Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 19:28, реферат
Философия как «естественная, склонность» человека. Кому нужна и кому не нужна философия. «Тайна» философского творчества. Альтернативность философских идей: материализм и идеализм. Основные части философии.
Философия как «естественная склонность» человека
Слово «философия» в переводе с древнегреческого языка означае
«Тайна» философского творчества
Великий диалектик Гегель (1770-1831) называл философию «эпохой, схваченной в мыслях», подчеркивая ее глубокую привязанность к самым тонким и интимным приметам своего времени: общему умонастроению, образу жизни, психологии, нравам, быту народа. Но в гегелевской формуле выражено и более глубокое содержание: философия эпохи указывает на высшую отметку, достигнутую к этому времени человеческим духом, предельное значение пройденного им пути, освоенного опыта.
Вместе с тем мысли философа — это мысли о вечном. Философское мышление выводит человека в мир высших целей, символов и ценностей. Философское освоение действительности есть одухотворение, очеловечивание ее в исторических, а теперь уже и космических масштабах.
Связь философии с жизнью, как и природу философского обобщения, нельзя понимать упрощенно. Философия — это надстройка очень высокого уровня, т.е. связь ее идей и теорий с экономической и политической реальностью не прямая, не однозначная, а весьма сложная и опосредованная. Философы концептуализируют, «аранжируют» общественные идеи, но сами эти идеи уже как бы «носятся в воздухе»; философы решают жизненные проблемы, но сами эти проблемы придумывают не они — их «придумывает» жизнь. Философы так же не «придумывают» категории, как филологи-языковеды не л придумывают» язык. И те и другие не изобретают, а изучают свой объект исследования: его генезис, его законы развития. В гениальных произведениях Гегеля — «Феноменология духа» (1807) и «Наука логики» (1812-1816) — можно проследить лабораторию высокого философского творчества: в первом из них вся история европейской культуры (от античности до Французской революдии) прочитывается как история изменяющихся ликов сознания; во втором категории и фигуры логики осмысливаются как вехи всемирного исторического опыта, развития, усложнения всесторонней трудовой и общественной деятельности человека.
Философское знание есть знание о всеобщем. Но возможно ли такое знание? И возможно ли оно не как догадка, а как знание объективное, т.е. необходимое и достоверное, поддающееся проверке, апробации на свою истинность? Такой вопрос всерьез беспокоил, волновал самих философов не только в силу своей теоретической значимости, но и потому, что его положительное разрешение должно было оправдать философию в глазах общества: убедить людей в доверии к философским учениям, бравшим на себя очень большую роль и ответственность — быть учителем и наставником человечества.
Смысл проблемы заключался в следующем. Все наше знание — из опыта. Но сам по себе опыт может свидетельствовать только о единичном и случайном. Эмпирики заранее обрекали себя на неудачу, тщетно пытаясь получить суждения и умозаключения всеобщего на пути простого количественного прибавления и расширения фиксированных в опыте, подтвержденных фактов, т.е. на пути логической индукции. Тщетно потому, что опыт всегда ограничен и конечен, а основанная на нем индукция неполна. Эти неудачи явились одним из источников агностицизма (гносеологического пессимизма) — вывода о невозможности познать внутреннюю суть вещей, которая решительно отделялась при таком ее понимании от своей внешней стороны — явлений.
Мистики и иррационалисты путь к всеобщему видели в признании сверхопытного и сверхфизического знания, в конечном счете — в мистическом экстазе или откровении.
Основоположник классической немецкой философии Кант попытался избежать обеих крайностей. Он предложил свой, оригинальный, путь решения проблемы: резко отделил содержание знания от его формы; содержание познанного он выводил из опыта, но это содержание — так считал философ — только тогда может быть признано всеобщим и достоверным, когда оно обретает для себя доопытную (априорную) форму, без которой невозможен сам мысленно организованный опыт.
Решение, предложенное Кантом, — идеалистическое. Современная наука и практика не подтвердили кантонского предположения о доопытном происхождении чувственных и мыслительных форм. Но в таких предположениях и догадках есть глубокое рациональное зерно. Оно состоит в том, что опыт, к которому как к источнику и критерию знания обращалась за поиском оснований всеобщего прежняя философия, должен значительно расширить свои границы: это уже не только опыт индивида, а всечеловеческий опыт, опыт истории.
Человеческая история (история мысли, история духа в особенности) есть самый высший, самый развитый и самый сложный уровень реальности. Мир человека — самый богатый диалектикой. Для философии, же человек всегда был «мерой всех вещей»*. Познавая этот мир, т.е. глубинные процессы, происходящие б человеческой истории, осмысливая радикальные перевороты з духовной жизни, в сознании, философия познавала тем самым всеобщее, поскольку в высших проявлениях мирового развития объективирована, осуществлена действительно всеобщая потенция, всеобщая мощь Универсума.
