Философия французского Просвещения

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 20:59, контрольная работа

Описание работы

Просвещение - это идейное и общественное движение в Европе и Северной Америке конца XVII - XVIII вв., связанное с общими переменами в условиях жизни под влиянием разложения феодальных и утверждения капиталистических производственных отношений. Оно получило распространение в основном в период между "славной революцией" 1688 г. в Англии и революцией 1789-1790 гг. во Франции, оставив неизгладимый след в литературе, искусстве, политике ("просвещенный абсолютизм"), а главным образом в истории общественно-политической мысли и философии.

Содержание

1. Сущность и основные принципы идеологии Просвещения

2. Философские взгляды Вольтера и Ж.-Ж. Руссо

3. Энциклопедисты: Дени Дидро, Д'Аламбер, Ламетри, Поль Гольбах, Клод Гельвеций

Работа содержит 1 файл

План.docx

— 41.41 Кб (Скачать)

План:

1. Сущность и основные  принципы идеологии Просвещения 

2. Философские взгляды  Вольтера и Ж.-Ж. Руссо 

3. Энциклопедисты: Дени Дидро,  Д'Аламбер, Ламетри, Поль Гольбах, Клод Гельвеций

 

       Сущность и основные принципы идеологии Просвещения

Просвещение - это идейное  и общественное движение в Европе и Северной Америке конца XVII - XVIII вв., связанное с общими переменами в условиях жизни под влиянием разложения феодальных и утверждения капиталистических производственных отношений. Оно получило распространение в основном в период между "славной революцией" 1688 г. в Англии и революцией 1789-1790 гг. во Франции, оставив неизгладимый след в литературе, искусстве, политике ("просвещенный абсолютизм"), а главным образом в истории общественно-политической мысли и философии.

 Хотя Просвещение зародилось  в Англии, как широкое культурно-идеологическое  движение общественной мысли  оно впервые оформилось именно  во Франции, где его основные  черты выразились с классической  четкостью, последовательностью  и радикальностью. Французское Просвещение  было представлено плеядой выдающихся  мыслителей. Вольтер, Монтескье,  Кондильяк. Дидро, Гольбах, Гельвеции, Ламетри, Руссо — вот далеко не полный перечень имен философов-просветителей. Просветительские идеи на длительный период предопределили развитие всей духовной культуры Франции, стали общественным достоянием. Причем эти идеи распространялись не только посредством собственно философских произведений, но и через художественную литературу (Вольтер, Монтескье, Дидро, Руссо были крупнейшими писателями своего времени).

 В социально-политическом  отношении французское Просвещение  представляло собой идеологическую  подготовку Великой французской  революции, выступало как идейное  оружие в борьбе с феодально-абсолютистским  строем. Можно утверждать, что прежде  чем Великая французская революция  свершилась в действительности, она сначала произошла в умах  философов-просветителей, которые  в течение всего XVIII в. ковали новое, антифеодальное сознание, новые ценностные установки и мировоззренческие ориентиры, готовили массы к штурму твердынь феодализма. Движение Просвещения, таким образом, было во Франции философской революцией, которая подготовила революцию политическую.

 Философы-просветители, особенно материалистической ориентации, стремились разработать программу устранения общественных зол и нового общественного устройства, которая, несмотря на свойственные ей многочисленные иллюзорные и утопические моменты (это однозначно показал последующий исторический опыт), сыграла крупную роль в социальной жизни той эпохи и оказала серьезное воздействие на последующие события европейской и мировой истории.

 Развернув сокрушительную  критику религиозного освящения  феодальных режимов, французские  философы XVIII в. продолжили работу, начавшуюся еще в эпоху Возрождения, — обесценивание религиозной веры, устранение диктата теологии, обезбоживание социально-политической и духовной жизни людей. Мыслители эпохи Просвещения были уверены, что решающую роль в исправлении социальных отношений призвано сыграть знание, и особенно познание «естественного порядка». «Естественный порядок», считали они, может быть достигнут лишь тогда, когда социальные отношения будут приведены в гармоническое соответствие с природой человека. «Естественный порядок» познаваем человеческим разумом и соответствует подлинным, неиспорченным желаниям человека. Виной тому, что этот порядок пока еще не утвердился в жизнедеятельности людей, являются невежество, мракобесие, религиозный фанатизм и тому подобные вещи. Именно они — главная причина человеческих бедствий, всякого зла и несчастья. Преодолеть зло и несчастье можно только избавившись от невежества, просветив разум. Исходя из этого, просветители формулируют свою главную практическую задачу — просветить разум людей, дать им правильные знания. Только на этой основе, с их точки зрения, может быть преобразована жизнь общества и человека.

