Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 14:39, реферат
Актуальность выбранной темы состоит в том, что философские исследования инженерной деятельности позволяют выявить основные тенденции в развитии современной техники, ее влиянии на общество.
В многоцветном спектре составляющих глобальной революции одно из первых мест занимает техника, ее развитие, функционирование и вызываемые ею социальные следствия. Именно с техникой в большой степени связана деятельность и сама жизнь современного человека.
Введение…………………………………………………………………………………….2
Глава 1. Философия техники как специфическая область философского знания
1.1. Понятие философии техники………………………………………………………….5
1.2 Инженерная и гуманитарная философия техники ………………...………….……13
Глава 2 Философский смысл инженерной деятельности
2.1 Инженерная деятельность, ее особенности. Инженерное мышление………………17
2.2. Роль и функции философии техники в инженерной деятельности………………..20
Заключение………………………………………………………………………………….23
Список использованной литературы………………………………………………………25
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Сибирский государственный аэрокосмический университет
Имени академика М.Ф. Решетнева
(СибГаУ)
РЕФЕРАТ
ФИЛОСОФИЯ, ЕЕ ФУНКЦИИ И РОЛЬ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНЖЕНЕРА
Красноярск 2010
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Философия техники как специфическая область философского знания
1.1. Понятие философии техники………………………………………………………….
1.2 Инженерная и гуманитарная философия техники ………………...………….……13
Глава 2 Философский смысл инженерной деятельности
2.1 Инженерная деятельность, ее особенности. Инженерное мышление………………17
2.2. Роль и функции философии техники в инженерной деятельности………………..20
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………………………
Введение
Актуальность выбранной темы состоит в том, что философские исследования инженерной деятельности позволяют выявить основные тенденции в развитии современной техники, ее влиянии на общество.
В многоцветном спектре составляющих глобальной революции одно из первых мест занимает техника, ее развитие, функционирование и вызываемые ею социальные следствия. Именно с техникой в большой степени связана деятельность и сама жизнь современного человека. Именно она оказывает все возрастающее воздействие на современную цивилизацию, трансформируя ее в постиндустриальную. Не удивительно, что техника во всем многообразии связей и отношений с разными сферами и явлениями общества и природы является объектом философского внимания. Более того, в философии сложилась солидная традиция, которая привела к формированию философии техники. Долгое время само соединение слов философия и техника казалось противоестественным, поскольку первое из них является олицетворением теоретического освоения действительности, а второе – практического. Однако сегодня уже всем ясно, что без теоретических исследований невозможным было бы и столь бурное развитие техники в нашем столетии, а без философского и социологического осмысления феномена техники современные философские исследования были бы не полными. Знание философии техники не нечто внешнее для инженера, а составная часть знания инженера без которой он не может развить свою рациональную и эффективную деятельность. Можно сказать так: не являясь инженерным знанием, философия техники является составной частью знания инженера.
Исследование роли и функции философии в инженерной деятельности в историческом контексте и ее осуществление на современном этапе развития человеческого общества исследовались многими учеными и философами техники, как в нашей стране, так и за ее пределами. Техника привлекала внимание философов с давних времен, как момент человеческой деятельности, как фактор производства. Однако философской проблемой феномен техники стал лишь тогда, когда общество начало осознавать собственное развитие как движение к технизированной цивилизации.
Основоположником философии техники считают немецкого философа Эрнста Каппа, издавшего в 1877 году «Основы философии техники», а выдающимся философом в этой области, создатель теории технического творчества в России был инженер П.К. Энгельмейер. Вместе с этим необходимо отметить влияние и западных философов на сущностную разработку проблем философии техники и инженерной деятельности. В этой связи можно выделить следующих философов техники:
Эспинас, Альфред (1844—1922) — отстаивал идею сакрального происхождения техники.
Чиммер, Эберхард (1873—1940) — техника как инструмент освобождения.
Дессауэр, Фридрих (1881—1963) — техника как инструмент сотворчества человека Богу.
Мамфорд, Льюис (1895—1990) — историк техники.
Ортега-и-Гассет, Хосе (1883—1955) — техника как реализация человека.
Хайдеггер, Мартин (1889—1976) — техника как способ самораскрытия бытия.
Эллюль, Жак — определение техники как «тотальности методов, рационально направленных на эффективность».
