Философия и ее место в культуре и роль в жизни человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 09:15, контрольная работа

Описание работы

Философия, если восстановить исходную этимологию этого слова, есть «любовь к софии», что часто и весьма приблизительно переводится как «любовь к мудрости». В действительности древнегреческое понятие «софия» значительно более емкое и сложное, чем просто «мудрость».

Работа содержит 1 файл

Философия и ее место в культуре и роль в жизни человека.docx

— 35.56 Кб (Скачать)

 

  1. Философия и ее место в культуре и роль в жизни человека

 

Философия, если восстановить исходную этимологию этого слова, есть «любовь к софии», что часто и весьма приблизительно переводится как «любовь к мудрости». В действительности древнегреческое понятие «софия» значительно более емкое и сложное, чем просто «мудрость».

Философия когда-то могла  иметь и имела статус особой науки. Особой формы познания, как, например, в античности, когда она была, по существу, тождественна всей культуре того времени. Но к XX веку, веку не бывалой ранее дифференциации знания, когда каждый вопрос отошел к своей отдельной науки - к логике ли, к языкознанию ли, к физике ли, у философии уже не осталось «своей земли». Она потеряла свою былую магическую силу.

Это, конечно, крайне заостренная  позиция, которой противопоставляется  другая крайность, т.е. позиция, согласно которой философия не только не «окончилась», но, наоборот, почти также, как в античности, приобрела синтетическую функцию. Этим и обусловлена актуальность работы.

Философия впервые в истории  осознала свое истинное место царицы наук, заменив столь долго царствующую  религию. Впервые она приблизилась к общественной жизни настолько, что стала влиять на нее не только косвенно, но и прямым путем.

И впервые же философия  получила право на оценку и даже решение конфликтных проблем  не только общественно-политической, но и экономической и даже научно-академической  жизни.

Философия выполняет ряд  познавательных функций, родственных  функциям науки.

Предметом философии называют круг вопросов, которые она изучает.

Что именно является предметом философии, зависит от эпохи и интеллектуальной позиции мыслителя. Споры, что такое  предмет философии продолжаются. По словам Виндельбанда: «Только уяснив историю понятия философия, можно определить, что в будущем сможет притязать в большей или меньшей степени к ней».

Свои варианты ответа на вопрос о  предмете философии предлагали разные школы. Один из наиболее значимых вариантов  принадлежит Иммануилу Канту. В марксизме-ленинизме также предлагалась своя формулировка «основного вопроса философии».

Марксизм-ленинизм относил к числу  важнейших вопросов два:

  • «Что первично: дух или материя?» Этот вопрос считался одним из главнейших вопросов философии, поскольку, утверждалось, что с самого начала развития философии произошло деление на идеализм и материализм, то есть суждение о главенстве духовного мира над материальным, и материального над духовным соответственно.
  • Вопрос о познаваемости мира, который был в нём главным вопросом эпистемологии.

Одним из фундаментальных вопросов философии является непосредственно  вопрос: «Что такое философия?» Каждая философская система имеет стержневой, главный вопрос, раскрытие которого составляет её основное содержание и сущность.

Философия отвечает на вопросы

  • «Кто такой человек и зачем он пришел в этот мир?»
  • «Что делает тот или иной поступок правильным или неправильным?»

Философия пытается ответить на вопросы, на которые пока не существует способа  получения ответа, типа «Для чего?» (напр., «Для чего существует человек?». В то же время наука пытается ответить на вопросы, на которые существуют инструменты получения ответа, типа «Как?», «Каким образом?», «Почему?», «Что?» (напр., «Как появился человек?», «Почему человек не может дышать азотом?», "Каким образом возникла Земля? «Как направлена эволюция?», «Что будет с человеком (в конкретных условиях)?»).

Соответственно этому происходило  деление предмета философии, философского знания на основные разделы: онтологию (учение о бытии), эпистемологию (учение о познании), антропологию (учение о  человеке), социальную философию (учение об обществе) и др.

Важность вопроса «материя и сознание, что первичней?» заключается в том, что от его достоверного разрешения зависит построение целостного знания об окружающем мире и месте человека в нем, а это и является главной задачей философии.

Материя и сознание (дух) - две неразрывные и в то же время противоположные характеристики бытия. В связи этим существуют две стороны основного вопроса философии - онтологическая и гносеологическая.

Онтологическая (бытийная) сторона основного вопроса философии заключается в постановке и решении проблемы: что первично - материя или сознание?

