Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 11:23, реферат
Фридрих Ницше (1844-1900) - один из самых блестящих и спорных мыслителей европейской философии. Умерший на рубеже ХХ века он, по замечанию К.Ясперса, наряду с С.Кьеркегором и К.Марксом стал современником нового века. Время, в которое жил Фридрих Ницше, было очень сложным: Германия переживала болезненный процесс объединения, проводимый жесткой рукой Бисмарка, ломались столетиями накопленные стереотипы, нормы, правила, которые были так привычны, приятны и ценны немецкой душе и которые так хотелось сохранить.
Вступление 3 стр.
Краткая биография 4 стр.
Основные идеи 6 стр.
Главный труд
а) Об ученых 9 стр.
б) О церкви и священниках 10 стр.
в) О войне и войнах 10 стр.
г) О любви и браке 12 стр.
д) О трех превращениях 13 стр.
е) О сверхчеловеке 14 стр.
Заключение 16 стр.
Список литературы 17 стр.
О любви и браке.
Одна из самых интересных тем, если рассматривать её в контексте с биографией Фридриха Ницше. Ницше некогда не был женат, у него не было детей, да и женщин в его жизни было мало. Женщин, которые сыграли какую-нибудь роль в жизни Фридриха можно перечислить: мать, сестра Элизабет, Лу Андреас-Саломе и Мальвида Мейзенбуг. Мать она и есть мать. У Ницше и его сестры были теплые отношения почти всё жизнь, Элизабет распоряжалась архивом философа, он часто советовался с ней, и поддерживал постоянную связь. М. фон Мейзенбуг друг Ницше. А вот Лу Саломе нельзя отвести какую-нибудь ярко определенную роль, но бесспорно роль её важна, достаточно сказать, что она было одной из тех немногих женщин, которым Ф.Ницше предлагал стать его женой. После разрыва с ней Ницше и начнет писать книгу «Так говорил Заратустра». Вообще довольно тяжело представить себе, чтобы человек не искушенный в делах любовных, такой, каким был Ницше, мог здраво рассуждать о женщинах. Вот Ницше здраво рассуждал о них только на 50%. Насколько здраво рассуждает человек говоря: «Всё в женщине - загадка, и все в женщине имеет одну разгадку: она называется беременностью»26, дальше больше: «Мужчина должен быть воспитан для войны, а женщина – для отдохновения воина; все остальное – глупость»27 или «поверхность-душа женщины, подвижная, бурливая пленка на мелкой воде. Но душа мужчины, глубока ее бурный поток шумит в подземных пещерах; женщина чует его силу, но не понимает ее»28. Здесь на лицо различие которое проводин Ницше между женщиной и мужчиной, намекая на мелочность женщин. Считать такие рассуждения здравыми, считаю самообманом. И такие нездоровые рассуждения о женщинах начинают встречаться все чаще в более поздних книгах. Однако есть и совершенно здравые мысли, так об отношении между мужчиной и женщиной Ницше пишет: «Двух вещей хочет настоящий мужчина: опасности и игры. Поэтому хочет он женщины как самой опасной игрушки»29, «пусть мужчина боится женщины, когда она любит: ибо она приносит любую жертву и всякая другая вещь не имеет для нее цены»30. Об отношении полов Ницше писал, будучи не сильно втянут в эту сферу человеческой жизни и это заметно. Но что касается брака и любви как чувства, тут все хорошо и детально разобрано. Возможно, все выводы сделаны философом посредством наблюдения за людьми. Для продолжения рассуждений лучше, привезти слова самого Ницше, а затем прокомментировать их. И вот что он пишет о любви и браке: «Много коротких безумств – это называется у вас любовью. И ваш брак, как одна длинная глупость, кладет конец многим коротким безумствам»31.
«Ты молод и желаешь ребенка и брака. Но я спрашиваю тебя: насколько ли ты человек, чтобы иметь право желать ребенка? Или в твоем желании говорят зверь и потребность? Или одиночество? Или разлад с самим собою?»32
«Я хочу, чтобы твоя победа и твоя свобода страстно желали ребенка. Живые памятники должен ты строить своей победе и своему освобождению»33
«Брак – так называю я волю двух создать одного, который больше создавших его»34.
