Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 09:15, контрольная работа
Философия, если восстановить исходную этимологию этого слова, есть «любовь к софии», что часто и весьма приблизительно переводится как «любовь к мудрости». В действительности древнегреческое понятие «софия» значительно более емкое и сложное, чем просто «мудрость».
Споры о самом главном
в человеке вовсе не мешают философам
плодотворно обсуждать
Видимо, человека нельзя определить однозначно и окончательно, он слишком многогранен, разносторонен в своих мыслях, делах и свершениях и ни одно определение не подходит, ни одним определением не охватывается. Определить его можно только отрицательно, т.е. через такие качества, которые несут в себе отрицание: несводимость, непредопределенность, незаменимость, неповторимость, невыразимость. Эти пять «не» свидетельствуют не об ограничении или ущербности человеческой природы, а об ее исключительном характере, особом месте человека среди других предметов или явлений окружающего мира.
Несводимость. Человек не сводим к своему биологическому виду: вырастет среди волков – станет волком, среди обезьян – обезьяной. Но в отличие от животного он не привязан, ни к климату, ни к пище – может жить почти в любом климате. В любых географических условиях, приспосабливается к любой пище.
Можно говорить об абсолютной несводимости человека. Он никогда не совпадает ни с одной своей телесной или психологической особенностью, ни с профессией, ни с работой, ни с делом. Ни в одной вещи, которую он создает, он не выражает себя полностью, он всегда выше, значительнее любого своего дела и свершения. Если он отождествил себя со своей профессией, он уже не человек в полном смысле слова. Его уже можно назвать человек – токарь, человек – банкир, человек – депутат. В романе Хаксли «Прекрасный новый мир» описывается, как в будущем людей будут выращивать в лаборатории, в пробирках, заранее программируя их особенности, их будущую породу. Может быть, будущая наука и достигнет такого уровня, когда она сможет выводить определенную породу из человеческого материала, но это будут не люди, а человекообразные роботы.
Можно парадоксально сказать, что сущностью человека является ничто. Он ничто в сравнении со всеми другими видами жизни, окостеневшими в строгих и неизменных формах. Ни крокодил, ни обезьяна не могут быть другими – они уже сотни тысяч лет не меняются, застыли в данной им природной форме и всегда делают одно и то же. Человек всегда меняется, всегда преодолевает свое сегодняшнее состояние. Он ничто, которое не есть что-то (законченное и ограниченное), а есть условие всякого что-то, которое позволяет ему быть кем угодно, не совпадая ни с одной воплотившейся формой. Его ничто – признак его универсальности, возможность свободы.
Непредопределенность. Человек
никогда не бывает абсолютно свободным,
он постоянно зависит от тысячи факторов,
обуславливающих его поведение,
отношение к окружающим. Он зависит
от наследственности, от климата, от культуры,
государственного строя, зарплаты, семьи
и т.д. Пересечение этих зависимостей
создает такой водоворот
Мы зависим от многих вещей внешне, но мы не должны, ни от чего зависеть внутренне. Множество причин влияет на меня, но если я живу, потому что решил так жить, то главная причина моей жизни – я, а не внешние обстоятельства.
В философии существуют понятия «собранный человек», собранный не в психологическом плане, а в философском плане. Собранный человек не имеет «хвостов», это человек мудрый в житейском смысле. Обычно у человека очень много выставленных наружу «хвостов»: богатство – это хвост, ибо у богатого все мысли только о том, как сохранить, или приумножить богатство; высокий пост – это хвост, ибо, чем выше пост – тем дольше падать вниз, тем больше вокруг зависти, или ненависти; глупость – это хвост, ибо всегда можно попасть впросак, что то, сделав и при этом, не подумав о последствиях. Но у человека мудрого таких хвостов нет. Что бы ни случилось в мире – государственный переворот, финансовый кризис, другие социальные катаклизмы, - это его серьезно не коснется, он может даже не заметить этих потрясений.
Незаменимость и неповторимость. Незаменимость человека выражается, прежде всего, в том, что он должен найти свое дело, ради которого он пришел в мир. У каждого человека есть такое дело, которое, кроме него никто не сделает. А если и он не сделает, то во Вселенной так и будет пустое место, дыра, не заполненная ничьим трудом, ничьим усилием. Это дело может быть любым – от открытия новых физических законов до вбивания гвоздя. Вбивать гвоздь, писал американский философ XIX в. Торо, надо так прочно, чтобы, проснувшись даже среди ночи, можно было подумать о своей работе с удовольствием, чтобы не стыдно было за работой взывать к Музе. Тогда и только тогда Бог тебе поможет. Каждый вбитый гвоздь должен быть заклепкой в машине Вселенной, и в этом должна быть и твоя доля.