Суть гносеологической (познавательной) стороны основного вопроса: познаваем или непознаваем ли мир, что первично в процессе познания?

В зависимости от онтологической и  гносеологической сторон в философии  выделяются основные направления - соответственно материализм и идеализм, а также эмпиризм и рационализм.

При рассмотрении онтологической (бытийной) стороны основного вопроса философии  можно выделить такие направления, как:

• объективный идеализм;

• субъективный идеализм;

• материализм;

• вульгарный материализм;

• дуализм;

• деизм;

гносеологической (познавательной) стороны:

• гностицизм;

• агностицизм;

• эмпиризм (сенсуализм);

• рационализм.

2. Онтологическую сторону основного вопроса философии представляют:

• материализм;

• идеализм;

• дуализм.

Материализм (так называемая «линия Демокрита») - направление в философии, сторонники которого считали, что в отношениях материи и сознания первичной является материя.

Следовательно:

• материя реально существует;

• материя существует независимо от сознания (то есть существует независимо от мыслящих существ и от того, мыслит о ней кто-либо или нет);

• материя является самостоятельной субстанцией - не нуждается в своем существовании ни в чем, кроме самой себя;

• материя существует и развивается  по своим внутренним законам;

• сознание (дух) есть свойство (модус) высокоорганизованной материи отражать саму себя (материю);

• сознание не является самостоятельной  субстанцией, существующей наряду с  материей;

• сознание определяется материей (бытием).

К материалистическому направлению  принадлежали такие философы, как  Демокрит; философы Милетской школы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен); Эпикур; Бэкон; Локк; Спиноза; Дидро и иные французские материалисты; Герцен; Чернышевский; Маркс; Энгельс; Ленин.

Достоинство материализма — опора  на науку,. в особенности на точные и естественные (физику, математику, химию и т. д.), логическая доказуемость многих положений материалистов.

Слабая сторона материализма - недостаточное объяснение сущности сознания, наличие явлений окружающего мира, необъяснимых с точки зрения материалистов.

Основного вопроса философии (что первично - материя или сознание) в действительности не существует, так как материя и сознание взаимодополняют друг друга и существуют всегда. Деизм - направление в философии, сторонники которого (преимущественно французские просветители XVIII в.) признавали наличие Бога, который, по их мнению, единожды сотворив мир, уже не участвует в его дальнейшем развитии и не влияет на жизнь и поступки людей (то есть признавали Бога, практически не имеющего никаких «полномочий», который должен лишь служить нравственным символом). Деисты также считали материю одухотворенной и не противопоставляли материю и дух (сознание).

 

 

 

 

 

Вопрос 2. Биологическое и социальное в человеке

 

Человек - существо, воплощающее высшую ступень развития жизни, субъект общественно-исторической деятельности. Человек наделен сознанием, речью, способностью трудиться, создавать ценности. В античное время человека определяли как гражданина, носителя духа. Христианство видело и видит в человеке душу и тело, их противостояние. Добродетели человека - это вера, совесть, смирение. В эпоху Возрождения подчеркивали гармонию души и тела, творческие возможности человека, ставили его в центр Вселенной. В новое время утверждается, что душа равна сознанию, а тело подчинено законам природы. Позже человек понимается как деятельное самосознание, особо выделяются чувства, воля, игра жизненных сил, интуиция, переживание страха конечности существования. На новых ступенях развития человека, его психики, человеческого общества, у него появляются и новые свойства, которые на предыдущих этапах выступали как тенденции. Их появление свидетельствует о развитии человека в целом.

В структуре природы человека можно обнаружить две составляющие её части: природа биологическая и природа социальная.

Биологическая природа человека сформировалась на протяжении длительного, в 2,5 миллиарда  лет, эволюционного развития от сине-зеленых  водорослей до Homo Sapiens. В 1924 году английский профессор Лики обнаружил в Эфиопии остатки австралопитека, который жил 3,3 миллиона лет тому назад. От этого далёкого предка происходят современные гоминиды: человекообразные обезьяны и люди.

За показателями биологического приспособления к природе человек значительно  уступает подавляющему большинству  представителей животного мира. Если человека возвратить в животный мир, - он потерпит катастрофическое поражение  в конкурентной борьбе за существование  и сможет проживать только в узкой  географической полосе своего возникновения - в тропиках, по обе стороны близко к экватору. У человека нет тёплой шерсти, у него слабые зубы, вместо когтей - слабые ногти, неустойчивая вертикальная походка на двух ногах, предрасположенность ко многим заболеваниям, деградированная иммунная система...