 Вера в мощь человеческого  разума, в его безграничные возможности,  в прогресс наук, создающий условия  для экономического и социального  процветания, — вот основной  пафос Просвещения. Философы этой  эпохи считали, что обществу  свойственно постепенное развитие  на основе неуклонного совершенствования  человеческого разума; разум и  только разум является основой  всякого прогресса, всякого движения  вперед. Согласно им, знание, мораль, религиозная вера, — все должно  быть подвергнуто беспощадному  суду разума, и только то, что  будет оправдано этим судом,  имеет право на существование.  Увлеченные идеалом грядущего  «царства разума», эти мыслители  наивно полагали, что феодально-аристократическая  эпоха и свойственные ей политический  деспотизм, религиозный фанатизм  и т.д. — это не объективно  обусловленная, закономерная стадия  в развитии человечества, но отклонение, «перерыв» в восходящем шествии  разума, и положить ей конец  можно только посредством просвещения  людей. 

 Разум занимает в  идеологии Просвещения место  высшего судьи, выступает как  высшая инстанция критического  анализа. Сам же разум оказывается  вне критики, поскольку над  ним нет ничего, что могло бы  подвергнуть его критической  оценке. С точки зрения Просвещения  разум является единым и универсальным,  общим для всех людей, во  все времена, поэтому культура, которая должна быть построена  на принципах разума, представляется  единственно возможной рациональной  культурой. Все, что существовало  до нее, есть лишь ложь и  заблуждения, результат невежества  или сознательного обмана. Убежденные  в силе и независимости разума, философы Просвещения считали,  что он способен преодолеть  ложь и заблуждения и обеспечить  прогрессивное развитие человечества. Уверенность в силе разума  соединялась у них с уверенностью  в неуклонности исторического  прогресса. 

 Разум и прогресс  — вот два главных лозунга  философии Просвещения. При этом  просветители апеллируют не просто  к разуму — ведь к разуму  обращались и философы XVII в., — а к разуму научному, который опирается на опыт и свободен не только от религиозных предрассудков, но и от всяких «сверхопытных гипотез». Тем самым они пытались совместить рационалистические убеждения в могуществе и независимости разума с эмпирическим взглядом на происхождение знания. Они считали, что знание возникает опытным путем, но мера его истинности определяется разумом. Поэтому философов-просветителей, несмотря на явные элементы сенсуализма в их теориях познания, справедливо называли «рационалистами».

 Итак, XVIII в. осознавал себя как эпоху разума и света, возрождения свободы, расцвета наук и искусств, наступившую после более чем тысячелетней ночи средневековья.

 Французские просветители  подняли престиж философии на  небывалую прежде высоту и  утвердили взгляд на философский  разум как на высшую инстанцию  при решении всех вопросов, волнующих  человечество.

1. Французскую философию  XVIII в. принято называть философией Просвещения. Такое название французская философия XVIII в. получила в связи с тем, что ее представители разрушали устоявшиеся представления о Боге, окружающем мире и человеке, проявляли новаторство в своих философских исследованиях, открыто пропагандировали идеи нарождающейся буржуазии и, в конечном итоге, идеологически подготовили Великую французскую революцию 1789 — 1794 гг.

В философии французского Просвещения можно выделить три  основных направления:

• деистическое;

• атеистическо-материалистическое;

• утопическо-социалистическое (коммунистическое).

2. Деизм (не путать с  дуализмом Декарта — взаимосвязанностью  и равноправием материализма  и идеализма) — направление  в философии, сторонники которого:

• отвергали идею личного  Бога;

• не соглашались с отождествлением  Бога и Природы (пантеизмом);

• видели в Боге первоначало, причину всего сущего (но не более);

• отвергали возможность  вмешательства Бога в процессы природы  и дела людей, Его какое-либо влияние  на ход истории, окружающий мир после  его сотворения.

К деистическому направлению  принадлежали Вольтер, Монтескье, Руссо, Кондильяк.

3. Другим возможным направлением  философии французского Просвещения  было атеистическо-материалистическое.

Атеисты отвергали саму идею существования Бога в любых формах, объясняли происхождение мира и  человека с материалистических и  естественно-научных позиций, в вопросах познания отдавали предпочтение эмпиризму.

Представителями атеистическо-материалистической философии были Мелье, Ламетри, Дидро, Гельвеций, Гольбах.

4. Утопическо-социалистическое (коммунистическое) направление в философии французского Просвещения начало формироваться еще в середине XVIII в., но особое распространение получило во время Великой французской революции 1789 — 1794 гг. и после ее завершения.

