Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 11:23, реферат
Фридрих Ницше (1844-1900) - один из самых блестящих и спорных мыслителей европейской философии. Умерший на рубеже ХХ века он, по замечанию К.Ясперса, наряду с С.Кьеркегором и К.Марксом стал современником нового века. Время, в которое жил Фридрих Ницше, было очень сложным: Германия переживала болезненный процесс объединения, проводимый жесткой рукой Бисмарка, ломались столетиями накопленные стереотипы, нормы, правила, которые были так привычны, приятны и ценны немецкой душе и которые так хотелось сохранить.
Вступление 3 стр.
Краткая биография 4 стр.
Основные идеи 6 стр.
Главный труд
а) Об ученых 9 стр.
б) О церкви и священниках 10 стр.
в) О войне и войнах 10 стр.
г) О любви и браке 12 стр.
д) О трех превращениях 13 стр.
е) О сверхчеловеке 14 стр.
Заключение 16 стр.
Список литературы 17 стр.
Самарская Государственная Сельскохозяйственная Академия
Кафедра
истории и философии.
Реферат по философии
на тему:
«Философия Фридриха Вильгельма Ницше»
студента 2 курса
факультета БиВМ (ветеринария)
Белокоровкина
Вячеслава
Вячеславовича.
Кинель
2010г.
План:
а)
Об ученых
б)
О церкви и священниках
в)
О войне и войнах
г)
О любви и браке
д)
О трех превращениях
е)
О сверхчеловеке
Вступление.
Фридрих
Ницше (1844-1900) - один из самых блестящих
и спорных мыслителей европейской
философии. Умерший на рубеже ХХ века
он, по замечанию К.Ясперса, наряду с
С.Кьеркегором и К.Марксом стал современником
нового века. Время, в которое жил Фридрих
Ницше, было очень сложным: Германия переживала
болезненный процесс объединения, проводимый
жесткой рукой Бисмарка, ломались столетиями
накопленные стереотипы, нормы, правила,
которые были так привычны, приятны и ценны
немецкой душе и которые так хотелось
сохранить. Немецкая интеллигенция, прекрасно
образованная, воспитанная цветом европейской
культуры - сонмом великих поэтов, философов
и музыкантов, больше всего желала плодотворного
развития идей и традиций самой передовой
в то время в Европе немецкой культуры
и лишь очень немногие видели необходимость
радикальных перемен. Одним из них был
Фридрих Ницше.
Краткая
биография
Фридрих Вильгельм Ницше родился в 15 октября 1844года в местечке Рёккен у Лютцена, Германия. День рождения совпал с днем рождения короля-Фридриха Вильгельма IV, поэтому мальчик был назван в его честь. Отец и мать Ф. Ницше происходили из семей священников, но это были очень разные священники. Дед Ф. Ницше по отцу получил степень доктора теологии и написал несколько богословских трудов. Бабка по отцу, достопочтенная матрона Эрдмуге Доротея, в молодости вращалась в высшем свете. Первым ее мужем был веймарский придворный адвокат, она видела Наполеона и Гете. А вот дед по матери был простым сельским священником, сыном ремесленника. У него было одиннадцать детей. Отец философа, Карл Людвиг Ницше, не посрамил чести своего отца-теолога и матери-светской дамы. Хотя он и закончил свои дни священником в глухой провинции, начинал свою карьеру он как священник придворный. Карлу Людвигу Ницше еще не было и тридцати, когда он стал духовником детей знатных особ, в частности, воспитывал принцесс Альтенбургских. Ему покровительствовал Фридрих Вильгельм IV, король Пруссии. Такой была семья, в которой родился в будущем знаменитый философ.
В 1846 на свет появляется сестра
Ф.Ницше Элизабет, которой будет
суждено сыграть большую роль
в жизни будущего философа. 1849-1850
годы на всё жизнь останутся в памяти маленького
Фридриха. 27 февраля 1849 года рождается
брат Фридриха Йозеф. 30 июля после года
безумия умирает отец Ницше. 3 января Фридриху
приснился сон: «В ту пору мне однажды
приснилось, что в церкви звучит орган
- как на похоронах. Когда я пошел посмотреть,
в чем причина, вдруг разверзлась могила,
и мой отец в саване поднялся из нее. Он
быстро идет в церковь и вскоре возвращается,
держа на руках маленького ребенка. Могильный
холм раскрывается, он сходит в могилу,
и земля смыкается над ним. Тотчас же орган
смолк, и я проснулся.»1 - На следующий
день после этой ночи маленькому Йозефу
сделалось плохо, у него начались судороги,
и через несколько часов его не стало.
