Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 11:07, реферат
Цель — превратить нашу Землю в общечеловеческий дом, где каждому найдется достойное место под солнцем, где судьба каждого станет болью и заботой общества,— давно перешла в разряд утопий и фантазий. Неопределенность и альтернативность исторического развития человечества поставила его перед выбором, принудив оглядеться и задуматься над тем, что же происходит в мире и с людьми.
Введение.
Философия и ее предмет.
Функции философии.
Заключение.
Библиографический список.
Информация, получаемая при постижении проблем, концентрируется в философских понятиях (категориях), законах и принципах.
Многообразие содержания философского знания и тесная зависимость этого содержания от человеческих потребностей и интересов обусловливает и широкую полифункциональность философии.
Часто за основание делений функций принимают теоретическую и методологическую стороны философии, и тогда у философии выделяют мировоззренческие и общеметодологические функции. В этом случае философии оказываются присущи следующие подфункции (или функции): в мировоззренческих — гуманистическая, социально-аксиологическая, культурно-воспитательная и объяснительная (отражательно-обобщающая). Общеметодологические функции, в свою очередь, делятся на конструктивно-эвристическую, координирующую, синтезирующую и логико-методологическую функции.
Мировоззренческая функция, которая в отличие от всех других видов и уровней мировоззрения связана с абстрактно-теоретическим, понятийным объяснением мира. Следует отметить двойственный характер самих философских концепций, который выражается в их тяготении или к научному знанию, объективной истине, или к псевдонауке.
Это также методологическая функция, которая заключается в том, что философия высыпает как общее учение о методе и как совокупность наиболее общих методов познания и освоения действительности человеком.
Следует выделить и прогностическую функцию философии, формулировку в ее рамках гипотез об общих тенденциях развития материи и сознания, человека и мира. При этом степень вероятности прогноза, естественно, будет тем выше, чем больше философия опирается на науку.
Нельзя не упомянуть и такую функцию философии, как школы теоретического мышления и мудрости. Особенно это касается изучения истории философии.
Критическая функция философии распространяется не только на другие дисциплины, но и на саму философию. Принцип «подвергай все сомнению», со времен античности проповедуемый многими философами, свидетельствует о важности критического подхода и наличии определенной доли скепсиса по отношению к существующему знанию и социокультурным ценностям. Он играет антидогматическую роль в их развитии. При этом необходимо подчеркнуть, что положительное значение имеет лишь основывающаяся на диалектическом отрицании конструктивная критика, а не абстрактный нигилизм.
С критической функцией философии тесно
связана и ее аксиологическая функция
(от греческого — ценный). Любая философская
система содержит в себе момент оценки
исследуемого объекта с точки зрения самых
различных ценностей: социальных, нравственных,
эстетических, идеологических и т.п. Особенно
остро эта функция проявляется в переходные
периоды общественного развития, когда
возникает проблема выбора пути движения
и встает вопрос, что следует отбросить,
а что сохранить из старых ценностей.
Социальная функция философии является довольно многоплановой по своему содержанию и охватывает различные аспекты общественной жизни. Но в общем плане философия призвана выполнить двуединую задачу — объяснять социальное бытие и способствовать его материальному и духовному изменению. При этом следует помнить, что в общественной жизни социальные изменения, эксперименты и реформы имеют особую ценность и значение. Поэтому прежде чем пытаться изменить социальный мир, нужно предварительно его хорошо объяснить. Именно философии принадлежит прерогатива в разработке всеобъемлющих концепций интеграции и консолидации человеческого общества. Ее задача — помочь осознать и сформулировать коллективные цели и направить усилия на организацию коллективных действий по их достижению. При этом степень жизненности философской концепции определяется тем, насколько каждый индивид может ее понять и принять. Следовательно, несмотря на свой всеобъемлющий характер, философия должна быть адресована каждому человеку.
С социальной функцией тесно связана функция философии, которую мы назвали бы гуманитарной. Речь идет о том, что философия должна играть адаптационную и жизнеутверждающую роль для каждого индивида, способствовать формированию гуманистических ценностей и идеалов, утверждению позитивного смысла и цели жизни. Она, таким образом, призвана осуществлять функцию интеллектуальной терапии, которая особенно важна в периоды нестабильного состояния общества, когда прежние кумиры и идеалы исчезают, а новые не успевают сформироваться или завоевать авторитет; когда человеческое существование находится в «пограничной ситуации», на грани бытия и небытия, и каждый должен делать свой нелегкий выбор.
Думается, что именно сегодня эта функция
особенно актуальна, и мы должны быть признательны
В. Франклу, создавшему логотерапию —
теорию, которая смогла помочь миллионам
людей. Ее задача состоит в том, чтобы «справляться
с теми страданиями, которые вызваны философскими
проблемами, поставленными перед человеком
жизнью». Название теории образовано по
аналогии с психотерапией. Однако ученый
ставит логотерапию гораздо выше по своему
значению, ибо человек, по его мнению, —
это больше чем психика, это дух, который
и призвана лечить философия.
Можно выделять познавательные и идеологические
ее функции, которые затем, в зависимости
от уровня понятий «субъекта» и «объекта»,
будут подразделяться на множество подфункций.
4. Заключение
Термин «философия» происходит от греческих слов и означает любовь к мудрости.
Объект философии составляет всю реальность, попадающую в поле внимания. Сам же предмет представляет те стороны, свойства реальности, которые выявляются в связи со специфическими целями изучения. Для философии специфическим объектом изучения является отношение человек—мир, причем это отношение исследуется в наиболее общем плане, прежде всего для того, чтобы человек мог получить какие-либо устойчивые жизненные ориентиры, обрести смысл своего бытия.
Философию отличает разнообразие подходов и пониманий к своему собственному предмету и свидетельствует о ее плюралистическом (множественном) характере. Несводимость его к какой-либо одной, пусть даже очень авторитетной философской парадигме.
Можно вычленить моменты, свойственные философскому знанию
Исследование наиболее общих вопросов бытия.
Анализ наиболее общих вопросов познания.
Изучение наиболее общих вопросов функционирования и развития общества.
Исследование наиболее общих и существенных вопросов человека.
Многообразие содержания философского
знания и тесная зависимость этого содержания
от человеческих потребностей и интересов
обусловливает и широкую полифункциональность
философии. Можно выделить основные функции
философии мировоззренческая, методологическая,
прогностическая, критическая, аксиологическая,
социальная, гуманитарная познавательная,
идеологическая.
1.Зотова А.Ф. Философия: Учебник / Под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина.— 2-е изд., перераб. и доп.— М.: Академический Проект; Трикста, 2004.— 688 с.
2.Клименко О.Р. Философия: Учебник для высших учебных заведений.-Ростов н/Д.: «Феникс», 1995. - 576 с.
3.Лавриненко В.Н. Философия: учебник для вузов/ Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. – М.: Юнити, 2000. – 584с.