Философия Гегеля

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 20:40, реферат

Описание работы

В конце 18 и начале 19 века Германия, преодолевая
экономическую и политическую отсталость, приближалась к
буржуазной революции, и "подобно тому как во Франции в 18 веке, в
Германии в 19 веке философская революция предшествовала
политическому перевороту". Маркс рассматривал немецкую
классическую философию как немецкую теорию французской революции.

Содержание

I. Немецкая классическая философия: возникновение и
основоположники.
II. Г.В.Ф. Гегель.
1. Краткая биография.
2. Тождество бытия и мышления - исходный пункт философии
Гегеля.
3. Логика Гегеля.
4. Философия природы.
5. Философия духа.
6. "Феноменология духа".
III. Заключение.

Работа содержит 1 файл

Философия Гегеля.doc

— 115.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

                            ПЛАН

 

I.   Немецкая    классическая    философия:    возникновение      и

     основоположники.

II.  Г.В.Ф. Гегель.

      1. Краткая  биография.

      2. Тождество  бытия и мышления  -  исходный  пункт  философии

         Гегеля.

      3. Логика  Гегеля.

      4. Философия  природы.

      5. Философия  духа.

      6. "Феноменология  духа".

III. Заключение.

 

 

 

 

 

 

 

     В  конце  18  и  начале  19  века   Германия,    преодолевая

экономическую  и  политическую   отсталость,    приближалась    к

буржуазной революции, и "подобно тому как во Франции  в 18 веке, в

Германии  в  19  веке  философская    революция    предшествовала

политическому   перевороту".    Маркс    рассматривал    немецкую

классическую философию  как немецкую теорию французской революции.

 

     Важную  роль  в  формировании  немецкой  философии   сыграли

достижения естествознания и общественных наук : стали развиваться

физика  и  химия,  продвинулось  вперед  изучение    органической

природы.  Открытия  в  области  математики,  позволившие   понять

процессы в их точном количественном выражении, учение Ламарка  об

обусловленности    развития    организма    окружающей    средой,

астрономические, геологические, эмбриологические  теории,  теории

развития  человеческого   общества,    pазвитие    свободомыслия,

пpотивостоящего    стpемлениям    пpавящих    кpyгов    закpепить

господствующее положение  в  дyховной  жизни  стpаны  официальной

pелигии и цеpкви  - все  это  со  всей  остротой  и  неизбежностью

выдвигало на  первый  план  идею  развития  как  теорию  и  метод

познания действительности.

 

     Понятие  "немецкая  классическая    философия"    охватывает

воззpения  Канта,  Фихте,  Шеллинга,    Гегеля    и    Фейеpбаха.

Хpонологически  твоpческая  деятельность  названных    мыслителей

занимает почти целое  столетие: со втоpой  половины  XVIII  в.  до

первой половины XIX в. включительно. С Канта (1724-1804) началась

философия новейшего  времени. Но не только философия, но и  наука.

Он считал, что для  того чтобы решить  проблемы  бытия,  морали  и

религии  нужно  знать  возможности  человеческого   познания    и

установить его границы. Необходимые условия познания  заложены  в

самом разуме и  составляют  основу  знания.  Они  придают  знанию

характер необходимости  и всеобщности. Он различал  воспринимаемые

человеком явления вещей  и вещи как они существуют сами  по  себе.

Мы познаем мир не так, как он есть на самом деле, а  только  так,

как он нам является. Нашему знанию доступны только явления  вещей

(феномены), составляющие содержание нашего  опыта.  В результате

воздействия "вещей  самих по себе" на органы чувств возникает  хаос

ощущений. Приводим мы этот  хаос  в  единство  и  порядок  силами

нашего  разума.  Миру  явлений  соответствует   независимая    от

человеческого сознания сущность вещей  -  "вещи  сами  по  себе".

Абсолютное познание их невозможно. Они для нас только ноумены,

т.е. умопостигаемая, но не данная в опыте сущность.

 

     Кант был  убежден, что идеи пространства  и  времени  человеку

известны прежде восприятий. Пространство и время идеальны,  а  не

реальны.  Чувственные  впечатления  связываются    между    собой

посредством суждений, в  основе которых  лежат  категории,  т.  е.

общие понятия, которые  по Канту, суть "чисто  логические"  формы,

характеризующие только "чистое мышление", а  не  его  предмет.  В

своем учении о познании Кант большое  место  отводил  диалектике:

противоречие рассматривалось  им как необходимый момент  познания.

