В ранних индуистских
текстах говорится о десяти оватарах
(низхождениях) Вишну. В восьмом из
них он предстает в облике Кришны
- героя племени Ядавов. Это оватара
стала излюбленным сюжетом, а
ее герой - персонажем многочисленных
сочинений. Культ Кришны снискал такую
популярность, что из Вишнаизма выделилось
одноименное направление. Девятая оватара,
где Вишну предстает в виде Будды - результат
включения в индуизм буддистских представлений.
Большую популярность
очень рано приобрел культ Шивы, который
в триаде главных богов олицетворял собой
разрушение. В мифологии Шива ассоциируется
с разными качествами - он и божество плодородия
аскет, и покровитель скота, и танцор-шаман.
Это говорит о том, что в ортодоксальный
культ Шивы примешались местные верования.
Индийцы считали,
что индуистом нельзя стать - им можно
только родится; что варна, социальная
роль, предопределена навсегда и менять
ее - это грех. Особую силу индуизм
набрал в средние века, став основной
религией населения. «Книгой книг» индуизма
была и остается «Бхагавадгита» часть
этической поэмы «Махабхарата», в центре
которой - любовь к богу и через это - путь
религиозному освобождению.
3.3. Буддизм.
Значительно позднее, чем ведизм,
в Индии сложился Буддизм. Создатель
этого учения, Сидгартха Шаньямуни,
родился в 563 году в Лумбине
в кшатрийской семье. К 40 годам
он достиг просветления и стал
называться Буддой. Более точно
рассказать о времени появления
его учения невозможно, но то, что Будда
реальное историческое лицо - это факт.
Буддизм в своих
истоках связан не только с брахманизмом,
но и с др. религиозными и религиозно
- философскими системами Древней
Индии. Анализ
этих связей показывает, что появление
буддизма было обусловлено и объективными
социальными процессами, подготовлено
идейно. Буддизм не был порожден "откровением"
достигшего божественной мудрости существа,
как это утверждают буддисты, или личным
творчеством проповедника, как обычно
считают западные буддологи. Но буддизм
не явился и механическим набором имевшихся
идей. Он внес в них много нового, порожденного
именно общественными условиями эпохи
его возникновения.
Первоначально
элементы нового религиозного учения,
как утверждает буддийская традиция,
передавались изустно монахами своим
ученикам. Литературное оформление они
начали получать сравнительно поздно
- во 2-1 вв. до н.э. Сохранился палийский
свод буддийской канонической литературы,
созданный около 80 г. до н.э. на Шри-Ланка
и названный позднее "типитака" (санскр.
- "трипитака") - "три корзины закона".
В 3-1 вв. до н.э. и в первых
веках н.э. происходит дальнейшее
развитие буддизма, в частности
создается связное жизнеописание
Будды, складывается каноническая
литература. Монахи - теологи разрабатывают
логические "обоснования" главных
религиозных догм, нередко именуемые "философией
буддизма". Теологические тонкости
оставались достоянием сравнительно небольшого
круга монахов, имевших возможность отдавать
все свое время схоластическим спорам.
Одновременно развивалась другая, морально
- культовая сторона буддизма, т.е. "путь",
который может привести каждого к прекращению
страданий. Этот "путь" и был собственно
тем идейным оружием, которое способствовало
в течение многих веков удержанию трудящихся
масс в повиновении.
Буддизм обогатил религиозную
практику приемом, относящимся
к области индивидуального культа.
Имеется в виду такая форма
религиозного поведения, как бхавана
- углубление в самого себя, в
свой внутренний мир с целью сосредоточенного
размышления об истинах веры, что получило
дальнейшее распространение в таких направлениях
буддизма, как “чань” и “дзен”. Многие
исследователи считают, что этика в Буддизме
занимает центральное место и это делает
его в большей степени этическим, философским
учением, а не религией. Большинство понятий
в Буддизме носит расплывчатый, многозначный
характер, что делает его более гибким
и хорошо адаптируемым к местным культам
и верованиям, способным к трансформации.
Так последователи Будды образовали многочисленные
монашеские общины, ставшие главными оча-гами
распространения религии.
К периоду Маурьев в буддизме
оформились два направления: стхавиравадины
и махасангики. Последнее учение
легло в основу Махаяны. Древнейшие
махаянские тексты появляются еще в первом
веке до нашей эры. Одним из важнейших
в доктрине Махаяны является учение о
Бодхисатве-существе, способном стать
Буддой, приближающемся к достижению нирваны,
но из сострадания к людям в нее не вступающие.
Будда считался не реальным человеком,
а высшим абсолютным существом. И Будда
и Бодхисатва являются объектами почитания.
Согласно Махаяне, достижение нирваны
происходит посредством Бодхисатвы и
из-за этого в первом веке нашей эры монастыри
получали щедрые подношения от сильных
мира сего. Разделение Буддизма
на две ветви: Хинаяну (“малая повозка”)
и Махаяну (“большая повозка”) было вызвано,
прежде всего, различиями в социально-по-литических
условиях жизни в отдельных частях Индии.
