Философия и ее предмет

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 11:07, реферат

Описание работы

Цель — превратить нашу Землю в общечеловеческий дом, где каждому найдется достойное место под солнцем, где судьба каждого станет болью и заботой общества,— давно перешла в разряд утопий и фантазий. Неопределенность и альтернативность исторического развития человечества поставила его перед выбором, принудив оглядеться и задуматься над тем, что же происходит в мире и с людьми.

Содержание

Введение.
Философия и ее предмет.
Функции философии.
Заключение.
Библиографический список.

Работа содержит 1 файл

философия и ее предмет.docx

— 40.49 Кб (Скачать)

План

  1. Введение.
  2. Философия и ее предмет.
  3. Функции философии.
  4. Заключение.
  5. Библиографический список.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. Введение 
 

    Мы живем в новой эпохе: XX век уходит с исторической арены, демонстрируя возрастание динамики социальной жизни, потрясая наше воображение глубинными переменами во всех структурах политики, экономики, культуры. Человечество потеряло веру в возможность обустройства планеты, предполагающего устранение нищеты, голода, преступности. Цель — превратить нашу Землю в общечеловеческий дом, где каждому найдется достойное место под солнцем, где судьба каждого станет болью и заботой общества,— давно перешла в разряд утопий и фантазий. Неопределенность и альтернативность исторического развития человечества поставила его перед выбором, принудив оглядеться и задуматься над тем, что же происходит в мире и с людьми.

    В этой ситуации проблемы мировоззренческой ориентации человека, осознание им своего места и роли в обществе, цели и смысла социальной и личной активности, ответственности за свои поступки и выбор форм и направлений своей деятельности становятся главными.

   В становлении и формировании мировоззренческой культуры человека всегда играла особую роль, связанную с ее многовековым опытом критически-рефлексивного размышления над глубинными ценностями и жизненными ориентациями. Философы во все времена и эпохи брали на себя функцию прояснения проблем бытия человека, каждый раз, заново ставя вопрос о том, что такое человек, как ему следует жить, на что ориентироваться, как вести себя в периоды кризисов культуры. 
 
 
 
 
 
 
 

2. Философия  и ее предмет. 

  Термин «философия» происходит от греческих слов и означает любовь к мудрости. Однако это еще не раскрывает существа дела, потому что одного любомудрия явно недостаточно, чтобы быть философом. Любовь к мудрости еще не делает человека ее обладателем и творцом, хотя и является важным условием, чтобы стать философом.

   Первым, кто попытался объяснить слово «философ», был древнегреческий ученый и мыслитель Пифагор (вт. пол. VI в. — нач. V в. до н. э.). согласно Пифагору, смысл философии — в поиске истины. Разделял этот взгляд и древнегреческий философ Гераклит (ок. 520 — ок. 460 до н.э.).

   Но совсем другого мнения придерживались софисты (греч. sophistes — мастер, художник). Главная задача философа, считали они, — научить своих учеников мудрости. Мудрость они отождествляли не с достижением истины, а с умением доказывать то, что каждый сам считает правильным и выгодным. Для этого признавались приемлемыми любые средства, даже различные уловки и ухищрения. Поэтому рассуждения софистов часто строились на ложных доводах и посылках, на подмене понятий. Лукавое мудрствование софистов проявляется здесь достаточно очевидно.

   Знаменитый древнегреческий мыслитель Платон (428/427— 347 до н. э.) полагал, что задача философии заключается в познании вечных и абсолютных истин, что под силу лишь философам, которые от рождения наделены соответствующей мудрой душой. Философами поэтому не становятся, а рождаются.

   По мнению Аристотеля (384—322 до н.э.), задача философии — постижение всеобщего в самом мире, а ее предметом являются первые начала и причины бытия. При этом философия — единственная наука, которая существует ради самой себя и представляет «знание и понимание ради самого знания и понимания».

   Следует отметить, что понимание предмета философии связано и с социально-историческими условиями. Так, например, разложение античного общества, безусловно, повлияло на появление концепций, согласно которым философия призвана освободить человека от страха перед будущим и страданий и способствовать достижению счастья и душевного здоровья. Наиболее ярким представителем такого взгляда был древнегреческий мыслитель Эпикур (341—270 до н.э.). Следующее его высказывание показывает, как философия позволяет преодолеть страх перед смертью: Стало быть самое ужасное из зол, смерть, не имеет к нам никакого отношения; когда мы есть, то смерти еще нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет. Таким образом, смерть не существует ни для живых, ни для мертвых, так как для одних она сама не существует, а другие для нее сами не существуют».

Главные вопросы бытия сформулировал  И. Кант:

1. Что  я могу знать?

2. Что  я должен знать?

3. На  что я смею надеяться?

4. Что  такое человек?

Философия – составляющая культуры, форма  ее максимально полного выражения  и осмысления. Проблемы человечества получают в философии завершающее  истолкование, это – наивысший  уровень самоосмысления человечества, самопознания материи.

Философия обладает самостоятельностью, имеет  структуру.

Три первых вопроса бытия (по И. Канту) рассматриваются  философией, ориентированной на:

1) науку,  где главная идея – истина;

2) мораль, где идея – добро, и религию  – веру в Бога;

3) всё  сводится к четвертому – пониманию  человека (и общества) как целостно  развивающейся самодостаточной ценности.

После И. Канта философия обратилась и  к чувственным, эмоциональным, эстетическим потенциям человека, сформировав  новые направления.

В мировой  философии наблюдаются две тенденции: сближение с наукой и с искусством. 

Научная ориентация (Г. В. Ф. Гегель, Э. Гуссерль)

Наука – систематическое, доказательное  и проверяемое знание.