В настоящее время проблемами философии техники и инженерной деятельности занимаются многие ученые и философы современности. Среди известных философов техники можно выделить таких как В.М. Розин, В.Г. Горохов Е.А. Шаповалов, Б.И. Кудрин, А.В. Бондарь и многих других. Зарубежные исследователи: Г. Банзе, Г. Бехманн, А. Грунвальд, X. Ланге, X. Ленк , А. Хунинг , К. Ясперс.
Объектом исследования данного реферата является - инженерная деятельность как составная часть человеческой деятельности.
Предмет исследования – видение инженерной деятельности в трудах философов.
Целью данного реферата является - определить роль и функции философии в инженерной деятельности. Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
- определить основные этапы развития инженерной деятельности;
- опеределить место философии техники в деятельности инженера;
- проанализировать логику развития инженерной деятельности и стилей инженерного мышления;
- определить роль философии техники в инженерной деятельности.
Главное внимание в реферате обращается на анализ отдельных трудов и взглядов, посвященных роли философии в инженерной деятельности.
Глава 1. Философия техники как специфическая область философского знания
1.1 Понятие философия техники.
В данной главе мы рассмотрим философию технику, где техника анализируется как особый вид и средство творческой человеческой деятельности, реализованное знание людей, выполняющее социальные функции, зависимая от социума и в то же время воздействующая на общественное развитие.
Как художник смотрит на созданный им шедевр на расстоянии, так и инженер должен оценивать свои действия в другом ракурсе. Такое другое, как бы стороннее видение смысла инженерной деятельности дает ее философское осмысление. Подобное осмысление призвана дать специальная отрасль философского знания, получившая название философии техники. Именно она рассматривает инженерную деятельность и ее объект - технику на фоне широкого спектра человеческих ценностей.
Техника является объектом внимания многих специалистов - от инженеров и философов до экономистов и социологов. Все они исследуют технику сквозь призму своих профессиональных интересов.
Бесспорно, любая современная человеческая активность,направленная на достижение поставленных целей,неразрывно связана с применением техники в ее различном понимании.Попробуем на основе трудов философов выявить интересующие нас аспекты.
Как отмечалось выше, выражение "философия техники" было введено немецким философом Э. Каппом (1808–1896) – автором труда "Основы философии техники" (1877). Центральными в его концепции техники являются антропологический критерий и принцип органопроекции. Антропологический критерий, считает Капп, был впервые сформулирован древнефеческим философом Протагором в знаменитом утверждении: "Человек есть мера всех вещей". В интерпретации немецкого философа этот принцип выглядит так: независимо от того, каковы предметы мышления, результатом исканий мысли всегда будет человек. Научное познание трактуется как самопознание человека; поскольку человек мыслит себя в природе, мышление становится согласованием физиологической организации человека с космическими условиями. Человек создает мир искусственного, который, с точки зрения Каппа, есть продолжение организма человека, отображение вовне его внутреннего мира. Черты этого искусственного мира затем переносятся на самого человека, благодаря чему человек познает механизм своей бессознательной жизни. Внутреннее отношение между орудиями и органами человека, утверждает Капп, заключается в том, что "в орудии человек систематически воспроизводит себя самого". Однако основную ценность органопроекции, по Каппу, составляет не отражение в простых орудиях формы отдельных органов, а выражение в технике основных связей и отношений организма (органопроекция – не только проекция органа, но и проекция организма). Форма паровой машины не имеет ничего общего с человеком, но функционирование паровой машины (например, в локомотиве) обнаруживает сходство с функционированием живого организма. Для того и другого характерны питание, выделение отбросов и продуктов сгорания, изнашивание частей, а при разрушении важной части остановка всех функций и смерть. Такие технические системы, как железные дороги и телефаф, рассматривались Каппом как отражение кровеносной и нервной системы организма соответственно.
