Философия Фридриха Вильгельма Ницше

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 11:23, реферат

Описание работы

Фридрих Ницше (1844-1900) - один из самых блестящих и спорных мыслителей европейской философии. Умерший на рубеже ХХ века он, по замечанию К.Ясперса, наряду с С.Кьеркегором и К.Марксом стал современником нового века. Время, в которое жил Фридрих Ницше, было очень сложным: Германия переживала болезненный процесс объединения, проводимый жесткой рукой Бисмарка, ломались столетиями накопленные стереотипы, нормы, правила, которые были так привычны, приятны и ценны немецкой душе и которые так хотелось сохранить.

Содержание

Вступление 3 стр.
Краткая биография 4 стр.
Основные идеи 6 стр.
Главный труд
а) Об ученых 9 стр.
б) О церкви и священниках 10 стр.
в) О войне и войнах 10 стр.
г) О любви и браке 12 стр.
д) О трех превращениях 13 стр.
е) О сверхчеловеке 14 стр.
Заключение 16 стр.
Список литературы 17 стр.

Работа содержит 1 файл

Реферат (готовый).doc

— 142.00 Кб (Скачать)

Самарская Государственная  Сельскохозяйственная Академия

Кафедра истории и философии. 
 
 
 
 
 
 

Реферат по философии

на тему: «Философия Фридриха Вильгельма Ницше» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

студента 2 курса

 факультета  БиВМ (ветеринария)

 Белокоровкина

Вячеслава Вячеславовича. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Кинель 2010г. 

План:

  1. Вступление                                                                                                     3 стр.
  2. Краткая биография                                                                                        4 стр.
  3. Основные  идеи                                                                                              6 стр.
  4. Главный труд

     а) Об ученых                                                                                           9 стр.

     б) О церкви и священниках                                                                  10 стр.

     в) О войне и войнах                                                                             10 стр.

     г) О любви и браке                                                                                12 стр.                                                                                               

         д) О трех превращениях                                                                     13 стр.

     е) О сверхчеловеке                                                                                14 стр.

  1. Заключение                                                                                                  16 стр.
  2. Список литературы                                                                                      17 стр.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Вступление. 

   Фридрих Ницше (1844-1900) - один из самых блестящих  и спорных мыслителей европейской  философии. Умерший на рубеже ХХ века он, по замечанию К.Ясперса, наряду с С.Кьеркегором и К.Марксом стал современником нового века. Время, в которое жил Фридрих Ницше, было очень сложным: Германия переживала болезненный процесс объединения, проводимый жесткой рукой Бисмарка, ломались столетиями накопленные стереотипы, нормы, правила, которые были так привычны, приятны и ценны немецкой душе и которые так хотелось сохранить. Немецкая интеллигенция, прекрасно образованная, воспитанная цветом европейской культуры - сонмом великих поэтов, философов и музыкантов, больше всего желала плодотворного развития идей и традиций самой передовой в то время в Европе немецкой культуры и лишь очень немногие видели необходимость радикальных перемен. Одним из них был Фридрих Ницше. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Краткая биография 

     Фридрих Вильгельм Ницше родился в 15 октября 1844года в местечке Рёккен у Лютцена, Германия. День рождения совпал с днем рождения короля-Фридриха Вильгельма IV, поэтому мальчик был назван в его честь. Отец и мать Ф. Ницше  происходили из семей священников, но это были очень разные священники. Дед Ф. Ницше по отцу получил степень доктора теологии и написал несколько богословских трудов. Бабка по отцу, достопочтенная матрона Эрдмуге Доротея, в молодости вращалась в высшем свете. Первым ее мужем был веймарский придворный адвокат, она видела Наполеона и Гете. А вот дед по матери был простым сельским священником, сыном ремесленника. У него было одиннадцать детей. Отец философа, Карл Людвиг Ницше, не посрамил чести своего отца-теолога и матери-светской дамы. Хотя он и закончил свои дни священником в глухой провинции, начинал свою карьеру он как священник придворный. Карлу Людвигу Ницше еще не было и тридцати, когда он стал духовником детей знатных особ, в частности, воспитывал принцесс Альтенбургских. Ему покровительствовал Фридрих Вильгельм IV, король Пруссии.  Такой была семья, в которой родился в будущем знаменитый философ.