«Да, я хотел бы, чтобы земля дрожала в судорогах, когда святой сочетается с гусыней. Один вышел, как герой, искать истины, а в конце добыл он себе маленькую наряжённую ложь. Своим браком называет он это. Другой был требователен в общении и разборчив в выборе. Но одним разом испортил он на все разы своё общество: своим браком называет он это. Третий искал служанки с добродетелями ангела. Но одним разом стал он служанкою женщины, и теперь ему самому надо бы стать ангелом. Осторожными находил я всех покупателей, и у всех у них были хитрые глаза. Но жену себе даже хитрейший из них умудряется купить в мешке»35
«И даже ваша лучшая любовь есть только восторженный символ и болезненный пыл»36. «Любовь-это факел, который должен светить вам в высших путях»37.
«Плохих супругов находил я всегда самыми мстительными»38.
«Любить и погибнуть!»39
Судит Ницше о любви, не со стороны страсти, а с глобальной стороны, он считает, что любовь как маяк должна помогать в достижении целей, она должна всегда быть ориентиром, а не занимать мысли, и разум человека. Та любовь, которую он видит это всего лишь иллюзия любви, «болезненная» иллюзия. Любовь в его представлении должна быть фатальна и гиперболична, как и все чувства, мысли и принципы в человеке, по мнению Ницше. Поэтому он и говорит: «Начните же учится любить»40. В этих рассуждения Ницше продолжает философию, развитую ещё Шопенгауэром, который сказал: «любовь мешает жить!». Имея ввиду, что любовь отнимает время у человека. И Шопенгауэру жалко этого потерянного времени. По его мнению, любовь не стоит в таком ряде как музыка, живопись, философия, литература, просто чувство, которое вспыхивает самопроизвольно и не поддается контролю.
Брак
же Ницше считает тюрьмой для
двоих, по крайне мере на данном этапе
развития человечества. Он приводит несколько
примеров того, как мужчины выбирали
себе жен, и каждый пример заканчивается
плачевно. Под «настоящим» браком Ницше
подразумевает брак равных, сильных людей,
желающих оставить ещё более сильное потомство.
Сынов, – которые будут памятниками своим
отцам и матерям. На данный момент Ницше
таких браков не видит на земле. В одной
из своих частных переписок Ницше будет
рассуждать об опасности неравных браков.
Когда один из супругов человек просвещенный
и умный, а второй супруг менее просвещен
и умён. Так вот в таких браках, по наблюдению
Ницше, чаще всего не глупый становится
умней, а умный сходит с ума от умственного
кризиса и постепенно деградирует. Процесс
этой деградации он наблюдал у нескольких
супружеских пар. Наверно Ницше по собственным
соображениям, так и не женился, толи равного
себе не нашел(хотя предлагал женится
нескольким женщинам, правда в ряде случаев
это была просто мимолетная слабость,
а случае с Лу Саломе заблуждение), толи
слишком сильно боялся «оков» брака, но
так или иначе потомства он не оставил.
О трех превращениях.
Этот разговор посвящен трем превращениям, которые должен пройти дух человека, по мнению Ф.Ницше, для того чтобы достигнуть совершенства в этом мире, и совершить полный путь от конца до начала. Это условная шкала, на которой показан уровень развития человеческого духа по Ницше. Первое превращение, которое называет Ф.Ницше – верблюд. Дух становится верблюдом тогда, когда он спрашивает: «а что есть тяжесть?»41. Этого состояния достигает дух и спрашивает: «что есть трудное? »42. В общем автор подразумевает, что должно настать время когда человек задастся вопросами жизни, в глобальном, не обычном житейском плане. И попытается понять что, есть, что на самом деле. «Всё самое трудное берет на себя выносливый дух: подобно навьюченному верблюду, который спешит в пустыню, спешит и он в свою пустыню. Но в самой уединенной пустыне совершается второе превращение: здесь львом становится дух, свободу хочет он себе добыть и господином быть в своей собственной пустыне»43. Втрое превращение духа – лев. Лев это эволюция желания познания, в желание господства и силы. Лев, переходит из разряда «воина», который «должен» в разряд хозяина и повелителя, который «хочет». Здесь проявляется изменение в плане желаний и обязанностей. Теперь личность недолжна, признавать никакого господина над собой. Теперь каждое её желание она должна осуществлять, теперь нет обязанностей, остались только желания. «Братья мои, к чему нужен лев в человеческом духе? Чему не удовлетворяет вьючный зверь, воздержанный и почтительный? Создавать новые ценности этого ещё не может лев».44 Третьей и последней стадией, развития человеческого духа,
которую
выделяет Ницше является - ребенок.