Но диалектика для  него  -  лишь  гносеологический  принцип,  она

субъективна, т.  к.  отражает  только  противоречия  мыслительной

деятельности.  Именно  потому,  что  в  ней   противопоставляется

содержание занятий  и их логическая форма и  предметом  диалектики

становятся сами эти  формы в их отрыве от содержания знаний, Ленин

назвал логику Канта "формальной".

 

     Немецкая  классическая философия после  Канта  разрабатывалась

такими выдающимися  философами, как И. Г. Фихте  (1762-1814)  и  Ф.

Шеллинг  (1775-1854).  Оба  стремились   преодолеть    кантовское

противопоставление феномена и ноумена,  обосновав  познавательную

активность в некотором  едином принципе - в абсолютном Я (Фихте) и

в абсолютном тождестве  мышления и бытия (Шеллинг). Последний  дал

тонкий  анализ  категорий  диалектики,  в  частности  свободы   и

необходимости, тождества,  единого и многого и др.,  послужив

предтечей гегелевской  объективно-идеалистической диалектики.  Его

изыскания в области  философии природы оказали большое  влияние  на

умы  естествоиспытателей,  а  также   на    русскую    философию.

Отличительной чертой  немецкой  классической  философии  являлось

преобладанием в ней  идеализма. Крупнейшим  её  достижением  стало

развитие диалектики, исследование её категорий и законов.

 

     Высшим  достижением немецкой классической  философии  являлась

диалектика  Гегеля    (1770-1831).    Он    родился    в    семье

высокопоставленного  чиновника.  В  1788-1793  гг.    учился    в

Тюбингенском теологическо институте, где прослушал философский  и

теологичеккий курсы. Восторженно  встретил  революционные  события

во  Франции.  В  этот  период  выступал  противником   феодальных

порядков в Германии, сторонником республики. В 1808-1816 гг.  был

директором  гимназии  в  Нюрнберге.  После  падения  Наполеона  и

распространения  реакции  Гегель  эволюционирует  во   взглядах,

утверждая, что прусское государство устроено на разумных началах.

В 1818 г. приглашён для  чтения лекций в  Берлинский  университет,

где проработал до конца  жизни.

 

     В своих  ранних произведениях Гегель  исследует  христианство,

античные  религии.  Им  были  написаны  "Народная    религия    и

христианство", "Жизнь  Иисуса". Первое выдающееся  произведение  -

"Феноменология духа" - опубликовано в  1807  г,  в   Йене.  Будучи

директором  гимназии,  он  создал   самое    значительное    своё

произведение - "Науку логики" (1812-1816).

 

     Характеризуя  историческое  мест  о  Гегеля    в    развитии

философии, Энгельс писал: "Свое завершение эта новейшая  немецкая

философия  нашла  в  системе  Гегеля,  великая  заслуга  которого

состоит  в  том,  что  он  впервые представил  весь   природный,

исторический и духовный мир в виде процесса, т.е. в  беспрерывном

движении, изменении, преобразовании и развитии, и сделал  попытку

раскрыть внутреннюю связь этого движения и развития...  .Для  нас

здесь безразлично,  что  Гегель  не  разрешил  этой  задачи.  Его

историческая заслуга  состояла в том, что  он  поставил  ее".  Как

видно из слов  Энгельса,  выдающееся  значение  философии  Гегеля

заключалось в  том,  что  в  ней  в  систематической  форме  было

изложено  диалектическое  миропонимание  и  соответствующий   ему

диалектический метод  исследования. Гегель разрабатывал диалектику

как  философскую  науку,  обобщающую  всю  историю  познания    и

исследующую наиболее общие  закономерности  развития  объективной

действительности. В особенности  же Гегель стремился исследовать  и

всесторонне обосновать важнейшие принципы диалектического  способа

мышления,  в  корне  противоположного   метафизике.    Подвергнув

глубокой и основательной  критике  метафизический  метод,  Гегель

сформулировал, правда в  идеалистической форме, законы и  категории

диалектики.

 

     Опираясь  на  диалектические  идеи  Канта,  Фихте,  Шеллинга,

развивая  их,  Гегель  вместе  с  тем  отвергает  ряд   ошибочных

положений,  содержавшихся  в  учениях  этих  мыслителей.   Гегель

справедливо   расценивает    кантовскую    попытку    исследовать

человеческую  способность  познания  вне  истории  познания,  вне

реального ее применения как бесплодную схоластическую.

 

     Столь же  определенно выступил  Гегель  против  субъективизма

Канта и Фихте.  Природа,  по  Гегелю,  существует  независимо  от

человека,  а  человеческое    познание    обладает    объективным

содержанием. Отвергая        кантовское          субъективистское

противопоставление сущности и явления, Гегель учил,  что  явления

столь же объективны, как  и  сущность,  сущность  является,  т.е.

