Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 20:40, реферат
В конце 18 и начале 19 века Германия, преодолевая
экономическую и политическую отсталость, приближалась к
буржуазной революции, и "подобно тому как во Франции в 18 веке, в
Германии в 19 веке философская революция предшествовала
политическому перевороту". Маркс рассматривал немецкую
классическую философию как немецкую теорию французской революции.
I. Немецкая классическая философия: возникновение и
основоположники.
II. Г.В.Ф. Гегель.
1. Краткая биография.
2. Тождество бытия и мышления - исходный пункт философии
Гегеля.
3. Логика Гегеля.
4. Философия природы.
5. Философия духа.
6. "Феноменология духа".
III. Заключение.
недооценки чувственных данных не увидел глубокого диалектического
единства рационального и эмпирического, не понял, как из
чувственных восприятий внешнего мира мышление черпает свое
содержание. Содержание мышления (содержание науки), по мнению
Гегеля, есть ему одному (одному лишь мышлению) присущее
содержание; оно не получено извне, а порождено мышлением.
Познание, с этой точки зрения, не есть обнаружение того, что
существует вне нас, вне мышления; это - обнаружение, осознание
содержания мышления, науки. Выходит, следовательно, что мышление
и наука познают свое собственное содержание и познание
оказывается самосознанием духа. В конечном итоге Гегель приходит
к фантастическому выводу, что человеческое мышление есть лишь
одно из проявлений некоего абсолютного, вне человека
существующего мышления - абсолютной идеи, т.е. Бога. Разумное,
божественное, действительное , необходимое совпадают друг с
другом, согласно учению Гегеля. Отсюда вытекает один из важнейших
тезисов гегелевской философии: все действительное разумно, все
разумное действительно.
Мышление
отражает объективную
правильно ее отражает, можно говорить о разумном взгляде на мир.
Но Гегель отождествляет отражение действительности (разум) и то,
что отражается, - объективную реальность. Это тождество мирового
разума с многообразным миром явлений, этот процесс мышления,
содержит в себе все многообразие действительности, и называется
им "абсолютной идеей", с одной стороны, наполняется совершенно
реальным природным и историческим содержанием, а с другой
стороны, оказывается рафинированным представлением о Боге.
Основной
формой мышления является
абсолютизирует мышление, он неизбежно обожествляет и понятие.
Оно, по его учению, "есть начало всякой жизни" и представляет
собой "бесконечную творческую форму, которая заключает внутри
себя всю полноту всякого содержания и служит вместе с тем его
источником". Выступая против материалистического учения о понятии
как высшей форме отражения объективной действительности, Гегель
ставит с ног на голову действительное отношение между мышлением и
бытием: не мышление, говорит он, отражает бытие, а бытие
представляет собой воплощение мышления, понятия, идеи.
Итак, исходный пункт гегелевской философской системы -
идеалистическое отождествление мышления и бытия, сведение всех
процессов к процессу мышления. Действительная история сводится к
истории познания, а рост и углубление знаний о мире
рассматриваются как развитие самой действительности. Гегель
обожествляет процесс познания, осуществляемый человечеством,
выдавая его за божественное самопознание, а также за познание
человечеством Бога и тем самым самого себя.
Основные части философской системы Гегеля - логика,
философия природы и философия духа, к которой непосредственно
примыкают философия права, философия истории, эстетика, философия
религии, история философии. Логика, как это вытекает из исходного
положения гегелевской философии составляет важнейшую часть его
системы, поскольку тождество мышления и бытия означает, что
законы мышления, которыми и занимается логика, суть подлинные
законы бытия: и природы, и человеческой истории и познания. До
Гегеля логика считалась наукой о субъективных (человеческих)
формах мышления. Не отрицая необходимости такой научной
дисциплины, т.е. формальной логики, как науки об элементарных
формах и законах правильного мышления, Гегель ставит перед
логической наукой задачу исследовать наиболее общие
закономерности развития познания.