Хинаяна, теснее связан-ная с ранним Буддизмом,
признает Будду человеком, нашедшим путь
к спасе-нию, которое счи-тается достижимым
только через уход от мира - монашество.
Махаяна исходит из возможности спасения
не только для отшельников-монахов, но
и для мирян, при-чем упор сделан на активную
проповедническую деятель-ность, на вмешательство
в общественную и государственную жизнь.
Махаяна, в отличие от Хинаяны, легче приспосабливалась
к распространению за пределы Индии, породив
множе-ство толков и течений, Будда постепенно
становится высшим божеством, в честь
него сооружаются храмы, совершаются культовые
действия.
Важное различие между Хинаяной
и Махаяной заключается в том,
что Хинаяна полностью отвергает
путь к спасению для не монахов,
которые добровольно отвергли
мирскую жизнь. В Махаяне важную
роль культ бодхисатв - индивидов, уже
способных войти в нирвану, но скрадывающих
достижение конечной цели из-за того, чтобы
помочь в ее достижении и другим, необязательно
монахам, заменив тем самым требование
ухода от мира призывом к воздействию
на него.
Ранний Буддизм отличается простотой
обрядности. Её главным элементом
является: культ Будды, проповедь,
почитание святых мест, связанных
с рождением, просветлением и
смертью Гуатамы, поклонение ступам
- культовым сооружениям, где хранятся
реликвии Буддизма. Махаяна к культу Будды
добавила почитание бодхисатв, тем самым
усложнилась обрядность: были введены
молитвы и разного рода заклинания, стали
практиковаться жертвоприношения, возник
пышный ритуал.
Как и всякая религия, буддизм
содержал в себе идею о спасении - в буддизме
она именуется «нирваной». Достигнуть
ее возможно лишь следуя определенным
заповедям. Жизнь - страдание, которое
возникает в связи с желанием, стремлением
к земному существованию и его радостям.
Поэтому следует отказаться от желаний
и следовать «восьмеричному пути» - праведным
взглядам, праведному поведению, праведным
усилиям, праведной речи, праведному образу
мысли, праведной памяти, праведному образу
жизни и самоуглублению. В буддизме огромную
роль играла этическая сторона. Следуя
«восьмеричному пути» человек должен
полагаться на самого себя, а не искать
помощи извне. Буддизм не признавал существование
бога творца, от которого зависит все в
мире, в том числе и человеческая жизнь.
Причина всех земных страданий человека
заключается в его личном ослеплении;
неспособность отказаться от мирских
желаний. Лишь погашением всяких реакций
на мир, уничтожением собственного «я»
можно достичь нирваны.
4. БХАГАВАД-ГИТА.
Говоpя
о философии Дpевней Индии нельзя
не упомянуть и обшиpную эпичекую
поэму Махабхаpату, состоящую из
восемнадцати книг. Наибольший интеpес
с философской точки зpения пpедставляет
одна из книг - Бхагавад-Гита (божественная
песнь). В отличе от Упанишад, где философия
пpедставлена в виде отдельных высказываний
и положений, здесь появляются уже pазвеpнутые
и цельные философские концепции, дающие
тpактовку миpовоззpенческих пpоблем. Главное
значение сpеди этих концепций пpиобpетает
учение _санкхьи_ и тесно связанной с ним
йоги, котоpые эпизодически упоминались
в Упанишадах. Основу концепции составляет
положение о пpакpите (матеppи, пpиpоде), как
источнике всего бытия (в том числе и психики,
сознания) и независимом от нее чистом
духе - пуpуше (именуемом также Бpахманом,
атманом). Таким обpазом, миpовоззpение
дуалистично, основано на пpизнании двух
начал.
Основное
содеpжание Бхагавад-Гиты составляют
поучения бога Кpишны. Бог Кpишна, согласно
индийской мифологии, является восьмой
аватаpой (воплощением) бога Вишну. Бог
Кpишна говоpит о необходимости для каждого
человека выполнять свои социальные (ваpновые)
функции и обязанности, быть безpазличным
к плодам миpской деятельности, все свои
помыслы посвящать богу. Бхагавад-Гита
содеpжит важные пpедставления дpевнеиндийской
философии: о тайне pождения и смеpти; о
соотношении пpакpити и пpиpоды человека;
о гунах (тpех матеpиальных началах, pожденных
пpиpодой: тамас - косное инеpтное начало,
pаджас - стpастное, деятельное, возбуждающее
начало, саттва - возвышающее, пpосветленное,
сознательное начало. Их символами являются
соответственно чеpный, кpасный и белый
цвета), опpеделяющих жизнь людей; о нpавственном
законе (дхаpме) исполнения долга; о пути
йогина (человека, посвятившего себя йоге
- совеpшенствованию сознания); о подлинном
и не подлинном знании.
Главными достоинствами человека называются
уpавновешенность, отpешенность от стpастей
и желаний, непpивязанность к земному.