«Дитя есть невинность и забвение,
новое начинание, игра, самокатящееся
колесо, начальное движение, святое
слово утверждения»45. Последняя
стадия превращения духа, невинное дитя.
По той простой причине, что для ребенка
ещё неписаны людские законы, именно дитя
играет там, где хочет, не задумываясь
ни о чём, в нём еще нет страха, и всего
того, чем насыщенна людская жизнь, нет
обыденности жизни. Поэтому ребёнок сам
может писать новые законы, называть
картиной свою мазню и свято верить в то,
что это шедевр.
О сверхчеловеке.
«— Я буду учить вас о Сверхчеловеке. Человек есть нечто, что следует преодолеть. Что сделали вы для этого? Все существа всегда создают нечто высшее, нежели они сами. Вы что хотите быть отливом среди этого прилива? Что такое обезьяна по отношению к человеку — стыд и жалкое уродство. Человек по отношению к Сверхчеловеку — то же лишь стыд и жалкое уродство. Вы прошли долгий путь от червя до человека, но слишком много у вас осталось еще от червя. Когда-то вы были обезьяной — смотрите, как много в вас еще от обезьяны. Смотрите, я учу вас о сверхчеловеке! Сверхчеловек — смысл земли. Пусть ваша воля говорит: да будет сверхчеловек смыслом земли. Поистине человек — это грязный поток. Надо быть морем, чтобы принять в себя грязный поток и остаться чистым. Смотрите, я учу вас о Сверхчеловеке — он это море, в котором тонет ваше великое презрение. Не грехи ваши, но чванство ваше вопиет к небесам: ничтожество грехов ваших вопиет к небесам! Но где же та молния, которая лизнет вас своим языком? Где то безумие, которое необходимо привить Вам? Смотрите я учу вас о сверхчеловеке: он — эта молния, он — это безумие!»46 это изложено на одной из первых страниц книги Ф.Ницше «Так говорил Заратустра». В этих словах Ф.Ницше кратко излагается сущность его философии и смысл его судьбы. Именно проповедованием своей концепции сверхчеловека будет заниматься Ницше на протяжении всей книги. Читая диалоги Заратустры, мы постоянно наталкиваемся на идею «сверхчеловека». Недаром эта книга в творчестве Ницше является книгой, предшествиницей знаменитой книге «Сверхчеловек». Попытаемся понять, что Ницше вложил в свою концепцию сверх человека. Во-первых «сверхчеловек», это существо совершенно аморальное, не считающееся с никами моральными нормами или рамками, существо наполненное разрушенными идеалами из произведения Ницше «Человеческое, слишком человеческое». Мораль противна для Ницше потому, что она отчуждает человека от чистого и сверхразумного ритма жизни, от первичного источника бытия — потому что она ставит между человеком и миром “иллюзию”, успокаивает духовную тревогу, подменяет страшный и опасный вопрос “Кто Я? Где Я?” поспешной системой неоплаченных и непродуманных ответов. Мораль — грех против Жизни и Истины. Она вуалирует Бездну, защищая слабых. Это Ницше еще мог признать. Но она посягает и на свободу высших людей, на расу господ, удерживает в узде присущую элите волю к Истине. Все те ложные чувства и всё то ложное поведение, обманчивые идеи который вскрыл Ф.