Своё логическое учение Гегель изложил в работах "Наука
логики", "Энциклопедия философских наук" и в "Философской
пропедевтике" (здесь оно изложено популярно). Гегель объявляет
логику учением о сущности всех вещей. Поэтому в гегелевской
"Науке логики" кроме обычных для логики вопросов и понятий,
суждений, умозаключений рассматриваются такие вопросы, которыми
формальная логика никогда не занималась: вопросы о
закономерностях самой действительности, о превращении
количественных изменений в качественные, о соотношении
философских категорий и т. д.
Логику Гегель подразделяет на учение о бытии, сущности,
понятии. Начало всего - чистое ничто, так как оно есть в то же
время и чистая мысль. В этом случае оно есть в то же время и
ничто, лишённое каких-либо определений. Бытие и ничто
взаимопереходят друг в друга, происходит становление, в котором и
бытие и ничто сняты, т.е. они одновременно и упразднены, и
сохранены. В этом процессе выявляются три основных момента бытия,
его триада: утверждение (тезис), отрицание этого утверждения
(антитезис) и, наконец, отрицание отрицания, снятие
противоположностей (синтез). Вот пример такого диалектического
цикла, приведённый Гегелем: "Почка исчезает, когда распускается
цветок, и можно было бы сказать, что она опровергается цветком;
точно так же при появлении плода цветок признаётся ложным
наличным билетом растения, а в качестве его истины вместо цветка
выступает плод. Эти формы не только различаются между собой, но и
вытесняют друг друга как несовместимые. Однако их текучая природа
делает их в то же время моментами органического единства, в
котором они не только не противоречат друг другу, но один так же
необходим, как и другой; и только эта одинаковая необходимость и
составляет жизнь целого" ( Гегель, Соч. М., 1959. Т. 4 С. 2.)
Гегелевская постановка вопроса о диалектической логике носит
идеалистический характер, поскольку Гегель отождествляет законы
природы с законами логики, мышления. Нельзя согласиться с
гегелевским пониманием объективности форм мышления, но оно
содержит в себе глубокую догадку о том, что различные формы
мышления по самой своей структуре аналогичны отношениям и
процессам, имевшим место
в объективной
Понятия, по Гегелю, находятся в непрерывном движении,
переходят, "переливаются" друг в друга, изменяются. развиваются,
превращаются в свою противоположность, обнаруживая внутренне
присущие им противоречия, которые и составляют движущую силу их
развития. Развитие понятий, идет от абстрактного к конкретному,
от одностороннего, бедного содержанием понятия к понятию, все
более богатому содержанием, охватывающему в единстве различные,
даже противоположные, стороны. Гегель показывает, что
количественные изменения приводят к изменениям качественным,
совершаются путем скачка, прерыва непрерывности.
Гегелевское учение о диалектике мышления, о взаимосвязи и
движении понятий косвенно указывает на содержание и
закономерности развития тех реальных материальных процессов,
которые вопреки учению Гегеля существуют независимо от познания,
от мышления. Конечно, Гегель не мог "выдумать" диалектику
понятий: ее действительным источником была реальная диалектика
вещей в природе и обществе.
Характеризуя сущность как философскую категорию, Гегель
указывает, что к ней следует отнести и то, что отличает явления
друг от друга, и то, что одинаково, тождественно в них. Но в
противоположность метафизике Гегель утверждает, что тождество и
различие не существуют отдельно друг от друга, а представляют
собой противоположные, друг с другом связанные моменты сущности.
Говоря о тождестве мы имеем в виду различия, говоря о различии,
предполагаем тождество.
Гегель
противопоставляет
абстрактном, исключающим различия тождестве диалектическое
представление о конкретном тождестве, содержащем в себе различия.
