способ мышления, воплощенный в философии  и обращенный ко всему полю культуры, называют критически-рефлексивным. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Философия и ее роль в культуре