Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 18:20, реферат
XX век ушел с исторической арены, продемонстрировав возрастание динамики социальной жизни, потрясая наше воображение глубинными переменами во всех структурах политики, экономики, культуры. Человечество потеряло веру в возможность обустройства планеты, предполагающего устранение нищеты, голода, преступности. Цель – превратить нашу Землю в общечеловеческий дом, где каждому найдется место под солнцем – давно перешла в разряд утопий и фантазий.
Введение
1. Особенности философского знания, его роль в жизни человека и общества.
2. Философия и мировоззрение – характер взаимосвязи.
3. Философия и наука, философия и религия, философия и искусство: общее и различное.
4. Язык философии и специфика философских истин.
12
План
Введение
1. Особенности философского знания, его роль в жизни человека и общества.
2. Философия и мировоззрение – характер взаимосвязи.
3. Философия и наука, философия и религия, философия и искусство: общее и различное.
4. Язык философии и специфика философских истин.
Заключение
Список литературы
Тема: «Философия, ее предмет и значение».
XX век ушел с исторической арены, продемонстрировав возрастание динамики социальной жизни, потрясая наше воображение глубинными переменами во всех структурах политики, экономики, культуры. Человечество потеряло веру в возможность обустройства планеты, предполагающего устранение нищеты, голода, преступности. Цель – превратить нашу Землю в общечеловеческий дом, где каждому найдется место под солнцем – давно перешла в разряд утопий и фантазий.
В становлении и формировании духовной культуры человека философия всегда играла особую роль, связанную с её многовековым опытом критически – рефлексивного размышления над глубинными ценностями и жизненными ориентациями. Философы во все времена и эпохи брали на себя функцию прояснения проблем бытия человека, каждый раз заново ставя вопрос о том, что такое человек, как ему следует жить, на что ориентироваться, как вести себя в периоды кризисов культуры.
Человечество живет в новом веке; с новым веком люди связывают свои надежды на лучшее будущее, которое будет обеспечиваться невиданными возможностями информационных технологий, все новыми способами коммуникаций, усиливающейся интеграцией народов, наций в решении вопросов мира, экологических и других глобальных проблем, гуманизацией всех общественных отношений.
Кардинальные социальные изменения, как правило, сопровождаются и философским поиском, ориентированным на уяснение глубинных проблем человеческого бытия, всей жизнедеятельности человека, пересмотр его ценностных ориентаций.
1. Особенности философского знания, его роль в жизни человека и общества.
Термин философия происходит от греческих слов «phileo» - любовь и «sophia» - мудрость и означает любовь к мудрости. Однако одного любомудрия явно недостаточно, чтобы быть философом.
Философия определяется и как наука, и как учение, и как форма общественного сознания и как мировоззрение, способ постижения мира. Философия изучает не объекты, не эмпирическую реальность, а то, как эта реальность «живет» в общественном сознании; она изучает смыслы реальности для общества и человека. Наука изучает физическую природу, вскрывает ее законы, а философия объясняет, как и почему понимали природу ученые разных эпох и культур, древние греки или средневековые мыслители, или философы эпохи Просвещения и т.д.
Философия изучает не только сам мир, сколько знание людей о мире, смысл отношения объектов, процессов мира. Философия рассматривает мир через призму субъект – объектных отношений, т.е. отношений человека к миру, обществу, другим людям. Философия ищет в мире его онтологические, методологические, нравственные, эстетические основания.
Философ всегда строит систему ценностей мира, и тем самым показывает исходные основания человеческой деятельности. Философия, в отличие от любой другой науки, начинается с человека. Что такое человек? Что есть мир для него, чего может желать и добиться в этом мире человек. Это вопросы о судьбе, предназначении человечества, о высших идеалах и ценностях человека. Они не могут быть решены окончательно, так как каждая эпоха такие вопросы перед человеком ставит заново.
Философские вопросы – это, прежде всего мировоззренческие вопросы, ответ на которые цивилизованный, культурный человек ищет не в преданиях предков (миф), не в вере в авторитет (религия), а в доводах и умозаключениях разума.