Понятие абстрактного тождества предполагает существование
неизменных, всегда одинаковых вещей. Понятие конкретного
тождества, напротив, указывает на то, что каждое явление
изменяется, т.е. не остается самим собой, всегда одинаковым, а
переходит в другое, содержит в себе это другое как
противоположность, отрицание, зародыш будущего.
Характеризуя
понятие, Гегель правильно
есть только общее. Общее, взято само по себе, вне связи с
особенным, т.е. с тем, что отличает одно явление от другого,
бессодержательно. В реальной действительности, а следовательно и
в понятии общее, особенное и единичное также неразделимы, как
тождество и различие в сущности явлений. Раскрывая многократность
понятия, единство различных сторон в самой действительности,
Гегель приходит к выводу, что истина лишь постольку есть истина,
поскольку содержит в себе в единстве различные, в том числе и
противоположные, стороны реального. В этом смысле Гегель
утверждает: абстрактной истины нет, истина всегда конкретна.
Понятие как единство общего, особенного и единичного получает
свое необходимое выражение в различных видах суждений и
умозаключений, которые изображаются Гегелем как обнаружение и
осуществление творческой мощи присущей "понятию" как внутренней
основе всех тех процессов, которые наблюдаются в природе и
обществе на всем протяжении истории.
Понятие у Гегеля - это процесс теоретического мышления,
возведенный в абсолют. Активность мышления и всей сознательной,
целесообразной практической деятельности людей, преобразующей
мир, идеалистически истолковывается Гегелем как творчество,
самопознание "абсолютной идеи", обнаруживающей в себе все то, что
непосредственно, на поверхности выступает как развитие природы и
общества. Таким образом, признавая развитие и пытаясь дать его
картину, Гегель изображает его как процесс познания,
осуществляющийся в лоне "абсолютной идеи".
В своем учении о познании Гегель ставит также вопрос об
отношении теоретического познания к практической деятельности,
пытаясь вскрыть единство и взаимодействие между теорией и
практикой. Развивая положение Канта и Фихте об активности
познающего мышления, Гегель показывает, что преобразование
действительности и познание ее составляют единый процесс. В этом
отношении Гегель идет дальше материалистов 17 - 18 вв., которые
рассматривали процесс познания созерцательно, т.е.
преимущественно как воздействие предмета на познающий субъект и
соответственно восприятие этого воздействия субъектом.
Марксистское понимание практики в корне противоположно
гегелевскому, поскольку
для диалектического
есть применение материальных средств с целью изменения и познания
материальной действительности. По Гегелю же, практика есть
деятельность мышления, а в конечном итоге космическая
деятельность "абсолютной идеи", которая творит мир, познавая себя.
Логический процесс развития завершается у Гегеля понятием
"абсолютной идеи", которая вначале "отчуждает" свое бытие,
сообщает ему движение, в результате которого бытие становится
содержательным. Затем она обнаруживает себя как сущность, как
понятие и, наконец, благодаря развитию понятия как "абсолютная
идея", которая выступает как систематическое, многообразное
единство всех сторон, логических определений, характеризует не
только мир как целое, но и его познание.
Если логика, по Гегелю, есть "наука об идее в себе и для
себя", то философия природы характеризуется им как "наука об идее
в ее инобытии". Гегель не объясняет, как происходит переход от
"чистой" логической идеи к природе, он просто декларирует, что
"абсолютная идея", познав вое собственное содержание, "решается
из самой себя свободно отпустить себя в качестве природы". Значит
ли это, что было время, когда еще не существовало природы и
"абсолютная идея" существовала сама по себе, так сказать, в
чистом, обнаженном виде ? На этот вопрос у Гегеля нет
сколько-нибудь убедительного ответа. "Абсолютная идея", по
Гегелю, существует вне времени, природа также не имеет начала во
времени. Как же можно в таком случае утверждать, что "абсолютная
идея" предшествует природе? Ведь и сам Гегель вынужден признать,
что "дух есть дух, лишь будучи опосредствован природой". И тем не