Несколько позже другой немецкий философ Фред Бон одну из глав своей книги "О долге и добре" (1898 г.) также посвятил "философии техники". Основной задачей, которую ставит перед собой Ф.Бон, является анализ и точная формулировка понятий "долг" и "добро". В термине "долг" (долженствование) Бон выделяет два значения: долг категорический и долг гипотетический. Эти две разновидности мы можем в полном согласии с Боном назвать долгом нравственным и долгом техническим. К познанию первого ведет, по Бону, вопрос: "Что я должен делать?". Здесь спрашивающий интересуется общим направлением своей деятельности, своего поведения. Ответом на этот вопрос будет, по Бону, некоторое приказание, заповедь. Второе значение понятия "долг" является гипотетическим, или техническим. Здесь речь идет уже не об общей нормировке поступка, а об указании средства или пути к достижению цели. Ответом в этом случае будет уже не приказ, а завет или совет, который может быть или выполнен, или не выполнен по желанию вопрошающего. В этом заключается, по мнению Ф.Бона, компетенция философии техники. Фред Бон отмечает, что наука часто противопоставляется технике, как теоретическая область практической, что неверно. По его мнению, наука и техника совместно строят здание теории и как таковые противостоят практике. Причем техника отличается от науки главным образом лишь иной формой высказываний и другой организацией материала. Трудности в разграничении сфер науки, техники и практики заключены в том, что эти три ступени бывают многократно переплетены в одной и той же персоне. Представляет интерес то, чем Фред Бон завершает свое исследование. Восходя по пути обобщений, Бон находит, что вся совокупность технических мероприятий имеет целью удовлетворять потребности человека. Потребность ставит известную цель; но если мы внимательно всмотримся в дело, то увидим, что одна цель является лишь средством к достижению другой цели. Восходя по этому ряду превращения целей в средства к достижению целей высших, мы доходим до положения, что все наши дела устремляются в одну конечную точку, а эта цель всех целей есть счастье. И таким образом, высшей технической целью является достижение счастья, и все вопросы — "что должен делать, чтобы...?" сбегаются в один вопрос: "что я должен делать, чтобы быть счастливым?". Ответ на этот вопрос, с точки зрения Ф. Бона, является самым важным, а все другие технические вопросы имеют лишь второстепенное значение, поскольку во всякой деятельности ведущим осознается желание счастья. Этот вопрос рассматривает в специальной главе, названной "Философия Эвдемизма". Однако и эта цель подчиняется у него наивысшей и всеобщей цели - идее добра, составляющей предмет философии этики.
Еще одним представителем философии техники является Альфред Эспинас, который в своей книге "Возникновение технологии", которая представляет собой сборник его работ, помещенных в разных философских журналах (начиная с 1890 г.), формирует понятие технологии. «Эспинас прямо заявляет, что говорит о полезных искусствах. Технологией он называет некоторое будущее учение о этих искусствах, которое выделит их основной характер исторически и потом даст возможность извлечь основные законы человеческой практики в некоторую "общую праксеологию". Таким путем составится новое учение о человеческой деятельности, которая станет рядом с учением о познании, столь многосторонне разработанным, и тем самым заполнит пробел, - отсутствие "философии действия".
А. Эспинас подчеркивает, что ни одно изобретение не может родиться в пустоте; человек может усовершенствовать свой способ действия, только видоизменяя средства, которыми он уже предварительно обладал. Не бессознательная практика, а лишь зрелые искусств порождают технологию. По мысли Эспинаса, технология охватывает три рода проблем, в зависимости от трех точек зрения, с которых можно рассматривать технику. Во-первых, можно производить аналитическое описание ремесел в том виде, в каком они существуют в данный момент и в данном обществе, определяя их разнообразные виды, и затем сводить их с помощью систематической классификации к немногим типам. Это соответствует статической точке зрения на технику, в результате чего сформировалась морфология технологии. Во-вторых, можно исследовать, при каких условиях и в силу каких законов устанавливается каждая группа правил, каким причинам они обязаны своей практической деятельностью. Это динамическая точка зрения на технику, результатом которой является физиология технологии. Наконец, в-третьих, комбинация динамической и статической точек зрения дает возможность изучать зарождение, апогей и упадок каждого из этих органов в данном обществе или даже эволюцию всей техники человечества, начиная от самых простых форм и кончая самыми сложными, в чередовании традиций изобретений, которое составляет ритм этой эволюции.[1]
Первый философ техники в России П.К.Энгельмейер главной задачей считает гуманизацию инженерной деятельности и инженерного образования. То есть, философия техники дает более широкий, гуманитарный взгляд на технику.
Сущность техники П.К. Энгельмейер определяет «не в фактическом выполнении намерения, но в возможности выполнить путем воздействия на материю». П.К. Энгельмейер приходит к выводу, что человек «есть существо техническое, то есть такое, которое живет, имеет желания и их удовлетворяет в пределах возможностей, обусловленных жизнью личной, общественной и космической». А учение о «техническом существе» он называет «Техницизмом».
Информация о работе Философия, ее функции и роль в деятельности инженера