Рациональным (и новейшим) построением человеческого духа является и наука. Научное и философское знание во многом совпадают (требованием к обоснованности, доказательности выдвигаемых ими положений). Но есть и различие. Научное знание безразлично к смыслам, целям, ценностям и интересам человека. Напротив, философское знание – ценностное знание, т.е. знание о месте и роли человека в мире. Философская истина объективна, но переживается она каждым по-своему, в соответствии с личным жизненным и моральным опытом. Только так знание становится убеждением, защищать и отстаивать которое человек будет до конца, даже ценой собственной жизни. Философское знание всегда хранит свою память о себе, свою историю, свои традиции.
Можно вычленить существенные моменты, свойственные философскому знанию вообще. Это:
1. Исследование наиболее общих вопросов бытия. При этом сама проблема бытия понимается в универсальном смысле. Бытие и небытие; бытие материальное и идеальное; бытие природы, общества и человека. Философское учение о бытие получило название онтологии (от греч. ontos - сущее и logos – учение).
2. Анализ наиболее общих вопросов познания. Познаваем или непознаваем мир; каковы возможности, методы и цели познания; в чем заключается сущность самого познания и что есть истина; каков субъект и объект познания и т.д. При этом философии не интересны конкретные методы познания (физические, химические, биологические и т.д.), хотя она, в большинстве случаев, не игнорирует их. Философское учение о познании получило название гносеологии (от греч. gnosis – знание, познание и logos – учение).
3. Изучение наиболее общих вопросов функционирования и развития общества. Формально эта проблема, конечно, находит свое место в учении о бытие. Но именно общество оказывает основное влияние на развитие личности, формирует социальные качества человека.
2. Философия и мировоззрение – характер взаимосвязи.
Всякая философия является мировоззрением, т.е. совокупностью наиболее общих взглядов на мир и место в нем человека. Однако это вовсе не означает, что всякое мировоззрение является также философий. Понятие «мировоззрение» шире понятия «философия». Это означает, что первое включает в себя второе и понятие «мировоззрение» нельзя свести только к философии. Оно включает в себя и другие виды мировоззрения – мифологическое, художественное, религиозное и т.д.
Мировоззрение и философия есть результат отражения мира, но глубина этого отражения может быть различной. Первый элементарный вид отражения происходит на уровне ощущений. Применительно к мировоззрению он связан с мироощущением или миросозерцанием. Здесь фиксируются лишь отдельные, внешние проявления бытия, мир явлений, а не сущностей. Следующие по глубине уровни отражения в этом плане – мировосприятие и миропредставление. Здесь создается уже цельная картина мира, обозначается взаимосвязь процессов и явлений, происходит фиксация их тождества и различия. Однако на этом уровне мировоззрение ограничено больше чувственным опытом, нежели рациональным мышлением, здесь чувства и рассудок еще преобладают над разумом. И только тогда, когда происходит отражение посредством понятий, формируется мировоззрение, способное вскрыть закономерности и сущность явлений и процессов. Понятийное отражение – это самый глубинный уровень отражения, связанный с абстрактным мышлением и теоретическим познанием. Мировоззрение на этом уровне можно назвать миропониманием. Именно его и представляет философия. Таким образом, философия – это высший уровень и вид мировоззрения, это теоретически оформленное, системно-рациональное мировоззрение. Она по самой своей сути призвана вскрывать рациональный смысл и всеобщие закономерности существования и развития мира и человека.
Необходимо отметить еще один – исторический аспект разграничения философии и мировоззрения. Философия – это самый поздний в историческом плане вид мировоззрения, возникший после мифа и религии. В связи с этим следует сказать, что общество уже обходилось и, может обходиться без основанной на разуме и мышлении философии, но тогда на ее место автоматически заступает мировоззрение, представляющее или мифологическое или религиозное миропредставление, основанное на вере в сверхъестественные силы.
По отношению к философскому мировоззрению дофилософские (дорациональные) мировоззренческие формы и исторически и логически оказываются их необходимым, естественным предшествием. Мифологическое сознание было сознанием глубокой, интимной связи человека и природы в эпоху родового строя. Религиозное сознание было первым человеческим взглядом в вечность, первым сознанием единства человеческого рода, глубоким прочувствованием универсальной целостности бытия. Но подлинный переход от религиозно – мифологических представлений о мире к его философскому пониманию означал замену произвольного (фантастического, вымышленного) логически обоснованным, выводным знанием, опирающимся на человеческий разум как на самое надежное и естественное средство познания.