Превосходство над животными биологически обеспечивается человеку только наличием у него коры головного мозга, чего ни у одного животного нет. Кора головного  мозга состоит из 14 миллиардов нейронов, функционирование которых служит материальной основой духовной жизни человека - его сознания, способностей к труду  и к жизни в обществе. Кора головного  мозга с избытком обеспечивает простор  для бесконечного духовного роста  и развития человека и общества. Достаточно сказать, что на сегодня  за всю свою долгую жизнь человека в лучшем случае включается в работу только 1 миллиард - всего 7% – нейронов, а остальные 13 миллиардов – 93 % - остаются неиспользованным «серым веществом».

Биологическая природа - это та единственная реальная основа, на которой рождается  и существует человек. Каждый отдельный  индивид, каждый человек существует с того времени и до тех пор, пока существует и живёт его биологическая  природа. Но со всей своей биологической  природой человек принадлежит животному  миру. И рождается человек только как животный вид Homo Sapiens; рождается не человеком, а только кандидатом на человека. Новорождённому биологическому существу Homo Sapiens ещё только предстоит стать человеком в полном смысле этого слова.

Описание социальной природы человека начнём с определения общества. Общество - это объединение людей для  совместного производства, распределения  и потребления материальных и  духовных благ; для воспроизводства  рода своего и своего образа жизни. Такое объединение осуществляется, как и в животном мире, для поддержания (в интересах) индивидуального существования  особи и для воспроизводства  Homo Sapiens как биологического вида. Но в отличие от животных поведение человека - как существа, которому присуще сознание и способность к труду - в коллективе себе подобных управляется не инстинктами, а общественным мнением. В процессе усвоения элементов общественной жизни кандидат на человека превращается в настоящего человека. Процесс приобретения новорожденным элементов общественной жизни называется социализацией человека.

Только в обществе и от общества человек приобретает свою общественную природу. В обществе человек усваивает  человеческое поведение, руководствуясь при этом не инстинктами, а общественным мнением; в обществе обуздываются зоологические  инстинкты; в обществе человек усваивает  выработанный в данном обществе язык, обычаи и традиции; здесь же человек  воспринимает накопленный обществом  опыт производства и производственных отношений...

Философы во все времена  сталкивались с возможностью определить человека, хотя всегда предпринимали  попытки дать такое определение. Человек разумный (Homo sapiens), человек делающий (Homo faber), человек играющий (Homo ludens) и т.д.

Расхожие в философских трактатах слова о комплексной — биосоциальной природе человека тоже мало что поясняют в указанной парадоксальности людской природы, то и дело разорванной между телом и духом.

Поэтому не случайно расходятся между собой философские концепции человека. Они зависят, ясное дело, от общих установок того или иного мыслителя - религиозных или светских, оптимистических или пессимистических, консервативных или радикалистских; от ориентации на ту или иную отрасль науки, что причастна к изучению людей. Так что ту или иную, очень важную саму по себе, но ведь далеко не исчерпывающую характеристику человека представители тех или иных философских школ выдают за самую главную, вечную.

Философы-идеалисты искали родовую сущность человека в тех или иных его сверхживотных - психических, душевных способностях. Для Рене Декарта это мышление (cogito ergo sum - «мыслю, следовательно существую»); Артур Шопенгауэр и Фридрих Ницше возводили на высший пьедестал волю (к власти, победе над собственной хилостью); Эрнст Кассирер выделял фантазию как способность оперировать символами и их системами (в виде мифологии, религии, науки); Сёрен Кьёркегор обращал особое внимание на онтологический страх личности перед Небытием и соответствующие ему переживания - страдание, отчаяние, трепет.

Величайший философ античности Аристотель рассматривал человека как «животное политическое», чей разум позволяет ему объединяться в государства. В иудео-христианской традиции человека рассматривают как образ и подобие Божие, но вместе с тем и арену борьбы добра и зла, святости с первородным грехом.

Философы-материалисты сводили человеческую природу к чему-то внешнему по отношению к самому по себе духу - способности трудиться («животное, выделывающее орудия», по Б. Франклину); любить других людей, устанавливать сердечное отношение между Я и Ты (Л. Фейербах); воевать с себе подобными за всеобщую справедливость (К. Маркс и прочие революционеры; «Я возмущаюсь, следовательно, мы существуем», по Альберу Камю).

Информация о работе Философия и ее место в культуре и роль в жизни человека