Только этим можно объяснить ту огромную эвристическую и прогностическую силу, которая заключена в философском знании. Философские прозрения нередко и намного опережали открытия и выводы пауки. Так, идеи атомистики были высказаны еще древними философами за несколько веков до нашей эры, тогда как в естествознании (физике, химии) дискуссии о реальности атомов продолжались даже в XIX в. То же можно сказать и о других фундаментальных идеях (законах сохранения, принципе отражения), которые были выдвинуты в философии значительно раньше, чем получили признание и подтверждение в естествознании, в науке.
Но, пожалуй, самый яркий и убедительный тому пример — философские открытия Гегеля, разработка им системы диалектики как логики и теории познания. Гегелевская диалектика уже ближайшими его последователями — Марксом и Герценом — была глубоко и точно понята и охарактеризована как теория (или «алгебра») революции. Именно революция — и не только и не столько даже политическая, сколько духовная, т.е. радикальная перестройка в общественном сознании,— дала философу ни с чем не сравнимый и не сопоставимый, богатейший и ценнейший материал для раздумий, выводов и обобщений. Из этих обобщений (центральное из них — учение о противоречии) был выведен категориальный каркас диалектической теории, хотя, однако, в идеалистическом варианте.
Альтернативность философских идей: материализм и идеализм
Что значит — в идеалистическом варианте? Идеализм есть такой тип и такой способ философствования, который активную, творческую роль в мире отводит исключительно духовному началу, лишь за ним признавая способность к саморазвитию. Идеализм не отрицает материю, но рассматривает ее как низший род бытия —- не как творческое, а как вторичное (сотворенное) начало.
Идеалистическая философия имеет, безусловно, под собой исторические, объективные основания. В философии Нового времени (XVIII — первая половина XIX в.) диалектика не случайно рождается и первоначально разрабатывается в лоне идеализма, и лишь позже (с середины XIX в.) — как диалектика материалистическая (диалектический материализм). Конечная причина такой эволюции в том, что творческая природа духовного производства заметнее, внешне ярче, более открыта и для взгляда теоретика, и для общественного сознания в целом, чем историко-творческий характер «грубого*, неэлитарного, повседневно-привычного процесса — производства материального. Критическое преодоление идеализма материализмом не могло быть лишь внутрифилософским делом — око осуществлялось как сторона и составная часть более общего социального движения, выводящего на авансцену истории новые силы: трудящиеся массы.
Материализм, корна которого уходят в материально-производственную а социально-преобразовательную практику человека, есть в конечном счете не. что иное, как убежденность познающего сознания в его производности от природной и социальной реальности, которая для материалистов самоценна и самодостаточна, никем не сотворена, т.е. существует вечна.
Материализм и идеализм — противоположные философские учения. На протяжении всей истории философии они вели (и продолжают вести) сложный, напряженный и содержательный спор друг с другом, находя в жи:щи, к противоречивой действительности все новые и новые аргументы дли укрепления и защиты своих позиции. Когда этот спор удерживался границах теории, от него выигрывали обе стороны, обогащалась философия в целом. Но нередко было иначе: против «еретиков» и инакомыслящих в условиях идеологического и политического противостояния выдвигались отнюдь не доводы разума, а аргумент грубой силы — моральной, а то и физической расправы над ними. К сожалению, за примерами подобного рода не обязательно обращаться
. к далекой истории, ими, как уже об этом говорилось, более чем богато и наше столетие.
Сказанное выше требует внимательного, корректного обращения и с таким понятием, как «партийность философии». В условиях жесткого идеологического, командно-административного давления, которое долгие годы тоталитарная власть оказывала на нашу интеллигенцию, под «партийностью» по отношению к философии понималось требование партийно-государственной монополии на мировоззрение, т.е. но существу право на духовное
''насилие над личностью. Философам предлагалось «разрабатывать» проблемы, но вывод, который им
• полагалось получить из своего «исследования», навязывался, диктовался им заранее. Быть партийным в философии в понятиях того времени означало быть безоговорочно послушным своей партии, выполнять лишь ее заказ, «обосновывать» уже выдвинутые от ее имени лозунги и декларации.
От такого рода «партийности» следует решительно отказаться. По это не значит, что следует отказаться от принципа партийности вообще. Философское, сознание по природе своей, партийно в том смысле, что оно не может быть «нейтральным» по отношению к добру и злу, истине и заблуждению, не. может быть равнодушным и безразличным к целям и идеалам человека.