Становление философского знания охватило несколько столетий раннегреческой истории (IX – VI вв. до н.э.). Оно осуществлялось как переход от конкретно – чувственных представлений к отвлеченным понятиям разума. Становление философии означало становление рационального постижения мира.
Следует подчеркнуть, что все функции философии диалектически взаимосвязаны. Каждая из них предполагает остальные и, так или иначе, включает их. И только через их целостное единство проявляется специфика и сущность философского знания.
3. Философия и наука, философия и религия, философия и искусство: общее и различное.
При рассмотрении вопроса о соотношении философии и науки имеется, по крайней мере, три аспекта его интерпретации: 1) является ли философия наукой; 2) взаимодействие философии и частных (конкретных) наук; 3) соотношение философии и вненаучного знания.
Если рассмотреть с позиции истории, то можно обнаружить преемственность в развитии философского знания, его проблематики, общность категориального аппарата и логики исследования. Не случайно многие крупные ученые в области конкретных наук являются и виднейшими представителями философии (Пифагор, Аристотель, Бруно, Коперник, Маркс, Фрейд и многие другие). Философия осуществляет научный поиск и уже, поэтому имеет научный характер, но обязательно опирается на систему научных знаний.
Второй аспект – современная философия уже не может претендовать на роль науки наук, включать в себя все знания. Конкретные науки имеют свой собственный предмет исследования, свои законы и методы, свой уровень обобщения знания. Философия же делает предметом своего анализа обобщения частных наук, с более высоким вторичным уровнем обобщения. Философия также оказывает влияние на развитие частных наук, как положительное, так и отрицательное. Ее влияние осуществляется через философское мировоззрение, которое, так или иначе, воздействует на первоначальные позиции ученого, его отношение к миру и познанию, а также на его отношение к необходимости развития той или иной конкретной области знания (например, ядерной физики, генной инженерии и т.п.).
Третий аспект – философия и вненаучное знание (астрология, оккультные «науки», магия, колдовство и т.д.). Наиболее велико влияние псевдонауки именно в критические моменты развития общества и индивида, что служит определенным средством адаптации к жизни в период социальной и индивидуальной нестабильности. Поэтому современное научное и культурно – интеллектуальное сообщество не должно смотреть на засилье псевдонауки со снисходительной усмешкой, ибо оно в таком случае улыбается собственной нравственной ущербности.
Самые первые представления о мире существовали как мироощущение, формируемое мифом. Но в то же время эти представления, знания о мире не были однородными. С одной стороны, миф включал фантазии, верования в богов и героев, а с другой – эмпирические знания, обобщения многолетних наблюдений, здравый смысл. По мере совершенствования понятийного мышления происходит и рационализация мифа, в нем все дальше друг от друга «отходят» знания, основанные, с одной стороны, на опыте, с другой – на вере в сверхъестественное. В результате из мифологии выделяются и обретают статус самостоятельных две системы знаний. Та часть мифологии, которая рассматривала проблемы первоосновы мира, его природы, устройства, взаимосвязи с человеком, стала «праматерью» философии. А та часть, - которая обращалась к проблемам постижения действительности через веру, стала основой для теологии как учения о религии.
В этом качестве философия выступает как способ решения мировоззренческих проблем при помощи разума, рационального мышления, интеллекта. Однако генетическая связь мифологии, религии и философии продолжается и в функциональной связи этих систем знаний. Все они выступают как способы освоения мира как целостности, рассматривают наиболее общие проблемы происхождения и устройства мира, взаимоотношений мира и человека, роли человека и смысла его жизни, т.е. являются средствами формирования и одновременно формами мировоззрения. Религия – вторая (после мифа) историческая форма социального регулятива. Она еще не есть свобода, но есть мечта, греза о ней. Но и в достаточно развитом обществе – если только это общество тоталитарного, казарменного режима – философия не нужна и невозможна.