Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 12:04, лекция
1.Изменение предмета философии в историческом развитии.
2.Мировоззрение (М) - предмет современной философии: определение, содержание, роль в становлении личности.
3.Исторические типы мировоззрения: миф, религия, наука.
4.Философия и наука. Специфика философского знания.
5.Функции философии. Философия и культура.
Таким образом, типология общественного мировоззрения определяется содержанием доминирующего знания в каждый исторический период: мировоззрение первобытного и рабовладельческого обществ, в которых господствующей формой общественного сознания была мифология, было мифологическим.
В Средние века религия становится господствующей формой общественного сознания, она формирует религиозное мировоззрение.
С ХУП веке и до наших дней наука продолжает занимать лидирующее положение в мире, а, следовательно, и мировоззрение, и основы современной цивилизации формируются на научной основе.
4. Наука, как содержательно богатое явление, имеет множество определений. Выберем для нас наиболее приемлемое:
Наука - это понятийная форма мышления, которая видит свою задачу в достоверном познании мира и систематизации полученных знаний, с помощью которых человек преобразует свою жизнь. Наука – одна из важнейших составляющих человеческой культуры в современном обществе.
Наука и философия возникают одновременно в Древней Греции,
поэтому у них много общего. Наука и европейская философия, даже отделившись друг от друга, находились в постоянной связи и взаимодействии, обмениваясь идеями. Отсюда и общие черты:
-понятийная форма, логичность, проблемный характер развития, доказательность, системность, мировоззренческий уровень отражения (на современном уровне развития науки).
Но знание конкретных наук принципиально отличается от философского: конкретное знание можно проверить с помощью опытов, воспроизвести с помощью экспериментов, установить непротиворечивость с помощью фактов. Конкретное научное знание – это результат наблюдения, описания, эксперимента, классификации, теоретического обобщения конкретных процессов в реально существующем мире.
Современная наука работает на 4 уровнях познания:
-эмпирическом, когда наука познает мир на опытном уровне;
-теоретическом, когда изучаются общие законы, объясняющие знания эмпирического уровня;
-системном, когда изучаются открытые системы при взаимодействии с подобными;
-философском, когда
обобщается знание
Философское знание – эмпирически (эмпирия – опыт) не проверяемо, философия не изучает предметный мир, а только мысли о нем. Философское мышление оперирует противоположными категориями, неразрывно связанными между собой и раскрывающими содержание друг друга. Эта взаимосвязь в философии называется сопряженностью. Философское знание не дает конкретных указаний, как должен поступать человек в той или ситуации, его знание умозрительное по своей форме, рефлексивное по содержанию, оно заставляет человека постоянно думать, как можно решать жизнетворческие вопросы, реализуя цели и смысл своей жизни, оставаясь верным самому себе. Умозрительное, умопостигаемое знание – это способ теоретического, абстрактного постижения истины, не связанный непосредственно с опытным познанием мира. Философия в бесконечном многообразии мира стремится найти первосущность, первопричину его возникновения и развития, то есть субстанцию.
Таким образом, философия, как особая область знания, отличается от знания конкретных наук:
1.в науке каждый предмет имеет свой конкретный объект исследования, в философии предмет исследования самый общий - бытие человека в его мировоззренческом значении.
2. результат научного познания излагается в виде системы понятий и законов, в философии в виде категорий и всеобщих законов, представляющих всеобщие абстракции. Их природа, как заметили еще греки, дихотомична, то есть двойственна. Они сопряжены друг с другом и представляют противоположные стороны всеобщих законов, например форма и содержание, причина и следствие, и т.п. Говорить об одной из философских категориях без ее противоположности бессмысленно: «сущность является, а явление существенно» - разделить их невозможно, они сопряжены между собой.
3. каждая наука имеет свои методы познания, изучающие определенный объект, философские методы познания относятся к познавательному процессу вообще и носят всеобщий, методологический характер: метафизика и диалектика. И хотя они на первый взгляд, казалось бы, должны исключать друг друга, так как они противоположны, но в теории познания они взаимосвязаны и предполагают друг друга: метафизика которая изучает мир как определенную данность, то есть как он существует в данный момент, диалектика изучает мир как процесс развития, метод опирающийся на наиболее общие законы развития бытия и мышления, и знания полученные с помощью метафизического познания.
