Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 18:20, реферат
XX век ушел с исторической арены, продемонстрировав возрастание динамики социальной жизни, потрясая наше воображение глубинными переменами во всех структурах политики, экономики, культуры. Человечество потеряло веру в возможность обустройства планеты, предполагающего устранение нищеты, голода, преступности. Цель – превратить нашу Землю в общечеловеческий дом, где каждому найдется место под солнцем – давно перешла в разряд утопий и фантазий.
Введение
1. Особенности философского знания, его роль в жизни человека и общества.
2. Философия и мировоззрение – характер взаимосвязи.
3. Философия и наука, философия и религия, философия и искусство: общее и различное.
4. Язык философии и специфика философских истин.
Религия, безусловно, ближе к философии, чем мифология. Взгляд в вечность, ценностное восприятие жизни, поиск высших целей и смыслов присущи обеим формам сознания. Однако есть и различия. Религия – сознание массовое. Философия – сознание теоретическое. Религия не требует доказательства, разумного обоснования своих положений, истины веры она считает выше истин разума. Философия – всегда теоретизирование, всегда работа мысли.
О глубоком сближении и даже взаимопроникновении философии и искусства писали многие великие философы (Платон, Кант, Шеллинг, Шопенгауэр, Вл. Соловьев). Гегель же говорил, что философ должен быть эстетически развит не меньше, чем поэт. Такие суждения великий мыслитель основывал на историческом опыте мировой культуры, и главным образом, - культуры античной. Европейское Возрождение (XIV – XVI вв.) было возрождением, прежде всего, художественно – философского духа древних эллинов, наследником которого мы являемся. «Красота спасет мир» - знаменитые слова русского классика обращены в равной мере и к философии и к искусству.
4. Язык философии и специфика философских истин.
Язык – это система знаков, с помощью которых люди общаются (коммуникативная функция языка), осуществляют познание мира и самопознание (номинативная и познавательная функции), хранят и передают информацию (информативная функция), управляют поведением друг друга (прагматическая функция). Он возник в процессе общения людей. Это признают практически все философы.
Мышление в философии, как логическая действительность не мыслилась вне языка. Логические категории мышления отложились прежде всего в языке, а логика и грамматика взаимосвязаны: анализируя грамматические формы можно открыть логические категории. Мыслительная деятельность, представляющая собой нахождение единства во многообразии, совершается преимущественно в языке и через язык. А это значит, что в языке адекватно выражены и зафиксированы свойства, структуры, законы объективной реальности. Философы, не всегда четко проясняли для себя существующие типы отношений языка к действительности, что и приводило к формулировке псевдопроблем. Язык вводит нас в заблуждение: называя некие абстрактные сущности, он порождает нашу склонность верить в их реальное существование. Из этой веры и родился идеализм, который наделял общие идеи и понятия, логические категории, имеющие языковое выражение, статусом объективного существования. Научный язык способен адекватно описать и выразить содержание действительности. Вопрос о соответствии языка реальной действительности, о его возможностях адекватно выражать объективное содержание вещей и процессов, стал одним из главных в философии языка XX века.
Непосредственная цель познания – истина, путь к которой обычно сложен, труден и противоречив. Истина – знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним. Иначе говоря, это верное, правильное отражение действительности – в живом созерцании или в мышлении.
В добывании истины, как и в ее проверке, необходимо единство теории и практики, которое есть коренной принцип философской гносеологии. В последние годы в нашей отечественной гносеологической литературе происходит переоценка взглядов на истину – как в положительном смысле, так и в негативном. Все сильнее заявляет о себе тенденция соединить логико-методологическую и экзистенциально – антропологическую традиции истины при приоритете последнее, т.е. она относится ко всему познанию в целом, связывает истину и личность.
Согласно Пифагору, смысл философии – в поиске истины. Задача научного исследования – «не поиск истины, а построение эффективных моделей мира».
Таким образом, понятие научной истины отнюдь не устарело и не является лишь «принадлежностью» мифологического мышления. Другое дело, что в различных сферах знания оно всегда преломляется специфически, в соответствии с особенностями этих сфер. Поэтому применение его всегда конкретно, как конкретна и сама истина.
На основании изученной научной литературы, можно сделать следующие выводы: предмет философии – не одна какая – нибудь сторона сущего, а все сущее во всей полноте своего содержания и смысла. Философия нацелена не на то, чтобы определить точные границы и внешние взаимодействия между частями и частицами мира, а на то, чтобы понять их внутреннюю связь и единство.
Философия включает в себя учение об общих принципах бытия мироздания (онтология или метафизика), о сущности развитии человеческого общества (социальная философия и философия истории), учение о человеке и его бытии в мире (философская антропология), теорию познания (гносеологию), проблемы теории познания и творчества, этику, эстетику, теорию культуры и, наконец, свою собственную историю, которая являет собой существенную составляющую предмета философии: история философии есть часть содержания самой философии. Так исторически сложился предмет философии.
Философия всегда была, есть и будет сферой формирования творческих способностей, духа и мудрости. Философия, ее вершинные творения неподвластны времени, философский взгляд на мир – осознание его под знаком вечности. В философских системах и учениях сосредоточен не только интеллектуальный, но также нравственный, и эстетический опыт человечества. Центр тяжести, главное сосредоточие философских проблем, поиск и утверждение высших жизненных истин и ценностей.
Широкие философские обобщения и верная методология помогают нацелить поиски на правильное отражение новейшего этапа истории, выявить особенности различных социальных образований, дать человеку основные ценностно – мировоззренческие ориентации в нынешнем сложном мире, прогнозировать его дальнейшее развитие.
1. История Философии. Учебник для высших учебных заведений. Ростов – на - Дону, «Феникс», 1999.
2. Философия: Учебник для высших учебных заведений. – Ростов н/Д.: «Феникс», 1995.
3. Философия: Учебное пособие для высших учебных заведений (Издание
6-е, переработанное и дополненное). – Ростов н/Д: «Феникс», 2003.
4. Философия: Учеб. пособие / Под ред. проф. В.Н.Лавриненко. – М.: Юрист, 1996.
5. Хрестоматия по философии: Учебное пособие для высших учебных заведений. Ростов н/Д: Феникс, 2002.