К числу французских социалистов-утопистов (коммунистов) принадлежали Мабли, Морелли, Бабеф, Оуэн, Сен-Симон.

Основной интерес социалисты-утописты сосредоточили на проблеме разработки и построения идеального общества, основанного на равенстве и социальной справедливости.

 

 Философские  взгляды Вольтера и Ж.-Ж. Руссо

 Одним из самых выдающихся  представителей Просвещения был  Жан-Жак Руссо (1712—1778). Он подвергал  резкой критике цивилизацию, культуру, науку, искусство, литературу  XVIII в. Доказывал, что именно они привели к упадку нравов общества, нравственности людей. Восхищался простотой природы, величием добродетелей античных греков.

 Его призыв «вернуться  к природе» в сущности был неверно понят многими современниками. Вольтер, в частности, прочитав «Рассуждения о науках и искусстве», иронически заметил, что Ж.-Ж. Руссо призывает «встать на четвереньки».

 Между тем если мы  окинем взглядом сегодняшнюю  природу, то призыв Ж.-Ж. Руссо  вполне актуален. Вернуться к  природе, по его мнению, значит  отказаться от искусственности,  которая слишком пронизывает  всю современную цивилизацию.  Руссо вовсе не звал «в леса»,  он желал, чтобы человек был  в состоянии видеть собственными  глазами, чувствовать своим собственным  сердцем. Он желал, чтобы человек  постоянно стремился к личному  совершенствованию, чтобы никакая  власть на свете не могла  управлять его решениями, кроме  его разума.

 Ж.-Ж. Руссо отвергал  частную собственность, защищал  идеи республиканской свободы,  социального и политического  равенства. 

 Демократия, по Ж.-Ж.  Руссо, наилучший образ правления,  правда, в маленьких государствах; для средних и больших государств  более подходят соответственно  аристократия и монархия. Когда  Ж.-Ж. Руссо говорит о демократии, он имеет в виду прямое участие  каждого гражданина; представительное  правительство, с его точки  зрения, всего лишь выборная аристократия.

 Свобода и равенство  — вот цель Ж.-Ж. Руссо. 

 Индивидуумы для самосохранения  заключают общественный договор.  Договор заключается в отчуждении  каждым индивидуумом всех своих  прав без остатка в пользу  общины. Если бы какие-то права  у индивидуума оставались, то  естественное состояние продолжало  бы существовать. И ассоциация  по необходимости стала бы  либо тиранической, либо тщетной.  Суверен, верховная власть, по  Ж.-Ж. Руссо, это не монарх, не  какое-то правительство (как у  Т. Гоббса); это все общество  в его коллективной законодательной правоспособности. Каждый отдает себя под верховное руководство общей воли, и члены общины все вместе принимают каждого как нераздельную часть целого.

 Аргументы Ж.-Ж. Руссо  против разделения властей заключались  в следующем: «Подобно тому, как  природа наделяет каждого неограниченной  властью над всеми членами  его тела, общественное соглашение  дает политическому организму  неограниченную власть над всеми  его членами, и вот эта власть, направляемая общей волей, носит... имя суверенитета». Некоторые разделяют суверенитет «на силу и волю, на власть законодательную и власть исполнительную, на право облагать налогами, отправлять правосудие, вести войну, на управление внутренними делами и на полномочия вести внешние сношения... они делают из суверенитета какое-то фантастическое существо, сложенное из частей, взятых из разных мест, — продолжает Ж.-Ж. Руссо и подчеркивает, — это похоже на то, как если бы составили человека из нескольких тел, из которых у одного были бы только глаза, у другого — руки, у третьего — ноги и ничего более».

 Воля верховной власти  есть всеобщая воля. Каждый гражданин  как гражданин участвует во  всеобщей воле. В качестве индивидуума  он, конечно, обладает индивидуальной  волей, которая может прийти  в столкновение со всеобщей. В таком случае верховная власть имеет право принудить любого подчиниться всеобщей воли, т. е. силой заставить индивидуума быть свободным.

 Ж.-Ж. Руссо в сущности отвергает частную собственность. Государство по отношению к своим гражданам является хозяином всего их имущества.

 Как формируется всеобщая  воля? Политическое мнение каждого  человека определяется собственным  интересом, но собственный интерес  состоит из двух частей: одна  специфична для данного индивидуума,  вторая совпадает с интересами  всех других. Совпадение специфических  интересов случайно; как правило,  они разнонаправлены и взаимоуничтожаются. Остается результирующий интерес, который представляет общие интересы. Этот результирующий интерес и является всеобщей волей. Иначе говоря, всеобщая воля равна воле всех, минус крайности этих воль в ту или другую сторону.

Информация о работе Философия французского Просвещения