обнаруживается в  явлении,  ввиду  чего  и  явление  существенно.

Познавая явления, мы тем самым познаем и сущность.

 

     Исходя  из диалектического положения о  единстве  сущности  и

явления, Гегель отверг кантовское учение о непознаваемости  "вещи

в себе"; в природе  вещей нет никаких  непреодолимых  преград  для

познания. "Скрытая  сущность вселенной не обладает в  себе  силой,

которая была бы в  состоянии  оказать  сопротивление  дерзновению

познания, она должна перед ним открыться,  развернуть  перед  его

глазами богатства и  глубины своей природы и дать ему наслаждаться

ими".

 

     Гегель  резко  критиковал  Шеллинга  за   недооценку    роли

логического мышления и логики вообще, за интуитивизм,  который в

конечном итоге привел  Шеллинга  к  откровенному  иррационализму.

Однако, будучи идеалистом, Гегель  не  смог  подвергнуть  критике

основной идеалистический  порок своих ближайших  предшественников:

для него, также как и для других  идеалистов,  природа является

производным от сверхприродного  духа.  Именно  поэтому  Гегель  не

смог решить тех  великих  диалектических  проблем,  которые  были

поставлены предшественниками  его собственной философии.

 

    Он полагал, что ни материя, ни сознание  человека  не  могут

рассматриваться как  первичное, ибо сознание невозможно  логически

вывести из материи, а  материя также невыводима  из  человеческого

сознания,  которое  само  должно  быть  понятно  как    результат

предшествующего развития абсолютного субстанциального первоначала.

 

     Гегель  отвергает утверждение Шеллинга  о том, что первоначало

должно быть мыслимо  как  абсолютное  тождество  субъективного  и

объективного, исключающее  какое бы  то  ни  было  различие  между

ними.  Тождество  и  различие  диалектические  противоположности,

неотделимые друг от друга.

 

     Первоначальное  тождество, образующее субстанциальную   основу

мира, есть, по Гегелю, тождество  мышления  и  бытия,  в  котором,

однако, изначально  наличествует  различие  между  объективным  и

субъективным, но само это  различие существует  лишь  в  мышлении.

Мышление, по Гегелю - это  не  только  субъективная,  человеческая

деятельность, но и независимая  от человека объективная  сущность,

первооснова, первоисточник всего существующего.

 

     Мышление, утверждает Гегель, "отчуждает"  свое бытие  в  виде

материи,  природы,  которая  есть  "инобытие"  этого   объективно

существующего мышления, именуемого Гегелем  абсолютной  идеей.  С

этой точки зрения разум не специфическая особенность человека,  а

первооснова мира,  из  чего  следует,  что  мир  в  основе  своей

логичен, существует и  развивается по законам, внутренне  присущим

мышлению, разуму. Таким  образом, мышление и разум рассматриваются

Гегелем как независимая от  человека  и  человечества  абсолютная

сущность природы, человека, всемирной истории.  Гегель  стремится

доказать, что мышление, как субстанциальная  сущность,  находится

не вне мира, а  в  нем  самом,  как  его  внутреннее  содержание,

проявляющееся во всем многообразии явлений действительности.

 

     Стремясь  последовательно провести принцип  тождества мышления

и бытия, Гегель рассматривает  мышление (абсолютную идею)  не  как

неподвижную,  неизменную  первосущность,   а    как    непрерывно

развивающийся процесс  познания, восходящий  от  одной  ступени  к

другой, более высокой. В силу этого  абсолютная  идея  не  только

начало, но и развивающееся  содержание всего мирового процесса.  В

этом смысл известного положения  Гегеля  о  том,  что  абсолютное

должно быть понято не только как предпосылка всего  существующего,

но и как его результат, т.е. высшая  ступень  его  развития.  Эту

высшую ступень развития "абсолютной идеи" составляет  "абсолютный

дух" - человечество, человеческая история.

 

     Мышление  по  сравнению    с    чувственными    восприятиями

представляет собой  высшую форму познания  внешнего  мира.  Мы  не

можем чувственно воспринимать то, чего  уже  нет  (прошлое),  то,

чего еще нет (будущее).  Чувственные  восприятия  непосредственно

связаны с объектами, предметами, воздействующими на  наши  органы

чувств; наука же обнаруживает, открывает явления, которых  мы  не

видим, не слышим, не осязаем.  Однако,  как  ни  велико  значение

мышления,  как  ни  беспредельны    возможности    теоретического

познания, мышление базируется на данных чувственного опыта и  без

него невозможно. Гегель в силу свойственной  ему  идеалистической

Информация о работе Философия Гегеля