Сон полностью сбылся. В 1851-1862 годы Ф.Ницше
учится, сначала в подготовительной школе
при кафедральной гимназии, затем в Намбурской
гимназии, там он за 12 дней пишет историю
своего детства. 6 октября 1858 года Фридрих
поступает в школу Пфорта. В это время
его начинают занимать философские и этические
проблемы. Любимыми авторами Ницше становятся
Шиллер, Байрон, Гёльдерн. В 1861 первом году
происходит первое знакомство с Вагнеровской
музыкой. В 1862 году Ницше отправляется
в боннский университет для изучения теологии
и филологии. Затем продолжает своё обучение
в Лейпцигском университете. Знакомится
с творчеством Шопенгауэра. В 1868 году знакомится
с Рихардом Вагнером, пишет первые две
статьи о Диогене Лаэртском. На год
позже Фридрих Ницше, на основании рекомендации
профессора Ричля утверждается в должности
экстраординарного профессора классической
философии Базельского университета.
В 1873 году у Ницше происходит резкое и
уже периодически повторяющееся всю жизнь
ухудшение здоровья. Через 3 года он освобождается
по болезни от преподавания в университете.
1878 выход в свет книги «Человеческое, слишком
человеческое», непринятие книги в философских
кругах. 1882 год знакомство с Лу Саломэ,
дочерью петербургского генерала и почитательницей
книг Ф.Ницше. Начало их близкой дружбы.
Лу Саломэ - женщина, которая оставит много
противоречий в душе Ницше после их разрыва.
В 1883 году выходит первая часть книги «Так
говорил Заратустра». Ницше говорит, что
на него снизошли два "видения": сначала
мысль о "вечном возвращении", а потом
и образ самого Заратустры.
Дальнейшая хронология написания книги
представляет собой совершенный образец
чисто штурмового вдохновения. Книга создавалась
урывками, но в необыкновенно короткие
сроки: фактически чистое время написания
первых трех частей заняло не больше месяца,
по десять дней на каждую, так что окончательный
календарь выглядит следующим образом:
1 - 10 февраля 1883 г. в Рапалло: 1-я часть; вышла
в свет в июне того же года в Лейпцигском
издательстве Шмейцнера. 26 июня - 6 июля
1883 г. в Рапалло: 2-я часть; вышла в свет
в сентябре в том же издательстве. 8 - 20
января 1884 г. в Сильс-Мария: 3-я часть; вышла
в свет в марте там же. Последняя, 4-я часть
была написана в Ницце в январе - феврале
1885 г. и вышла в свет в апреле того же года
в издательстве Наумана в количестве 40
экземпляров, предназначенных только
для узкого круга знакомых.1886 год издание
на собственные деньги книги «По ту сторону
добра и зла». Начало работы над книгой
«Воля к власти». Тяжёлая болезнь. 1888 год
становится одним из самых важных в его
жизни. В это время Ф.Ницше пишет: «Антихрист»,
«Сумерки Идолов», «Казус Вагнера», начало
работы над «Ecce Homo». Первые явные признаки
душевного расстройства. 3 января 1889 года
апоплексический удар на улице и окончательное
помрачнение. 11 лет жизни Ф.Ницше проводит
в безумии, 25 августа 1900 года в полдень
Фридриха Ницше не стало.
Основные
идеи
Рано проявивший необычайную одаренность в поэзии и музыке, филолог по образованию, в двадцать пять лет он получил место профессора филологии в университете Базеля. Его считали надеждой немецкой филологии. Великий Рихард Вагнер был его другом, хотя между ними было тридцать лет разницы. Его книги великолепны с точки зрения языка, увлекательны для чтения и полны потрясающих по новизне идей. И тем не менее практически все они были встречены в штыки как критикой, так и читающей публикой, прижизненная слава Ницше носила скандальный характер. Очевидно, дело было именно в его идеях.
Поворотным моментом в становлении концепций Ницше стало прочтение им книги малоизвестного в те годы Артура Шопенгауэра "Мир как Воля и Представление". "Я понял его, как если бы он писал для меня", - так скажет Ницше о своем учителе. Несомненно, в Шопенгауэре его привлекла идея Воли, которая, по определению автора, есть внутренняя сущность субъекта, для которого мир есть объект созерцания - Представление. Воля также оказывается у Шопенгауэра внутренней сущностью всех сил, созидающих мир. Все есть в своей сущности воля, она лишь объективируется временем и пространством, становясь волей к жизни (термин, мимо которого Ницше пройти не мог). Нисходя по ступеням объективации (пространство и время, платоновские идеи, силы природы, всякая деятельность человека), Воля предстает объективному познанию лишь в виде объектов, определенных этими ступенями объективации. Именно их рассматривает мышление и потому в своей сущности Воля остается для него непознаваемой.