Ницше, все это он вложил с своего «сверхчеловека», добавив, что нет бога, значит «сверхчеловек» станет им. Главное, что должно исходить от сверхчеловека — призыв к духовным превращениям, внутреннему дисциплинированию и воспитанию собственной личности, ответственной за будущее. “Бог умер! Мы его убили - вы и я!”47, - говорит Ницше словами “сумасшедшего” в своей работе “Весёлая наука”. На место бога встаёт человек, но не обычный, как мы все, а сверхчеловек - идеал человека, лишённый многих моральных запретов и наделённый почти неограниченными правами, то, к чему должен стремиться каждый из “обычных” людей. Сверхчеловек рождается, говорит Ницше, чтобы создать новую человеческую общность. Объединенные в нее люди становятся "сеятелями будущего". Им претит мораль рабов, угнетенных, взывающих к филантропии и состраданию. Они освобождают себя сами, для чего им прежде всего нужны сила и дерзость. Не дворянское звание, не туго набитый кошелек торгашей, не служба князю или какому-то другому властителю делает их аристократией, элитой, но величие духа, чистота и новизна целей, решимость отбросить, как обветшавшие, но еще крепкие цепи, все условности, догмы, предрассудки попавшей в глубокий кризис цивилизации. Сверхлюди, должны создать расу господ – богов, расу которая не ищет успокоений и иллюзий. Она ищет Истины и Власти, она интересует безднами и угнетает и презирает тех, кто устроен иначе, то есть расу рабов. Раса рабов, напротив, заимствует жизнь вовне, огораживается предписаниями, нравственными запретами и обязательствами, которые, однако, выполнять не торопиться.... Раса рабов предпочитает добро, мягкость, снисхождение, комфорт, безопасность, сытость, культуру — короче все то, что делает их существование закрытым для злых и бушующих энергий неразумной, дикой и страшной реальности. Такой “расизм” не имеет ничего общего с вульгарным национализмом, который Ницше беспощадно высмеивал. Грань между двумя расами проходит не по цвету кожи, языку, религиозной или государственной принадлежности. Эта черта. связанная со строением души. Внутреннее "я" человека заведомо принадлежит к определенной касте, и это чаще всего фатально. Таким образом, жизнь - это человеческая жизнь, человек в этой философии становится на главное место, становится мерилом всего бытия. Человек рассматривается не как бесстрастно-теоретическое существо, а как субъективно заинтересованный в целях и задачах своей деятельности, как единственное существо, способное к нравственной оценке. Нравственность в философии Ницше имеет первоочередное значение. Главная идея ницшеанской морали - волюнтаризм - учение о воле как о первооснове всего сущего. Эту идею Ницше заимствовал у А. Шопенгауэра, кого он считал своим учителем в начале своего пути.
Заратустра - это не сверхчеловек, это “мост” к сверхчеловеку. Обычные люди - это исходный материал, почва для выращивания сверхчеловека. Сверхчеловек - это новый “культ личности”, далеко выходящий за рамки “культа личности” обычных людей и легший в основу мифологии Ницше, изложенной более полно в “Сверхчеловеке».
Людей
пропитанных идеей «сверхчеловека» показал
Достоевский в своем романе «Бесы». Страшная
сила помещает Кириллова из “Бесов” Достоевского
в желтую камеру добровольного суицида
— если “Бога нет, то мы — Боги” — говорит
Кириллов. К этой чудовищной, невыносимой
мысли медленно и тяжело идет Фридрих
Ницше. Для полноценной Традиции фраза
о “смерти Бога” не означала ровным счетом
ничего — в ней не было бы ни кощунства,
ни парадокса, ни святотатства. Бог умирает
и в христианстве. Именно Бог и именно
от сострадания к людям.
Заключение
Фридрих
Ницше был замечательным
«В
человеке соединяются тварь и творец:
в человеке есть материя, недоделанность,
избыток, прах, нечисть, бессмыслица, хаос;
но есть в нем и создатель, художник, есть
в нем твердость молота, божественность
созерцателя, настроение седьмого дня...»50
Использованная
литература