В наше время, как и в предшествующие века (несмотря на разительный прогресс в системе образования), философия вес еще остается элитарной формой культуры. Но с прогрессом общества, с преодолением всех форм отчуждения, с ликвидацией на этой основе порабощающего человека жесткого окостенелого разделения труда, с превращением всего жизненного времени во время его подлинно свободной жизнедеятельности, а человеческого труда — к систему собственно творческих актов, в гармонию интеллектуальных и эстетических устремлений личности философия перестает быть чисто профессиональным занятием, уделом и монополией немногих. Шаг за шагом философия неумолимо становится сердцевиной образа жизни и образа мысли, каждого человека демократического, цивилизованного общества, В таком обществе философия является внутренним, необходимым условием развития всей социальной действительности, всех сфер духовного бытия человека.
Основные части философии
Уже античная философия, становясь самостоятельной системой знаний, обретала спою композицию. У стоиков (IV в. до н.э.) эта структура приняла следующий вид: философия начинается с логики; после логики следует физика как учение о природе; после физики — этика (учение о человеке, о путях его к мудрой, осмысленной жизни). Последняя была главной, поскольку и логика (учение о познании), и физика (учение о природе) при всей важности трактуемых в них проблем лишь предваряли основные, смысложизненные положения и выводы философа о предназначении и судьбе человека, об отношении его к вечному и бесконечному миру. Предложенная стоиками схема сохранила свое значение и по сегодняшний день, хотя время внесло свои коррективы. В XVII в. (прежде всего благодаря Бэкону и Декарту) в лоне общих систем философии углубленную разработку получила теория познания (гносеология). В понимании того времени гносеология была шире логики, так как рассматривала не только абстрактно-теоретический, но и чувственный уровень познания (ощущения, восприятия, представления). То, что античные философы именовали физикой, философы более поздних веков назвали онтологией (слово «физика» в связи с возникновением специально-научного, опытного, знания наполнялось другим, современным, смыслом).
Существенную перестройку, переосмысление структуры философского знания осуществил в Новое время основоположник классической немецкой философии И. Кант. В одном из итоговых своих сочинений — «Критике способности суждения» — он говорит о трех частях философии, соотнося их с тремя «способностями души» — понимая под последними познавательную, практическую (желание, воля) и эстетическую способности, присущие человеку от рождения. Иными словами, Кант понимал философию как учение о единстве истины, добра и красоты, что значительно расширяет ее узкорационалистическую трактовку только как теории или методологии научного знания (эта трактовка сначала принадлежала просветителям, а затем позитивистам).
Гегель строит свою систему в виде «Энциклопедии философских наук*. Как и стоики, и Кант, Гегель называет три части философского знания:
• логика;
• философия природы;
• философия духа (к последней относится комплекс философских паук о государстве и праве, о всемирной истории, об искусстве, религии и самой философии).
Как видим, логика, методология познания давно составляют теоретическое ядро философии. Однако структура современной философии не сводится только к ядру. Социальная философия (философия истории), философские вопросы естествознания (философия науки), этика, эстетика, философская культурология, история философии и т.д. — круг философских дисциплин может быть и расширен. Но отменяет ли многокомпонентная структура философского знания его целостность? Нет, не отменяет, потому что философские дисциплины — не механические части целого, которые можно отделить от него и рассматривать вне связи с другими ого частями. Здесь более подходит иной образ: драгоценный кристалл и его грани. С поворотом кристалла высвечиваются новые его грани, хотя сам кристалл остается все тем же.
Так, эстетика (вопреки достаточно распространенному мнению о ней) не является частью философии, поскольку вся философия эстетична (высший акт разума, как писал Гегель, есть акт эстетический). Особенно глубоко и полно эстетическая природа философского сознания и творчества проявила себя в античной культуре, что подтверждается и таким фундаментальным исследованием, как «История античной эстетики» А. Ф. Лосева. И нравственный смысл, этический аспект философии, проникает философское сознание целиком. Ни одна проблема но является философской, если она в то же время (если не непосредственно, то в конечном счете) не оказывается этической.
Об истории философии речь пойдет далее. Но уже сейчас, в контексте вопроса о структуре философского знания, следует указать на то, что в философии история занимает более важное место, чем в любой другой области человеческого творчества. Математик, физик, тем более люди практических профессий (врач, инженер, юрист, учитель) на своем рабочем месте действуют операционально, они могут и не знать об истории их деятельности, которая и сделала ее возможной. Решая конструкторскую задачу, инженер-конструктор пользуется готовыми формулами и схемами, как и врач — современными средствами диагностики и лечения.