И лишь гений искусства - благодаря чистому созерцанию и неординарной силе фантазии - способен познать и выразить в поэзии, живописи и музыке вечную идею Воли. Высочайшее положение среди искусств занимает музыка, свободная от оков языка и потому не только отражающая идеи, но и непосредственно отражающая Мировую волю.
Метафизика Шопенгауэра захватила мятежный дух Ницше, в его Воле он увидел вечную пламенную волю к свободе, а творческого гения, которым руководит сама Мировая Воля, он увидел в Рихарде Вагнере.
Вагнеру посвящена первая книга Ницше - "Рождение трагедии из духа музыки", сразу же вызвавшая скандал. Поступательное движение в искусстве, по Ницше, "связано с двойственностью аполлонического и дионисического начал". Мистерии дионисического культа символизируют жизнь человека в таинственном и великолепном мире, его инстинктивное единение с природой. "Дионисическое искусство хочет убедить нас в вечной радостности существования, но только искать эту радостность мы должны не в явлениях, а за явлениями". Аполлоническое же, напротив, это "полное чувство меры, самоограничение, свобода от диких порывов". В досократической Греции эти начала, борясь и соединяясь, создали великое искусство трагедии, которая "возникла из трагического хора" (а хор - это отголосок дионисийских праздников), который "разряжается аполлоническим миром образов". Трагедия, таким образом, отразила противоречия в человеческом мироощущении, борьбу с природой и с самим собой, как с ее частью. Именно в этом качестве греческая трагедия стала одной из основ всей европейской культуры.
Однако уже "огромное циклопическое око Сократа, в котором никогда не сверкало безумие художнического вдохновения", разбило это единство двух начал, уничтожив трагедию. Ницше обвиняет Сократа в насаждении неслыханной тирании разума и морали, вытеснившей дионисическую свободу духа в бессознательное и заменившей ее инструкциями по эксплуатации жизни. Таким образом в истории культуры и человеческого сознания происходит "вечная борьба между теоретическим и трагическим миропониманиями", между, с одной стороны, ханжеством, скукой и , с другой стороны, свободой и весельем. Причем последнее всячески подавляется общественными нормами, моралью и всяким идеализмом, объявленным Ницше "мошенничеством высшего порядка".
С исчезновением дионисического духа связывается "бросающееся в глаза ... вырождение греческого человека" и современное плачевное состояние человеческого духа. Однако "несомненные предзнаменования дают нам ручательство в том, что в современном нам мире происходит обратный процесс постепенного пробуждения дионисического духа!" "Новым Эсхилом" объявляет Ницше Рихарда Вагнера, в музыке которого он видит свидетельство возрождения трагического мифа в немецком духе, а с ним и новой жизни немецкого гения.
Таким образом Фридрих Ницше начал проповедовать имморализм и возвращение к первозданной свободе, единение с природой посредством освобождения инстинктов из-под гнета морали и норм общественного порядка - идею Вечного Возвращения.
В дальнейшем Ницше отказывается от союза с Шопенгауэром, порицая "шопенгауэровскую слепую волю к морали", а также и от Вагнера с его "неисправимым романтизмом". Вагнера, как оказалось, гораздо больше заботил собственные успехи и популярность и он рассматривал Ницше как собственного агитатора. "Человеческое, слишком человеческое" вышло с посвящением "памяти Вольтера", что одно уже могло вызвать скандал, и с подзаголовком "Книга для свободных умов", хотя, как признается автор уже на первых страницах, "когда мне это было нужно, я изобрел для себя и "свободные умы"...таких умов нет и не было". Однако он надеется, что "наша Европа будет иметь среди своих сыновей завтрашнего и послезавтрашнего дня таких веселых и дерзких ребят".
Книга эта, составленная из девяти отделов, каждый из которых анализирует аспекты человеческого бытия в мире, человеческого общества и человеческого сознания показывает, как мало в человеке и его жизни подлинного величия и свободы, как сильно закрепостил он себя многочисленными представлениями и предрассудками, сложившимися в моральные установления и как спокойны и беззубы его мысль, наука, выхолощено искусство. Все это только лишь "человеческое".