       В 1846 на свет появляется сестра  Ф.Ницше Элизабет, которой будет  суждено сыграть большую роль  в жизни будущего философа. 1849-1850 годы на всё жизнь останутся в памяти маленького Фридриха. 27 февраля 1849 года рождается брат Фридриха Йозеф. 30 июля  после года безумия умирает отец Ницше. 3 января Фридриху приснился сон: «В ту пору мне однажды приснилось, что в церкви звучит орган - как на похоронах. Когда я пошел посмотреть, в чем причина, вдруг разверзлась могила, и мой отец в саване поднялся из нее. Он быстро идет в церковь и вскоре возвращается, держа на руках маленького ребенка. Могильный холм раскрывается, он сходит в могилу, и земля смыкается над ним. Тотчас же орган смолк, и я проснулся.»1 - На следующий день после этой ночи маленькому Йозефу сделалось плохо, у него начались судороги, и через несколько часов его не стало. Сон полностью сбылся. В 1851-1862 годы Ф.Ницше учится, сначала в подготовительной школе при кафедральной гимназии, затем в Намбурской гимназии, там он за 12 дней пишет историю своего детства. 6 октября 1858 года Фридрих поступает в школу Пфорта. В это время его начинают занимать философские и этические проблемы. Любимыми авторами Ницше становятся Шиллер, Байрон, Гёльдерн. В 1861 первом году происходит первое знакомство с Вагнеровской музыкой. В 1862 году Ницше отправляется в боннский университет для изучения теологии и филологии. Затем продолжает своё обучение в Лейпцигском университете. Знакомится с творчеством Шопенгауэра. В 1868 году знакомится с Рихардом Вагнером, пишет первые две статьи о Диогене Лаэртском. На  год позже Фридрих Ницше, на основании рекомендации профессора Ричля утверждается в должности экстраординарного профессора классической философии Базельского университета. В 1873 году у Ницше происходит резкое и уже периодически повторяющееся всю жизнь ухудшение здоровья. Через 3 года он освобождается по болезни от преподавания в университете. 1878 выход в свет книги «Человеческое, слишком человеческое», непринятие книги в философских кругах. 1882 год знакомство с Лу Саломэ, дочерью петербургского генерала и почитательницей книг Ф.Ницше. Начало их близкой дружбы. Лу Саломэ - женщина, которая оставит много противоречий в душе Ницше после их разрыва. В 1883 году выходит первая часть книги «Так говорил Заратустра». Ницше говорит, что на него снизошли два "видения": сначала мысль о "вечном возвращении", а потом и образ самого Заратустры. Дальнейшая хронология написания книги представляет собой совершенный образец чисто штурмового вдохновения. Книга создавалась урывками, но в необыкновенно короткие сроки: фактически чистое время написания первых трех частей заняло не больше месяца, по десять дней на каждую, так что окончательный календарь выглядит следующим образом: 1 - 10 февраля 1883 г. в Рапалло: 1-я часть; вышла в свет в июне того же года в Лейпцигском издательстве Шмейцнера. 26 июня - 6 июля 1883 г. в Рапалло: 2-я часть; вышла в свет в сентябре в том же издательстве. 8 - 20 января 1884 г. в Сильс-Мария: 3-я часть; вышла в свет в марте там же. Последняя, 4-я часть была написана в Ницце в январе - феврале 1885 г. и вышла в свет в апреле того же года в издательстве Наумана в количестве 40 экземпляров, предназначенных только для узкого круга знакомых.1886 год издание на собственные деньги книги «По ту сторону добра и зла». Начало работы над книгой «Воля к власти». Тяжёлая болезнь. 1888 год становится одним из самых важных в его жизни. В это время Ф.Ницше пишет: «Антихрист», «Сумерки Идолов», «Казус Вагнера», начало работы над «Ecce Homo». Первые явные признаки душевного расстройства. 3 января 1889 года апоплексический удар на улице и окончательное помрачнение. 11 лет жизни Ф.Ницше проводит в безумии, 25 августа 1900 года в полдень Фридриха Ницше не стало. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Основные  идеи 

   Рано  проявивший необычайную одаренность  в поэзии и музыке, филолог по образованию, в двадцать пять лет  он получил место профессора филологии  в университете Базеля. Его считали надеждой немецкой филологии. Великий Рихард Вагнер был его другом, хотя между ними было тридцать лет разницы. Его книги великолепны с точки зрения языка, увлекательны для чтения и полны потрясающих по новизне идей. И тем не менее практически все они были встречены в штыки как критикой, так и читающей публикой, прижизненная слава Ницше носила скандальный характер. Очевидно, дело было именно в его идеях.

   Поворотным  моментом в становлении концепций  Ницше стало прочтение им книги малоизвестного в те годы Артура Шопенгауэра "Мир как Воля и Представление". "Я понял его, как если бы он писал для меня", - так скажет Ницше о своем учителе. Несомненно, в Шопенгауэре его привлекла идея Воли, которая, по определению автора, есть внутренняя сущность субъекта, для которого мир есть объект созерцания - Представление. Воля также оказывается у Шопенгауэра внутренней сущностью всех сил, созидающих мир. Все есть в своей сущности воля, она лишь объективируется временем и пространством, становясь волей к жизни (термин, мимо которого Ницше пройти не мог). Нисходя по ступеням объективации (пространство и время, платоновские идеи, силы природы, всякая деятельность человека), Воля предстает объективному познанию лишь в виде объектов, определенных этими ступенями объективации. Именно их рассматривает мышление и потому в своей сущности Воля остается для него непознаваемой.