4.если науки исследовали свой предмет на разных уровнях развития, то философия всегда стремится к возвышенному, умопостигаемому смыслу, определяет высокие цели, к которым должен стремиться человек, совершенствуя себя, становясь личностью. И это сближает философию с искусством.
.
Философствование сочетает в себе глубочайший рационализм и глубину творческого человеческого переживания. Оно не предлагает конкретных решений, а лишь помогает обществу, человеку понять существование различных возможностей решения проблем. Философское знание.- это мировоззренческое знание человека, помогающее ему стать личностью, сформировать свою нравственную сущность, быть полезным себе и обществу. Рефлексирующий характер философского мышления развивает критическое мышление, без которого невозможно творчество.
5. Философское знание менее богато по содержанию, чем научные теории конкретных наук, но в функциональном отношении оно очень богато. Функции философии носят всеобщий характер, то есть распространяются на познание природы, общества и человека:
-мировоззренческая функция формирует мировоззрение общества и человека,
-онтологическая, формируется целостное учение о бытии или научную картину мира и роль в ней человека;
-гносеологическая, создает представление о познавательном процессе в целом, что очень важно для педагога, который должен учить детей познавать мир;
-аксиологическая, формируют представление об идеалах и ценностных ориентациях человека, корректирует его деятельность,
-логическая, воспроизводит логику познавательного процесса и логику развития;
-идеологическая, обеспечивает теоретическое обоснование основной цели государства и путей достижения этой цели;
-гуманистическая, утверждает, что человек и его жизнь есть самая большая ценность на земле, и никто не имеет право лишить человека жизни, или посягнуть на его права;
-прогностическая, на основе философских законов возможен прогноз развития на будущее,
-практическая функция, которая проявляет себя через мировоззрение человека, то есть принципы его деятельности;
В разных учебниках и пособиях вы можете прочитать о других функциях, это будет еще одно свидетельство, того, что философия при творческом подходе позволяет понять и принять различные возможности решения современных проблем.
Выводы:
1.Философия- это наука
о бытии человека в его
2. умозрительная форма философского знания не дает конкретных рецептов, как должен поступать человек в конкретных условиях своей жизни, но позволяет творчески осмыслить возможности своего поведения, ориентируясь на идеалы своего времени.
3.философское знание - это осмысление человеком высших достижений культуры и цивилизационных процессов, происходящих в мире. Это рефлексия над возможностями творчества человека и науки в частности.
Схематическое изображение лекционных вопросов:
Структура философского знания сформировалась еще в эпоху Античности и содержала три главных раздела:
- онтология – учение о бытии,
- гносеология – учение о познании, теория познания,
- аксиология – учение о ценности.
Как и всё в этом мире, предмет философии в процессе исторического развития изменялся. Эти изменения определялись потребностями общества, господствующей формой общественного сознания, уровнем развития самой философии и науки в целом.
Хронологически границы изменения предмета философии могут быть представлены в таком виде:
С УП – У1 вв. до н.э. до ХУП века |
онтология |
С ХУП века до наших дней |
гносеология |
С конца ХХ века – ХХ1 век |
Мировоззрение: онтология, гносеология, аксиология. |
Вопрос № 2.
1.фундаментальные законы развития природы, общества,
2.понимание познавательного
процесса и методологии
3.формирование идеалов
и ценностных критериев,
4.формирование убеждений, представляющих сплав научных принципов и эмоций, «от которых человек не может отказаться, не разорвав своего сердца» /К.Маркс/; Томас Мюнцер: «ich stege hier. und kann nicht anders».
