Философия Древнего Востока

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 12:20, реферат

Описание работы

Философская мысль человечества зародилась много столетий назад (около 2500 лет) в наиболее развитых очагах цивилизации того времени - в Древней Индии и Китае, Древней Греции и Риме. Немецкий философ XX века Карл Ясперс назвал период около 500 лет до нашей эры «осевым» временем. Именно тогда в основном сформировался человек современного типа. Здесь наступает конец господству мифологической картины мира, и на смену ей приходят рациональные (осмысленные) представления о мироздании. Человек в этот период становится подлинным человеком, существом разумным, одухотворенным. Ясперс утверждал, что в «осевое» время «...человек осознает бытие в целом, самого себя и свои границы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
1. ФИЛОСОФИЯ В ДРЕВНЕЙ ИНДИИ. 3
1.1. Джайнизм. 4
1.2. Буддизм. 5
1.3. Начало древнеиндийского материализма.
Философия локаята. 7
1.4. Системы, опирающиеся на Веды:
миманса и веданта 7
1.5. Философия санкхья. 8
1.6. Система йога. 9
1.7. Материалистическая система ньяя. 9
1.8. Материалистическая система вайшешика. 10
2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ФИЛОСОФ-
СКОЙ МЫСЛИ В ДРЕВНЕМ КИТАЕ 11
2.1. Философия и этнические взгляды Конфуция
и его последователи. 12
2.2. Учения Мо-цзы. Теория познания моистов. 13
2.3. Учения Лао-цзы о Дао и его последователи. 13
2.4. Наивно-материалистические взгляды Сюнь-цзы. 15
2.5. Материализм школы фацзя. 15
2.6. Борьба материализма и идеализма на рубеже
нашей эры. 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
ЛИТЕРАТУРА

Работа содержит 1 файл

Философия Древнего Востока Реферат 2005г..doc

— 131.00 Кб (Скачать)

      Мистическим было учение основоположника конфуцианской  теологии Дун Чжун-шу (190—105 до н. э.). По его мнению, все стихийные явления суть формы выражения небесной воли. Человек от животного отличается тем, что он осуществляет веление неба.

      Против  религиозной мистики, в особенности против конфуцианской теологии, выступил ряд мыслителей, среди которых особенно выделялся материалист Ван Чун (27—104 н. э.). В книге «Лунь-хэн» («Критические рассуждения») он утверждает, что мир состоит из вечно существующей материальной субстанции ци, а дао есть закономерность самой действительности. Одни ци находятся наверху, в небесном пространстве, в виде туманных масс, а другие — внизу, на земле, в сгущенном виде, в форме различных тел. От взаимодействия двух видов ци — разреженных (ян ци) и сгущенных (инь ци)—рождаются все вещи. Человека Ван Чун рассматривал как естественное существо, состоящее из материальной субстанции. В нем, как и во всяком живом организме, заложена жизненная энергия цзинь-ци — духовное начало, вырабатываемое в организме в процессе кровообращения. Со смертью человека исчезает и его душа.

      Ван Чун критикует конфуцианскую  теорию о врожденном знании, утверждая, что истину можно доказать лишь через  опыт. Однако без разума опытные  данные, чувственные восприятия еще не дают достоверных доказательств. Единство опыта и разума - таково основное положение теории познания Ван Чуна. Материализм Ван Чуна носит метафизический характер. Философ утверждал, что «небо и земля не изменяются» и что случайностей не бывает ни в природе, ни в обществе. Однако в учении Ван Чуна были и некоторые диалектические догадки (взаимодействие противоположных начал в природе - ян ци и инь ци, жизнь и смерть - две стороны единого процесса и т. п.). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

      В философской мысли Древней Индии большую роль играл мифологический компонент. Как и вообще в мифологии, философии того времени было свойственно наделять явление окружающего мира человеческими свойствами («антропоморфизм»). Однако в индийской философии уже достаточно отчетливо выявились два полюса ее предмета – мир и человек, их соотношение и взаимосвязь, сосуществование. Мироздание рассматривалось как нечто единое, хотя и противоречивое целое. Сильной стороной древнеиндийской философии является также её обращенность к душе человека, к его сложным психическим состояниям. Отсюда и ярко выраженная этическая ориентация и психологизм философской мысли Древней Индии. Индийская философия уже содержала в себе призыв к человеку обрести свободу от слепой власти внешнего мира, раскрыть богатство и возможности своей духовности. 

        В Древнем Китае, как и в других странах, философская мысль формировалась и развивалась в борьбе материализма с идеализмом. В силу исторических особенностей страны (сохранение родовых и патриархальных традиций, отсталость рабовладельческих общественных отношений) древнекитайские мыслители основное свое внимание уделяли решению социально-этических и политических проблем. Не случайно борьба философских течений происходила здесь вокруг понимания дао - пути общественного развития и судьбы человека. Если мыслитель понимал дао как естественный путь, он примыкал к материализму; если же понимал его как божественный путь, он проповедовал идеалистическое учение.

      В целом же древнекитайская философия была ориентирована на постижение некой мировой закономерности , осмысление мирового порядка и места человека в нем. Это побуждало к исследованию социальной структуры общества, изучению отношений в нём. Китайская философия уже более рационалистична, нежели предфилософия Вавилона и Египта. В ней стали более отчетливо выделяться отдельные области философского знания: онтология и диалектика, антропология и социальная философия, этика и теория познания. Древнекитайская философия содержала в себе целый ряд школ и конкретных мыслителей, оставивших заметный след в истории общественной мысли китайского народа. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Л И Т Е Р А  Т У Р А  

  1. Горбачев  В.Г. История философии. Краткий курс лекций: Учебное пособие. 2-е издание, переработ. и дополн. – Брянск:

        «  Курсив»,1998г. – 336с.

  1. Иовчук М.Т. , Ойзерман Т.И., Шипанов И.Я., Краткий очерк истории философии, М. Издательство « Мысль», 1975г.
  2. Курбатов В.И. История философии. Конспект. Ростов-на-Дону. Издательство «Феникс», 1997г. – 448с.
  3. Лукъянов А.Е. Становление философии на Востоке, Древний Китай и Индия. М., 1997г.
  4. Чанышев А.Н. Философия Древнего мира. Учебн. для  Вузов. – М.: Высшая школа, 2001г. – 703с.

Информация о работе Философия Древнего Востока