   И лишь гений искусства - благодаря чистому  созерцанию и неординарной силе фантазии - способен познать и выразить в поэзии, живописи и музыке вечную идею Воли. Высочайшее положение среди искусств занимает музыка, свободная от оков языка и потому не только отражающая идеи, но и непосредственно отражающая Мировую волю.

   Метафизика  Шопенгауэра захватила мятежный дух Ницше, в его Воле он увидел вечную пламенную волю к свободе, а творческого гения, которым руководит сама Мировая Воля, он увидел в Рихарде Вагнере.

   Вагнеру посвящена первая книга Ницше - "Рождение трагедии из духа музыки", сразу же вызвавшая скандал. Поступательное движение в искусстве, по Ницше, "связано с двойственностью аполлонического и дионисического начал". Мистерии дионисического культа символизируют жизнь человека в таинственном и великолепном мире, его инстинктивное единение с природой. "Дионисическое искусство хочет убедить нас в вечной радостности существования, но только искать эту радостность мы должны не в явлениях, а за явлениями". Аполлоническое же, напротив, это "полное чувство меры, самоограничение, свобода от диких порывов". В досократической Греции эти начала, борясь и соединяясь, создали великое искусство трагедии, которая "возникла из трагического хора" (а хор - это отголосок дионисийских праздников), который "разряжается аполлоническим миром образов". Трагедия, таким образом, отразила противоречия в человеческом мироощущении, борьбу с природой и с самим собой, как с ее частью. Именно в этом качестве греческая трагедия стала одной из основ всей европейской культуры.

   Однако  уже "огромное циклопическое око  Сократа, в котором никогда не сверкало безумие художнического вдохновения", разбило это единство двух начал, уничтожив трагедию. Ницше обвиняет Сократа в насаждении неслыханной тирании разума и морали, вытеснившей дионисическую свободу духа в бессознательное и заменившей ее инструкциями по эксплуатации жизни. Таким образом в истории культуры и человеческого сознания происходит "вечная борьба между теоретическим и трагическим миропониманиями", между, с одной стороны, ханжеством, скукой и , с другой стороны, свободой и весельем. Причем последнее всячески подавляется общественными нормами, моралью и всяким идеализмом, объявленным Ницше "мошенничеством высшего порядка".

   С исчезновением  дионисического духа связывается "бросающееся  в глаза ... вырождение греческого человека" и современное плачевное состояние человеческого духа. Однако "несомненные предзнаменования дают нам ручательство в том, что в современном нам мире происходит обратный процесс постепенного пробуждения дионисического духа!" "Новым Эсхилом" объявляет Ницше Рихарда Вагнера, в музыке которого он видит свидетельство возрождения трагического мифа в немецком духе, а с ним и новой жизни немецкого гения.

   Таким образом Фридрих Ницше начал  проповедовать имморализм и возвращение  к первозданной свободе, единение с  природой посредством освобождения инстинктов из-под гнета морали и норм общественного порядка - идею Вечного Возвращения.

   В дальнейшем Ницше отказывается от союза с  Шопенгауэром, порицая "шопенгауэровскую слепую волю к морали", а также и от Вагнера с его "неисправимым романтизмом". Вагнера, как оказалось, гораздо больше заботил собственные успехи и популярность и он рассматривал Ницше как собственного агитатора. "Человеческое, слишком человеческое" вышло с посвящением "памяти Вольтера", что одно уже могло вызвать скандал, и с подзаголовком "Книга для свободных умов", хотя, как признается автор уже на первых страницах, "когда мне это было нужно, я изобрел для себя и "свободные умы"...таких умов нет и не было". Однако он надеется, что "наша Европа будет иметь среди своих сыновей завтрашнего и послезавтрашнего дня таких веселых и дерзких ребят".

   Книга эта, составленная из девяти отделов, каждый из которых анализирует аспекты  человеческого бытия в мире, человеческого  общества и человеческого сознания показывает, как мало в человеке и его жизни подлинного величия и свободы, как сильно закрепостил он себя многочисленными представлениями и предрассудками, сложившимися в моральные установления и как спокойны и беззубы его мысль, наука, выхолощено искусство. Все это только лишь "человеческое".

Информация о работе Философия Фридриха Вильгельма Ницше