Проблема в том, чтобы найти такое дело, такое место, встав на которое, можно заменять свою уникальную, неповторимую позицию. Если человек не пытается найти свое место, значит, он занимает чужое, повторяет уже известные мысли и делает дела, которые могут делать многие. Такой человек не отвечает своему человеческому назначению, заключающемуся в том, чтобы оставить свой след на Земле, свою заклепку в машине Вселенной.
Ведь все мысли, все
идеи и все дела когда-то кто-то впервые
высказал, впервые сделал. И эти,
впервые сделавшие или
Ницше считал, что христианство – это сказки, выдумки, ерунда, в той мере, в какой это не вырастет из души каждого. Вера в Христа не имеет никого значения, если ты не породил заново образ Христа в своем сердце. Вся цивилизация построена на песке, поскольку не порождена, не воссоздается оригинальными и неповторимыми усилиями каждого человека. Все это, по Ницше, рухнет, ибо ни на чем не основано, т.е. не порождено каждым внутри себя. А устойчиво только то, что порождено каждым. Или порождено заново. Следовательно, незаменимость – фундаментальное качество человеческого существования, но котором и благодаря которому держится весь мир, создаваемый человеком.
Точно также и неповторимость
является фундаментальной
Никто не написал бы за Шекспира его трагедий и сонетов, никто вместо Пушкина не создал бы «Евгения Онегина» или «Бориса Годунова». Но точно также любой человек, хотя он и не сделал ничего великого в культуре или политике, тем не менее, может сказать о своей жизни: «Я чувствовал и переживал так, как никто еще не переживал и не чувствовал, и мои переживания, мое понимание мира так же дополняют Вселенную, как переживания Шекспира или Пушкина, без них мир был бы беднее, был бы незавершенным». И он будет прав, потому что каждый, если он живой человек, а не запрограммированный робот, по своему любит, по своему чувствует, по своему переживает и надеется.
Любая жизнь достойна, пусть внешне она незаменима и неинтересна, если человек проживает ее как свою жизнь, никого не копирует, ничему не подражает, а просто живет самобытно.
Невыразимость. Объяснить
нечто можно лишь через другое:
свет через длину волны, звук через
частоту колебаний. Но как объяснить,
что такое человек? Поскольку
он не сводим ни к чему – ни к вещам,
ни к теориям, ни к идеям, ни к неровным
или физическим процессам, то объяснить,
выразить его через другое невозможно.
Человека нельзя изучить объективно,
как некий внешний предмет. Изучить,
познать что – либо объективно
можно, лишь развернув его в пространстве,
вывернув наизнанку. Понятно, что с
человеком этого сделать
Существуют всевозможные тесты, с помощью которых пытаются определить характер и склонности человека, и кажется, что так можно что-нибудь узнать о нем. Но это достижимо только при условии, что он будет отвечать на вопросы честно и искренне.
Человека можно познать и описать лишь косвенно, прежде всего по продуктам его творчества.
О человеке очень много известно благодаря науке, философии, искусству, но он все равно продолжает оставаться непостижимой тайной. Не загадкой, которую мы, в конце концов, разгадаем, а «явственной тайной», по выражению Гете. Известно, как на биохимическом уровне зарождается жизнь, как устроена клетка, как связаны белок и нуклеиновые кислоты, но зарождение жизни, появление нового человека – всегда непостижимое чудо. Оно не сводится ни к белку, ни к нуклеиновым кислотам.
Любая самая точная и самая тонкая теория, изучающая человека как вещь, как организм, как функцию, так же соответствует его сущности, как, по словам Гете, хорошо сколоченный кресс соответствует живому телу, на нем распинаемому.
Познание самих себя, разгадывание этой тайны и составляет основное содержание человеческой истории и культуры. Но если мы эту тайну откроем, то наша история закончится. Не будет больше смысла продолжать ее.
Список используемой литературы и источников
Информация о работе Философия и ее место в культуре и роль в жизни человека