Эти идеалы первоначально выработаны в философии (любовь к мудрости – любовь к  науке).

Науки зародились и развивались как  части философии. Сейчас философия  и науки развиваются параллельно.

Современное философское знание обосновывается, доказывается, систематизируется, проверяется  и опровергается фактами других наук.

Философия имеет две важнейшие функции  – мировоззренческую и методологическую.

Философия – наука о наиболее общих законах  природы, общества и мышления. Это  – мировоззрение, оно интерпретируется на основе данных науки, искусства, практики. Методология – учение об эффективных  способах достижения целей.

В философии  речь идет о фундаментальных методах (принципах действия) (например, исторический метод). Философская методология  находит продолжение в методологии  разных сфер практики.

Чувственно-эстетическая ориентация философии прослеживается в работах С. Кьеркегора, А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, Ф. Шеллинга, М. Хайдеггера, экзистенциалистов, постмодернистов.

В философии  интеллектуальное дополняется эстетическим созерцанием и творчеством, стремлением к возвышенному. В основании философии – мироощущение, но состоит она не из художественных образов, а из философем; это наука, а не искусство. Несмотря на самостоятельность, они дополняют друг друга.

Это выявляет гуманистическую функцию – внимание к человеку.

Человек имеет моральные намерения к  практическим действиям, из чего вытекает практическая ориентация философии.

Этика и мораль – представления о  добре и зле. Практика – процесс  достижения целей. Философия – стремление к истине, совершенству (прекрасному), к идеалам добра. Философия выявляет и вырабатывает смысл человеческих поступков, формирует стратегические цели, одновременно являясь практикой.

    В любой теории, как известно, различается предмет и объект. Объект составляет всю реальность, попадающую в поле внимания. Сам же предмет представляет те стороны, свойства реальности, которые выявляются в связи со специфическими целями изучения. Для философии специфическим объектом изучения является отношение человек—мир, причем это отношение исследуется в наиболее общем плане, прежде всего для того, чтобы человек мог получить какие-либо устойчивые жизненные ориентиры, обрести смысл своего бытия.

   Отмеченная задача решается не только философией, но и другими формами мировоззрения — мифологией, религией, художественным и стереотипным мышлением. Всякое мировоззрение пытается преодолеть пропасть между человеком, его сознанием, способным к анализу и целеполаганию, к оценке вероятных перспектив собственного бытия в мире (в объективной реальности), и самим миром, который всегда остается до конца неизвестным, который (если исключить искусственную среду обитания) не создан самим человеком. Но в отличие от религии и мифологии, философия пытается не просто утвердить какую-то приемлемую для человека картину мира, но построить знание о всеобщем и бесконечном по принципу логической последовательности естественнонаучного знания.

   Следует отметить, что понимание предмета философии связано и с социально-историческими условиями. Так, например, разложение античного общества, безусловно, повлияло на появление концепций, согласно которым философия призвана освободить человека от страха перед будущим и страданий и способствовать достижению счастья и душевного здоровья. Наиболее ярким представителем такого взгляда был древнегреческий мыслитель Эпикур (341—270 до н.э.). Следующее его высказывание показывает, как философия позволяет преодолеть страх перед смертью: Стало быть самое ужасное из зол, смерть, не имеет к нам никакого отношения; когда мы есть, то смерти еще нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет. Таким образом, смерть не существует ни для живых, ни для мертвых, так как для одних она сама не существует, а другие для нее сами не существуют».

    Одни мыслители видели суть философии в отыскании истины, другие — в том, чтобы ее утаить, исказить, приспособить к соответственным интересам; одни устремляют свой взор к небу, другие — на землю; одни обращаются к богу, другие — к человеку; одни утверждают, что философия самодостаточна, другие говорят, что она должна служить обществу и человеку и т.д. Все это доказывает, что философию отличает разнообразие подходов и пониманий к своему собственному предмету и свидетельствует о ее плюралистическом (множественном) характере.

    Особенно отчетливо это проявилось во второй половине XIX— XX вв., когда возникает множество самых различных по своему характеру философских школ и направлений, предметом исследования которых стали многообразные стороны бытия, познания, (человека и человеческого существования. В это время со всей очевидностью подтверждается плюралистический и антидогматический характер философского знания, несводимость его к какой-либо одной, пусть даже очень авторитетной философской парадигме.

   Однако сказанное вовсе не означает, что различным философским концепциям не присуще нечто общее. Можно вычленить существенные моменты, свойственные философскому знанию вообще.

   Исследование наиболее общих вопросов бытия. При этом сама проблема бытия понимается в универсальном смысле. Бытие и небытие; бытие материальное и идеальное; бытие природы, общества и человека. Философское учение о бытие получило название онтологии (от греч. учение).

   Анализ наиболее общих вопросов познания. Познаваем или не познаваем мир; каковы возможности, методы и цели познания; в чем заключается сущность самого познания и что есть истина; каков субъект и объект познания и т.д. Философское учение о познании получило название гносеологии (от греч.— учение).

   Изучение наиболее общих вопросов функционирования и развития общества. Формально эта проблема, конечно, находит свое место в учении о бытие. Но поскольку именно общество оказывает основное влияние на развитие личности, формирует социальные качества человека, постольку эту проблему следует выделить в отдельный раздел. Раздел философии, изучающий общественную жизнь, называется социальной философией. 

Исследование  наиболее общих и существенных вопросов человека.

   Этот раздел также представляется одним из важнейших для философии, поскольку именно человек является исходным и конечным пунктом философствования. Творит и действует не абстрактный дух, а человек. Философия человека называется философской антропологией.

Информация о работе Философия и ее предмет