5.
Философия. Философские
школы
В Древней Индии очень высокого
развития достигла философия. Индийская
философия - это истинно "живые плоды",
продолжающие питать своими соками мировую
человеческую мысль. Индийская философия
сохранила полную преемственность. И ни
одна философия не оказала такого сильного
воздействия на Запад, как индийская. Поиск
"света, который идет с Востока", "истины
о происхождении рода человеческого",
которым были заняты многие философы,
теософы, и, наконец, хиппи в 60-70 годах уже
нашего века - очевидное свидетельство
той живой связи, которая соединяет западную
культуру с Индией. Индийская философия
- это не только экзотика, а именно та притягательность
целительных рецептов, которые помогают
человеку выжить. Человек может не знать
тонкостей теории, но заниматься дыхательной
гимнастикой йога в целях чисто медико-физиологических.
Главная ценность древнеиндийской философии
состоит в ее обращении к внутреннему
миру человека, она открывает мир возможностей
нравственной личности, в этом-то, вероятно,
и кроется тайна ее притягательности и
живучести.
Для древнеиндийской философии характерно
развитие в рамках определенных систем
или школ и деление их на две большие группы:
первая группа - это ортодоксальные философские
школы Древней Индии, признающие авторитет
Вед (Веданта (IV-II в.в. до н.э.), Миманса (VI
в. до н.э.), Санкхья (VI в. до н.э.), Ньяя (III
в. до н.э.), Йога (II в. до н.э.), Вайшешика
(VI-V в. до н.э.)). Вторая группа - неортодоксальные
школы, не признающие авторитет Вед (Джайнизм
(IV в. до н.э.), Буддизм (VII-VI в. до н.э.), Чарвака-Локаята).
Наиболее известная школа древнеиндийских
материалистов была Локаята. Локаятники
выступали против основных положений
религиозно-философских школ, против
религиозного «освобождения» и
всесилия богов. Основным источником
познания они считали чувственное
восприятие. Большим достижением древнеиндийской
философии было атомистическое учение
школы Вайнишика. Школа Санкхья отразила
многие достижения в науке. Одним из крупнейших
древнеиндийских философов был Начартжуна,
выступивший с концепцией всеобщей относительности
или «всеобщей пустоты», а также заложивший
основы школы логики в Индии. К концу древности
наибольшим влиянием пользовалась идеалистическая
школа веданта, но не малую роль играли
рационалистические концепции.
5.1. Йога.
Йога опирается на Веды и
является одной из ведических
философских школ. Йога означает
"сосредоточение", ее основателем
считается мудрец Патанджали (II в.
до н.э.). Йога - это философия и практика.
Йога - есть индивидуальный путь спасения
и предназначена для достижения контроля
над чувствами и мыслями, в первую очередь,
при помощи медитации. В системе йоги вера
в бога рассматривается как элемент теоретического
мировоззрения и как условие практической
деятельности, направленной на освобождение
от страданий. Соединение с Единым необходимо
для осознания собственного единства.
При успешном овладении медитацией, человек
приходит к состоянию самадхи (т.е. состоянию
полной интраверсии, достигаемой после
целого ряда физических и психических
упражнений и сосредоточенности). Кроме
этого, йога включает в себя и правила
приема пищи. Пища делится на три категории
соответственно трем гунам материальной
природы, к которой она относится. Например,
пища в гунах невежества и страсти способна
умножить страдания, несчастья, болезни
(прежде всего, это мясо). Учителя йоги
особое внимание обращают на необходимость
выработки терпимости по отношению к другим
учениям.
5.2. Джайнизм.
Джайнистская школа возникла
в VI веке до нашей эры на
основе развития учений (мудрецов).
Она является одной из неортодоксальных
философских школ Древней Индии.
Джайнизм возник в одно время
с буддизмом и также в Северной
Индии. Оформление этого учения связано
с именем Махавиры Джины (6 в до нэ) считается
последним из 24 тиртханов (тех кто смог
освободиться от кармы). Родившись в семье
кшатрия он в 30 лет ушел из дома. Через
несколько лет он прозрел и стал проповедовать
свое учение. Вначале последователями
были лишь аскеты, отказавшиеся от всего
материального включая одежду - ради достижения
мокши. Позже численность общины увеличилась
за счет сочувствовавших и кормивших их
мирян. Учение Джайнов состояло из
того что душа человека выше его материальной
оболочки. Достичь мокши- значит освободить
душу от материи. При этом материальной
считалась и карма а все остальное как
бы прилипало к ней. Только после освобождения
от веками накопленной кармы как от липкой
основы, вместе с ней устраняется и все
прилипшее к ней. Джайнизм
говорит, что нужна глубокая убежденность
в истинность исповедуемой доктрины.
Образ жизни джайнов. 5 основных обетов:
1. Не причинять вреда живому
2. Не красть
3. Не прелюбодействовать.
4. Не стяжать
5. Быть искренним и благочестивым.