Философия французского Просвещения

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 20:59, контрольная работа

Описание работы

Просвещение - это идейное и общественное движение в Европе и Северной Америке конца XVII - XVIII вв., связанное с общими переменами в условиях жизни под влиянием разложения феодальных и утверждения капиталистических производственных отношений. Оно получило распространение в основном в период между "славной революцией" 1688 г. в Англии и революцией 1789-1790 гг. во Франции, оставив неизгладимый след в литературе, искусстве, политике ("просвещенный абсолютизм"), а главным образом в истории общественно-политической мысли и философии.

Содержание

1. Сущность и основные принципы идеологии Просвещения

2. Философские взгляды Вольтера и Ж.-Ж. Руссо

3. Энциклопедисты: Дени Дидро, Д'Аламбер, Ламетри, Поль Гольбах, Клод Гельвеций

Работа содержит 1 файл

План.docx

— 41.41 Кб (Скачать)

 Центром концепции  Дидро была природа, которая  выступала как единственная реальность  и естественное благо. Все,  что не является природой, согласно  ему, есть лишь зло и обман:  Бог, общество, спекулятивная философия  предшествующих веков. Весьма  оригинальна у Дидро концепция  человека. Человек есть часть  природы, природное существо, поэтому  не следует противопоставлять  его природе, искать каких-то  высших сил, законов и целей,  управляющих его жизнью; как природное  существо он подчиняется тем  же законам, движим теми же  силами, что и вся природа, и  именно в ней находит он  свои цели и средства их  достижения.

 Дальнейшее развитие  идеи Дидро получили в работах Д'Аламбера, Гольбаха, Гельвеция.

 Жан Лерон Д'Аламбер (1717—1783) в дискуссиях между материализмом и идеализмом пытался занять более осторожную позицию, стремясь создать науку, «не выходящую за пределы фактов». Из его философских работ наиболее важное значение имеет вступительная статья к «Энциклопедии» — «Очерк происхождения и развития наук» (1751).

 Задачей науки Д'Аламбер считал анализ фактов, но фактов внешнего мира, а не психологических состояний. Д'Аламбер стремился создать такое знание, которое не опиралось бы ни на какие предварительные построения, но исключительно на факты. Именно с Д'Аламбера начинается традиция, согласно которой философия не имеет своего предмета и призвана заниматься истолкованием и «обобщением» результатов частнонаучных исследований.

 Жюльен Офре де Ламетри (1709—1751). В «Естественной истории души» Ламетри открыто обосновал атеизм. Книгу сожгли, а Ламетри вынужден был эмигрировать в Голландию. Здесь он анонимно издал свое главное философское сочинение «Человек-машина» (1747), которое публично сожгли.

 Система Ламетри была, как он сам говорил, чрезвычайно проста: не существует ничего, помимо материи, и все предметы состоят из нее. Но существует один предмет, материальность которого обосновать труднее, чем материальность других предметов. Этот предмет — человек. Для формирования материалистического представления о человеке необходимо было доказать материальность его души. Ламетри основывает это доказательство на демонстрации связи духовных процессов с телесными. А если между объектами возможно взаимодействие, то они, согласно общему взгляду философов XVII—XVIII вв., имеют одну природу. Таким образом, для Ламетри проблема состояла в сведении духовного к телесному.

 Материализм Ламетри нашел во Франции XVIII в. множество сторонников и последователей. К концу столетия именно материализм стал идеологической основой Великой французской революции.

 Поль Анри Гольбах (1723—1789) Он был соратником Дидро и Гельвеция, принимал активное участие в создании «Энциклопедии», крупную роль сыграл в идейной подготовке Французской революции конца XVIII в. Используя данные современного ему естествознания, Гольбах создал свой главный труд «Система природы, или О законах мира физического и духовного» (1770), явившийся, по словам современников, «Библией материализма». Основным идеям материализма он придал законченные формулировки: движение как перемещение в пространстве есть способ существования материи, которая вечна во времени и бесконечна в пространстве и представляет собой организованное целое, пронизанное сетью причинных связей; самая малая причина может привести к огромным последствиям; мысль о творении мира (креационизм) ложна, поскольку жизнь и сознание — продукты материи.

 В целом материализм  Гольбаха — не только наиболее  радикальное и последовательное  материалистическое учение того  времени, но и наиболее сухое,  схематичное и механистическое. 

 Клод Адриан  Гельвеции (1715—1771) — наиболее яркий представитель этического направления в Просвещении.

 В 1758 г. увидела свет  книга Гельвеция «Об уме». Книга  эта — плод более чем двадцатилетних  раздумий автора — вызвала  всеобщий интерес и стала одной  из важнейших вех в развитии  материалистической мысли XVIII в. во Франции. В 60-е годы он приступил к подготовке новой книги, намереваясь подробнее изложить и лучше обосновать в ней положения своей антропосоциальной концепции. К середине 1769 г. работа над книгой, получившей название «О человеке», была завершена, но от намерения опубликовать ее Гельвеции отказался, опасаясь жестоких репрессий. Впервые эта книга была издана в 1772 г.

 В целом влияние  Гельвеция на современников было  огромным. Его работы, запрещенные  во Франции, выходили большими  тиражами за границей и переводились  на многие европейские языки. 

 Деятельность человеческого  сознания (ума) Гельвеции характеризовал  с позиций материалистического  сенсуализма.

 

 

 

 

Список используемой литературы:

 

       Вольтер.  Бог и люди: В 2 т. М, 1961.

       Гольбах  П. Избранные произведения: В 2 т. М., 1963.

       Гельвеции  К. Соч.: В 2т. М, 1973-1974.

       Дидро  Д. Соч.: В 2 т. М., 1986-1991.

       Длугач Т. Подвиг здравого смысла. М., 1991.

       ЛаметриЖ. Соч. М., 1983.

       РуссоЖ.-Ж. Избр. соч.: В 3 т. М., 1961.

       Философия  в Энциклопедии Дидро и д'Аламбера. М., 1990.

       Французская  революция и Просвещение. М., 1989.

 

 


Информация о работе Философия французского Просвещения