5.эмоции, «без которых никогда не бывало, нет и быть не может человеческого искания истины» /В.И.Ленин/
6.сила воли, позволяющая
человеку добиваться
М.формируется на протяжении всей жизни и проходит три этапа развития:
-мироощущение(основа- психологическое восприятие)
-мировосприятие (основа- художественно- образное познание жизни)
-миропонимание (основа- научное познание)
Значение М. для становления личности:
-основа личностного развития;
-определяет интересы и
-о М. судят не по словам, а по его делам;
Вопрос № 3.
Исторические формы мировоззрения
Исторические периоды |
Господствующая форма общественного сознания |
Первобытная эпоха и рабовладельческое общество |
Миф-это образное представление о мире и отношениях между людьми, когда человек отождествляет себя и окружающий мир, наделяя их сверхъестественными возможностями. |
Средние века. ( в современном обществе играет важную роль) |
Религия (от лат.- набожность, благочестие) определяет образ жизни людей, их мироощущение. |
Новое время и современность |
Наука - понятийная форма мышления, которая видит свою задачу в достоверном познании мира и систематизации полученных знаний, с помощью которых человек преобразует свою жизнь. Наука – основа человеческой культуры. |
Вопрос № 4.
Наука и философия.
Общие черты у науки и философии:
-понятийная форма;
-логичность, проверяемость;
-доказательность;
-систематичность;
Отличие философии от науки:
№ |
Наука |
Философия |
1.
2.
3.
4. |
В науке каждый предмет имеет свой конкретный объект исследования. В науке излагается содержание в конкретных понятиях и законах.
Каждая наука имеет свои методы исследования.
Наука познает объективные законы и свойства своих объектов познания и стремиться внедрить их в практику. |
1.в философии- предмет
исследования самый общий: 2.в философии- в
виде категорий и всеобщих
законов в предельно 3.философия обладает
двумя всеобщими научными 4.философия не довольствуется понятийным постижением мира, она стремиться к возвышенному, умопостигаемому смыслу, что сближает её с искусством и требует рефлексии в процессе познания. |
Таким образом, философия объединяет в единое целое глубочайший рационализм и глубину творческого человеческого переживания.
Вопрос № 5.
Функции философии
Задание для самостоятельной работы по теме : «Философия, её предмет и роль в жизни общества и человека»
1)Дайте определение базовым понятиям:
Философия-
Онтология-
Гносеология-
Аксиология-
Идеал-
Ценность-
Ценностные критерии-
Мировоззрение: определение, содержание, значение-
Миф-
Религия-
Наука-
Специфика философского знания-
Рефлексия-
Категория-
Сопряженность -
Метафизика-
Диалектика-
Функции философии-
2)Вопросы для повторения:
1.Когда возникла философия? Из каких частей состоит её содержание?
2.Что такое идеал? Зачем нужны человеку идеалы, если их невозможно реализовать?
3.Дайте определение мировоззрению? Почему мы считаем мировоззрение предметом современной философии?
4.Назовите этапы формирования М.?
5.Каково содержание М? В чем его значение для формирования личности?
6.Назовите исторические формы М.? Что определяет их возникновение в определенные исторические эпохи?
7.Какие общие черты имеют философия и наука?
8.Какова специфика философского знания?
9.Назовите основные
функции философии и
2. Ответьте письменно на вопросы:
1.Что такое философия? Каков ее предмет и назначение?
2.Зачем Вам нужна философия?
3.Как нужно изучать
философию, чтобы выработать
Анкета для изучения мировоззрения:
1.Как вы понимаете научную картину мира?
2.Если вы верующий человек, как вы будете рассказывать своим ученикам о происхождении мира?
З.Чтобы научить учеников мыслить, что должен знать педагог о теории познания?
4.Какую задачу решает чувственное познание, а какую – рациональное?
5.Как вы представляете идеал человека в современную эпоху? А каков ваш идеал человека?
6.Что такое цель и смысл жизни?
7.Зачем нужна человеку система ценностей?
8.Всегда ли вы добиваетесь
поставленной перед собой цели,
или бросаете дело на
9. Как часто вы радуетесь достижениям ваших профессиональных наук? Какие открытия вас поразили в этом году?
10. Какие мировоззренческие
убеждения у вас уже
Информация о работе Философия, ее предмет и роль в жизни общества