Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 14:39, реферат
Актуальность выбранной темы состоит в том, что философские исследования инженерной деятельности позволяют выявить основные тенденции в развитии современной техники, ее влиянии на общество.
В многоцветном спектре составляющих глобальной революции одно из первых мест занимает техника, ее развитие, функционирование и вызываемые ею социальные следствия. Именно с техникой в большой степени связана деятельность и сама жизнь современного человека.
Введение…………………………………………………………………………………….2
Глава 1. Философия техники как специфическая область философского знания
1.1. Понятие философии техники………………………………………………………….5
1.2 Инженерная и гуманитарная философия техники ………………...………….……13
Глава 2 Философский смысл инженерной деятельности
2.1 Инженерная деятельность, ее особенности. Инженерное мышление………………17
2.2. Роль и функции философии техники в инженерной деятельности………………..20
Заключение………………………………………………………………………………….23
Список использованной литературы………………………………………………………25
Философия техники, рассматривая технику как социальный феномен, позволяет учитывать внетехнические условия, подчинять технику человеческим целям.
Философия техники позволяет не только трезво оценить сегодняшний уровень технического прогресса и сделать его человеческое измерение, но и определить тенденции и перспективы развития техники, выбрать оптимальные и не тупиковые варианты этого развития. Только такой подход к анализу научно-технического прогресса, который улавливает его основные тенденции и экстраполирует их в будущее, дает возможность рационального управления научно-техническим прогрессом и предвидения его экономических, социальных, политических, духовных негативных и позитивных следствий.
Развитие техники должно сочетаться с моральным, экономическим и социально-политическим развитием общества. Достижение такой гармонии, мировоззренческое обоснование социально-эффективного развития техники - важнейшая функция философии техники. " Поскольку философия внесла свой вклад в сохранение динамики современной техники, она должна помочь также понять наше положение и повести технику к дальнейшему развитию в рациональном направлении" - пишет Ф.Рапп.[12]
Приведенные соображения позволяют заключить, что знание философии техники не нечто внешнее для инженера, а составная часть знания инженера без которой он не может развить свою рациональную и эффективную деятельность.
Заключение.
В заключении хотелось бы отметить, что в процессе исследования мы добились поставленной цели, а именно определили роль и функции философии в деятельности инженера:
- знание философии техники не нечто внешнее для инженера, а составная часть знания инженера, без которой он не может развить свою рациональную и эффективную деятельность;
- инженер проектирует, конструирует технические устройства и обеспечивает их правильное технологическое функционирование, но чаще всего он имеет дело в этом случае не только с техническими устройствами, а порой со сложными системными комплексами, в которые включены технологический процесс, природная и социокультурная среда. Возникает необходимость знать не только технологический процесс, но и функции человека в этом процесс, его взаимоотношения с машиной, знать социокультурную и даже естественную среду его деятельности. Без философского мышления здесь не обойтись;
- то обстоятельство, что поколения машин сменяются быстрее, чем поколения людей, требует постоянной актуализации знаний инженера, его непрерывного образования и самообразования. Умение пополнять и обновлять свои знания, самостоятельно учиться связано с четкой ориентацией на нужную информацию в огромном информационном массиве. Это возможно лишь с видением всего поля технического прогресса, определением его основных направлений и тенденций развития, болевых точек и точек роста. Здесь требуется философская мировоззренческая ориентация инженера, правильная логика его мышления.
Инженеру чаще приходится мыслить абстрактно, обдумывать факты, вычислять и сопоставлять и реже иметь дело с конкретными приборами. Более того, макет разработанного инженером прибора собирают техники, поэтому даже в этом случае инженеру не всегда удаётся "поработать руками".Таким образом, инженер имеет дело не с техническими системами (устройствами и технологическими процессами), а с их описаниями. Он преобразует эти описания от неясных требований заказчика к чётким и однозначным, например, чертежам. При этом он использует наработанные в инженерном деле процедуры инженерной деятельности в соответствии с принятым регламентом.
Необходимо также учесть, что в какой бы ипостаси не выступала техника, ее функционирование направлено на реализацию поставленных людьми целей. Но, являясь для общества средством достижения определенных целей, для инженера техника выступает как цель его деятельности. Создавая тот или иной артефакт, инженер реализует намеченную цель - обеспечить определенный технологический процесс. При этом мысли инженера часто не простираются за рамки этого процесса. В таком случае разрывается диалектическая цепочка " цель - средство - результат" и инженер не видит социальной значимости своей деятельности, он выступает не как творец, а как простой исполнитель, ремесленник. Преодоление этой профессиональной ограниченности предполагает выход за пределы тех понятий, которые связаны лишь с созданием артефактов, технологий, преодоление технократического мышления, ориентацию на социальный простор, социально- философское осмысление своей технической практики.
В настоящее время благодаря бурному развитию технического знания, созданию крупных научно-производственных комплексов, современных технических средств, новых инженерно-технических сообществ, естественного и гуманитарного знания, формируется новый стиль инженерного мышления, характеризующийся строгой системностью с ориентацией на аксиологический аспект, как основу инженерно-технического творчества, направленного на создание принципиально новой техники и организации современных технологий. Есть все основания полагать, что новое инженерное мышление будет широко утверждаться и его роль все более возрастать по мере развития науки и техники, экономической, социально-политической и духовной сфер общественной жизни. Социальный и научно-технический прогресс непосредственно связан с деятельностью технических специалистов. Инженеры являются творцами новой техники и социальных технологий, и именно от их философского и творческого мышления зависит качество жизни на планете.
Список использованной литературы:
1. Горохов В.Г. Розин В.М. Введение в философию техники. М. 1998.-С. 38
2. Губин В.Д., Филатов В.П., Пименов А.В. Философия: Учебник для вузов, 2-е изд.ТОН - Остожье, 2001 - С.24-35
7. Стенин В.С., Горохов В.Г., Рогозов М.Аю Философия науки и техники – С. 47-55
8. Хайдеггер М. Вопрос о технике //Новая технократическая волна на Западе. М., 1986, - С. 50
[1] Губин В.Д., Филатов В.П., Пименов А.В.и др.; под ред. Губина В.Д. Философия: Учебник для вузов, 2-е изд- С. 35
[2] Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники – С. 47-55
[3] Эллюль Ж. Технологический блеф // Это человек: Антология. М., 1995. С. 268.
[4] Эллюль Ж. Технологический блеф // Это человек: Антология. М., 1995. С. 282.
[5] Ленк Х. Размышления о современной технике. М., 1996. С. 38–39.
[6] Рело Ф. Техника и ее связь с задачей культуры. СПб, 1885.- С.65
[7]
М.: Губин В.Д., Филатов В.П., Пименов А.В. Философия: Учебник для вузов, 2-е изд.ТОН - Остожье, 2001 - С.24-35
[8] Х. Ортега-и-Гассет Размышления о технике // Вопросы философии. – 1993. - №10. – С. 32 – 68.
[9] Хайдеггер М. Вопрос о технике //Новая технократическая волна на Западе. М., 1986, - С. 50
[10] Новая технократическая волна на Западе. М., 1986. 3. Философия техники в ФРГ. М., 1989- С. 225
[11] Горохов В.Г. Розин В.М. Введение в философию техники. М. 1998.-С. 38
[12] Рапп Ф. Направления развития философии техники // Вопросы истории естествознания и техники. – 1992. – №2. – С. 60 – 63.
Информация о работе Философия, ее функции и роль в деятельности инженера